Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 10 сентября 2013 г. N 767-пп
Государственная программа
"Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года
27 декабря 2013 г., 25 марта, 15 мая, 7 июля, 12 сентября, 14 ноября, 30 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1042-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
министерство культуры и внешних связей Оренбургской области |
Основание для разработки Программы |
распоряжения Губернатора Оренбургской области от 8 октября 2012 года N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области", от 25 января 2013 года N 18-р "Об образовании рабочей группы по разработке государственной программы Оренбургской области "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Подпрограммы Программы |
"Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием"; "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности"; "Развитие обрабатывающих отраслей промышленности"; "Развитие малого и среднего предпринимательства"; "Развитие торговли" |
Программно-целевые инструменты Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы" |
Цель Программы |
создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области |
Задачи Программы |
повышение эффективности системы государственного планирования и прогнозирования, деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области; организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"; формирование благоприятного инвестиционного климата в области, увеличение притока инвестиционных ресурсов, расширение инновационного сегмента экономики Оренбургской области; формирование диверсифицированной структуры промышленности, способной легко адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области; развитие сферы торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
индекс физического объема валового регионального продукта к 2020 году - 104,0 процента к предыдущему году; доля инвестиций в объеме валового регионального продукта, увеличение с 28,2 процента в 2015 году до 31,0 процента в 2020 году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2020 году 104,5 процента к предыдущему году; индекс роста промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности к 2020 году - 106,0 процента к предыдущему году; индекс роста производительности труда в обрабатывающих отраслях промышленности, увеличение со 104,0 процента в 2015 году до 104,2 процента в 2020 году; прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, увеличение с 0,6 процента в 2015 году до 0,7 процента в 2020 году; прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями, увеличение с 6,3 процента в 2015 году до 7,0 процента в 2020 году |
Срок реализации Программы |
2014 - 2015 годы (один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
общий объем финансирования Программы - 3 769 436,6 тыс. рублей; финансирование осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в том числе по годам реализации: 2014 год - 413 028,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 110 701,1 тыс. рублей; 2015 год - 356 866,1 тыс. рублей; 2016 год - 298 073,0 тыс. рублей; 2017 год - 657 545,9 тыс. рублей; 2018 год - 668 666,9 тыс. рублей; 2019 год - 680 899,9 тыс. рублей; 2020 год - 694 355,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы позволит: повысить эффективность государственного управления; обеспечить повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики, в том числе устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; улучшить позиции области в рейтинге по результатам проводимой оценки эффективности деятельности органов государственной власти; способствовать обеспечению качества и безопасности товаров и совершенствования механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг. |
1. Общая характеристика экономики области, приоритеты и цели государственной экономической политики, основные проблемы и прогноз развития
Оренбургская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации, площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией. Область граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью на западе, Республикой Казахстан (Костанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1 876 километров.
В недрах области разведаны более 2 500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и добыче полезных ископаемых область входит в ведущую группу регионов России.
1.1. Общая характеристика и основные проблемы развития экономики Оренбургской области
Основой экономики Оренбургской области является промышленность. Оренбуржье - один из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России, что обусловлено наличием в недрах значительных по запасам месторождений углеводородного сырья.
В структуре промышленного производства области более 50 процентов приходится на долю предприятий ТЭК. Ежегодно в области добывается более 22 млн тонн нефти, около 21 млрд куб. метров природного газа и 300 тыс. тонн угля.
Значительными ресурсами обладает сельское хозяйство области. На территории области находится около 6 процентов всех сельскохозяйственных угодий страны. Это второе, после Алтайского края, зерновое поле России.
Оренбуржье по праву является одной из ведущих житниц России, где ежегодно намолачивается около 3 миллионов тонн зерна. В области выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Ежегодно Оренбуржье производит свыше 800 тыс. тонн молока, 200 тыс. тонн мяса, более 1,1 млрд штук яиц, около 500 тонн шерсти.
Оренбургская область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Область является своеобразными воротами в Азию, обеспечивая основные грузовые и пассажирские перевозки регионов европейской части Российской Федерации и центрально-азиатских государств СНГ.
В развитие транзитного потенциала Оренбуржья на федеральном уровне принято решение о строительстве автомагистрали международного транспортного коридора "Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа", маршрут которого пройдет через Актюбинскую область Республики Казахстан и Оренбургскую область в районе автомобильного пункта пропуска "Сагарчин".
В области размещены два аэропорта для международных сообщений в городах Оренбурге и Орске. Отсюда выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны. Кроме того, в области организованы региональные авиаперевозки в Приволжском федеральном округе.
Социально-экономическое развитие области характеризуется стабильным ростом. С 2000 по 2012 годы объем валового регионального продукта вырос в 1,9 раза. Область играет значимую роль в общероссийском производстве, производя 100,0 процента жидкого и 7,05 процента газообразного российского гелия, 99,0 процента одоранта, 78,0 процента этана, 67,0 процента молотой соли, 50,0 процента асбеста, 40,0 процента доменного и сталеплавильного оборудования.
С 2000 года объемы промышленного производства возросли в 2 раза, сельскохозяйственного - в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 3 раза. На развитие экономики Оренбургской области направлено более 825 млрд рублей инвестиций.
Пятая часть валового регионального продукта обеспечивается за счет внешнеэкономической деятельности. Свыше 30 процентов всей промышленной продукции производится на экспорт.
За последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота и притока иностранных инвестиций в область.
С 2000 года в экономику области привлечено около 4 млрд долларов США иностранных инвестиций. Реализуются крупные проекты с участием иностранного капитала. Инвестиционный портфель Правительства Оренбургской области содержит около ста крупнейших инвестиционных проектов на сумму более 500 млрд рублей. Инвестиционный потенциал Оренбургской области презентуется на международных форумах и выставках, общероссийских мероприятиях.
С целью повышения инвестиционной привлекательности области, формирования благоприятных условий для деятельности внешних инвесторов в области создана Корпорация развития Оренбургской области. Ее задача - обеспечить потенциальному инвестору максимально комфортные условия для реализации проекта на территории области.
Для организации системной работы по привлечению инвестиций, в том числе в инновационный сегмент экономики, разработана и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2011 года N 929-п концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области.
Учитывая значимость инновационной сферы в экономике, Правительство Оренбургской области особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации инновационных проектов в области.
В Оренбуржье созданы и продуктивно работают основные механизмы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе в малом и среднем бизнесе; в машиностроении и легкой промышленности, строительном и агропромышленном секторе.
Правительство Оренбургской области поддерживает начинающих предпринимателей, действующих в инновационной сфере. В рамках реализации областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы" они вправе рассчитывать на получение гранта для развития своей деятельности на сумму до 500 тыс. рублей.
Системной проблемой является несоответствие в полной мере темпов развития и структуры инновационного сектора потребностям социально-экономического развития Оренбургской области. При существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства слабо налажен процесс коммерциализации инновационных разработок и внедрения их в производство. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется такими специфическими проблемами данной сферы, как отсутствие или ограниченность собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехватка специалистов по инновационному менеджменту, неразвитость системы проектного и венчурного финансирования. Данная ситуация требует государственного стимулирования инновационной активности, в том числе за счет внедрения новых управленческих практик и механизмов взаимодействия экономических субъектов.
В области развивается малый и средний бизнес. На сегодняшний день создано и стабильно работают почти 18 тыс. малых и средних предприятий, более 6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 60 тыс. индивидуальных предпринимателей. Предприятия малого и среднего предпринимательства обеспечивают работой около трети занятого населения области.
С целью снижения негативных факторов внешней среды на состояние малого и среднего предпринимательства, а также повышения доступности финансовых ресурсов в области в настоящее время идет реализация седьмой областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в области. Только в 2012 году на ее финансирование в областном бюджете было выделено 74,1 млн. рублей.
На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора: в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса. За период работы этих учреждений более 116 субъектов малого и среднего бизнеса с самым широким спектром деятельности от производства ремесленных изделий до изготовления высокоточного медицинского оборудования смогли воспользоваться предоставляемыми услугами. В области создан и работает 21 центр поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.
Потребительский рынок Оренбургской области характеризуется положительной динамикой основных показателей развития. Доля отрасли в структуре валового регионального продукта превышает 9,0 процента. По индексу физического объема оборота розничной торговли Оренбургская область имеет высокий рейтинг и занимает по итогам 2012 года 4 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. В рамках вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию актуализируется реализация проекта "Оренбургское качество", цель которого - помочь товаропроизводителям войти в торговую сеть, занять на рынке определенную нишу, повысить конкурентоспособность местных товаров.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, рост государственного и муниципального долга;
замедление темпов роста областного банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации;
ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики;
замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1042-пп в подраздел 1.2 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1.2. Приоритеты и цели государственной экономической политики, прогноз развития
В Оренбургской области сформирована система государственного стратегического управления. В области разработаны следующие документы государственного планирования:
1) стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года;
2) комплексный план мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в рамках реализации "Стратегии прорыва" в 2011 - 2015 годах;
3) схема территориального планирования Оренбургской области;
4) прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года;
5) прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на среднесрочный период;
6) государственные программы Оренбургской области;
7) областные и ведомственные целевые программы.
Проведение государственной политики социально-экономического развития в Оренбургской области осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления. Разработаны и утверждены во всех муниципальных образованиях стратегии долгосрочного развития, разрабатываются среднесрочные прогнозы социально-экономического развития территорий.
Ежегодно осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, основной задачей которого является системное исследование результативности управления муниципальными образованиями, принятие решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления, а также поощрение и стимулирование муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей.
Правительством Оренбургской области утверждены 10 комплексных инвестиционных планов модернизации по следующим монотерриториям: г. Гай, г. Новотроицк, г. Ясный, г. Медногорск, г. Кувандык, г. Соль-Илецк, г. Бугуруслан, пос. Светлый, пос. Энергетик, пос. Саракташ. Общий объем финансирования на 2010 - 2015 годы, предусмотренный комплексными инвестиционными планами, составляет 116,0 млрд рублей. Мониторинг развития монопрофильных территорий проводится органами исполнительной власти ежеквартально.
В практике государственного управления органами исполнительной власти Оренбургской области используются инструменты программно-целевого управления - областные и ведомственные целевые программы. С 2013 года в практику государственного управления вводятся государственные программы Оренбургской области.
В 2012 году в области осуществлялась реализация 57 областных и 32 ведомственных целевых программ с объемом финансирования из областного бюджета в сумме 28 990,3 млн рублей.
Одним из направлений работы министерства является повышение качества государственного и муниципального управления.
В области утверждена областная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятий программы позволила упорядочить государственные и муниципальные услуги, завершить регламентацию услуг, помочь муниципальным образованиям организовать предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
С 2010 года действует государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ "МФЦ"), которое осуществляет прием заявителей по принципу "одного окна". Перечень услуг ГАУ "МФЦ" составляет 80 услуг, в том числе федеральных - 17; региональных - 23; муниципальных - 40. Среднее время ожидания в очереди в конце 2012 года составляло 40 минут, ежедневная пропускная способность составляет порядка 3,5 тыс. человек. Целевой индикатор - довести среднее время ожидания в очереди до 15 минут.
В 2012 году приняты регламенты по всем предоставляемым государственным услугам, 80 услуг в тестовом режиме предоставляются в электронном виде, на 74 услуги разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия.
Основная проблема реализации мероприятий административной реформы - отсутствие целевых программ на муниципальном уровне и, как следствие, отсутствие в муниципальных бюджетах ассигнований на данные мероприятия.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 года N 950-п "О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Оренбургской области" министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области определено уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Оренбургской области, государственных бюджетных учреждений Оренбургской области при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также для иных юридических лиц, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По итогам 2012 года министерством проведено более 6 тыс. процедур по размещению государственных заказов на общую сумму 11,6 млрд рублей. В ходе конкурсных процедур была достигнута условная экономия бюджетных средств в сумме 845 млн рублей.
С 2011 года размещение государственных заказов для нужд Оренбургской области в форме открытого аукциона в электронной форме производится на всех зарегистрированных на территории Российской Федерации электронных торговых площадках.
Наряду с устойчивым социально-экономическим развитием области сохраняется ряд системных недостатков и проблем:
государственное планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, недостаточны условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления области в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики.
Необходимость достижения долгосрочных и среднесрочных целей социально-экономического развития Оренбургской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов требует разработки и реализации системы мер, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
Для решения данных задач потребуется принятие решения и реализация комплекса мер по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области.
2. Цель, задачи и целевые индикаторы (показатели) достижения целей и решения задач Программы
Цель и задачи государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года соответствуют приоритетам государственной политики Оренбургской области и вносят вклад в достижение стратегических целей и задач, определенных в долгосрочной стратегии развития Оренбургской области и в Стратегии прорыва. Плане действий до 2015 года.
Основные приоритеты Правительства Оренбургской области, направленные на развитие экономики, определенные в рамках стратегии развития Оренбургской области:
формирование структуры экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом роста и уровнем производительности и в значительной степени устойчивых к конъюнктурным колебаниям на сырьевых рынках. Для этого потребуются стимулирование создания новых производств в секторах экономики с высоким уровнем производительности, содействие повышению производительности на существующих предприятиях и обеспечение экономики области требуемыми трудовыми ресурсами;
создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса;
повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской области;
обеспечение развития базовых инфраструктур на территории Оренбургской области;
содействие повышению конкурентоспособности предприятий области на российских и международных рынках.
Цель Программы - создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области.
Для достижения данной цели в Программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в подпрограммах и основных мероприятиях:
повышение эффективности системы государственного планирования и прогнозирования, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
формирование благоприятного инвестиционного климата в области, увеличение притока инвестиционных ресурсов, расширение инновационного сегмента экономики Оренбургской области;
формирование диверсифицированной структуры промышленности, способной легко адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области;
развитие сферы торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.
Для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предусмотрены следующие целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели и решение задач. Целевые показатели сформированы с учетом:
показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";
показателей долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Оренбургской области;
показателей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 601 и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года;
целевых индикаторов стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года и Стратегии прорыва. Программы действий до 2015 года.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задач и достижения цели Программы являются:
индекс физического объема валового регионального продукта к 2020 году - 104,0 процента к предыдущему году;
доля инвестиций в объеме валового регионального продукта, увеличение с 28,2 процента в 2015 году до 31,0 процента в 2020 году;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2020 году - 104,5 процента к предыдущему году;
индекс роста промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности к 2020 году - 106,0 процента к предыдущему году;
индекс роста производительности труда в обрабатывающих отраслях промышленности - увеличение со 104,0 процента в 2015 году до 104,2 процента в 2020 году;
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, увеличение с 0,6 процента в 2015 году до 0,7 процента в 2020 году;
прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями, увеличение с 6,3 процента в 2015 году до 7,0 процента в 2020 году.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать:
в количественном выражении:
рост физического объема валового регионального продукта до 2020 года около 3,0 процента ежегодно;
повышение доли инвестиций в объеме валового регионального продукта до 30,0 процента к 2020 году;
рост физического объема инвестиций в основной капитал около 5,0 процента ежегодно;
обеспечение ежегодного роста промышленного производства к 2020 году до 6,0 процента;
обеспечение прироста оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, более чем на 6,0 процента ежегодно;
в качественном выражении:
улучшение условий ведения бизнеса в области - снижены инвестиционные и предпринимательские риски, снижены уровни коррупции;
снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
обеспечение интенсивного технологического обновления традиционных производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
повышение гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
повышение качества действующей системы государственного планирования и создание практических механизмов по ее реализации.
Достижение перечисленных конечных результатов должно явиться итогом согласованных действий не только со стороны министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, но и других органов исполнительной власти области, а также частного бизнеса и общества в целом. Непосредственным образом на степень достижения поставленных в рамках настоящей Программы цели, задач и результатов будут оказывать влияние итоги реализации государственных программ по другим направлениям социально-экономического развития, разрабатываемых органами исполнительной власти Оренбургской области.
Сведения о составе, значениях целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Общий срок реализации Программы рассчитан на 2014 - 2015 годы (один этап). Параметры реализации Программы в 2016 - 2020 годах будут уточнены на основе промежуточных итогов реализации Программы в 2014 - 2015 годах.
3. Характеристика основных мероприятий Программы
В рамках Программы запланировано проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области, реализацию инвестиционной и инновационной политики, развитие обрабатывающих производств промышленности Оренбургской области, малого и среднего предпринимательства, торговли.
Подробный перечень мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в разрезе подпрограмм приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Программы, обоснование основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов
Сведения об основных мерах правового регулирования приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Перечень подпрограмм
Программа включает в себя:
подпрограмму "Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием" (приложение N 7 к настоящей Программе);
подпрограмму "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности" (приложение N 8 к настоящей Программе);
подпрограмму "Развитие обрабатывающих отраслей промышленности" (приложение N 9 к настоящей Программе);
подпрограмму "Развитие малого и среднего предпринимательства" (приложение N 10 к настоящей Программе);
подпрограмму "Развитие торговли" (приложение N 11 к настоящей Программе).
6. Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы
Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1042-пп в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы - 3 769 436,6 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в том числе по годам реализации:
2014 год - 413 028,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 110 701,1 тыс. рублей;
2015 год - 356 866,1 тыс. рублей;
2016 год - 298 073,0 тыс. рублей;
2017 год - 657 545,9 тыс. рублей;
2018 год - 668 666,9 тыс. рублей;
2019 год - 680 899,9 тыс. рублей;
2020 год - 694 355,9 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
Для реализации мероприятий Программы планируется дополнительное привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных источников: собственных средств предприятий, заемных средств банков и других организаций.
8. Государственное регулирование и управление рисками
Реализация Программы подвержена влиянию следующих рисков и негативных факторов:
сохраняющаяся высокая зависимость показателей социально-экономического развития Оренбургской области от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована. Это снижает точность прогнозов социально-экономического развития, снижает эффективность системы стратегического управления. Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может ставить под угрозу достижение цели Программы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, объем и сроки реализации отдельных подпрограмм и основных мероприятий.
Минимизация влияния данного риска зависит от политики федеральных органов власти, направленной на снижение негативного воздействия этого фактора в целом на экономику страны, а также опережающего развития обрабатывающих отраслей промышленности, малого предпринимательства, позволяющих диверсифицировать областную экономику;
рост конкуренции на мировых рынках высокотехнологичной продукции, динамичное развитие инновационных секторов экономики в странах с относительными конкурентными преимуществами в сфере рынка труда и условий ведения бизнеса может ограничить эффект от реализации мероприятий Программы, направленных на привлечение иностранных инвестиций и повышение производительности труда отраслях экономики.
С учетом сложившейся относительно низкой доли Оренбургской области на рынке высокотехнологичной продукции данный риск является значительным, однако он может быть снижен на основе реализации мероприятий Программы, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и совершенствование государственного и муниципального управления.
Важным фактором снижения данного риска является отбор приоритетных, наиболее перспективных направлений инноваций для государственной поддержки и стимулирования их внедрения на предприятиях области;
высокий уровень межмуниципальных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества институтов управления может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию инвестиций и инноваций, повышению качества государственного управления, созданию благоприятной деловой среды в Оренбургской области в целом.
Минимизация данного риска возможна на основе обеспечения активного участия всех заинтересованных структур в реализации Программы;
инертность органов государственной власти области и местного самоуправления, распространенность формального подхода к внедрению управленческих новаций, сохраняющийся высокий уровень коррупции могут привести к неполному достижению цели Программы по повышению эффективности государственного управления, а также снизить эффект от реализации других направлений Программы.
Минимизации данного риска в рамках Программы будет способствовать реализация подпрограммы "Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием";
риски возникновения международных и межрегиональных социально-экономических проблем, крупных стихийных бедствий, которые могут негативно сказаться на результатах деятельности хозяйствующих субъектов области и, в конечном счете, на достижении целевых показателей экономического развития Оренбургской области.
В настоящее время уровень таких рисков является умеренным. Минимизация влияния данных рисков возможна за счет обеспечения участия Оренбургской области в решении межрегиональных проблем, диверсификации рынков сбыта основных товаров. Предусмотренные в рамках настоящей Программы мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата, развитие малого и среднего бизнеса, повышение эффективности деятельности государственных органов власти Оренбургской области будут способствовать минимизации данного риска.
Меры государственного регулирования представлены в приложениях N 7 - 12 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1042-пп раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
9. Методика оценки эффективности Программы (подпрограммы)
1. Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации Программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя Программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
2. Оценка эффективности Программы производится с учетом оценки степени:
достижения целей и решения задач Программы;
достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Программу;
реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
соответствия запланированному уровню затрат;
эффективности использования средств областного бюджета.
3. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в два этапа:
на первом осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета;
на втором - оценка эффективности реализации Программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Программы и эффективности реализации подпрограмм.
Оценка степени реализации мероприятий
4. Степень реализации мероприятий рассчитывается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
, где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
5. Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений целевых показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение целевого показателя (индикатора) составляет не менее 95 процентов от запланированного и не ниже, чем значение целевого показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
Мероприятие, предусматривающее оказание (выполнение) государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае достижения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству оказанных (выполненных) государственных услуг (работ) не менее чем на 95 процентов от установленных значений на отчетный год.
По иным мероприятиям результаты их реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) (мероприятие считается выполненным в полном объеме при наступлении такого события (событий).
Оценка достижения качественного результата проводится экспертно.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат
6. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
, где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
7. Под плановыми расходами понимаются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию соответствующей подпрограммы сводной бюджетной росписью областного бюджета на отчетный год.
Оценка эффективности использования средств областного бюджета
8. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета по следующей формуле:
, где:
- эффективность использования средств областного бюджета;
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств областного бюджета;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм
9. Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм (далее - степень реализации подпрограммы) определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
10. Степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
11. Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
, где
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- число целевых показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если , значение принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
, где
- удельный вес, отражающий значимость целевого показателя (индикатора), .
Оценка эффективности реализации подпрограммы
12. Эффективность реализации подпрограммы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств областного бюджета по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования средств областного бюджета.
13. Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, если значение составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, если значение составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, если значение составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы
14. Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы (далее - степень реализации Программы) определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
15. Степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;
- значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
16. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
, где
- степень реализации Программы;
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;
- число целевых показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Программы.
При использовании данной формулы в случаях, если , значение принимается равным 1.
При оценке степени реализации Программы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных целевых показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
, где
- удельный вес, отражающий значимость целевого показателя (индикатора), .
Оценка эффективности реализации Программы
17. Эффективность реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
, где
- эффективность реализации Программы;
- степень реализации Программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей Программы, определяемый по методике оценки эффективности Программы ответственным исполнителем.
По умолчанию рассчитывается по формуле:
, где:
- объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году;
- объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию Программы;
- количество подпрограмм.
18. Эффективность реализации Программы признается высокой, если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Программы признается средней, если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Программы признается удовлетворительной, если значение составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.