Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 июля 2015 г. N 565-пп в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства области
от 2 апреля 2014 г. N 194-пп
Государственная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
26 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г.
Паспорт
государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - Программа)
Наименование Программы |
- |
государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнитель Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Основания для разработки Программы |
- |
постановление Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области"; распоряжение Губернатора Оренбургской области от 8 октября 2012 года N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" |
Подпрограммы Программы |
- |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области"; |
Программно-целевые инструменты Программы |
- |
отсутствуют |
Цель Программы |
- |
обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта |
Задачи Программы |
- |
содействие внедрению энергосберегающих технических средств и технологий, направленных на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области; создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
снижение стоимости энергоресурсов в валовом региональном продукте; ежегодное снижение энергоемкости валового регионального продукта; ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, (МВт) (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт); доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии, (процентов) (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) |
Срок реализации Программы |
- |
2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
- |
объем бюджетных ассигнований Программы из средств областного бюджета составит 348 600,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2015 год - 1 800,0 тыс. рублей; 2018 год - 115 600,0 тыс. рублей; 2019 год - 115 600,0 тыс. рублей; 2020 год - 115 600,0 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы могут привлекаться также средства хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40 процентов по отношению к 2007 году; обеспечение доли производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии до 4 процентов от общего объема электрической энергии, произведенной на территории Оренбургской области". |
Список сокращений, используемых в Программе:
ВВП |
внутренний валовый продукт |
ВРП |
валовый региональный продукт |
ГРЭС |
государственная районная электрическая станция |
ТЭЦ |
теплоэлектроцентраль |
мини-ТЭЦ |
мини теплоэлектроцентраль |
микро-ГЭС |
мини гидроэлектростанция |
Руст |
установленная мощность |
т.у.т |
тонн условного топлива |
Сд |
степень достижения цели (решения задачи) |
Зф |
фактическое значение индикатора (показателя) государственной программы |
Зп |
плановое значение индикатора (показателя) государственной программы |
Уф |
уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы |
Фф |
фактический объем финансовых ресурсов областного бюджета |
Фп |
плановый объем финансовых ресурсов областного бюджета на реализацию государственной программы на соответствующий финансовый период |
ГРБС |
главный распорядитель бюджетных средств |
ОЦП |
областная целевая программа |
ВИЭ |
возобновляемые источники энергии |
Сд |
степень достижения целей (решения задач) |
Зф |
фактическое значение индикатора (показателя) Программы |
Зп |
плановое значение индикатора (показателя) Программы |
Уф |
уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы |
Фф |
фактический объем финансовых ресурсов областного бюджета, направленный на реализацию мероприятий Программы |
Фп |
плановый объем финансовых ресурсов областного бюджета на реализацию Программы на соответствующий финансовый период |
1. Общая характеристика, приоритеты и цели государственной политики, формулировки основных проблем сферы энергетики Оренбургской области, прогноз ее развития и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Оренбургская область - одна из крупнейших в Российской Федерации, входящая в состав Приволжского федерального округа (территория - 124 тыс. кв. км, население - 2025,0 тыс. человек). В недрах Оренбуржья разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. Ее природные богатства служат базой для разработки и реализации экономически эффективных инвестиционных проектов. Электроэнергетика, наряду с другими базовыми отраслями экономики (газовой, нефтяной, металлургической, машиностроительной), составляет основу для экономического роста Оренбургской области. Энергетическая система области является частью Единой энергетической системы России, входит в состав Объединенной энергетической системы Урала, расположена на юго-востоке Европейской части Российской Федерации и граничит с энергетическими системами других субъектов Российской Федерации (Самарской областью, Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан, Челябинской областью) и энергетической системой сопредельного государства - Республики Казахстан.
Электроэнергетика влияет на условия экономического и социального развития области. Реализация инвестиционных проектов, эффективность работы предприятий и организаций, улучшение качества жизни людей, достижение целей стратегии развития экономики области зависит от надежного, сбалансированного и безопасного функционирования электроэнергетики.
Государственная политика Правительства Оренбургской области направлена на создание в области организационно-финансовых механизмов взаимодействия и концентрации ресурсов субъектов экономики для построения функциональной системы управления в сфере энергетики области. Это позволяет обеспечить планомерное развитие электросетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей на основе повышения их энергоэффективности в целях удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в область.
В современных условиях ведения экономической деятельности требуется применение программно-целевых методов повышения уровня энергоэффективности отраслей экономики, в том числе энергетики. Настоящая Программа направлена на внедрение этих методов.
Особенности и проблемы текущего состояния электроэнергетики Оренбургской области заключаются в:
наличии отдельных частей энергосистемы, в которых имеются ограничения на технологическое присоединение потребителей к электрической сети;
недостаточной пропускной способности электрических сетей 110 кВ и выше для обеспечения передачи мощности в необходимых объемах;
отсутствии возможности обеспечения нормативных уровней напряжения (в том числе недостаточной возможности по регулированию уровней напряжения);
высокой степени морального старения (износа) энергоблоков на электростанциях;
низком коэффициенте использования установленной мощности электростанций;
недостаточном уровне развития альтернативной энергетики;
высоком уровне энергоемкости экономики области, что связано с преобладанием в структуре производства энергоемких отраслей и с особыми природно-климатическими условиями.
Снижение энергоемкости ВРП в области требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии развития энергетики, координации усилий органов исполнительной власти Оренбургской области, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса в ходе ее реализации.
В рамках исполнения государственных полномочий по содействию в расширении использования возобновляемых источников энергии на территории области, снижении техногенной нагрузки на окружающую среду необходимо проведение комплекса мероприятий по:
повышению эффективности использования энергии и развитию энергосбережения в Оренбургской области;
выделению площадей земель на территориях муниципальных образований Оренбургской области для размещения энергетических установок, функционирующих на основе источников возобновляемой энергии (ветряных, солнечных электростанций, биоэнергетических установок и другого).
Приоритеты эффективности использования энергоресурсов распространяются на все сферы производственного и бытового потребления и предполагают реализацию стимулов и возможность оптимизировать способы и качество энергоснабжения, включая:
стимулирование использования всеми потребителями экологических и энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии;
поддержку практики энергетического аудита;
обеспечение поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;
ликвидацию безучетного пользования энергоресурсами, полное оснащение приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
реализацию специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса;
активизацию всего потенциала организационного и технологического энергосбережения, составляющего до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления.
Правительством Оренбургской области для решения существующих проблем в энергетике реализуется целый ряд мероприятий нормативного и организационного характера, направленных на обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса:
принят Закон Оренбургской области от 2 июля 2008 года N 2293/468-IV-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Оренбургской области";
в период с 2010 по 2014 годы мероприятия в области энергосбережения реализовывались в рамках постановления Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года N 368-пп "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы и целевые установки на период до 2020 года".
В ходе реализации областной целевой программы оказана государственная финансовая поддержка 30 предприятиям Оренбургской области на сумму более 117 млн рублей, привлечено собственных и заемных средств хозяйствующих субъектов области на сумму более 300 млн рублей. Из федерального бюджета оказана финансовая поддержка в сумме 6,2 млн рублей в виде предоставления гранта открытому акционерному обществу "МК Ормето-ЮУМЗ" по проекту "Реконструкция электроосвещения на объектах открытого акционерного общества "МК Ормето-ЮУМЗ" в целях снижения затрат на покупку электрической энергии и повышения энергоэффективности производства".
Государственная поддержка оказывает значительное стимулирующее влияние на реализацию мероприятий по энергосбережению в Оренбургской области и позволяет привлечь значительные внебюджетные источники для их финансирования.
2. Цель, задачи, показатели (целевые индикаторы) достижения цели и основные ожидаемые результаты Программы
Основная цель Программы - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости ВРП.
В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
содействие внедрению инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, направленных на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области;
создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии.
Одним из основных целевых индикаторов Программы является ежегодное снижение энергоемкости ВРП на 3,5 процента, при этом необходимо достичь снижения энергоемкости ВРП к 2020 году на 40 процентов по отношению к 2007 году. Сведения о показателях (целевых индикаторах) Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Система мероприятий по достижению цели и показателей Программы сформирована по принципу обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач. Это позволит в процессе повышения энергоэффективности отдельных секторов экономики, бюджетной и социальной сфер добиться повышения энергоэффективности экономики области в целом.
Для решения задачи по содействию внедрению инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области необходимо:
предоставить субсидию юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию проектов в области энергосбережения, предусматривающих:
проведение модернизации действующей энергетической базы;
внедрение энергосберегающих технологий, материалов и оборудования на предприятиях области;
расширение использования малых генерирующих установок, автономных систем энергосбережения и других возможностей малой энергетики путем строительства мини-котельных и мини-ТЭЦ, приобретения, организации производства, внедрения малогабаритных ветроэлектростанций, устройств с высокой энергетической эффективностью;
способствовать замещению природного газа бурым углем Тюльганского угольного разреза как более дешевого вида топлива на качественно новом уровне развития технологий;
организовать проведение обязательных комплексных энергетических обследований организаций бюджетной сферы;
организовать оценку уровня энергоэффективности многоквартирных домов и выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению этого уровня;
организовать проведение технических и технологических мероприятий, включающих применение энергоэффективных систем освещения, установку современного энергосберегающего оборудования домов, внедрение энергосберегающих технологий.
оказывать содействие органам местного самоуправления в выявлении бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), в организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признании права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
оказывать содействие хозяйствующим субъектам в управлении бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
способствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении мероприятий энергосбережения в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещение бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения;
Для решения задачи по созданию условий расширения использования возобновляемых источников энергии необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на:
модернизацию тепловой энергетики, в том числе с внедрением в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии (солнечной энергии и других);
строительство ветроэнергетических парков и электростанций гибридной системы на основе возобновляемых источников энергии;
проведение изыскательских работ по использованию альтернативных возобновляемых источников энергии по районам области, проектирование, изготовление и проведение испытаний опытных образцов ветрогенераторов и безнапорной погружной микро-ГЭС;
приобретение, организацию производства и внедрение малогабаритных ветроэлектростанций;
оснащение общедомовыми приборами и внедрение автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов, в том числе по установке поквартирных приборов учета энергоресурсов малоимущим гражданам;
организацию мониторинга потребления энергоресурсов и подготовку регламентирующих документов.
Для создания условий надежного функционирования энергосистемы Оренбургской области в составе Единой энергетической системы России с целью устойчивого энергоснабжения потребителей Оренбургской области предусматриваются:
предоставление из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
О порядке предоставления из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, см. постановление Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2011 г. N 120-п
содействие в разработке цикла учебных программ и осуществлении образовательной деятельности с целью пропаганды передовых методов работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
содействие в производстве и продаже энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью;
информационное обеспечение и организация конкурсов по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться посредством:
создания региональной информационной системы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Меры правового и государственного регулирования и управления рисками
Действия по достижению цели и решению задач, определенных настоящей Программой в 2015 году и на перспективу до 2020 года, базируются на результатах оценки рисков, свойственных отраслям и экономике в целом. Особое внимание привлекает идентификация так называемых "системных рисков", способных, "передаваясь" по производственной цепочке сложившихся хозяйственных связей, серьезно влиять на функционирование как отдельных отраслей, так и экономики области в целом. Основными системными рисками, свойственными энергетическому сектору экономики, являются:
1. Техногенные и экологические риски
С учетом износа основных фондов в энергетике до 60 - 70 процентов вероятность техногенной аварии является довольно высокой, при этом велика и вероятность нанесения существенного ущерба окружающей среде. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа, возможные лавинообразные отказы действующего оборудования потребуют серьезных дополнительных капиталовложений и приведут к отвлечению средств других объектов энергетического сектора. В последние годы риски подобных происшествий повысились в связи с увеличением вероятности террористических действий. К числу последствий таких происшествий относится снижение инвестиционной привлекательности энергетики области и рейтинга доверия со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Минимизировать риски техногенных аварий возможно за счет обновления основных фондов, перехода к прогрессивным технологиям и реализации мероприятий по повышению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Финансовые риски
Вероятность возникновения финансовых рисков в электроэнергетической отрасли существует, но она крайне низка. Государственное регулирование деятельности главных игроков рынка электроэнергии - открытого акционерного общества "Российские сети", открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", закрытого акционерного общества "Комплексные энергетические системы", открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания", филиала открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - "Ириклинская ГРЭС", филиала открытого акционерного общества "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго" - служит важным обстоятельством, влияющим на финансовую устойчивость электроэнергетического сектора экономики области. Все перечисленные организации являются вертикально интегрированными компаниями.
Следует учитывать возможность наступления финансового риска исходя из вероятности возникновения ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценностями (риск, вытекающий из природы этих операций). Имеет место риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполучения или недополучения прибыли) в результате наступления страхового события - остановки производства (торговли) из-за утраты, повреждения имущества. Этот риск угрожает, прежде всего, производственным предприятиям сферы энергетики.
Минимизировать финансовые риски возможно за счет имущественного и неимущественного страхования. Экономическое назначение страхования заключается в возмещении ущерба, возникшего вследствие наступления страхового случая. В электроэнергетической отрасли широко применяются все действующие виды страхования.
5. Перечень подпрограмм
Программа включает в себя 2 подпрограммы:
подпрограмма 1. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области" (приложение N 4 к настоящей Программе);
подпрограмма 2. "Развитие использования возобновляемых источников энергии" (приложение N 5 к настоящей Программе).
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы составит 348 600,0 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе по годам реализации:
2015 год - 1 800,0 тыс. рублей;
2018 год - 115 600,0 тыс. рублей;
2019 год - 115 600,0 тыс. рублей;
2020 год - 115 600,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы приведено в приложении N 3 к настоящей Программе.
Планируется активное привлечение внебюджетных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных мероприятий Программы.
В качестве источника финансирования мероприятий Программы могут привлекаться субсидии из федерального бюджета на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.
Объемы бюджетных ассигнований будут уточняться ежегодно при формировании бюджета Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная поддержка мероприятий в сфере энергосбережения будет осуществляться в порядке, установленном постановлениями Правительства Оренбургской области:
от 28 февраля 2011 года N 120-п "О порядке предоставления из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности";
от 20 мая 2011 года N 348-п "О порядке отбора проектов по энергосбережению и возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на их реализацию".
7. Методика оценки эффективности Программы (подпрограмм)
Методика оценки эффективности Программы (подпрограмм) приведена в приложении N 6 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.