Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Развитие культуры Оренбургской
области" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Культура и искусство"
(далее - подпрограмма)
31 марта, 1 сентября, 30 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Уникальность и отличительная особенность профессионального искусства Оренбуржья заключаются в том, что, используя лучшие достижения, виды и жанры классического искусства, оно основывается на глубинных внутренних связях с традиционной культурой народов, проживающих на территории Оренбургской области.
Профессиональное искусство в Оренбургской области представлено музыкальным, театральным, изобразительным, цирковым видами искусства. Отдельной категорией профессионального искусства является литература.
Сегодня профессиональное искусство развивается в следующих профессиональных учреждениях:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1) театрально-концертные организации.
В Оренбургской области действует 7 профессиональных театров. Из них 5 областных государственных и 2 муниципальных, в том числе:
ГАУК "Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького";
ГБУК "Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии";
ГБУК "Оренбургский государственный областной театр кукол";
ГБУК "Оренбургский государственный татарский драматический театр им. М. Файзи";
ГАУК "Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина".
МАУ "Оренбургский театр кукол "Пьеро";
МБУ "Бугурусланский городской драматический театр им. Н.В. Гоголя".
К театрально-концертным организациям относится и ГБУК "Оренбургская областная филармония", в состав которого входят 10 коллективов, в том числе:
оренбургский государственный академический русский народный хор;
камерный оркестр;
ансамбль "Дивертисмент";
ансамбль "Карусель";
ансамбль танца "Дискомобиль";
ансамбль "Коробейники";
татарская творческая группа;
музыкально-литературный лекторий;
детский ансамбль песни и танца "Зернышко";
детский хор "Новые имена".
Профессиональное искусство является важнейшей и неотъемлемой частью культуры и искусства Оренбургской области, развитие которого направлено на:
сохранение материального и нематериального общечеловеческого культурного наследия, шедевров мировой художественной культуры;
сохранение и развитие национального культурного наследия Российской Федерации и Оренбургской области;
трансляцию и пропаганду духовно-нравственных ценностей, национальных культурных традиций народов Оренбуржья;
создание единого культурного пространства;
обеспечение равного доступа различных групп населения к мировым культурным ценностям и благам;
интеграцию культуры и искусства Оренбургской области в общероссийский и мировой культурный процесс;
позиционирование Оренбургской области как культурного центра Южного Урала.
Оренбургская область обладает огромным интеллектуально-творческим потенциалом в сфере профессионального искусства и располагает возможностями для успешного развития. Об этом свидетельствует получение наград и премий на конкурсах и фестивалях общероссийского и международного уровней, проведение межрегиональных и международных гастролей, многочисленные положительные отзывы зрителей - главных потребителей данного вида услуги.
Ежегодно профессиональными творческими коллективами Оренбуржья осуществляется порядка 30 новых постановок. Около полумиллиона зрителей посещают порядка 2,5 тысячи спектаклей и филармонических концертов.
О масштабах работы по развитию различных жанров и видов искусств: литературы, изобразительного творчества, театрального и музыкального искусства свидетельствует перечень фестивальных мероприятий, реализуемых в Оренбуржье при поддержке Правительства Оренбургской области. Это музыкальные фестивали "Оренбургский пуховый платок", "Симфония степной Пальмиры", "Русское поле", джаз-фестиваль "Евразия", театральные фестивали "Гостиный двор" и "Театральное Оренбуржье".
Не менее важным является организация и проведение ежегодных конкурсов на соискание Губернаторских премий "Оренбургская лира" и "Лучшая актерская работа года", Всероссийской литературной премии "Капитанская дочка" и областной литературной премии им. С.Т. Аксакова.
В Оренбургской области регулярно проводятся театральные, музыкальные фестивали, конкурсы, осуществляются творческие проекты, направленные на пропаганду и популяризацию культуры и искусства Оренбуржья в других регионах, эстетическое и патриотическое воспитание молодого зрителя, в том числе и повышение профессионального мастерства участников данных мероприятий.
Сформировавшаяся в прошлом столетии инфраструктура культуры не отвечает потребностям населения по своему качественному состоянию по причине крайнего износа материально-технической базы, недостаточным образовательным уровнем кадрового состава учреждений в связи с низким размером заработной платой в сфере культуры и искусства и низким уровнем престижности творческих профессий. Инфраструктура отрасли неравномерно развита по территориальным показателям, что выражается в наличии высокой концентрации услуг культуры в городах и крупных районных центрах, в то время как в сельской местности круг предложений весьма органичен.
К основным проблемам развития профессионального искусства относятся низкая кадровая обеспеченность театрально-зрелищных учреждений, дефицит специалистов творческих и технических цехов; отсутствие системы заказов и приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства.
Показ качественных музыкальных программ и спектаклей ведущих театральных и концертных коллективов крайне сложно организовать в отдаленных районах области по ряду объективных причин, это, прежде всего, большая стоимость проезда, провоза реквизита и декораций. Для решения данной проблемы необходима дополнительная государственная поддержка финансирования гастрольных и постановочных планов.
Государственная политика в области развития профессионального искусства предполагает реализацию следующих мероприятий:
формирование новых форм и видов предоставления культурных услуг, в том числе платных, повышение их уровня и качества;
создание репертуара, отвечающего запросам современного зрителя;
внедрение современной маркетинговой политики;
внедрение эффективных рекламных проектов;
проведение гастролей в области, регионах Российской Федерации и за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство;
подготовка и проведение конкурсов и фестивалей с целью придания им статуса всероссийских и международных;
повышение эффективности эксплуатации театральных площадок;
подготовка кадров для учреждений профессионального искусства;
подготовка кадров технических цехов для работы на новом оборудовании;
модернизация материально-технической базы учреждений, оснащение современным сценическим и свето-звуковым оборудованием;
содействие участию творческих коллективов и исполнителей в общероссийских и международных фестивалях, конкурсах и других акциях в области искусства;
развитие и совершенствование практики заказов и приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, а также государственного заказа на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок;
создание симфонического оркестра при ГБУК "Оренбургская областная филармония";
разделение административно-управленческой и творческой функций в театрально-концертных организациях;
разработка и реализация плана мероприятий по государственной поддержке творческих союзов;
создание системы поддержки мастеров искусств и талантливой молодежи, включающей конкурсное распределение грантов и стипендий, учреждение премий за выдающиеся достижения в развитии и пропаганде профессионального искусства;
развитие государственно-частного партнерства;
оснащение учреждений современным компьютерным оборудованием;
строительство репетиционной базы для Оренбургского государственного академического русского народного хора;
реконструкция, модернизация здания ГБУК "Оренбургский государственный областной театр кукол";
реконструкция, модернизация здания ГБУК "Оренбургская областная филармония".
Оренбургская область - один из наиболее многонациональных субъектов Российской Федерации, в котором проживает более 120 этносов, принадлежащих к различным языковым группам, религиозным конфессиям, национальностям и имеющих своеобразный жизненный уклад.
Нематериальное культурное наследие народов Оренбургской области, являясь важнейшей составляющей частью традиционной народной культуры, способствующей формированию толерантности, и основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений, играет ключевую роль в формировании культуры, является мощным средством сближения этнических групп и утверждения их культурной самобытности. Однако богатейший потенциал традиционной народной культуры Оренбургской области как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используется не в полной мере.
Благодаря сохранению традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром.
Приоритетами в данной сфере являются:
усиление роли традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Оренбургской области в духовно-нравственном воспитании личности, в формировании потенциала устойчивого развития Оренбургской области;
сохранение глубинных базовых основ многонациональной культуры Оренбуржья, значимых традиций, памятников фольклора, культурной самобытности народов Оренбургской области;
создание условий для сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов Оренбургской области с целью сохранения единого культурного пространства Российской Федерации.
Для достижения указанных приоритетов необходимо:
совершенствование научного, методического и кадрового обеспечения деятельности учреждений культуры, осуществляющих выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Оренбургской области;
сохранение и развитие нематериального культурного наследия (проведение полевых экспедиций по сбору фольклорного материала, нотирование, перевод в электронную форму, издание фольклорного материала);
формирование базы данных (создание каталога) объектов нематериального культурного наследия народов Оренбургской области на основе современных информационных технологий;
развитие и популяризация народного художественного творчества (проведение фестивалей, конкурсов, праздников, выставок);
участие лучших коллективов народного творчества, мастеров декоративно-прикладного творчества и художников-любителей в международных, всероссийских и региональных фестивалях и выставках;
разработка системы мер по поддержке культурно-досуговых учреждений, деятельность которых направлена на сохранение нематериального культурного наследия народов Оренбургской области, хранителей и носителей нематериального культурного наследия народов Оренбургской области.
Результатами проведения данных мероприятий будут являться:
усиление потенциала традиционной народной культуры Оренбургской области как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Оренбургской области;
создание условий для сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Оренбургской области;
повышение информированности населения о деятельности самобытных коллективов народного творчества и мастеров декоративно-прикладного искусства Оренбургской области, приобщение оренбуржцев к культурному наследию края;
поддержание имиджа Оренбургской области как региона с развитыми традициями народной культуры.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и реализация творческого потенциала населения Оренбургской области.
Задачи подпрограммы определяются ее целью и заключаются в следующем:
создание условий для сохранения и развития искусства, литературы и кинематографии;
создание условий для сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Оренбургской области;
создание условий для поддержки творческих инициатив населения, выдающихся деятелей культуры и искусства, творческих союзов, организаций в сфере культуры;
создание условий для организации и проведения мероприятий в сфере культуры и искусства.
Оценка достижения цели подпрограммы производится посредством следующих целевых показателей (индикаторов) подпрограммы:
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий, проводимых государственными учреждениями культуры Оренбургской области, по сравнению с предыдущим годом (процентов);
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными учреждениями культуры Оренбургской области, по сравнению с предыдущим годом (процентов);
доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей (процентов).
Ожидаемыми основными результатами реализации подпрограммы являются:
высокий уровень качества и доступности услуг концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа, организаций, осуществляющих кинопоказ;
рост вовлеченности всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
усиление социальной поддержки выдающихся деятелей культуры;
обеспечение государственной поддержки дарований;
увеличение государственной поддержки художественных коллективов, творческих союзов и организаций культуры;
рост качественных мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества;
укрепление материально-технической базы концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа, организаций, осуществляющих кинопоказ;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оказание государственной поддержки развития искусства;
новый качественный уровень развития бюджетной сети концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа.
Перечень целевых показателей (индикаторов) подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Срок реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются мероприятия, направленные на:
создание условий для сохранения и развития искусства, литературы и кинематографии;
создание условий для сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Оренбургской области;
создание условий для поддержки творческих инициатив населения, выдающихся деятелей культуры и искусства, творческих союзов, организаций в сфере культуры;
создание условий для организации и проведения мероприятий в сфере культуры и искусства.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы представлена в приложении N 2 "Перечень основных мероприятий Программы" к настоящей Программе.
5. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
В процессе выполнения мероприятий подпрограммы мер налогового таможенного, тарифного, кредитного государственного регулирования не предусмотрено.
6. Прогноз сводных показателей государственных заданий
В рамках подпрограммы предусматривается выполнение государственных заданий:
1) на оказание государственных услуг по:
созданию и распространению театральных постановок;
созданию и распространению концертных программ;
2) на выполнение работ по:
сохранению, развитию и популяризации нематериального культурного наследия народов Оренбургской области;
сохранению и развитию художественных и литературных традиций.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными учреждениями представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 5 462 328,6 тыс. рублей (прогнозно), из них:
2014 год - 768 849,7 тыс. рублей;
2015 год - 614 972,9 тыс. рублей;
2016 год - 454 874,2 тыс. рублей;
2017 год - 489 370,6 тыс. рублей;
2018 год - 1 300 929,6 тыс. рублей;
2019 год - 1 013 468,8 тыс. рублей;
2020 год - 819 862,8 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Важное значение для успешной реализации подпрограммы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Характер подпрограммы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления подпрограммой.
Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией, возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на социальную сферу, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, направленные на:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования.
Организационные, управленческие риски связаны с неэффективным управлением подпрограммой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий подпрограммы.
Основными условиями минимизации организационных, управленческих рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией подпрограммы;
проведение систематического аудита результативности реализации подпрограммы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации подпрограммы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации подпрограммы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторингов реализации подпрограммы;
своевременная корректировка мероприятий подпрограммы.
Кадровые риски обусловлены возможным дефицитом высококвалифицированных специалистов в социальной сфере, что снижает эффективность работы учреждений и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в разделе 10 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.