Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Оренбурга на период до 2030 года, принятой решением Оренбургского городского Совета от 06 09 2011 г N 232 способами обеспечения интеграции главных целей и задач развития города являются развитие приоритетных отраслей экономики и модернизация социальной сферы.
Система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды. Это позволяет рассматривать ее как потенциальный фактор развития социальной сферы муниципалитета, одну из точек роста в социально-экономическом развитии города Оренбурга.
Главная стратегическая цель, поставленная перед системой образования города, заключается в обеспечении возможности каждому жителю, вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья, получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики.
В рамках муниципальных, региональных, федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" выработаны подходы к созданию современной модели системы образования и начаты институциональные изменения, направленные на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития города.
Вместе с тем преобразования, происходящие в отрасли, по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития города.
Анализ состояния системы дошкольного образования города Оренбурга показывает, что в настоящее время востребованность услуг, предлагаемых дошкольным образованием, достигла достаточно высокого уровня удовлетворенности. В городе функционирует 131 дошкольное образовательное учреждение: 130 - муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждений, 1 - негосударственное дошкольное образовательное учреждение. При 4 общеобразовательных учреждениях и 17 учреждениях дополнительного образования детей организованы дошкольные группы. Услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывают 20 индивидуальных предпринимателей.
С 2008 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Если в 2008 году дошкольные образовательные учреждения посещали 23 136 детей, то в 2011 году - более 26 тыс. чел. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. В настоящее время дошкольную образовательную услугу получают 26 363 ребенка, что составляет 74% от общего количества детей, проживающих на территории города Оренбурга. В 2011 году охват детей в возрасте от 1,6 до 6 лет различными формами дошкольного образования в городе составлял 81%. Обеспеченность детей в возрасте от 1 года до 6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет в среднем по городу 124 ребенка на 100 мест.
В городе развита сеть дошкольных образовательных учреждений: 60 дошкольных образовательных учреждения с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития, 1 учреждение компенсирующего вида, 1 - для детей раннего возраста, 7 центров развития ребенка, 3 - учреждения присмотра и оздоровления, 25 - комбинированного вида, 34 - детских сада.
Все большее развитие получают "гибкие" формы дошкольного образования, это группы кратковременного пребывания разной направленности и видов: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы подготовки детей к обучению в школе. Кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволяет экономить бюджетные средства, снизить плату родителей за содержание детей в учреждении и вместе с тем сделать услуги дошкольных учреждений более доступными для населения. В 2011 году такие группы были организованы в 9 дошкольных образовательных учреждениях, их посещало 111 детей. Эти группы способствовали сохранению контингента детей в дошкольных учреждениях, а также обеспечивали подготовку к школе детей, получающих домашнее воспитание.
Вместе с тем, несмотря на то, что наметилась устойчивая тенденция увеличения расходов на дошкольное образование, проблемы его ресурсного обеспечения не сняты, а после утверждения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по-прежнему остаются актуальными. К числу обозначенных проблем следует отнести:
- количественный дефицит ресурсов (недостаточное количество помещений для получения дошкольного образования, необеспеченность кадровым составом, физический износ материально-технической базы, недостаточное количество учебно-материального оснащения для полноценной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отсутствие согласованных с обществом, семьей и государством нормативных правовых документов "рамочного", основополагающего характера и др.);
- качественный дефицит ресурсов (низкий уровень квалификации кадрового состава, текучесть и старение педагогических кадров, использование морально устаревшего оборудования и оснащения учреждений (групп), отсутствие современного информационного обеспечения процесса реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и др.);
- высокая муниципальная дифференциация ресурсного обеспечения дошкольного образования;
- отсутствие единых на территории РФ нормативов, которые обеспечивали бы реализацию инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по всем компонентам системы ресурсного обеспечения.
В сфере общего образования серьезной проблемой остается обеспечение качественного образования.
Решение вопроса приобретает особую актуальность в связи с переходом школ города на новые федеральные государственные образовательные стандарты в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной 04.02.2010 N Пр-271. Реализован комплекс мероприятий по развитию материальной базы учреждений общего образования, в том числе в рамках муниципальной целевой программы предыдущего периода.
На территории города действует программа по совершенствованию организации школьного питания, в рамках которой пищеблоки 33 школ оснащены современным технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, мебелью, в столовых некоторых из них проведены ремонтные работы. В результате принятых мер увеличилась на 64,8% доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
В городе Оренбурге увеличилась доля выпускников общеобразовательных государственных (муниципальных) учреждений, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике).
По всем предметам, сдаваемым выпускниками в форме ЕГЭ, результаты выше региональных, за исключением истории и немецкого языка.
Создание условий в общеобразовательных учреждениях и внедрения в 1-х классах федеральных государственных образовательных стандартов в опережающем режиме в 2010/2011 учебном году позволило отработать механизм, который был использован при переходе на новые стандарты в штатном режиме.
Ряд базовых школ станут координаторами деятельности образовательных кластеров по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углубленном и профильном уровнях. Данный подход позволит повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов.
Реализация вышеописанного комплекса мероприятий по развитию общего образования в городе способствовала сохранению ее конкурентоспособности на российском уровне.
Вместе с тем для успешной реализации на территории города федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, национальной инициативы "Наша новая школа" необходимо проведение более масштабных мероприятий по созданию в школах современных условий обучения.
Средства требуется направить на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию школ, а также на покупку оборудования, приобретение школьных автобусов, развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения, оснащение спортивных залов и площадок, школьных пищеблоков и медицинских кабинетов.
Большое внимание следует уделить обеспечению благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
С целью стимулирования инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, распространения образцов работы педагогических коллективов необходимо дальнейшее проведение конкурсных отборов лучших образовательных учреждений города.
В условиях модернизации системы образования необходимо дальнейшее развитие муниципальной системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, охватывающей муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения.
Реализация запланированных мероприятий в сфере общего образования будет способствовать развитию инфраструктуры общеобразовательных учреждений, позволит повысить качество и разнообразие образовательных услуг.
По-прежнему актуальной остается проблема оттока талантливой молодежи в другие регионы России. В прошедшем году в вузы области поступили 30% лучших выпускников города, которые набрали по результатам единого государственного экзамена от 80 до 100 баллов хотя бы по одному учебному предмету и в основном являются медалистами.
В настоящее время достижения системы работы с талантливыми детьми и подростками в городе Оренбурге признаны на российском уровне.
В 2009 - 2011 годы мероприятия, направленные на выявление и поддержку талантливых детей, проводились в рамках подпрограммы "Одаренные дети". В результате увеличилось количество участников, а также победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. На заключительный этап олимпиады было направлено 27 обучающихся (в 2009 году - 10 школьников), из которых победителями и призерами стали 10 человек (в 2009 году - 3 человека), что составило 37% от числа участников.
Вместе с тем сложившаяся система работы с талантливыми детьми и подростками требует дальнейшего совершенствования. Для решения проблемы необходимо стимулировать развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей.
Согласно национальной инициативе "Наша новая школа" следует уделить особое внимание созданию дистанционных школ обучения одаренных детей и подростков, используя при этом современные образовательные технологии.
В целях повышения интереса молодежи к выбору технических специальностей, что в настоящее время важно для экономики города, необходимо принять меры, направленные на развитие технического творчества детей и подростков.
Для поддержки участников олимпиадного движения на территории города требуется предусмотреть меры поощрения победителей и призеров областного этапа всероссийской олимпиады школьников и областных предметных олимпиад.
С целью научно-методического сопровождения программ по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей необходимо разработать план мероприятий, предполагающий более эффективную реализацию развивающего потенциала системного подхода, продуктивное использование информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения, телеконференций, Онлайн-лекций, интерактивных тренажеров, творческих интернет-форумов и мастерских.
Создание единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов направленно на сопровождение и адресную поддержку работы с одаренными детьми.
Необходимо психолого-педагогическое и финансовое сопровождение системы выявления и развития талантливой молодежи.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей в Оренбурге 1278 человек, что составляет 1,3% от численности детского населения.
В 2011 году в рамках муниципальной целевой программы "Дети Оренбурга" на 2011 - 2012 годы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведен ряд спортивных, культурно-массовых и иных мероприятий.
По состоянию на 01.07.2012 в Оренбурге на воспитании в семьях находятся 919 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2011 году по сравнению с предыдущим годом количество детей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), а также находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильным. За год передано на усыновление 47 детей, под опеку - 141 ребенок, в приемные семьи устроено 8 детей. За первое полугодие 2012 года передано на усыновление 17 детей, под опеку - 44 ребенка, в приемные семьи устроено 5 детей.
С 13.04.2012 в г. Оренбурге организована служба постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
В настоящее время требуется увеличить информированность населения для реализации комплекса мер по обеспечению социальной адаптации и сопровождению воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время широко внедряются в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Для этого общеобразовательным учреждениям за счет средств муниципального бюджета был обеспечен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, приобретено неисключительное право на использование программных продуктов Microsoft для школ города, ряд образовательных учреждений оснащен компьютерами, интерактивным оборудованием, многофункциональными устройствами и принтерами, ноутбуками, источниками бесперебойного питания.
За время реализации Программы были достигнуты следующие показатели:
- на 12 учащихся приходится 1 компьютер (в 2010 году на 16 учащихся);
- на 80 учащихся 1 интерактивная доска (в 2010 году на 360 учащихся);
- на 50 учащихся 1 мультимедиапроектор (в 2010 году на 120 учащихся);
- 85% педагогов используют информационные технологии учебно-практической деятельности (в 2010 году - 75%);
- 100% (86) общеобразовательных учреждений, 42% (54) дошкольных и 60% (11) учреждений дополнительного образования имеют собственные интернет-сайты (в 2010 году соответственно 80% общеобразовательных, 10% дошкольных и 10% учреждений дополнительного образования).
Однако достигнутая процентная динамика данного показателя недостаточна, так как ФЗ "Об образовании" требует содержание работоспособных и актуальных сайтов для 100% образовательных учреждений.
Также достаточно актуальными становятся вопросы перевода муниципальных услуг в сфере образования в электронный вид (в том числе повсеместное распространение системы электронного дневника), компьютеризации функций в сфере образования.
В результате реализации Программы осуществлены важные мероприятия по информатизации системы образования города, что позволяет выйти на новый качественный этап в построении единой информационно-образовательной среды города.
На сегодняшний день основной проблемой системы образования города, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях.
Из общей численности работников общеобразовательных учреждений имеют стаж педагогической работы от 0 до 5 лет - 13,4%, от 5 до 10 лет - 9,2%, от 10 до 20 лет - 25,9%, более 20 лет - 51,5%.
Среди педагогов 18,9% составляют учителя пенсионного возраста. Наибольшая доля учителей пенсионного возраста приходится на учителей таких предметов, как: технология - 34,3%; химия - 31,2%; физика - 30,6%; математика - 28,7%; русский язык и литература - 25,4%; география - 24,7%; музыка- 23,2%; биология - 22,1%; немецкий язык - 21,1%.
Общая потребность в педагогах по городу составляет 157 человек. Устойчивым спросом пользуются воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранного языка, физкультуры, русского языка, физики, начальных классов, технологии.
В городе принимаются меры к поднятию социального статуса педагогических работников, повышению профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.
С целью закрепления в отрасли молодых специалистов, выпускников вузов и ссузов и в соответствии с постановлением администрации города Оренбурга от 13.04.2011 г N 2324 "Об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений г. Оренбурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" при оплате труда молодых специалистов, работающих в ОУ города, в течение 2 лет предусмотрен повышающий коэффициент - 0,2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "2324-п"
Об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных организаций города Оренбурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, см постановление администрации города Оренбурга от 31 октября 2014 г. N 2581-п
В рамках муниципальной целевой программы, с целью стимулирования инновационной деятельности педагогов, распространения передового педагогического опыта, реализуется подпрограмма "Педагогические кадры" и проект "Диссеминация инновационного опыта в системе образования города Оренбурга на 2010 - 2012 гг".
Особое место в работе с кадрами уделяется поощрению и стимулированию труда педагогов.
Реализация комплекса мер по развитию кадрового потенциала системы образования города позволила увеличить долю учителей с высшим образованием, что составляет 89,2% от их общего количества.
В школах города отмечается положительная динамика учителей с высшим образованием, работающих в начальных классах, - 78,3%.
Совершенствуется процедура аттестации педагогических кадров, модернизируется система повышения квалификации работников образования.
Однако в реализации данного направления выявлены проблемные вопросы:
- остается высоким процент учителей пенсионного возраста (18,9%), наблюдается увеличение на 1,4%;
- возрос на 1,4% по сравнению с 2010 годом отток педагогических работников в другие отрасли;
- 5% учителей являются "условными" специалистами;
- 13% педагогических работников не имеют квалификационной категории;
- недостаточно отлажен мониторинг использования инновационного опыта педагогов-новаторов и полученных системных эффектов, не в полной мере изучается отношение к реализуемым инновациям обучающихся и их родителей;
- критически низок уровень притока и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях. Одной из ведущих причин нежелания работать в сфере образования выпускники вузов называют низкую заработную плату, необеспеченность жильем.
В целях преодоления кадрового кризиса в дальнейшем необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по развитию кадрового потенциала города, расширяя и совершенствуя ее направления.
При определении целей и задач Программы развития системы образования города Оренбурга на период 2013 - 2015 годы необходимо обратить внимание на следующий ряд концептуальных позиций:
в области модернизации муниципальной системы дошкольного образования:
- внедрить новые финансово-экономические и организационно-управленческие механизмы деятельности муниципальной системы дошкольного образования;
- повысить доступность дошкольного образования на территории муниципального образования "город Оренбург";
- сформировать современную муниципальную инновационную систему дошкольного образования;
- обобщить и распространить опыт работы муниципальных экспериментальных площадок по введению ФГТ через активные формы методической работы: конкурсы, семинары, круглые столы, мастер-классы по обмену опытом и др.;
в области модернизации системы общего образования:
- создать в общеобразовательных учреждениях условия для обеспечения осуществления учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям науки и образования;
- создать равные (стартовые) возможности получения качественного образования для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия для развития научно-технического творчества обучающихся, включая новые формы образовательного процесса;
в области формирования муниципальной системы оценки качества образования:
- сформировать механизм оценки качества образования и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;
- продолжить работу по развитию общественной оценки качества предоставляемых образовательных услуг;
- внедрить мониторинговый механизм (в т.ч. электронный мониторинг) информационно-коммуникативных технологий для комплексной оценки академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей для построения индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности;
- организовать автоматизированный мониторинг деятельности ОУ;
в рамках поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
- создать ресурсные (методические) центры на базе пилотных школ для обеспечения организационного и научно-методического сопровождения;
- обобщить и распространить опыт работы муниципальных экспериментальных площадок по введению ФГОС через активные формы методической работы: конкурсы, семинары, педагогические лаборатории, круглые столы, фестивали, мастер-классы по обмену опытом и др.;
- совершенствовать модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений города;
- осуществить системный мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС основного общего образования, в том числе кадрового ресурса, программно-методического обеспечения, безопасных и комфортных условий пребывания учащихся и т.д.;
- ввести (поэтапно) ФГОС основного общего образования;
в области совершенствования работы с талантливыми детьми и подростками:
- разработать механизмы мониторинга одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- осуществлять поиск одаренных детей, развитие академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся, мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний на базе повышенного познавательного интереса к общеобразовательным предметам;
- обеспечить преемственность в развитии одаренных и талантливых детей через систему муниципальных олимпиад на каждом уровне образования;
- способствовать расширению охвата школьников олимпиадным движением и содействовать обеспечению результативности участия;
- расширить участие одаренной молодежи в областных, Межрегиональных, Всероссийских и Международных конкурсах, фестивалях, конференциях;
- способствовать усилению ориентации олимпиад и конкурсов на учащихся средних и младших классов, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать систему стимулов для участия в олимпиадах и конкурсах учащихся средних и младших классов;
- обеспечить взаимодействие науки, высшего и школьного образования в рамках общих проектов (создание центра дистанционного образования одаренных детей на базе вузов);
- активизировать внеклассную и внешкольную работы;
- разработать и внедрить нормативы подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития талантливых детей;
- способствовать включению будущих выпускников, обучающихся по системе профильного обучения, в систему малого бизнеса города;
- обеспечить целенаправленное создание и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов; проведение учебной практики и лабораторных исследований в соответствии с заявленными профилями обучения;
- создать блок дополнительного образования как один из элементов непрерывного профильного обучения.
В области совершенствования деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, формирования и развития ценностей здорового образа жизни предполагается:
- реализовать физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательных учреждениях;
- создать условия для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствовать систему управления организацией школьного питания:
- модернизировать материально-техническую базу школьных столовых;
- обеспечить качественным и безопасным питанием в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников в пищевых веществах;
- сформировать у участников образовательного процесса культуру школьного питания;
- обеспечить бесплатным горячим питанием детей из семей, чьи матери награждены муниципальной наградой - медалью Материнства.
В области внедрения новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов деятельности муниципальной системы образования необходимо:
- продолжить перевод образовательных учреждений в новые организационно-правовые условия деятельности (переход в автономный тип функционирования);
- продолжить внедрение в практику работы всех общеобразовательных учреждений проведение публичных отчетов, направленных на расширение открытости работы ОУ.
В области развития инфраструктуры учреждений, обеспечивающих общедоступность и безопасность образования предполагается:
- обеспечить 100% уровень аттестации рабочих мест в ОУ;
- довести уровень оснащенности АПС ДОУ и УДОД до 100%;
- повысить степень санитарно-эпидемиологической, противопожарной и антитеррористической безопасности в ОУ;
- принять эффективные меры по экономии энергоресурсов в ОУ (электроэнергии, тепла, воды);
- организовать проведение обязательного энергетического обследования ОУ.
В области совершенствования единой информационной системы сферы образования города основными задачами остается:
- сформировать общее образовательное пространство с прямым доступом для всех субъектов образовательного процесса, имеющих потребность в самосовершенствовании и развитии;
- обеспечить для разных категорий педагогических работников муниципальной системы образования, учащихся, родителей и общественности оперативный доступ к учебной, научно-методической и управленческой информации;
- сформировать информационно-коммуникативную инфраструктуру системы образования;
- обновить и совершенствовать имеющиеся базы компьютерного и программного обеспечения учреждений образования;
- изменить организацию учебного процесса, характера обучения и преподавания на основе усовершенствованной базы компьютеризации образовательного процесса;
- ввести системные блоки-процедуры по управлению учебным процессом;
- оснастить образовательные учреждения компьютерной техникой и оргтехникой, цифровыми естественнонаучными лабораториями, современным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии, осуществлять поддержку образовательных учреждений и их сетей, реализующих проекты развития современной технологической и информационной образовательной среды, использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности и индивидуализации образовательного процесса.
В области совершенствования кадрового потенциала системы образования города необходимо:
- систематизировать работу муниципальной методической службы в развитии инновационных практик и продвижении инновационного опыта педагогических работников через адресную помощь каждому педагогу;
- расширять социальный заказ на повышение квалификации по актуальным проблемам современного образования, обеспечивающий непрерывность и адресный подход к повышению квалификации;
- расширить формы участия молодых педагогов в принятии решений по организации деятельности образовательных учреждений, развитию системы образования города.
Очевидно, что обозначенные факторы предъявляют высокие требования к обновлению системы образования муниципального образования "город Оренбург". Предпринятые специальные действия данной Программы, построенные на программно-целевых методах, позволят улучшить систему образования муниципального образования "город Оренбург" в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.