Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города
от 20 мая 2011 г. N 3160-п
Муниципальная программа
"Город - малышам" на 2011 - 2015 годы
18 августа, 4 октября 2011 г., 18 апреля, 24 декабря 2012 г., 7 марта, 24 мая, 18 ноября, 30 декабря 2013 г., 25 июля, 22 сентября, 17 ноября, 31 декабря 2014 г., 17 марта 2015 г.
Постановлением администрации города Оренбурга от 17 марта 2015 г. N 575-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
муниципальной программы "Город - малышам" на 2011 - 2015 годы
(далее - Программа)
Основание для разработки программы |
Конституция Российской Федерации (статья 43) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 года Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 179) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Заказчик программы |
Управление образования администрации города Оренбурга |
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования администрации города Оренбурга (далее - УО) |
Соисполнители программы |
Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - УСиДХ); комитет по управлению имуществом города Оренбурга (далее - КУИ) |
Цели программы |
Повышение доступности и качества услуг дошкольного образования для жителей муниципального образования город Оренбург |
Задачи программы |
Увеличение количества дополнительно созданных мест в системе муниципального дошкольного образования детей |
Основные мероприятия программы |
В основные мероприятия Программы входят: - строительство, приобретение и ввод дошкольных образовательных организаций; - реконструкция, капитальный ремонт, ремонтные работы, и иные сопутствующие мероприятия, направленные для ввода в эксплуатацию объектов образования, ранее перепрофилированных под другие услуги; - перепрофилирование помещений в действующих муниципальных образовательных организациях; - создание условий по организации дошкольных образовательных услуг в сельских населенных пунктах; - доукомплектование групп; - расширение сети муниципальных дошкольных образовательных организаций; - ремонтно-восстановительные и строительные работы, реконструкции зданий, улучшения материально-технического состояния образовательных организаций и их территорий, включая открытие при них дополнительных групп |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
1. Количество дополнительно созданных мест в системе муниципального дошкольного образования; 2. Количество дополнительно созданных мест за счет доукомплектования групп; 3. Количество групп, участвующих за счет расширения сети дошкольных образовательных услуг; 4. Количество образовательных организаций, в которых улучшено материально-техническое состояние |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных организаций на 19 единиц; - увеличение количества дополнительно созданных мест в системе дошкольного образования на 5 015 мест; - снижение очередности в дошкольные образовательные организации; - увеличение охвата детей дошкольным образованием; - обеспечение дошкольными образовательными услугами жителей сельских населенных пунктов; - удовлетворение потребности населения города в услугах дошкольного образования; - улучшение материально-технического состояния образовательных организаций системы дошкольного образования |
Сроки реализации программы |
Программа реализуется в 2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования Программы - 1 478 083,20 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 237 923,70 тыс. руб.; 2012 - 445 543,70 тыс. руб.; 2013 - 636 470,80 тыс. руб.; 2014 - 92 145,00 тыс. руб.; 2015 - 66 000 тыс. руб. По источникам финансирования: - федеральный бюджет - 196 434,00 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 - 192 566,80 тыс. руб.; 2014 - 3 867,20 тыс. руб.; - областной бюджет - 694 218,50 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 105 881,70 тыс. руб.; 2012 - 160 900,00 тыс. руб.; 2013 - 357 054,00 тыс. руб.; 2014 - 30 382,80 тыс. руб.; 2015 - 40 000,00 тыс. руб.; - бюджет города - 441 588,30 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 78 199,60 тыс. руб.; 2012 - 192 643,70 тыс. руб.; 2013 - 86 850,00 тыс. руб.; 2014 - 57 895,00 тыс. руб.; 2015 - 26 000 тыс. руб; - средства родительской платы - 3 642,40 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 3 642,40 тыс. руб.; - частные инвестиции - 142 200,00 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 - 50 200,00 тыс. руб.; 2012 - 92 000,00 тыс. руб. |
1. Характеристика проблемы
Программа направлена на обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей муниципального образования "город Оренбург".
Актуальность разработки Программы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате, социально-экономических преобразований в обществе: увеличение рождаемости детей, рост потребностей населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных образовательных организаций до достижения детьми трехлетнего возраста.
В ходе реализации Программы запланировано осуществление постоянного мониторинга действенности мер и, в случае необходимости, будут вноситься соответствующие коррективы.
В муниципальном образовании "город Оренбург" функционирует целостная система дошкольного образования с развитой сетью организаций разных типов и видов, необходимой материально-технической и нормативной базой, позволяющей регулировать взаимоотношения внутри системы образования, а именно: 131 дошкольная образовательная организация, в том числе 130 муниципальных (далее - МДОО), в которых воспитывается 24742 ребенка. Сеть дифференцирована по назначению: детский сад - 35 организаций; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - 60; детский сад комбинированного вида - 25; детский сад компенсирующего вида - 1; детский сад присмотра и оздоровления - 3; центр развития ребенка - детский сад - 6.
Реализация предшествующих мероприятий социального проекта "Город - малышам" 2008 - 2010 гг. обусловила ряд позитивных перемен, произошедших в системе муниципального дошкольного образования.
В городе увеличилось количество муниципальных детских садов на 5 организаций. Введен в эксплуатацию новый детский сад, 2 детских сада открыты после капитального ремонта, осуществлен возврат 7 зданий дошкольных образовательных организаций, используемых ранее не по прямому назначению. Дополнительно открыто 59 групп в действующих детских садах. За период 2008 - 2010 гг. увеличилось число мест на 1214 и произошло увеличение контингента детей, посещающих детские сады, на 1838 человек.
Охват детей дошкольным образованием (%)
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
В настоящее время посещают дошкольные образовательные организации 24 742 ребенка, что составляет 70,4% детей от общего количества детей, проживающих на территории города Оренбурга. Данный показатель выше среднего показателя в Российской Федерации, по Приволжскому федеральному округу и Оренбургской области.
Вместе с тем, развитие дошкольного образования осложняется рядом финансово-экономических причин, таких как: недостаточное финансирование, приводящее к затруднению мероприятий по капитальному строительству новых детских садов, организации дополнительных мест для приема детей, проведению своевременного капитального ремонта зданий функционирующих организаций, а также их недостаточному материально-техническому оснащению.
И как следствие, отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных организациях приводит к недоступности дошкольного образования для всех желающих, переуплотнению групп, нарушению санитарных правил и норм содержания детей. Все эти факторы, несомненно, влияют на социальную напряженность среди населения.
На учете для определения в дошкольные образовательные организации состоят - 8720 человек, из них нуждающихся в силу достигнутого дошкольного возраста от 1 года до 2 лет - 4104 ребенка, в том числе:
- от 2 до 3 лет - 1845 человек;
- от 3 до 4 лет - 550 человек;
- от 4 до 5 лет - 268 человек.
По среднему варианту демографического прогноза низкая рождаемость 90-х годов приведет к снижению рождаемости с 2016 года, так как средний фертильный возраст женщин приходится на 20 - 25 лет.
На диаграмме приведена динамика и прогноз общей рождаемости детей в г. Оренбурге. Так, в 1993 году этот показатель снизился почти в два раза, по сравнению с периодом 1985 - 1989 годов.
Вместе с тем количественный показатель процесса рождаемости детей в городе подтверждает, что рост численности детей будет сохраняться до 2015 года. И только с 2016 года количество детей дошкольного возраста начнет постепенно снижаться, но дефицит мест в дошкольных организациях будет иметь место.
Динамика и прогноз рождаемости (1985 - 2018 гг.)
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Показатель дефицита мест в городе составляет более 4 тыс. детей. Кроме того, показатель выполнения государственных социальных стандартов по предоставлению мест в дошкольных организациях превышает установленные нормы в среднем на 24% (то есть, на 100 проектных местах содержится 123 ребенка). Что подтверждает необходимость в кратчайшие сроки решить вопрос доступности услуг дошкольного образования.
Одной из причин роста дефицита мест в дошкольных образовательных организациях послужила процедура перепрофилирования и ликвидации дошкольных образовательных организаций различных организационно-правовых форм. В период с 1992 по 2000 годы сокращение сети дошкольных образовательных организаций произошло на 48 организаций с общим количеством 5270 мест:
- в 30 зданиях бывших детских садов, являющихся муниципальной собственностью, располагаются: 8 образовательных организаций; 7 организаций дополнительного образования; 5 учреждений здравоохранения; 7 учреждений социальной защиты; 2 ВУЗа; 1 негосударственная образовательная организация;
- в 18 зданиях бывших детских садов федеральной и частной собственности располагаются: 3 образовательных организации (школа-интернат, коррекционная школа, НОУ "ОР-АВНЕР"); 3 СУЗа и ВУЗа; 1 детский противотуберкулезный диспансер; 1 реабилитационный центр для несовершеннолетних; 2 учреждения УВД; 1 учреждение культуры; 3 жилых дома; 2 торговые организации; 2 учреждения министерства обороны.
В условиях повышенного спроса на услуги дошкольного образования необходимо продолжить возврат перепрофилированных зданий дошкольных организаций для использования их по прямому назначению.
Возврат бывших детских садов в систему дошкольного образования повлечет необходимость проведения капитального ремонта, либо их реконструкции, так как все здания были построены в 1960 - 1980-е годы, более того в них были произведены внутренние перепланировки и демонтаж всего оборудования, что не соответствует новым санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях.
Дальнейший ввод в эксплуатацию данных организаций позволит повысить охват детей дошкольными образовательными услугами.
Для решения задач по ликвидации очередности и повышению доступности на дошкольные образовательные услуги необходимо инициировать строительство новых дошкольных образовательных организаций. Так как техническое состояние зданий ряда действующих детских садов требует проведения капитального ремонта. Прекращение эксплуатации части зданий дошкольных организаций ввиду их естественного 100%-го износа неизбежно. По этой причине на сегодня функционирование 3-х дошкольных организаций приостановлено, как они не соответствуют нормам санитарного законодательства и аварийности.
Чтобы не допустить снижения достигнутого уровня развития системы дошкольного образования необходимо увеличить объем расходов в бюджете города по ст. "Капитальный ремонт" на объектах дошкольного образования, что подтверждает анализ технического состояния зданий действующих детских садов.
Год постройки |
Количество ДОУ |
Процент износа |
Доля организаций от общего количества ДОУ (%) |
до 1950 г. |
7 |
100 |
5,4 |
до 1960 г. |
5 |
100 |
3,8 |
до 1970 г. |
24 |
98 |
18,6 |
до 1980 г. |
46 |
60 |
35,6 |
до 1990 г. |
38 |
52 |
29,4 |
до 2000 г. |
8 |
30 |
6,2 |
до 2010 г. |
1 |
- |
1 |
Особо актуальна проблема социальной поддержки и вовлечение в систему дошкольного образования детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, оказание адресной социальной помощи.
В 2008 - 2010 годах муниципальные детские сады на льготных условиях оплаты за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации посещали в среднем 20% детей из малообеспеченных семей от общего числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих в городе Оренбурге.
Анализ показывает, что в ближайшей перспективе потребность в адресной социальной помощи сохранится на уровне сложившихся объемов. В связи с чем в программе предусмотрено открытие дополнительных групп социальной поддержки для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Для удовлетворения спроса населения на услуги организаций системы дошкольного образования средний уровень дифференциации услуг в детских садах увеличился, но все еще остается ниже потребностей семей.
Так, сохраняется проблема недостатка групп для детей от 1 года до 2 лет, открытие которых является одной из действенных мер помощи молодым одиноким матерям, оставшимся без средств существования.
Сегодня в городе зафиксирована тенденция роста интереса населения к негосударственным и так называемым семейным и частным детским садам. Однако недостаточно активно развиваются вариативные формы организации дошкольных образовательных услуг (доля частного сектора данной услуги составляет 5,1%).
Изучение ситуации по развитию частных услуг, оказываемых индивидуальными и частными предпринимателями, подтверждает, что они являются потенциальными претендентами на рынке услуг дошкольного образования. Но в настоящее время такая деятельность носит в основном нелегальный характер. Для легализации и развития этой деятельности необходимо обеспечить участие и поддержку органов местного самоуправления, привлечь инвесторов и бизнес-сообщество, тем самым обеспечив повышение количества услуг дошкольного образования, предоставляемых на территории города.
В Программе предусмотрены мероприятия по обеспечению разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала семьи, в том числе через расширение спектра дошкольных образовательных услуг.
Таким образом, представленный анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами предусматривает реализацию мероприятий по повышению доступности дошкольного образования и увеличения количества мест в дошкольных образовательных организациях.
Постановлением администрации города Оренбурга от 31 декабря 2014 г. N 3411-п наименование раздела 2 настоящего приложения изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
2. Основные цели, задачи, сроки реализации программы
Основной целью Программы является повышение доступности и качества дошкольного образования для жителей города Оренбурга.
В качестве первоочередной задачи, реализуемой посредством Программы, рассматривается увеличение количества дополнительно созданных мест в системе дошкольного образования.
Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы с разбивкой реализации программных мероприятий по годам.
Реализация Программы осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных на финансовый год, с возможностью использования привлеченных средств.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение цели Программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются путем реализации программных мероприятий. Программные мероприятия указаны по срокам и источникам финансирования и составлены по направлениям:
1) строительство, приобретение и ввод дошкольных образовательных организаций;
2) реконструкция, капитальный ремонт, ремонтные работы и иные сопутствующие мероприятия, направленные для ввода в эксплуатацию объектов образования, ранее перепрофилированных под другие услуги;
3) перепрофилирование помещений в действующих образовательных организациях;
4) создание условий по организации дошкольных образовательных услуг в сельских населенных пунктах;
5) доукомплектование групп;
6) расширение сети дошкольных образовательных услуг;
7) ремонтно-восстановительные и строительные работы, реконструкция зданий, улучшение материально-технического состояния образовательных организаций и их территорий, включая открытие при них дополнительных групп.
Перечень мероприятий приведен в приложении 1 к настоящему приложению.
Постановлением администрации города Оренбурга от 31 декабря 2014 г. N 3411-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Результат реализации Программы выразится в:
1. Увеличении количества мест на 5 015 единиц;
2. Увеличении количества муниципальных дошкольных образовательных организаций на 19 единиц, в том числе за счет:
- осуществления капитального ремонта и реконструкции 12 объектов дошкольного образования, ранее перепрофилированных под другие услуги, на 1 952 мест;
- осуществления строительства 5 новых дошкольных образовательных организаций;
- открытия дополнительных групп на 1 625 мест;
- обеспечения дошкольными образовательными услугами детей, проживающих в сельских населенных пунктах на 498 мест;
- проведения доукомплектования групп на 60 мест;
3. Увеличении охвата детей различными формами дошкольных образовательных услуг в соответствии с запросами населения;
4. Улучшении материально-технического состояния и осуществления благоустройства территорий дошкольных образовательных организаций, включенных в Программу.
Таким образом, успешная реализация данной Программы позволит обеспечить повышение доступности и качества дошкольного образования для жителей муниципального образования "город Оренбург".
Целевые показатели (индикаторы) Программы приведены в приложении 2 к настоящему приложению.
Постановлением администрации города Оренбурга от 17 марта 2015 г. N 575-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных инвестиций, а также привлеченных средств инвесторов. Общий объем финансирования Программы составляет 1 478 083,20 тыс. рублей.
В том числе по годам:
2011 - 237 923,70 тыс. руб.;
2012 - 445 543,70 тыс. руб.;
2013 - 636 470,80 тыс. руб.;
2014 - 92 145,00 тыс. руб.;
2015 - 66 000 тыс. руб.
По источникам финансирования:
- федеральный бюджет - 196 434,00 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 - 192 566,80 тыс. руб.;
2014 - 3 867,20 тыс. руб.;
- областной бюджет - 694 218,50 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 - 105 881,70 тыс. руб.;
2012 - 160 900,00 тыс. руб.;
2013 - 357 054,00 тыс. руб.;
2014 - 30 382,80 тыс. руб.;
2015 - 26 000 тыс. руб.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "26 000" имеется в виду "40 000"
- бюджет города - 441 588,30 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 - 78 199,60 тыс. руб.;
2012 - 192 643,70 тыс. руб.;
2013 - 86 850,00 тыс. руб.;
2014 - 57 895,00 тыс. руб.;
2015 - 26 000 тыс. руб.;
- средства родительской платы - 3 642,40 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 - 3 642,40 тыс. руб.;
- частные инвестиции - 142 200,00 тыс. руб., в том числе по годам:
2011 - 50 200,00 тыс. руб.;
2012 - 92 000,00 тыс. руб.
Распределение финансирования по мероприятиям и исполнителям Программы приведено в приложении 1 к настоящему приложению.
Финансирование Программы из городского бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на соответствующий финансовый год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств. Объемы финансирования Программы за счет средств областного и городского бюджета и привлеченных средств корректируются на соответствующий финансовый год.
Расходы бюджета города Оренбурга на реализацию мероприятий Программы могут корректироваться Оренбургским городским Советом и направляться на реализацию данной программы в соответствии с определенной потребностью главными распорядителями бюджетных средств.
Затраты на реализацию программных мероприятий указаны в ценах 2010 года.
Ежегодно, при формировании бюджета города Оренбурга на очередной финансовый год и плановый период, объемы ассигнований уточняются с учетом прогнозного индекса роста цен, оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых показателей (индикаторов).
Постановлением администрации города Оренбурга от 31 декабря 2014 г. N 3411-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6. Механизм реализации, система управления реализацией программы и контроль хода ее реализации
Оперативное управление реализацией Программы осуществляется УО.
Общий контроль и анализ исполнения Программы осуществляется администрацией города Оренбурга.
УО:
- проводит оценку эффективности и результативности реализации Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Оренбурга, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п;
- готовит отчет о ходе реализации Программы по итогам отчетного финансового года и направляет в управление экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга до 01 марта года, следующего за отчетным, для анализа оценки эффективности программ;
- по запросам управления экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга и/или финансового управления администрации города Оренбурга подготавливает дополнительную статистическую, справочную, аналитическую и иную информацию по специфике Программы.
Для рационального использования средств областного бюджета при установлении министерством финансов Оренбургской области лимитов финансирования Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы с разбивкой реализации программных мероприятий по годам. Реализация Программы осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств.
Мероприятия по реализации Программы рассматриваются как мониторинговое сопровождение развития системы дошкольного образования в городе Оренбурге до 2015 года. Допускается финансирование кредиторской задолженности, возникшей в результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой в период ее реализации.
При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год УО, УСиДХ, КУИ ежегодно подготавливают обоснованные расчеты на финансирование мероприятий по Программе за счет средств городского бюджета и других источников финансирования. По согласованию с главным распорядителем бюджетных средств в пределах выделенного объема финансирования на очередной финансовый год наименование программного мероприятия может меняться. При реализации программных мероприятий по результатам предоставления актов выполненных работ по формам КС-2, КС-3 в случае высвобождения средств, не затрагивая показателя результативности мероприятия, по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, допускается перераспределение объема финансирования между объектами внутри одного раздела, при этом общий объем финансирования раздела остается неизменным.
Механизм реализации Программы включает:
1) выполнение программных мероприятий за счет средств, предусмотренных в разрезе источников финансирования;
2) уточнение объемов финансирования Программы;
3) корректировку Программы;
4) подготовку докладов и отчетов о реализации Программы и обсуждение достигнутых результатов.
7. Ожидаемый (планируемый) эффект от реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается исходя из достижения запланированных результатов по каждому целевому показателю (индикатору) сопоставлением плановых и фактических показателей (индикаторов) Программы по годам по отношению к предыдущему и в целом - нарастающим итогом к базовому году.
В результате реализации Программы ожидается:
- ликвидация очередности по предоставлению мест в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3х до 6 лет;
- обеспечение новых микрорайонов СВЖР дошкольными образовательными учреждениями;
- удовлетворение потребности сельского населения в дошкольных образовательных услугах, на территории которых ранее они не оказывались - на 100%.
В целом реализация Программы позволит повысить доступность дошкольных образовательных услуг на территории муниципального образования "город Оренбург".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.