Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Управление государственными финансами
и государственным долгом
Оренбургской области"
Подпрограмма 3
"Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области"
13 марта, 4 августа, 29 декабря 2014 г.
Паспорт
подпрограммы "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
в рамках подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ |
Цель подпрограммы |
- |
эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области |
Задачи подпрограммы |
- |
сохранение объема и структуры государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне; соблюдение ограничений по объему государственного долга Оренбургской области и расходам на его обслуживание, установленных федеральным и областным законодательством, соблюдение сроков исполнения долговых обязательств; минимизация стоимости заимствований; управление остатками средств областного бюджета путем размещения временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Оренбургской области к доходам областного бюджета; доля расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение поступления дополнительных доходов от размещения временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 18 247 586,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 711 157,8 тыс. рублей; 2014 год - 1 380 985,9 тыс. рублей; 2015 год - 1 964 750,6 тыс. рублей; 2016 год - 2 272 578,0 тыс. рублей; 2017 год - 2 710 246,0 тыс. рублей; 2018 год - 2 917 858,0 тыс. рублей; 2019 год - 3 051 296,0 тыс. рублей; 2020 год - 3 238 714,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
отсутствие выплат из бюджета сумм, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств; сохранение объема государственного долга Оренбургской области на уровне, не превышающем объем доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений; поступление дополнительных доходов от размещения временно свободных средств областного бюджета |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Долговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики Оренбургской области. Эффективное управление государственным долгом Оренбургской области означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике области.
Оренбургской областью накоплен опыт осуществления заимствований на внутренних финансовых рынках.
Заимствования на организованном рынке ценных бумаг осуществляются для создания гибкой системы управления государственным долгом Оренбургской области, диверсификации долгового портфеля, использования достоинств облигационного займа как инструмента привлечения и аккумулирования средств наиболее широкого круга инвесторов.
20 декабря 2012 года Оренбургская область впервые за последние 10 лет разместила выпуск облигаций на общую сумму 4 млрд. рублей. Эмитентом облигаций выступило Правительство Оренбургской области. Срок обращения облигаций составляет 5 лет.
Правительство Оренбургской области использует среднесрочные (на 2 - 3 года) возобновляемые банковские кредитные линии, которые позволяют путем оперативного управления займом минимизировать расходы областного бюджета.
В 2009 - 2011 годах активно использовались бюджетные кредиты из федерального бюджета. В этот период в область были привлечены бюджетные кредиты на ликвидацию последствий засухи 2010 года в объеме 2,8 млрд. рублей, на строительство и ремонт дорог - 1,0 млрд. рублей, на частичное покрытие дефицита - 0,5 млрд. рублей. Благодаря решениям, принятым Правительством Российской Федерации, кредиты, полученные на ликвидацию последствий засухи, реструктурированы до 2032 года по ставке 0,5 процента годовых.
Государственный внутренний долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года составил 14,8 млрд. рублей (29,1 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Исполнение всех долговых обязательств Оренбургской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
В соответствии с общепризнанными критериями оценки кредитного риска кредитная история заемщика является одним из важных индикаторов способности и намерения заемщика погашать свои долговые обязательства.
Положительная кредитная история Оренбургской области, установление уровня международных кредитных рейтингов "ВВ" по шкале международного рейтингового агентства Fitch Ratings (процедура наблюдения проводится с 2011 года) обеспечивают улучшение условий привлечения заемных средств на финансовых рынках как в части процентной ставки, так и в части увеличения интереса со стороны инвесторов к государственным ценным бумагам Оренбургской области.
В среднесрочной перспективе у субъектов Российской Федерации в связи со значительным сокращением объемов кредитования региональных бюджетов из федерального бюджета увеличится потребность в замене "дешевых" бюджетных кредитов рыночными инструментами. В связи с этим одними из важных направлений долговой политики будут являться сохранение финансовой устойчивости и платежеспособности областного бюджета как фактора, обеспечивающего высокий уровень кредитоспособности и надежности заемщика, а также поддержание кредитных рейтингов Оренбургской области.
Свободные средства областного бюджета, являясь временно не востребованными для финансирования расходов, могут быть использованы для размещения средств областного бюджета на банковских депозитах.
Операции на открытом рынке по размещению временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах позволяют управлять ликвидностью областного бюджета, дополнительно обеспечивать поступления в областной бюджет. Размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах может осуществляться в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации и порядком размещения средств областного бюджета на банковские депозиты, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 706-п. В качестве минимальной процентной ставки размещения средств областного бюджета на банковские депозиты принимается опубликованная на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации индикативная ставка MosPrime Rate на рабочий день, предшествующий дню размещения информации о проведении отбора заявок, в зависимости от срока размещения.
В сфере управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области необходимо решение следующих задач:
обеспечение постоянного доступа на рынки капитала на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований;
получение дополнительных доходов от размещения временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах;
обеспечение возврата бюджетных кредитов, ранее выданных из областного бюджета.
В целях обеспечения оптимизации управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области подпрограммой предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Оренбургской области, сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом Оренбургской области, повышение эффективности управления временно свободными остатками средств областного бюджета.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, целевые показатели (индикаторы) и их достижение
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определяются долговой политикой на этапах ее реализации. Государственная политика Оренбургской области будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала на благоприятных условиях, поддержание уровня кредитных рейтингов Оренбургской области. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы механизма предоставления государственных гарантий.
Показатели государственного долга Оренбургской области являются низкими и выгодно отличают ее от большинства субъектов Российской Федерации. В случае приближения долговых индикаторов к пороговым критическим значениям потребуется проводить политику ограничения расходов и заимствований.
В сфере управления государственными финансовыми активами ключевой является задача повышения доходов от управления временно свободными остатками средств областного бюджета.
Целью подпрограммы является эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области.
Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач:
сохранение объема и структуры государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне;
соблюдение ограничений по объему государственного долга Оренбургской области и расходам на его обслуживание, установленных федеральным и областным законодательством, соблюдение сроков исполнения долговых обязательств;
минимизация стоимости заимствований;
управление остатками средств областного бюджета путем размещения временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты.
Описание целевых показателей (индикаторов) подпрограммы:
а) отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Оренбургской области к доходам областного бюджета, процентов.
Значение данного целевого показателя (индикатора) рассчитывается как отношение суммы выплат по погашению и обслуживанию государственного долга Оренбургской области за соответствующий год (за исключением обязательств по государственным гарантиям Оренбургской области) к доходам областного бюджета за соответствующий год. Значения исходных данных отражены в законах Оренбургской области об исполнении областного бюджета, а также в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Из суммы выплат по погашению государственного долга Оренбургской области исключаются суммы погашения долговых обязательств, привлеченных и погашенных в течение финансового года;
б) доля расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов.
Значение данного целевого показателя (индикатора) рассчитывается как отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области за соответствующий год к расходам областного бюджета за соответствующий год, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Значения исходных данных отражены в законах Оренбургской области об исполнении областного бюджета, а также в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
в) обеспечение поступления дополнительных доходов от размещения временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты, тыс. рублей.
Значение данного целевого показателя (индикатора) отражается в законах Оренбургской области об исполнении областного бюджета, а также в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:
отсутствие выплат из бюджета сумм, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств;
сохранение объема государственного долга Оренбургской области на уровне, не превышающем объем доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
поступление доходов от размещения временно свободных средств областного бюджета.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
В рамках подпрограммы реализуются основные мероприятия.
Основное мероприятие 1. "Разработка программы государственных заимствований и программы предоставления государственных гарантий на очередной год и плановый период".
Данное основное мероприятие осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 25 декабря 2013 года N 2093/592-V-ОЗ "О бюджетном процессе в Оренбургской области" и концепцией управления долговыми обязательствами Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 702-п "Об управлении государственным долгом Оренбургской области".
Проект программы государственных заимствований и проект программы государственных гарантий Оренбургской области разрабатываются на основе прогноза социально-экономического развития и показателей проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Основное мероприятие 2. "Обслуживание государственного долга Оренбургской области".
В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита областного бюджета через осуществление государственных заимствований Оренбургской области и наличием государственного долга Оренбургской области возрастают соответственно расходы на его обслуживание.
Данное основное мероприятие предполагает планирование расходов областного бюджета в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения обязательств Оренбургской области по выплате процентных платежей по государственному долгу Оренбургской области.
Расходные обязательства Оренбургской области по обслуживанию государственного долга Оренбургской области определяются на основании соглашений, графиков платежей по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, условий выпуска государственных ценных бумаг, в соответствии с государственными контрактами с кредитными организациями.
Основное мероприятие 3. "Планирование ассигнований на исполнение государственных гарантий".
На текущем этапе развития экономики государственные гарантии играют значительную роль, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики. Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает значимое влияние на основные параметры областного бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует обязательства области и включается в общий объем государственного долга Оренбургской области.
Данное основное мероприятие предусматривает планирование бюджетных ассигнований в областном бюджете на исполнение государственных гарантий в объеме, достаточном для исполнения долговых обязательств Оренбургской области по предоставленным государственным гарантиям.
Основное мероприятие 4. "Взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами".
Начиная с 2011 года Оренбургская область привлекает услуги ведущего международного рейтингового агентства Fitch Ratings Ltd. по присвоению и наблюдению за кредитным рейтингом Оренбургской области и рейтингами государственных долговых инструментов области.
На 1 января 2013 года более 50 субъектов Российской Федерации имели рейтинги международных рейтинговых агентств, а некоторые - 2 - 3 таких агентств одновременно. Наличие таких рейтингов обеспечивает инвестиционному сообществу полноту, разносторонность и адекватность оценки платежеспособности области, способствует расширению инвесторской базы, являясь обязательным условием, определяющим возможность осуществления инвесторами вложений в ценные бумаги эмитентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "таких агентств одновременно" имеется в виду "таких рейтинга одновременно"
Наличие рейтингов, присвоенных агентствами, является условием успешного размещения облигаций Оренбургской области, расширения круга потенциальных инвесторов и в конечном итоге - сокращения издержек по эмиссии государственных ценных бумаг Оренбургской области.
Основное мероприятие 5. "Планирование расходов, связанных с осуществлением заимствований Оренбургской области".
Реализация данного мероприятия предполагает привлечение профессиональных участников рынка капитала, агентов, консультантов и доступ к информационным ресурсам для эффективного управления государственным долгом и государственными финансовыми активами;
Основное мероприятие 6. "Размещение временно свободных средств областного бюджета на банковские депозиты при оптимальном соотношении доходности и риска".
Эффективное управление временно свободными остатками средств областного бюджета предполагается достичь посредством размещения временно свободных средств на банковские депозиты в порядке, уставленном Правительством Оренбургской области. В целях обеспечения сохранности средств бюджета кредитные организации, в которых могут размещаться средства областного бюджета на банковские депозиты, должны соответствовать требованиями, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Основное мероприятие 7. "Мониторинг состояния объема государственного долга Оренбургской области и расходов на его обслуживание на предмет соответствия ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации".
В Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 годы отмечено, что субфедеральные долговые обязательства относятся к обязательствам с высоким уровнем надежности, что обусловлено статусом субфедеральных заемщиков и обеспечением их обязательств средствами бюджета. Вместе с тем ухудшение экономической ситуации может вызвать снижение долговой устойчивости регионов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо обеспечить жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга Оренбургской области с применением мониторинга и оценки государственного долга Оренбургской области и расходов не его обслуживание, государственных заимствований на предмет соответствия нормам и требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
Основное мероприятие 8. "Подготовка и оформление документов на предоставление государственных гарантий Оренбургской области, а также бюджетных кредитов муниципальным образованиям области".
Государственные гарантии Оренбургской области предоставляются на цели и в пределах общей суммы гарантий, которые установлены в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период согласно программе государственных гарантий Оренбургской области, и в соответствии с Законом Оренбургской области от 9 июля 2012 года N 923/283-V-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Оренбургской области".
Местным бюджетам из областного бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет по основаниям, условиям предоставления, использования и возврата указанных кредитов, установленным законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемым в соответствии с ним постановлением Правительства Оренбургской области.
Основное мероприятие 9. "Мониторинг состояния муниципального долга".
Являясь источником покрытия дефицита бюджета, муниципальные заимствования могут повлечь за собой существенные бюджетные риски. Итогом проведения муниципальными заемщиками рискованной долговой политики (политики необоснованного наращивания долга) может стать кардинальное ухудшение состояния долговой устойчивости их бюджетов. Создание условий для поддержания и повышения надежности муниципальных заемщиков и их бюджетов на долговом рынке является актуальной задачей долговой политики Оренбургской области.
В этой связи требуется постоянный мониторинг долга муниципальных образований, анализа данных об уровне текущего муниципального долга и изменении его структуры.
В рамках этого направления осуществляются:
мониторинг переданной министерству финансов Оренбургской области информации о долговых обязательствах, отраженных в муниципальных долговых книгах муниципальных образований области;
проверка соблюдения бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита бюджета, расходов на обслуживание долга городских округов и муниципальных районов при применении мер воздействия в случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственно-правового регулирования
Подготовка нормативных правовых актов по вопросам реализации подпрограммы осуществляется по мере возникновения необходимости их нормативно-правового регулирования.
Основными мерами правового регулирования в сфере реализации подпрограммы будет являться подготовка нормативных правовых актов Оренбургской области по вопросам управления государственным долгом и обеспечению сбалансированности областного бюджета.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие в реализации подпрограммы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов не планируется.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Общий объем расходов на реализацию подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит 18 247 586,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 год - 711 157,8 тыс. рублей;
2014 год - 1 380 985,9 тыс. рублей;
2015 год - 1 964 750,6 тыс. рублей;
2016 год - 2 272 578,0 тыс. рублей;
2017 год - 2 710 246,0 тыс. рублей;
2018 год - 2 917 858,0 тыс. рублей;
2019 год - 3 051 296,0 тыс. рублей;
2020 год - 3 238 714,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К рискам реализации подпрограммы относятся:
отсутствие источников покрытия дефицита областного бюджета за счет государственных заимствований и, как следствие, неисполнение расходных обязательств области в полном объеме;
увеличение нагрузки на областной бюджет по расходам на обслуживание государственного долга Оренбургской области;
неисполнение обязательств по государственным гарантиям;
увеличение стоимости заимствований Оренбургской области;
отсутствие доступа к услугам профессиональных участников финансовых рынков;
отсутствие дополнительных поступлений в областной бюджет;
превышение предельных значений государственного долга Оренбургской области и расходов на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
нарушение сроков при оформлении документов на предоставление государственных гарантий Оренбургской области и бюджетных кредитов муниципальным образованиям области;
снижение долговой устойчивости муниципальных образований области.
Мерами по управлению рисками являются:
установление верхнего предела государственного внутреннего долга Оренбургской области на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям;
установление предельного объема государственного долга Оренбургской области на очередной год и плановый период;
мониторинг показателей долговой устойчивости;
поддержание кредитных рейтингов Оренбургской области;
отражение в областном бюджете ассигнований на обслуживание государственного долга Оренбургской области и исполнение государственных гарантий;
мониторинг состояния долга муниципальных образований области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.