Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к государственной программе
"Стимулирование развития жилищного
строительства в Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
(далее - подпрограмма)
29 мая, 13 ноября, 30 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1038-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Соисполнитель подпрограммы |
министерство социального развития Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
содействие повышению доступности жилья для населения Оренбургской области через развитие системы ипотечного жилищного кредитования |
Задачи подпрограммы |
создание условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов; стимулирование развития жилищного строительства |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
количество ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными организациями за счет всех источников финансирования, 100 654 единиц; количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных жилищных кредитов, выданных в рамках реализации мероприятий Подпрограммы, 1 021 единиц; количество семей, улучшивших жилищные условия за счет получения социальных выплат на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, 529 единиц; количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет получения социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, 622 единиц; коэффициент доступности жилья - 1,8 года; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - 50,0 процента; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен - не более 2,2 процентных пункта. |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета - 1 568 270,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 231 278,8 тыс. рублей; 2015 год - 53 219,3 тыс. рублей; 2016 год - 97 537,2 тыс. рублей; 2017 год - 120 235,5 тыс. рублей; 2018 год - 367 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 357 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 342 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
предоставление кредитными организациями за счет всех источников финансирования 100 654 ипотечных жилищных кредитов; предоставление 1 021 семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ипотечных жилищных кредитов, в рамках реализации мероприятий подпрограммы; предоставление 529 семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита; предоставление 622 молодым учителям социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита; достижение коэффициента доступности жилья - 1,8 года; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - 50,0 процента; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен, - не более 2,2 процентных пункта к 2020 году. Кроме того, реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить дополнительный ввод в эксплуатацию не менее 70,0 тыс. кв. метров за счет ипотечных жилищных кредитов, выданных на его приобретение (строительство) и рефинансированных в рамках реализации подпрограммы. |
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1038-пп в раздел "Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Характеристика
сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
Развитие ипотечного жилищного кредитования является частью комплекса мер по формированию рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В Оренбургской области повышение доступности жилья через ипотечное кредитование осуществляется с 2000 года в рамках областных целевых программ. Практически "брэндом" Оренбургской области можно считать льготную ипотеку, а также мероприятие по предоставлению социальных выплат нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита. С 2011 года в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области в 2011 - 2015 годах" областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011 - 2015 годах" Правительством области осуществляется государственная поддержка программы льготного кредитования банков под 2 - 3 процентов годовых, направленной исключительно на стимулирование жилищного строительства.
Право на льготную ипотеку имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий работники бюджетной сферы, молодые и многодетные семьи, получатели федеральных, областных и муниципальных социальных выплат на улучшение жилищных условий. За 2011 - 2012 годы улучшили свои жилищные условия около 700 семей вышеуказанных категорий.
Меры, реализуемые Правительством Оренбургской области, способствовали снижению средневзвешенной процентной ставки по ипотечным кредитам по области, в 2012 году - на 0,6 процентных пункта, до 11 процентов годовых (по Российской Федерации этот показатель составил 12,3 процента годовых).
В целях выполнения задач по увеличению к 2018 году количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год, созданию для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, снижению стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса необходимо продолжить работу по повышению доступности ипотечного кредитования и жилья экономического класса.
В 2014 - 2020 годах в рамках подпрограммы планируется оказать государственную поддержку более 2 000 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Демографическая ситуация свидетельствует о необходимости увеличения числа педагогических кадров и закрепления их в образовательных учреждениях.
В общеобразовательных учреждениях области работают 17 660 учителей, из них в городских общеобразовательных учреждениях - 6 626 человек (37,5 процента), сельских - 11 034 человека (62,5 процента).
Ежегодный приток молодых специалистов в педагогическое сообщество области составляет до 300 человек.
Одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение молодых учителей доступным жильем.
Более 3 000 работников системы образования нуждаются в улучшении жилищных условий, из них 1468 учителей в возрасте до 35 лет. Более 800 молодых учителей выражают желание участвовать в различных программах льготного ипотечного жилищного кредитования. Участие молодых учителей в программах льготного ипотечного жилищного кредитования осложняется отсутствием средств на первоначальный взнос.
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении обозначенных задач, а также обеспечить их комплексное решение и взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Вместе с тем применение программно-целевого метода в решении поставленных подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. В процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке жилья, а также в отрасли жилищного строительства.
Приоритеты
государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и целевые индикаторы (показатели) их достижения, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков ее реализации
Одной из основных государственных задач при реализации жилищной политики является создание условий, способствующих повышению доступности жилья и увеличению платежеспособного спроса населения.
Цель подпрограммы - содействие повышению доступности жилья для населения Оренбургской области через развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов;
стимулирование развития жилищного строительства.
Реализация мероприятий подпрограммы будет осуществляться в 2014 - 2020 годах.
Целевыми индикаторами (показателями) будут являться:
количество ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными организациями за счет всех источников финансирования;
количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных жилищных кредитов в рамках реализации мероприятий подпрограммы;
количество семей, улучшивших жилищные условия за счет получения социальных выплат на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет получения социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
коэффициент доступности жилья для населения (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек);
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен.
Перечень целевых показателей (индикаторов) с разбивкой по годам реализации подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация подпрограммы в 2014 - 2020 годах позволит повысить доступность жилья для населения Оренбургской области через развитие системы ипотечного жилищного кредитования, будет способствовать развитию жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса.
Характеристика
ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Подробный перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации и ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлены в приложениях N 2, N 3 к настоящей Программе.
Условиями предоставления социальной выплаты на первоначальный взнос по ипотеке являются:
нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий;
получение ипотечного жилищного кредита на приобретение (строительство) жилья, подтвержденное письменным намерением банка;
наличие дополнительных средств - собственных средств граждан, необходимых для оплаты части первоначального взноса по ипотеке. В качестве дополнительных средств могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Под молодыми учителями понимаются учителя в возрасте до 35 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и работающие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Оренбургской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Социальная выплата молодым учителям предоставляется на оплату первоначального взноса в полном объеме, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита.
Список и учетные дела молодых учителей, претендующих на получение социальных выплат, формируются и ведутся министерством образования Оренбургской области.
Условия, при выполнении которых молодые учителя включаются в список претендентов на получение социальных выплат:
нуждаемость в улучшении жилищных условий;
получение ипотечного жилищного кредита на приобретение (строительство) жилья с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых, подтвержденное письменным намерением банка;
наличие дополнительных средств - собственных средств молодых учителей, необходимых для оплаты первоначального взноса по ипотеке, в части, превышающей 20 процентов от суммы ипотечного кредита. В качестве дополнительных средств могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала;
возраст для молодого учителя не должен превышать 35 лет;
наличие не менее одного года стажа педагогической работы в учреждениях образования;
постоянное место жительства на территории данного муниципального образования;
отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей;
наличие ходатайства (положительной характеристики) с места основной работы, согласованного с муниципальным органом управления образования;
обязательство молодых учителей по продолжительности работы в системе общего образования данного муниципального образования не менее 5 лет.
Основные меры
правового регулирования в сфере реализации подпрограммы с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов
В рамках подпрограммы реализуются меры правового регулирования в части разработки и утверждения:
порядка отбора некоммерческих организаций, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями и предоставления из областного бюджета субсидий на рефинансирование ипотечных жилищных кредитов;
порядка предоставления социальных выплат нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
порядка предоставления социальных выплат молодым учителям на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Сведения о мерах правового регулирования в рамках подпрограммы приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Прогноз
сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями в рамках реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1038-пп в раздел "Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Информация
об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В целях повышения доступности ипотечного жилищного кредитования за счет развития специальных программ, предусматривающих снижение процентных ставок, а также стимулирования первичного рынка жилья, в том числе экономического класса, подпрограммой предусматривается:
1) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями (далее - некоммерческие организации), для рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, выданных кредитными организациями (банками) на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидии) в порядке, устанавливаемом Правительством Оренбургской области.
Субсидии предоставляются некоммерческим организациям, соответствующим следующим критериям:
цель деятельности некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами - обеспечение развития системы ипотечного жилищного кредитования;
основная задача деятельности некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами - рефинансирование ипотечных жилищных кредитов;
наличие утвержденного порядка (стандарта), определяющего процедуры предоставления, рефинансирования и сопровождения ипотечных жилищных кредитов.
На предоставление субсидий некоммерческим организациям предусмотрено 1 288,3 млн. рублей средств областного бюджета, что позволит улучшить жилищные условия 1 021 семей, а также содействовать дополнительному вводу в эксплуатацию не менее 70,0 тыс. кв. метров жилых домов.
2) взаимодействие Правительства Оренбургской области с кредитными организациями, предоставляющими ипотечные жилищные кредиты по специальным ставкам, и застройщиками.
Банки и застройщики, желающие участвовать в подпрограмме, подают заявления в адрес Правительства Оренбургской области, которое принимает решение о заключении трехстороннего соглашения и направляет проект трехстороннего соглашения участвующим в нем сторонам.
Основными условиями заключения трехстороннего соглашения являются:
готовность застройщика предоставить скидку гражданину в размере не менее пятидесяти тысяч рублей от цены объекта недвижимости (далее - скидка застройщика);
наличие у кредитной организации программы, предусматривающей ипотечное жилищное кредитование граждан по специальным ставкам (далее - программа банка);
участниками программы банка являются граждане, постоянно проживающие на территории Оренбургской области, получатели федеральных, областных, муниципальных социальных выплат, используемых на улучшение жилищных условий и (или) скидки застройщика, соответствующие критериям платежеспособности и кредитоспособности, установленным в рамках программы банка.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1038-пп раздел "Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы" настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Обоснование
объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 568 270,8 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе:
2014 год - 231 278,8 тыс. рублей;
2015 год - 53 219,3 тыс. рублей;
2016 год - 97 537,2 тыс. рублей;
2017 год - 120 235,5 тыс. рублей;
2018 год - 367 000,0 тыс. рублей;
2019 год - 357 000,0 тыс. рублей;
2020 год - 342 000,0 тыс. рублей.
Анализ рисков
реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
контроль и мониторинг реализации мероприятий подпрограммы |
Внешние риски |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы |
возможные изменения федерального и областного законодательства |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; своевременное внесение изменений в правовые акты и (или) принятие правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 6 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.