Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Управление государственными финансами
и государственным долгом
Оренбургской области"
Подпрограмма 1
"Создание организационных условий для составления и исполнения областного бюджета"
13 марта, 29 декабря 2014 г.
Паспорт подпрограммы
"Создание организационных условий для составления и исполнения областного бюджета"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
в рамках подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ |
Цели подпрограммы |
- |
качественная подготовка проекта областного бюджета и надлежащее исполнение областного бюджета |
Задачи подпрограммы |
- |
организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области; осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования; организация исполнения и исполнение областного бюджета |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
исполнение областного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета; отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
расходы на реализацию подпрограммы не предусматриваются |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
соблюдение требований бюджетного законодательства; обеспечение эффективности управления финансами |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Министерство финансов Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность других органов исполнительной власти Оренбургской области в этой сфере.
В своей деятельности министерство финансов Оренбургской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Оренбургской области, указами и распоряжениями Губернатора Оренбургской области, постановлениями Правительства Оренбургской области.
Министерство финансов Оренбургской области взаимодействует с Министерством финансов Российской Федерации, Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области, министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.
Исходя из приоритетов государственного развития, министерство финансов Оренбургской области обеспечивает создание необходимых организационных и материальных условий для осуществления единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Оренбургской области.
В перечень основных задач, стоящих перед министерством финансов Оренбургской области, входят:
- разработка и реализация финансовой, бюджетной и налоговой политики Оренбургской области;
составление проекта областного и прогноза консолидированного бюджетов области;
казначейское исполнение областного бюджета;
управление счетами областного бюджета и бюджетными средствами;
совершенствование финансово-бюджетного планирования.
Основополагающими документами, регламентирующими бюджетный процесс в Оренбургской области, являются Закон Оренбургской области от 25 декабря 2013 года N 2093/592-V-ОЗ "О бюджетном процессе в Оренбургской области" и постановление Правительства Оренбургской области от 17 июля 2014 года N 502-п "О порядке составления проекта областного бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Оренбургской области N 2093/592-V-ОЗ следует читать как "26 декабря 2013 г."
Закон Оренбургской области от 25 декабря 2013 года N 2093/592-V-ОЗ "О бюджетном процессе в Оренбургской области" закрепляет все ключевые позиции бюджетного процесса, ориентированного на результат, устанавливает общий порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, а также закладывает основы исполнения бюджета: формирование бюджетной росписи, бюджетных смет, кассового плана.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Оренбургской области N 2093/592-V-ОЗ следует читать как "26 декабря 2013 г."
Постановление Правительства Оренбургской области от 17 июля 2014 года N 502-п "О порядке составления проекта областного бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период" устанавливает основные принципы и перечень действий участников бюджетного процесса при разработке проекта областного бюджета. В указанном документе определены полномочия и функции участников бюджетного процесса, приведен подробный график разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с указанием конкретных мероприятий и сроков исполнения, заложены принципы "скользящей трехлетки", в которых закреплены механизмы корректировки показателей областного бюджета на очередной финансовый год и первый год планового периода с учетом показателей областного бюджета текущего года, а также необходимость проведения публичных слушаний по проекту областного бюджета.
Современный период развития Российской Федерации характеризуется рядом преобразований по направлению совершенствования системы управления публичными финансами. Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации), Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года.
Вступление в силу обновленного Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем нашли отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ. Результатом этого стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Процесс реформирования общественных финансов, основной целью которого стало повышение эффективности бюджетных расходов, развивался не только на федеральном уровне, но затрагивал уровень субъектов Российской Федерации, а также муниципальный уровень.
Оренбургской областью была разработана и реализована программа реформирования региональных финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы, утвержденная Законом Оренбургской области от 31 декабря 2008 года N 2724/587-IV-ОЗ.
По результатам проведения в 2008 году конкурсного отбора на право получения субсидий на реформирование региональных финансов разработанная программа реформирования региональных финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы была высоко оценена Министерством финансов Российской Федерации. Была проделана существенная нормотворческая и аналитическая работа, разработаны и утверждены нормативные правовые акты Оренбургской области.
Постепенно в бюджетную практику вошли следующие понятия:
государственная и муниципальная услуга;
государственные и муниципальные задания;
стандарты качества оказания услуг;
контингент потребителей государственных и муниципальных услуг и ряд других понятий и инструментов системы бюджетирования, ориентированных на результат.
В результате преобразований главными распорядителями бюджетных средств формируются задания на предоставление услуг юридическим и физическим лицам, осуществляются мониторинг и контроль за их исполнением с применением современных информационных технологий.
До 2013 года реализовалась долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 года N 798-пп, основными направлениями которой являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Оренбургской области;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения;
развитие информационной системы управления финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти Оренбургской области;
реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств.
В целях развития новых форм оказания услуг в 2011 году завершено преобразование бюджетной сети.
Реализация мероприятий бюджетных реформ позволила повысить эффективность и результативность системы государственного управления, создать предпосылки для перехода от управления затратами к управлению результатами, экономии и оптимизации бюджетных средств, повысить прозрачность исполнения областного бюджета.
В то же время не все заявленные планы реализованы полностью. Не удалось на практике полноценно применить ряд введенных норм, принципов и механизмов, урегулировать некоторые методические вопросы. Не до конца выработано представление о месте новых инструментов и нормативных правовых актов в бюджетном процессе муниципального образования, необходимости и целесообразности их применения.
Таким образом, несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере управления общественными финансами в области, остаются проблемы, часть из которых характерна, в целом, для всей бюджетной системы Российской Федерации, а именно:
рост бюджетных расходов и наличие рисков увеличения размера государственного долга;
формальное применение программно-целевых инструментов планирования и отсутствие четких различий между ними;
не определено место механизма формирования и доведения государственных заданий в системе инструментов бюджетного планирования;
низкий уровень доходов бюджетных и автономных учреждений, отсутствие перспектив их увеличения;
неразвитая система оказания услуг населению в электронной форме;
значительные размеры бюджетного дефицита;
ряд других проблем.
Вместе с тем наличие проблем не должно сказываться на качестве бюджетного процесса. В сфере прямой ответственности органов государственной власти области находятся повышение доступности и качества государственных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, пенсионное и социальное обеспечение. При этом грамотное и качественное планирование в финансово-бюджетной сфере, рациональное и экономное использование бюджетных средств являются одними из важнейших инструментов, способствующих достижению целей и задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также общенациональных стратегических целей развития Российской Федерации.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, целевые показатели (индикаторы) и их достижение
В ближайшей перспективе решение задач социально-экономического развития Оренбургской области будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики, приоритетными направлениями которой на протяжении последних лет являлись:
переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и программному бюджету;
улучшение условий жизни граждан, проживающих на территории Оренбургской области, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области;
повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг.
Данные направления получили свою конкретизацию в следующих указах Президента Российской Федерации:
от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
При осуществлении расходов бюджетные средства будут сконцентрированы на приоритетных направлениях, ориентированных на улучшение условий жизни оренбуржцев, обеспечение адресного решения социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области при безусловном исполнении законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в области социальной защиты населения и обеспечении своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
В условиях жестких бюджетных ограничений министерство финансов Оренбургской области ставит перед собой цели обеспечения качественной подготовки проекта областного бюджета и надлежащего исполнения областного бюджета.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области;
осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования;
организация исполнения и непосредственное исполнение областного бюджета;
организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за исполнением областного бюджета.
В результате реализации подпрограммы планируется достижение следующих результатов:
обеспечение соблюдения требований, процедур и сроков составления проекта областного бюджета, установленных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;
обеспечение составления и ведения реестра расходных обязательств Оренбургской области и свода реестров расходных обязательств муниципальных образований области;
обеспечение составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета;
обеспечение составления и ведения кассового плана;
обеспечение исполнения областного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета;
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 1. "Организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области".
Направлениями реализации данного основного мероприятия являются:
проведение проверки правильности составления плановых и уточненных реестров расходных обязательств субъектами бюджетного планирования в части расходов областного бюджета;
проведение публичных слушаний по проекту закона Оренбургской области о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
подготовка проектов законов Оренбургской области о внесении изменений в областной бюджет;
анализ отчетных данных главных распорядителей средств областного бюджета об использовании муниципальными образованиями области субвенций, а также о расходовании субсидий на осуществление целевых расходов;
рассмотрение предложений главных распорядителей средств областного бюджета по внесению изменений в сводную бюджетную роспись;
доведение до главных распорядителей средств областного бюджета изменений показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).
Основное мероприятие 2. "Осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования".
В рамках методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования осуществляется консультирование главных распорядителей средств областного бюджета при исполнении областного бюджета на предмет соответствия расходных обязательств полномочиям области, правильности применения кодов бюджетной классификации. Разрабатываются и принимаются документы, направленные на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, оптимизацию расходов и увеличение поступлений доходов.
Основное мероприятие 3. "Организация исполнения и исполнение областного бюджета".
В ходе исполнения областного бюджета осуществляется финансирование главных распорядителей и получателей средств областного бюджета через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственно-правового регулирования
Подготовка нормативных правовых актов по вопросам реализации подпрограммы осуществляется по мере возникновения необходимости их нормативно-правового регулирования.
В рамках подпрограммы реализуются меры правового регулирования в части подготовки:
законов Оренбургской области, иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования бюджетного процесса в Оренбургской области;
законов Оренбургской области по вопросам совершенствования межбюджетных отношений и налогового регулирования.
В течение срока реализации подпрограммы планируется внедрить механизм долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования в полном объеме.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями области
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие в реализации подпрограммы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов не планируется.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Расходы на реализацию подпрограммы в 2013 - 2020 годах не выделяются, ресурсное обеспечение подпрограммы не приводится.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, зависящими от исполнителя (технологические риски и организационные риски), так и рисками, относящимися к внешним: изменения федерального и областного законодательства и внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения. Оказать существенное влияние на последнюю категорию рисков ответственный исполнитель не может, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Комплексная оценка и информация о предполагаемых рисках, полученные на этапе подготовки подпрограммы, в значительной степени упрощают оперативное управление действиями исполнителей подпрограммы и способствуют предупреждению негативных тенденций, связанных с невыполнением поставленных задач.
К внешним факторам относятся:
возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, а также в финансово-бюджетной сфере;
изменения федерального и областного законодательства, определяющего систему мероприятий.
К внутренним факторам относятся:
нарушение сроков реализации как отдельных мероприятий, так и всей подпрограммы в целом;
проблема координации деятельности главных распорядителей средств областного бюджета.
При принятии новых правовых актов, подготовке отчетных материалов либо иных мероприятий в силу временных ограничений и высокой загруженности текущей работой возможны нарушения сроков реализации основных мероприятий подпрограммы.
Риски, определенные внутренними факторами, будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач подпрограммы необходимо:
детально проработать схему взаимодействия участников бюджетного процесса и реализации подпрограммы;
координировать деятельность участников бюджетного процесса по реализации мероприятий подпрограммы;
контролировать достижение поставленных на определенном этапе задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий подпрограммы;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий подпрограммы;
регулярно осуществлять информационную поддержку реализации мероприятий подпрограммы;
проводить повышение квалификации и переподготовку работников, принимающих участие в реализации подпрограммы;
привлекать консультационные организации и экспертов, имеющих опыт проведения работ по повышению эффективности бюджетных расходов и совершенствованию системы управления.
Снижение факторов риска может быть обеспечено путем проведения разъяснительной работы и широкого использования средств массовой информации для освещения деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости подпрограммы к воздействию внешних и внутренних факторов риска.
Основные риски реализации подпрограммы и меры по их минимизации сгруппированы и представлены в таблице.
Таблица
Оценка рисков реализации подпрограммы
N п/п |
Наименование группы рисков (описание рисков) |
Меры по снижению рисков |
I. Изменения законодательства и внешней экономической ситуации | ||
1. |
Непредсказуемость изменений федерального и областного законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
осуществление мониторинга экономической ситуации в России, Оренбургской области и изменений федерального и областного законодательства с оценкой возможных последствий принятия тех или иных правовых актов |
II. Технологические риски | ||
2. |
Недостаточный уровень квалификации сотрудников по отдельным направлениям подпрограммы |
реализация инновационных программ обучения для сотрудников министерства финансов Оренбургской области |
III. Организационные риски | ||
3. |
Возможные изменения структуры управления реализацией подпрограммой в ближайшие годы |
формирование гибкой структуры управления реализацией подпрограммы на основе технологии управления проектами |
4. |
Организационная инертность отдельных подразделений при реализации мероприятий подпрограммы |
мониторинг исполнительской дисциплины и максимальное использование внутренних ресурсов для реализации основных направлений подпрограммы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.