Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к государственной программе
"Развитие культуры Оренбургской
области" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Наследие"
(далее - подпрограмма)
1 сентября, 30 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
На территории Оренбургской области располагается 2 941 объект культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значений, среди них 2167 памятников археологии, 774 - архитектуры, истории и монументального искусства.
На государственную охрану поставлено 1 769 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 28 памятников федерального значения.
Недвижимые памятники истории и культуры, археологии и монументального искусства составляют важную часть культурного и национального достояния Оренбургской области, их сохранение и активная популяризация способствуют взаимопониманию и сближению народов, воспитанию патриотизма и гражданственности.
В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Оренбургской области выделяются следующие проблемы:
1) неудовлетворительное состояние, возможность реальной угрозы утраты объектов культурного наследия.
По имеющимся оценкам, состояние 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране и расположенных на территории Оренбургской области, характеризуется как неудовлетворительное, из них свыше 50 процентов - памятники архитектуры и градостроительства.
Основной массив памятников составляют сооружения XVIII - XIX веков и начала XX века, - это культовые постройки, жилые дома, общественные и административные здания, торговые и промышленные сооружения, инженерно-техническое состояние которых требует проведения срочных мер по их спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.
Ежегодно потребность в реставрации объектов культурного наследия повышается, что связано как с выявлением новых памятников, так и недостаточным развитием реставрационной деятельности и финансированием реставрационных работ;
2) несоответствие условий содержания и использования памятников архитектуры и градостроительства современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь к данным объектам относятся памятники и выявленные объекты культурного наследия, используемые под государственный и муниципальный жилищный фонд.
В большинстве случаев указанные здания и сооружения имеют большой амортизационный износ. При несвоевременном выполнении работ по комплексной их реставрации возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора, предметов внутренней отделки, что влечет в дальнейшем значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия;
3) процессы естественного старения объектов культурного наследия под воздействием неблагоприятных климатических условий.
Более половины объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области, утратили свои потребительские свойства под воздействием неблагоприятных климатических условий (влажность, загазованность атмосферы, длительность залегания снега, подтопления и другое), а также из-за отсутствия необходимой защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции;
4) утрата своеобразия историко-архитектурного облика в связи с интенсивным хозяйственным освоением территорий исторических поселений регионального значения.
В Оренбургской области находятся 4 исторических поселения: г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, г. Бугуруслан. Наибольший урон объектам культурного наследия, расположенным на территории исторических поселений регионального значения, наносится ремонтными и строительными работами, выполняемыми без учета интересов сохранения историко-культурной среды поселений.
Установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде;
5) остается нерешенной проблема регистрации объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Причины - недостаточная изученность культурного наследия области, отсутствие полного объема достоверной информации, необходимой для организации эффективной системы государственного учета и контроля за объектами культурного наследия;
6) отсутствие необходимого объема финансовых средств на содержание объектов культурного наследия и разработку правоустанавливающих документов для осуществления их государственной охраны.
Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых превышает стоимость нового строительства. Средства, выделяемые на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов, находящихся в собственности Оренбургской области, и поддерживать их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Кроме того, значительные средства требуются на подготовку правоустанавливающих документов, отсутствие которых препятствует осуществлению в полноценном объеме контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление, пресечение, предупреждение и профилактику случаев нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Вышеуказанные проблемы напрямую связаны с обеспечением доступности и использованием потенциальных возможностей объектов культурного наследия в инвестиционной привлекательности области.
Реализация намеченных мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия;
наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия федерального и регионального значений, включая информацию о его предмете охраны и территории;
общественную доступность объектов культурного наследия Оренбургской области;
повышение эффективности в организации электронного документооборота для постановки на государственную охрану объектов культурного наследия.
В сфере библиотечного обслуживания населения ГБУК "Областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской" - центральная библиотека Оренбургской области, самое крупное фондохранилище области. На 1 января 2013 года фонд библиотеки составлял 2 455 320 единиц хранения документов. Типовой состав фонда: книги, периодические издания, аудиовизуальные и электронные издания, специальные виды технической документации. В структуре фонда 99,6 процента составляют печатные издания, 0,4 процента - аудиовизуальные документы и документы на электронных носителях информации. Ежегодный объем новых поступлений библиотеки за последние 3 года не превышает 0,6 процента от основного фонда, что не соответствует рекомендациям IFLA/ЮНЕСКО и Российской библиотечной ассоциации, согласно которым 10 процентов фонда должны составлять издания последних двух лет, 40 процентов - книги, опубликованные за последние 5 лет.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном развитии информационной базы библиотек на современных носителях, что, в свою очередь, ограничивает доступ удаленных потребителей к информационным источникам. Вместе с тем количество удаленных пользователей библиотеки постоянно растет и вскоре может сравняться с количеством посетителей библиотеки. Ключевыми направлениями деятельности библиотеки являются обновление книжных фондов библиотеки, обеспечение условий их сохранности, организация, раскрытие информационных ресурсов библиотеки через развернутую систему каталогов, создание электронной библиотеки путем оцифровки фондов и интеграция в мировое информационное пространство. Это является обязательным условием для увеличения количества пользователей библиотеки.
ГБУК "Областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской" является методическим, организационным и научным центром, координирующим работу общедоступных библиотек Оренбургской области по всем направлениям библиотечной деятельности. Важную роль библиотека играет в создании единого информационно-библиотечного пространства области, определяющим фактором являются технические, ресурсные возможности библиотеки и налаженные межотраслевые связи.
Приоритетом в указанной сфере являются обеспечение организации равного доступа населения Оренбургской области к информации, содержащейся в фондах областных библиотек, совершенствование качества библиотечного обслуживания населения области, обновление и обеспечение сохранности книжных фондов библиотек.
Для этого необходимо:
создание нормативных условий хранения и использования библиотечных фондов для обеспечения сохранности библиотечных фондов;
внедрение прогрессивных информационных технологий в деятельность библиотеки;
повышение эффективности научно-исследовательской и методической деятельности в области научно-методической деятельности;
формирование единого библиотечного и информационного пространства в области, обеспечение стабильного доступа к внешним информационным ресурсам через библиотечные сети. Создание условий для взаимного использования информационных ресурсов государственными и муниципальными библиотеками, обеспечение технических возможностей для сетевого взаимодействия между библиотеками;
укрепление материально-технической базы библиотек. Модернизация и техническое переоснащение.
Музейный фонд Российской Федерации - это "золотой" запас страны.
Миссия музеев Оренбургской области заключается в сохранении и достойной презентации на основе современных музейных технологий материального и нематериального культурного наследия области.
Музеи в общественной жизни Оренбургской области занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Оренбургская область принадлежит к числу российских регионов, обладающих значительным историко-культурным наследием. В Оренбургской области действуют 2 государственных, 26 муниципальных музеев и 10 музеев, входящих в состав муниципальных учреждений культуры. Значительная часть музейных предметов сосредоточена в государственных музеях и составляет свыше 160 тыс. экспонатов. В муниципальных музеях находятся более 200 тыс. экспонатов.
В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 5 апреля 2012 года N 117-р "О внесении сведений о музейных предметах и музейных коллекциях Оренбургской области в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации" министерством культуры и внешних связей Оренбургской области предприняты меры по организации внесения сведений о музейных предметах и музейных коллекций государственными и муниципальными музеями Оренбургской области в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
В настоящее время выделяются следующие взаимосвязанные проблемы в деятельности музеев:
1) дефицит фондовых площадей;
2) неудовлетворительное состояние организации и ведения учетно-хранительской работы;
3) низкая заработная плата.
Реализация намеченных мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
сохранение историко-культурного наследия, пополнение и эффективное использование музейных фондов;
укрепление материально-технической базы музеев;
увеличение посещаемости музейных учреждений Оренбургской области;
повышение доступности культурно-исторического наследия Оренбургской области.
Архивы Оренбуржья хранят ценнейшие документальные памятники XVIII - XXI веков, отражающие историю не только Оренбургской области в современных ее пределах, но и соседних регионов.
Объем документальных массивов, сосредоточенных в двух государственных бюджетных учреждениях: "Государственный архив Оренбургской области" (далее - ГБУ "ГАОО"), "Центр документации новейшей истории Оренбургской области" (далее - ГБУ "ЦДНИОО"), филиалах ГБУ "ГАОО" в г. Бузулуке, г. Бугуруслане, г. Орске, составляет около 2 млн. единиц хранения. Из них 24,5 тысячи единиц хранения, датированных 1734 - 1991 годами, выделены как особо ценные документы, имеющие непреходящую культурно-историческую и научную ценность. В ГБУ "ГАОО" хранится единственный в Оренбургской области уникальный документ "Привилегия г. Оренбургу, данная императрицей Анной Иоанновной 7 июня 1734 года", стоящий на специальном государственном учете в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в государственных и муниципальных архивах области имеется на хранении 627 тыс. дел по личному составу, которые являются важным источником информации о трудовых отношениях работников с работодателями, необходимых для подтверждения законных прав и интересов граждан.
Архивы Оренбургской области обеспечивают доступ к ретроспективной информации для изучения истории, содействуют решению задач социально-экономического развития области, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.
Ежегодно услугами архивов области пользуются более 100 тыс. российских и иностранных граждан. На протяжении последних 10 - 15 лет наблюдается динамика роста запросов граждан, связанных с их социальной защитой, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций. Значительное количество социально правовых запросов поступает из Республики Беларусь, Республики Болгарии, Федеральной Республики Германии, Государства Израиля, Республики Казахстана, Киргизской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Соединенных Штатов Америки, Украины, Республики Узбекистана, Эстонской Республики.
Архивы Оренбургской области являются не только хранилищами документов, но и научно-исследовательскими учреждениями, располагающими широкими возможностями изучения и популяризации исторических источников в целях патриотического и нравственного воспитания населения области. Архивные документы активно используются работниками культуры, образования и науки, краеведами, студентами и школьниками. В читальных залах государственных архивов ежегодно работают около двух тысяч человек, которым выдаются для научного исследования до 25 тыс. единиц хранения. На основе документов государственных архивов только за последние пять лет подготовлено 23 монографии, в которых обобщен опыт прошлого для практического применения в современных экономических и политических условиях. Количество информационных мероприятий (выставки, экскурсии, школьные уроки, публикации, лекции, выступления на научно-практических, научно-исследовательских конференциях, участие в телерадиосюжетах и другое) осуществляемых государственными архивами, в том числе в рамках юбилейных и знаменательных событий Оренбургской области, возросло за последние пять лет в 2,5 раза.
Учитывая возрастающую потребность граждан в ретроспективной информации, архивное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела в целях создания надлежащих условий для хранения архивных фондов.
Однако выполнение данных требований реализуется в Оренбургской области крайне медленно. Вследствие чего обострились основные проблемы по обеспечению сохранности архивных документов, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных архивах и архивах организаций.
Дефицит площадей испытывают все государственные архивы, за исключением ГБУ "ЦДНИОО". Степень загруженности архивохранилищ государственных архивов в целом составляет 81 процент. В связи с вышеизложенным планомерное комплектование архивов документами ограничено до минимального количества. В результате, по данным на 1 января 2012 года, объем не принятых на хранение документов от организаций - источников комплектования в государственные архивы в установленные законодательством сроки составил более 100 тыс. единиц хранения.
Из-за вынужденного нарушения сроков передачи документов на постоянное хранение документальные массивы организаций - источников комплектования архива в течение многих лет находятся под угрозой их утраты. Основная причина утраты документов по личному составу ликвидированных организаций - отсутствие государственного архива документов по личному составу или специализированных хранилищ в действующих государственных архивах.
В крайне неудовлетворительных условиях находится крупнейший в области государственный архив - ГБУ "ГАОО", который хранит документы в изношенных постройках конца XIX - начала XX вв., не соответствующих санитарным, противопожарным, технологическим и градостроительным нормам. Архивохранилища полностью загружены, и прием документов последние десять лет практически не ведется. С 2010 года вновь принятые документы ГБУ "ГАОО" размещаются в архивохранилищах ГБУ "ЦДНИОО".
Достижение целей и решение обозначенных проблем архивного дела Оренбургской области можно достичь только путем их целенаправленного финансирования из областного бюджета.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Целью подпрограммы является сохранение культурного и исторического наследия и расширение доступа населения к культурным ценностям и информации.
Задачи подпрограммы определяются ее целью и заключаются в следующем:
обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия;
повышение доступности и качества библиотечных услуг;
повышение доступности и качества музейных услуг;
обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов.
Оценка достижения цели подпрограммы производится посредством следующих целевых показателей (индикаторов) подпрограммы:
количество разработанных и утвержденных проектов зон охраны и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Оренбургской области (единиц);
посещаемость государственных библиотек Оренбургской области (тыс. человек);
посещаемость государственных музейных учреждений Оренбургской области (тыс. человек);
прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в Оренбургской области, относительно уровня 2011 года (процентов);
доля архивных документов государственных архивов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов (процентов).
Ожидаемыми основными результатами реализации подпрограммы являются:
наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия, включая информацию о его предмете охраны и территории;
высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия;
высокий уровень качества и доступности услуг библиотек, музеев, архивов;
улучшение укомплектованности библиотечных, музейных и архивных фондов;
высокий уровень сохранности и эффективности использования библиотечных, музейных и архивных фондов;
укрепление материально-технической базы библиотек, музеев, архивов;
оптимизация и модернизация бюджетной сети библиотек, музеев, архивов.
Перечень целевых показателей (индикаторов) подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Срок реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются мероприятия, направленные на:
обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия;
повышение доступности и качества библиотечных услуг;
повышение доступности и качества музейных услуг;
обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы содержатся в приложении N 3 к настоящей Программе.
В процессе выполнения мероприятий подпрограммы мер налогового таможенного, тарифного, кредитного государственного регулирования не предусмотрено.
6. Прогноз сводных показателей государственных заданий
В рамках подпрограммы предусматривается выполнение государственных заданий:
1) на оказание государственных услуг по:
библиотечному обслуживанию посетителей библиотек;
экскурсионному, информационному и справочному обслуживанию посетителей музеев;
2) на выполнение работ по хранению, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными учреждениями представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 4 395 022,2 тыс. рублей (прогнозно), из них:
2014 год - 247 845,6 тыс. рублей;
2015 год - 249 343,1 тыс. рублей;
2016 год - 366 765,9 тыс. рублей;
2017 год - 432 822,0 тыс. рублей;
2018 год - 1 273 670,3 тыс. рублей;
2019 год - 1 487 752,7 тыс. рублей;
2020 год - 336 822,6 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Важное значение для успешной реализации подпрограммы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Характер подпрограммы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления подпрограммой.
Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией, возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на социальную сферу, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, направленные на:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования.
Организационные, управленческие риски связаны с неэффективным управлением подпрограммой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий подпрограммы.
Основными условиями минимизации организационных, управленческих рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией подпрограммы;
проведение систематического аудита результативности реализации подпрограммы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации подпрограммы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации подпрограммы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторингов реализации подпрограммы;
своевременная корректировка мероприятий подпрограммы.
Кадровые риски обусловлены возможным дефицитом высококвалифицированных специалистов в социальной сфере, что снижает эффективность работы учреждений и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2014 г. N 1041-пп раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в разделе 10 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.