Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие системы образования
на территории муниципального
образования город Новотроицк
на 2015 - 2020 годы"
(с изменениями от 18 марта, 29 апреля,
10 сентября, 11 августа, 12 ноября,
25 декабря 2015 г.)
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 25 декабря 2015 г. N 2535-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение доступности и качества дошкольного образования"
(далее - Подпрограмма N 1)
1. Характеристика состояния обеспечения доступности и качества дошкольного образования
В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Подпрограмма N 1 разработана на основе анализа современного состояния образования муниципальном образовании город Новотроицка и определяет стратегические направления развития системы дошкольного образования на 2015 - 2020 годы. Анализ системы образования выявляет ряд положительных и отрицательных факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на процесс развития дошкольного образования в муниципальном образовании город Новотроицк.
Система дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк представлена 36 образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 35 - ДОУ, при МОАУ "Лицей N 1" организовано 11 дошкольных групп. ДОУ в муниципальном образовании город Новотроицк посещает 5 427 детей от 1,6 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием составляет 82% от общей численности дошкольников в муниципальном образовании город Новотроицк.
Большое внимание в течение последних пяти лет уделялось созданию благоприятных условий и обеспечению безопасности воспитанников. Результатами совместной деятельности педагогических коллективов, родителей и социальных партнеров можно считать:
- улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) дошкольных образовательных учреждений муниципального образования: к 1-й группе СЭБ отнесены 91,7% учреждений, ко 2-й группе СЭБ - 8,3%;
- укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;
- укрепление пожарной безопасности детских садов;
- своевременная подготовленность ДОУ к отопительному сезону, к началу нового учебного года. В последние годы уделяется должное внимание созданию условий для жизнедеятельности образовательных учреждений, однако, учитывая, что большинство учреждений были построены в 1960 - 1970 годы, проблема заключается в изношенности трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения.
Реально оценивая ход выполнения комплекса мероприятий по реализации Концепции модернизации образования, необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:
1. При наличии в муниципальном образовании широкой вариативности дошкольных образовательных учреждений сохраняется нехватка мест для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием.
2. Для обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется развитие и расширение видового разнообразия образовательных и иных услуг для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, детей-инвалидов.
3. Анализ возрастного ценза показывает, что в последние годы значительно возросло количество работников, достигших пенсионного возраста и продолжающих работать. В связи с этим актуальна проблема привлечения молодых педагогов. Введение новой системы оплаты труда, направленной на рост доходов педагогических работников и стимулирование достижения ими более качественных результатов, играет ключевую роль в повышении социального статуса педагога, привлечении в дошкольные учреждения молодых кадров.
4. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) возникает потребность переподготовки педагогических кадров для работы в современных условиях.
5. Требует дополнительного оснащения предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ муниципального образования на 55%.
6. В условиях превышения плановой наполняемости детей в группах ухудшаются показатели здоровья детей. Необходимо реализовывать комплекс мер по укреплению здоровья воспитанников ДОУ совместно с учреждениями здравоохранения.
7. Требует модернизации материально-техническая база дошкольных ДОУ:
- более чем в 50% ДОУ требуется проведение ремонта кровель;
- в целях обеспечения безопасности, во избежание травматизма среди детей и сотрудников необходима замена линолеума;
- детская мебель обветшала и не соответствует эргономическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, что влечет за собой негативное воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей;
- в части ДОУ осветительные приборы не соответствуют установленным нормативам искусственной освещенности, что отрицательно влияет на зрение детей;
- в 10 ДОУ необходим ремонт теневых навесов;
- в 30 ДОУ необходимо частичное восстановление асфальтового покрытия, разрушенного при проведении аварийных работ на системах жизнеобеспечения;
- требует значительных финансовых вложений выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- изношенность систем тепло-и водоснабжения приводят к росту затрат на содержание систем жизнеобеспечения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 детских сада компенсирующего вида, 11 - комбинированного вида. В ДОУ муниципального образования имеется выстроенная система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями. Но в настоящий момент отмечается тенденция к увеличению данной категории детей, что вызывает потребность внедрения альтернативных форм коррекционной помощи детям данной категории и их родителям, не посещающим детские сады (лекотеки, инклюзивное образование, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, дистанционное обучение, организация обучения на дому).
Изучение социального запроса субъектов образовательного процесса позволило выявить отсутствие потребности в группах кратковременного пребывания в функционирующих ДОУ.
Кадровая обеспеченность системы дошкольного образования муниципалитета - одно из приоритетных направлений деятельности управления образования и учреждений образования.
Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров. Формальными показателями оценки кадрового потенциала являются уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории у педагогов образовательных учреждений.
В системе повышения квалификации педагогических работников активно используются внешние и внутренние ресурсы:
- Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного университета;
- конкурсное движение;
- организация городских творческих площадок на базе ДОУ.
Система дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк обеспечена узкими специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, что составляет 18% от общей численности педагогического состава.
Анализ научно-методических ресурсов муниципальной системы дошкольного образования показал, что в 100% ДОУ имеется основная общеобразовательная программа, структура которой требует приведения в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО (вариативная часть)).
Программно-методическое обеспечение основной общеобразовательной программы (инвариантная и вариативная часть) не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям (таблица).
Показатели на начало 2013 - 2014 учебного года |
в % |
Наличие основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
100 |
Программно-методическое обеспечение первой (инвариантной) части основной общеобразовательной программы (программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
100 |
Программно-методическое обеспечение второй части (части, формируемой участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы (авторские программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
85 |
Программы учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
80 |
Соблюдение требований ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
60 |
В ходе анализа качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО были выявлены следующие особенности. В образовательных учреждениях реализуется личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников (88%), происходит пересмотр содержания дошкольного образования в соответствии с образовательными областями (30%). Однако по-прежнему отмечается наличие трудности в организации детской деятельности по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей (игровая, совместная партнерская деятельность, самостоятельная) - 95%. Сохраняется ориентир на предметное обучение, обеспечивающее специальную готовность детей к школе. В связи с переуплотнением групп нарушается допустимая нагрузка на ребенка по СанПиН, что приводит к переутомлению и снижению качества дошкольного образования. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ муниципального образования город Новотроицк показал недостаточность оснащения необходимым материалом и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО.
Анализ материально-технического ресурса муниципальной системы дошкольного образования показал наличие специализированных помещений в дошкольных учреждениях: кабинеты педагогов-психологов, физкультурные залы, бассейны, методические кабинеты, музыкальные залы, изостудии, кабинеты учителя-логопеда. Из них на достаточном уровне оснащены методические кабинеты, музыкальные залы, кабинеты изобразительной деятельности.
Необходимо дополнительное оснащение спортивным оборудованием, развивающим материалом кабинетов учителей-логопедов.
С целью обеспечения доступности, открытости, обмена информацией, создания электронной базы диагностических данных необходимо оснастить автоматизированное рабочее место педагогов в 50% ДОУ. Во всех учреждениях на 01.09.2013 оборудовано автоматизированное рабочее место старшего воспитателя. В 44% учреждений созданы автоматизированные рабочие места для административного персонала, имеющего программное обеспечение.
В 45% ДОУ в образовательном процессе широко используются технические средства обучения: магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор.
Современное состояние информационно-образовательной среды муниципальной системы дошкольного образования находится в стадии развития. В 95% ДОУ имеется доступ к сети Интернет. Информационные ресурсы широко используются педагогическими кадрами для диссеминации опыта работы учреждения и педагогов, создания и использования медиатеки в образовательном процессе, электронной базы данных детей дошкольного возраста, обмена информацией с использованием электронной почты, представления информации на сайте управления образования. В 55% ДОУ созданы сайты.
Мониторинг качества услуг дошкольного образования выявил, что 100% ДОУ имеют лицензию на образовательную деятельность.
Во всех ДОУ необходимо совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы N 1
Основной целью Подпрограммы N 1 является повышение доступности и качества дошкольного образования на территории муниципального образования город Новотроицк.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Развитие инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
2. Совершенствование организационных структур дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
3. Обеспечение удовлетворенности населения доступностью услуг дошкольного образования.
4. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования.
5. Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для дошкольного образования, обеспечивающей распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования.
6. Соблюдение законодательства при начислении платы за содержание ребенка в ДОУ.
7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, развитие коррекционного образования.
8. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк.
9. Создание благоприятных условий и обеспечение безопасности воспитанников и сотрудников ДОУ.
10. Обеспечение условий для бесперебойной жизнедеятельности ДОУ.
3. Сроки реализации Подпрограммы N 1
Срок реализации Подпрограммы N 1 - 2015 - 2020 годы.
Предусмотрено выделение двух этапов:
1. 2015 - 2016 гг. - внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в связи с обновлением регулирующих документов по отдельным направлениям развития системы дошкольного образования (примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в ДОУ, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста; положение по стимулированию руководителей ДОУ, направленное на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя ДОУ).
Приоритетным для данного периода является внедрение информационных технологий с целью родительского просвещения, презентация деятельности образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
2. 2016 - 2020 гг. - обновление и развитие материально-технической базы ДОУ муниципального образования, что позволит повысить социально-экономическую эффективность Программы и обеспечить 90% охват детей независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья доступным и качественным дошкольным образованием, соответствующим ФГОС ДО. Объем финансирования за счет бюджета муниципального образования город Новотроицк.
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 25 декабря 2015 г. N 2535-п раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
4. Объемы финансирования Подпрограммы N 1
Объемы финансирования за счет средств местного бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам:
2 045 610,098 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 340 934,198 тыс. руб.;
2016 год - 336 536,15 тыс. руб.;
2017 год - 339 220,15 тыс. руб.;
2018 год - 342 973,20 тыс. руб.;
2019 год - 342 973,20 тыс. руб.;
2020 год - 342 973,20 тыс. руб.
Иных средств Программой не предусмотрено.
5. Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 1
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 1 с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в Приложении N 1 к Подпрограмме N 1.
6. Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 1
Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 1 с указанием сроков их реализации и объемов их финансирования представлен в Приложении N 2 к Подпрограмме N 1.
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы N 1
Оценка эффективности Подпрограммы N 1 проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.