Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 5 марта 2008 г. N 484
Правовые основания
отклонения протеста прокурора г. Оренбурга от 30.11.2007 N 7/5-2007
на Положение "О порядке предоставления земельных участков гражданам
и юридическим лицам на территории муниципального образования
"город Оренбург"
В протесте прокурора г. Оренбурга от 30.11.2007 N 7/5-2007 содержится требование внести изменения в Положение "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденное решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229 (далее - Положение).
Данные требования прокурора г. Оренбурга являются необоснованными по следующим основаниям.
1. В протесте указано на то, что подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения не содержит такого этапа предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, как проведение работ по формированию земельного участка, согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса. В связи с этим предлагается дополнить подпункт 2.4.3 пункта 2.4 словами "проведение работ по формированию земельного участка".
Однако, согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса проведение работ по формированию земельного участка включает в себя следующие мероприятия: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Все перечисленные в указанной норме Земельного кодекса мероприятия содержатся в подпункте 2.4.3 пункта 2.4 Положения, также как мероприятия иных этапов предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
2. В протесте указано, что подпунктом 2.4.3 пункта 2.4 Положения предусмотрены такие полномочия КГА (по землям населенных пунктов) и Управления (по землям иного назначения), при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, как: подготовка заключения о сроках предоставления земельного участка под строительство некапитальных сооружений; подготовка заключения о дополнительных требованиях к использованию земельного участка: возмещение убытков и иных затрат на снос зданий, строений, сооружений, переселение жителей, перенос строений, сооружений, коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования; строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; о сроках строительства объектов недвижимости; благоустройстве территорий общего пользования. По мнению прокуратуры это противоречит нормам Земельного кодекса о порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта при проведении работ по формированию земельного участка, в связи с чем указанные нормы подпункта 2.4.3 пункта 2.4 необходимо исключить.
Однако, подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения предусматривает не только мероприятия, проводимые в рамках этапа по формированию земельного участка, а включает все мероприятия, проводимые при предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта. Частью 4 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрены только обязательные мероприятия, которые необходимо проводить при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, при этом данной нормой не предусмотрено, что перечень мероприятий является исключительным.
Более того, проведение перечисленных мероприятий, согласно подпункту 2.4.3 пункта 2.4 Положения, является обязанностью КГА (по землям населенных пунктов) и Управления (по землям иного назначения), и не предусматривает никаких дополнительных требований для граждан и юридических лиц, обращающихся за предоставлением земельных участков.
Также в протесте указано, что в подпункте 2.4.3 пункта 2.4 необходимо в соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса указать такие мероприятия по проведению работ по формированию земельного участка, как принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), по мнению прокуратуры, не предусмотренные в Положении.
Однако, порядок проведения указанных мероприятий предусмотрен в подпунктах 2.4.5 - 2.4.11 пункта 2.4 Положения. То есть в указанных нормах Положения, как это требует часть 4 статьи 39 Земельного кодекса, урегулировано проведение всех мероприятий, связанных с проведением торгов либо предоставлением земельных участков без проведения торгов, а именно принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ
3. В протесте указано, что информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, площадь, разрешенное использование), условиях предоставления земельного участка; сроках приема заявлений от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением, предусмотренное подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения, необоснованно, так как основанием для публикации должно являться решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Однако частью 4 статьи 30 Земельного кодекса вообще не предусмотрено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка должно являться основанием для публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, площадь, разрешенное использование) и т.д.
Согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса необходимыми мероприятиями при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта являются: принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Проведение указанных мероприятий предусмотрено подпунктами 2.4.8, 2.4.11 пункта 2.4 Положения.
4. В протесте, со ссылкой на пункт 2 части 4 статьи 30 Земельного кодекса, указано, что государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется после принятия решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, но не предшествует этим решениям, тогда как Положением утвержден иной порядок. В связи с этим предлагается внести изменения в подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения по урегулированию этапов порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако, нормами Земельного кодекса не установлена очередность проведения этапов мероприятий предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, часть 4 статьи 30 Земельного кодекса просто перечисляет такие этапы, проведение которых является обязательным при предоставлении земельного участка. То есть, частью 4 статьи 30 Земельного кодекса не запрещается, например, одновременное проведение мероприятий по формированию земельного участка (пункт 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса) и мероприятий по государственному кадастровому учету земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 30 Земельного кодекса).
Согласно нормам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. То есть, описание границ земельных участков содержится только в Едином государственном реестре земель земельных участков.
Более того, такое мероприятие по формированию земельного участка, предусмотренное пунктом 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса, как, например, принятие решения о проведении торгов по продаже земельного участка, не может быть проведено без государственного кадастрового учета, так как в соответствии с частью 1 статьи 37 Земельного кодекса объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
5. В протесте указано на подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения, согласно которому в проекте постановления Главы города Оренбурга о формировании земельного участка и утверждении проекта его границ должна содержаться информация об ограничении земельного участка в обороте, в том числе о возможности передачи земельного участка в собственность. По мнению прокуратуры, со ссылкой на часть 2 статьи 30 Земельного кодекса, в данном случае должно быть указано на невозможность передачи земельного участка в собственность по определенным законом основаниям.
Согласно статьям 27, 28 Земельного кодекса в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Однако, указанными статьями предусмотрено, что в случаях, установленных федеральными законами земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, могут быть предоставлены в частную собственность.
Таким образом, указание в постановлении Главы города Оренбурга о формировании земельного участка и утверждении проекта его границ на невозможность передачи земельного участка в собственность, как этого требует прокуратура, необоснованно.
6. В протесте указано на незаконность подпункта 2.4.4 пункта 2.4 Положения, который устанавливает, что для выполнения работ по формированию земельных участков КГА и Управление может привлекать организации, отобранные по конкурсу, так как положение либо порядок о проведении подобных конкурсов отсутствуют. В связи с этим предлагается данный подпункт исключить.
Однако, нормами земельного законодательства не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по установлению такого порядка. Вообще проведение торгов, в том числе конкурсов, регулируется нормами статей 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в случае проведения торгов на размещение заказов для муниципальных нужд - нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. В протесте указано, что подпункт 2.4.5 пункта 2.4 Положения предусматривает направление возражений со стороны лиц, чьи интересы могут быть затронуты предоставлением земельного участка в Комиссию по выбору земельных участков, предназначенных под застройку в г. Оренбурге, положение о которой не устанавливает права комиссии на рассмотрение таких возражений. В связи с этим предлагается данный подпункт исключить.
В данном случае вообще не указано каких - либо норм действующего законодательства, которым бы противоречил подпункт 2.4.5 пункта 2.4. Отсутствие полномочия комиссии на рассмотрение указанных возражений в положении о данной комиссии не означает, что подобные полномочия не могут быть предусмотрены в иных правовых актах, как в данном случае в оспариваемом Положении.
8. В протесте указано, что подпункты 2.4.6, 2.4.7 пункта 2.4 Положения предусматривают, что в случае, если в течение месяца с момента публикации о возможном предоставлении земельного участка под строительство поступила только одно заявление документы по формированию земельного участка передается на рассмотрение Комиссии принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона), или о проведении конкурса или аукциона по продаже земельных участков, или продаже права на заключение договора аренды земельного участка. По мнению прокуратуры в данной части подпункт 2.4.7 не соответствует пункту 3 части 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в связи с чем предлагается внести изменения в данную норму.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2.1 части 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ
Однако в указанной норме Земельного кодекса предусмотрено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. То есть, указанной нормой установлено только право, но не обязанность, органов, предоставляющих земельные участки, осуществлять передачу земельных участков в аренду без проведения торгов.
9. В протесте указано, что подпунктом 2.4.8. пункта 2.4 положения предусмотрено, что в случае принятия Комиссией решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов, КГА (по землям населенных пунктов), Управление (по землям иного назначения) организует работу по постановке земельного участка на кадастровый учет. По мнению прокуратуры, государственный кадастровый учет является одним из этапов (вторым) порядка предоставления земельного участка и не может быть зависим от решения комиссии.
Однако в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов и последующая публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов являются мероприятиями, осуществляемыми в рамках проведения работ по формированию земельного участка, то есть могут проводиться и до кадастрового учета.
Также, по мнению прокуратуры, указанная норма позволяет возложить обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка и оплату этих работ на заявителя, и в связи с этим предлагается в подпункте 2.4.8. слова "- постановке земельного участка на кадастровый учет" исключить.
Однако, в соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса государственный кадастровый учет является обязательным этапом предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, и, следовательно, не может быть исключен из норм Положения.
10. В протесте указано, что подпункт 2.6.5 пункта 2.6 Положения, который предусматривает, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду, в нарушение частей 1 и 5 статьи 30.2 Земельного кодекса не предусматривает выполнение работ арендатором по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Однако, подпункт 2.6.5 пункта 2.6 изложен в полном соответствии с частью 5 статьи 30.2 Земельного кодекса. Что касается проведения работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, то данная норма установлена подпунктом 2.6.1 пункта 2.6, согласно которому земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, что в полностью соответствует части 1 статьи 30.2 Земельного кодекса.
11. В протесте указано, что подпунктом 2.8.3 пункта 2.8 Положения предусмотрены полномочия КГА (по землям населенных пунктов) и Управления (по землям иного назначения), при обращении с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, организовать работу по подготовке заключений о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за их подключение, требованиях к благоустройству прилегающей территории и дополнительных требованиях, установленных в соответствии с действующими на территории города Оренбурга нормативными правовыми актами, сроках предоставления земельного участка под строительство. По мнению прокуратуры, проведение данных работ не предусмотрено Земельным кодексом, в связи с чем предлагается слова "требованиях к благоустройству прилегающей территории и дополнительных требованиях, установленных в соответствии с действующими на территории города Оренбурга нормативными правовыми актами, сроках предоставления земельного участка под строительство" исключить.
Данное требование также предлагается отклонить по основаниям, указанным для отклонения требований по подпункту 2.4.3 пункта 2.4 (пункт 2 правовых оснований).
Что касается указания в протесте на то, что Комиссия по выбору земельных участков не вправе рассматривать заявления от лиц, чьи интересы могут быть затронуты предоставлением участка, в соответствии с подпунктом 2.8.4 пункта 28 Положения, так как подобные полномочия не предусмотрены в положении о комиссии, это не означает, что подобные полномочия не могут быть предусмотрены в иных правовых актах, как в данном случае в оспариваемом Положении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 2.8.4 пункта 2.8 Положения
12. В протесте указано на незаконность подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения, который устанавливает, что для выполнения работ по формированию земельных участков КГА и Управление могут привлекать организации, отобранные по конкурсу, так как порядок о проведении подобных конкурсов отсутствуют. В связи с этим предлагается данный подпункт исключить.
Данное требование также предлагается отклонить по основаниям, указанным для отклонения требований по подпункту 2.4.4 пункта 2.4 (пункт 6 правовых оснований).
На основании вышеизложенного, правовые основания для удовлетворения Оренбургским городским Советом протеста прокурора г. Оренбурга от 30.11.2007 N 7/5 - 2007, в части требований об исключении либо внесении изменений в подпункты 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.7 пункта 2.4, подпункт 2.6.5 пункта 2.6, подпункт 3.4.2 пункта 3.4 Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург", отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 5 марта 2008 г. N 484 "О протесте прокурора г. Оренбурга на Положение "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.