Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 12 ноября 2015 г. N 874-пп настоящее приложение дополнено приложением N 12, вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение N 12
к государственной программе
"Содействие занятости населения
Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма VI
"Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Оренбургской области в 2015 году"
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Отсутствуют |
Участники подпрограммы |
- |
работники организаций, находящихся под риском увольнения; граждане, ищущие работу; молодые граждане в возрасте от 22 до 30 лет, являющиеся действующими предпринимателями |
Цели подпрограммы |
- |
поддержка предприятий и организаций области, оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность; принятие мер по поддержанию и обеспечению занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, а также предупреждение роста безработицы |
Задачи подпрограммы |
- |
обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; повышение мобильности трудовых ресурсов путем перераспределения их между видами экономической деятельности; создание условий для вовлечения в трудовую деятельность граждан с ограниченными возможностями здоровья; содействие занятости молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты; участие в дополнительных мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении; уровень занятости населения (от экономически активного населения); доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку; доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости; доля инвалидов, которым обеспечена социальная занятость, в общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте; доля молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты и которым предоставлены гранты, в общей численности индивидуальных предпринимателей; доля рабочих мест, планируемых для привлечения иностранных работников, на которые трудоустроены российские граждане из числа работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в общем количестве рабочих мест, планируемых для привлечения иностранных работников; доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности участников мероприятий подпрограммы |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2015 год, в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 16 174,4 тыс. рублей (2015 год). На реализацию мероприятий подпрограммы планируется привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий областному бюджету на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
организация опережающего профессионального обучения и стажировки 2020 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; обеспечение временной занятости 3 445 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; стимулирование занятости 100 действующих предпринимателей в возрасте от 22 до 30 лет при реализации социальных проектов; обеспечение социальной занятости 276 инвалидов; не допущения роста уровня регистрируемой безработицы свыше 1,3 процента; трудоустройство граждан в результате оказанной им помощи |
1. Характеристика социально-экономического положения Оренбургской области
В 2014 году ситуация на рынке труда области формировалась под влиянием социально-экономических факторов.
Экономическая ситуация характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Так, по сравнению с 2013 годом увеличились:
объем промышленного производства - на 1,2 процента;
объем продукции сельского хозяйства - на 1,9 процента;
объем строительных работ - на 9,5 процента;
оборот розничной торговли - на 4,5 процента.
Реальные денежные доходы населения выросли на 2,5 процента, среднемесячная заработная плата - на 6,0 процента и составила 23,1 тыс. рублей.
Ситуация в сфере занятости населения в 2014 году характеризовалась следующими показателями.
По сравнению с 2013 годом численность занятого населения уменьшилась на 1,5 процента и составила 995,8 тыс. человек.
В то же время, в 2,1 раза увеличилась численность граждан, принятых на новые рабочие места (на крупных и средних предприятиях принято 7,2 тыс. человек).
Снизились объемы высвобождения работников с предприятий и организаций области. Всего в ГКУ ЦЗН поступили сведения о предполагаемом высвобождении 17,8 тыс. человек. Фактически остались без работы 5,2 тыс. человек (на 31,0 процента меньше, чем в 2013 году).
Вместе с тем незначительно увеличились масштабы вынужденной неполной занятости на предприятиях и в организациях области. На 1 января 2015 года режимы вынужденной неполной занятости были установлены на 9 предприятиях для 983 человек (на 1 января 2014 года - на 8 предприятиях для 919 человек).
На 1 января 2015 года задолженность предприятий и организаций по выплате заработной платы составила 24,5 млн. рублей (рост по сравнению с аналогичной датой 2014 года в 1,5 раза).
В ГКУ ЦЗН обратилось 58,2 тыс. граждан (на 1,4 процента больше, чем за 2013 год), из них признано безработными 26,1 тыс. человек (на 3,5 процента меньше).
Численность безработных, зарегистрированных в ГКУ ЦЗН, на 1 января 2015 года составила 13,0 тыс. человек. Рост численности безработных за 2014 год составил 0,4 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2015 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (на уровне начала 2014 года).
На 1 января 2015 года потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в службу занятости населения, составила 8,6 тыс. вакансий (снижение на 2,6 процента по сравнению с аналогичной датой 2014 года).
Коэффициент напряженности на рынке труда области составил 2,0 человека на вакансию.
2. Прогноз ситуации на рынке труда и необходимость разработки подпрограммы
В результате негативного воздействия финансового кризиса в 2015 году предполагается ухудшение экономической ситуации. Так, в январе - апреле 2015 года отмечалась отрицательная динамика индексов основных макроэкономических показателей по сравнению с аналогичным периодом 2014 года:
промышленное производство - 95,0 процента;
продукция сельского хозяйства - 99,8 процента;
оборот розничной торговли - 84,5 процента.
Снижение данных показателей приведет к ухудшению ситуации на рынке труда.
В январе - мае 2015 года в ГКУ ЦЗН поступили сведения о предполагаемом высвобождении 12,2 тыс. человек, что на 32,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
В 2015 году на рынке труда области будут отмечаться следующие негативные тенденции:
снижение численности занятых в экономике области;
увеличение притока обращений в ГКУ ЦЗН, в том числе по причине высвобождения;
снижение количества вакансий, заявляемых работодателями в ГКУ ЦЗН;
рост напряженности на рынке труда.
В целях снижения негативного влияния кризиса в области реализуется комплекс мер, который позволит заложить основу дальнейшего развития экономики. Для организации оперативного мониторинга и предотвращения возможных негативных явлений в экономике и социальной сфере образована комиссия при Губернаторе Оренбургской области по мониторингу социально-экономической ситуации в Оренбургской области (распоряжение Губернатора Оренбургской области от 22.01.2015 N 3-р) и действует план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на период 2016 - 2017 годов (указ Губернатора Оренбургской области от 12.02.2015 N 78-ук), в котором предусмотрен ряд мер, направленных на активизацию экономического роста, в том числе по импортозамещению, поддержке несырьевого экспорта, малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время область активно участвует в реализации новых инструментов и институтов развития, предложенных в рамках антикризисных действий Правительства Российской Федерации.
Организована работа с Фондом развития промышленности. Так, заявка ООО "Стерил" по организации производства шприцев в г. Новотроицке направлена и проходит предварительный отбор, еще 3 заявки предприятий ОАО "Завод бурового оборудования" (г. Оренбург), ОАО "Завод Инвертор" (г. Оренбург), ООО "Пластик" (г. Оренбург) находятся в стадии подготовки.
Заключено Соглашение о сотрудничестве с Агентством кредитных гарантий. По ряду инвестиционных проектов области на получение гарантии по кредитам направлены предварительные документы (ОАО "Птицефабрика "Восточная" г. Новотроицка, ЗАО "Базис Агро Логика" г. Оренбурга, ООО "Стерил" г. Оренбурга).
В 2015 году начнет работать Фонд поддержки моногородов. При этом поддержка будет направлена не только на инфраструктурные проекты, но и на организацию финансирования самих инвестиционных проектов по диверсификации экономики области.
Кроме того, в области реализуются инвестиционные проекты, открываются новые производства, создаются новые рабочие места в металлургии, металлообработке, добыче полезных ископаемых, угольной, пищевой, мясной и молочной промышленности. В целом по области в 2015 году предполагается создание 4,5 тыс. рабочих мест.
С января 2015 года изменился порядок привлечения иностранной рабочей силы из стран с безвизовым режимом въезда, в соответствии с которым иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность только на основании патента. Данный порядок будет способствовать вытеснению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, обеспечению приоритетного права российских граждан на замещение свободных рабочих мест.
В настоящее время в области реализуется план мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения.
Значительные меры поддержки предприятиям и гражданам предусмотрены в рамках реализации региональных государственных программ Оренбургской области.
Реализация мероприятий активной политики занятости населения позволит в 2015 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 30,8 тыс. ищущих работу граждан;
направить на профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда, 2,7 тыс. человек;
оказать профориентационные услуги 25,3 тыс. незанятых граждан.
Указанных мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда.
В связи с этим необходима реализация мероприятий в рамках подпрограммы, направленной на:
снижение напряженности на рынке труда;
содействие эффективной занятости;
поддержку предприятий, имеющих планы по импортозамещению, развитию производства.
Подпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
В рамках реализации подпрограммы предполагается перераспределение работников между видами экономической деятельности. Так, высвобожденные работники из предприятий сельского хозяйства, обрабатывающих производств будут трудоустроены в строительные, транспортные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и др.
В настоящее время в области сформирован перечень предприятий, имеющих планы мероприятий по повышению производительности труда, развитию персонала, технической подготовки производства продукции и техники. Данные предприятия испытывают потребность в привлечении дополнительной рабочей силы для развития производства, оказания услуг населению, дополнительных средствах для приобретения оборудования и технологий, направленных на импортозамещение.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
организация опережающего профессионального обучения и стажировки 2 020 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
обеспечение временной занятости 3 445 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
стимулирование занятости 100 действующих предпринимателей в возрасте от 22 до 30 лет при реализации социальных проектов;
обеспечение социальной занятости 276 инвалидов;
недопущение роста уровня регистрируемой безработицы свыше 1,3 процента;
трудоустройство граждан в результате оказанной им помощи.
3. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, срок реализации подпрограммы
Целями подпрограммы являются:
поддержка предприятий и организаций области, оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность
принятие мер по поддержанию и обеспечению занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, а также предупреждение роста безработицы.
Задачами подпрограммы являются:
обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
повышение мобильности трудовых ресурсов путем перераспределения их между видами экономической деятельности;
создание условий для вовлечения в трудовую деятельность граждан с ограниченными возможностями здоровья;
содействие занятости молодым гражданам в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты;
участие в дополнительных мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
В целях оценки результатов реализации подпрограммы предусмотрены следующие целевые показатели (индикаторы):
уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении. Рассчитывается как процентное соотношение численности зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении к численности ЭАН;
уровень занятости населения (от экономически активного населения). Рассчитывается как отношение численности занятого населения к численности ЭАН;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости;
доля инвалидов, которым обеспечена социальная занятость, в общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте;
доля молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты и которым предоставлены гранты, в общей численности индивидуальных предпринимателей;
доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности участников мероприятий программы.
Планируется, что в результате реализации подпрограммы:
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, составит 80,0 процента;
доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости, составит 70,0 процента;
доля инвалидов, которым обеспечена социальная занятость, в общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте, составит 0,4 процента;
доля молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты и, которым предоставлены гранты, в общей численности индивидуальных предпринимателей, составит 0,04 процента;
доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, в общей численности участников мероприятий программы, составит 20,0 процента.
В случае изменения ситуации в сфере занятости населения целевые показатели (индикаторы) подпрограммы подлежат корректировке.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации подпрограммы - 2015 год, в один этап.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает мероприятия, способствующие недопущению роста напряженности на рынке труда.
Действие подпрограммы направлено на:
стабилизацию ситуации на рынке труда;
поддержку предприятий, имеющих планы по импортозамещению, развитию производства;
интеграцию граждан с ограниченными возможностями здоровья в трудовую среду;
обеспечение приоритетного права жителей Оренбургской области на трудоустройство.
Подпрограмма включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
социальная занятость инвалидов;
Целью основного мероприятия 1 подпрограммы "Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" (далее - основное мероприятие 1) является обеспечение занятости данных категорий граждан.
Работники организаций, находящиеся под риском увольнения, и граждане, ищущие работу, по своему профессионально-квалификационному составу не всегда отвечают требованиям работодателей и нуждаются в соответствующем профессиональном обучении (профессиональной подготовке, переподготовке, освоении вторых профессий, повышении квалификации).
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников предприятий, находящихся под риском увольнения, проводится до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем.
Опережающее профессиональное обучение организуется на базе организаций профессионального образования, а также на рабочих (учебных) местах в организациях, стажировка - на рабочих (учебных) местах в организациях.
Реализация основного мероприятия 1 позволит повысить профессиональную мобильность граждан через получение востребованной профессии, повышение квалификации в соответствии с требованиями работодателей.
Целью основного мероприятия 2 подпрограммы "Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" является оказание государственной поддержки предприятиям и организациям по созданию и сохранению рабочих мест в условиях спада производства путем создания временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения; трудоустройство на временные рабочие места в организациях, реализующих программы модернизации, импортозамещения, планы замещения иностранной рабочей силы. Реализация данного мероприятия будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, и обеспечению временной занятости граждан, ищущих работу.
Целью основного мероприятия 3 подпрограммы "Социальная занятость инвалидов" является стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов, в том числе в пределах установленной квоты, обеспечение закрепляемости инвалидов на созданных, оборудованных (оснащенных) рабочих местах, содействие в трудоустройстве инвалидов, ищущих работу.
Целью основного мероприятия 4 подпрограммы "Стимулирование занятости молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты" (далее - основное мероприятие 4), является оказание поддержки молодежи, разрабатывающей и реализующей проекты в социальной сфере.
Отбор социальных проектов проводится на основе конкурса, порядок которого разрабатывается и утверждается министерством труда и занятости населения Оренбургской области.
Основными направлениями реализации социальных проектов являются:
оказание социальных услуг лицам пенсионного возраста;
оказание социальных услуг инвалидам;
оказание услуг по сопровождению инвалидов в процессе поиска работы, трудоустройства и адаптации на рабочем месте;
оказание услуг по присмотру за детьми;
оказание услуг по социальной реабилитации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости;
деятельность в сфере патриотического воспитания молодежи и другое.
Реализация основного мероприятия 4 позволит поддержать занятость молодежи в условиях повышения напряженности на рынке труда, расширить спектр социальных услуг для граждан.
Приоритетными группами среди участников подпрограммы являются родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также выпускники, относящиеся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями.
ГКУ ЦЗН проведен мониторинг трудоустройства выпускников 2015 года, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. Так, в 2015 году на рынок труда области выйдут 67 выпускников очной формы обучения, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, в том числе 25 человек - выпускники образовательных организаций высшего образования, 42 человек - выпускники профессиональных образовательных организаций.
Из общей численности инвалидов-выпускников:
45 человек будут трудоустроены;
12 человек продолжат обучение на следующем уровне профессионального образования;
2 человека будут находиться в отпуске по уходу за ребенком;
8 человек будут нуждаться в дополнительных мерах поддержки по содействию занятости.
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов-выпускников подпрограммой предусмотрено трудоустройство 8 человек в рамках основного мероприятия 3 "Социальная занятость инвалидов" подпрограммы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования составит 16 174,4 тыс. рублей (2015 год - 16 174,4 тыс. рублей).
На реализацию мероприятий подпрограммы планируется привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий областному бюджету на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного и федерального бюджетов на реализацию целей подпрограммы представлены в приложении N 6 к настоящей Программе.
6. Риски реализации подпрограммы
Реализации подпрограммы может препятствовать воздействие негативных факторов финансово-экономического и организационного характера.
Основными рисками реализации подпрограммы являются финансовые риски, которые могут быть вызваны недостаточностью финансирования из федерального бюджета, что, в свою очередь, может привести к рискам реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
Кроме того, существуют экономические и организационные риски реализации подпрограммы.
К экономическим рискам относятся: снижение объемов производства и оказанных услуг предприятиями и организациями, банкротство крупных и средних предприятий, снижение спроса на производимую продукцию. Их преодоление возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий подпрограммы.
Организационными рисками являются: несвоевременное принятие нормативных правовых актов, недостатки в системе управления и контроля в сфере занятости населения. Их предотвращение возможно путем своевременной подготовки проектов нормативных правовых актов, внесения необходимых изменений, оперативного реагирования на выявленные недостатки в системе управления и контроля за реализацией подпрограммы.
7. Механизм реализации подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация подпрограммы обеспечивается министерством труда и занятости населения Оренбургской области.
Реализацию мероприятий подпрограммы в городских округах и муниципальных районах области осуществляют центры занятости населения муниципальных образований.
В рамках реализации подпрограммы центры занятости населения осуществляют мероприятия по:
опережающему профессиональному обучению и стажировке работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан ищущих работу;
временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
социальной занятости инвалидов;
стимулированию занятости молодых граждан в возрасте от 22 до 30 лет, являющихся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты;
замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
В ходе реализации подпрограммы будет осуществляться постоянный анализ экономической ситуации, рынка труда, что позволит уточнять, прогнозировать, своевременно вносить коррективы в работу по смягчению ситуации на рынке труда и оперативно реагировать на происходящие изменения.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Правительство Оренбургской области.
Система управления реализацией подпрограммы предусматривает:
мониторинг ситуации на рынке труда муниципальных образований области;
осуществление взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления Оренбургской области, организаций и предприятий области;
подготовку предложений по корректировке подпрограммы;
совершенствование механизма реализации подпрограммы;
проведение мониторинга программных мероприятий.
8. Методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы представлена в разделе 8 настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.