Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к государственной программе
"Управление земельно-имущественным
комплексом Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
(с изменениями от 3 февраля, 9 июля 2015 г.)
Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июля 2015 г. N 540-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы "Повышение эффективности управления государственным сектором и приватизации" государственной программы "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Соисполнители подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
создание условий для эффективного управления государственным имуществом Оренбургской области, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Оренбургской области, и отчуждения иного областного имущества |
Задачи подпрограммы |
повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием Оренбургской области; повышение эффективности, открытости и прозрачности управления государственными унитарными предприятиями Оренбургской области и государственными учреждениями Оренбургской области; повышение эффективности и открытости проведения приватизации имущества Оренбургской области; обеспечение поступления в областной бюджет неналоговых доходов от государственного сектора и продажи областного имущества |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
ежегодное сокращение количества организаций госсектора (областных ГУП и хозяйственных обществ с долей области) по отношению к предыдущему году (единиц, не менее); поступления в областной бюджет от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Оренбургской области (тыс. рублей, не менее); доля хозяйственных обществ с государственным участием Оренбургской области, находящихся в процедуре банкротства, от общего количества действующих на конец года хозяйственных обществ с государственным участием Оренбургской области (процентов, не более); доля областных ГУП, находящихся в процедуре банкротства и ликвидации, от общего количества действующих на конец года областных ГУП (процентов, не более) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2015 - 2020 годы, без выделения отдельных этапов |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 41 485,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2015 год - 4 602,7 тыс. рублей; 2016 год - 4 602,7 тыс. рублей; 2017 год - 4 603,3 тыс. рублей; 2018 год - 10 940,0 тыс. рублей; 2019 год - 11 475,8 тыс. рублей; 2020 год - 5 260,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечение инвестиций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности к 2020 году; оптимизация количества субъектов государственной собственности с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти ежегодно; поступление в областной бюджет неналоговых доходов ежегодно не менее 90 процентов плановых назначений за счет применения рациональных инструментов управления |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы и прогноз развития
Подпрограмма "Повышение эффективности управления государственным сектором и приватизации" (далее - подпрограмма) подготовлена в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, областными правовыми актами.
Подпрограмма определяет основные цели и задачи в сфере управления областным имуществом (государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями и хозяйственными обществами с долей области) и приватизации, систему мероприятий по их достижению с указанием сроков реализации, ресурсному обеспечению, планируемых показателей и ожидаемых результатов ее реализации.
На протяжении ряда лет государством последовательно проводилась политика по оптимизации состава и структуры государственного имущества, а также реализации иных мероприятий, предусмотренных Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной 9 сентября 1999 года N 1024.
В рамках этой работы осуществлялись мероприятия по приватизации, реорганизации объектов государственной собственности, а также вовлечению в оборот и перераспределению имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением полномочий.
Реализация многих инициатив позволила сформировать систему управления государственным сектором - государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями и хозяйственными обществами с долей в государственной собственности, в том числе совершенствование процедур приватизации, обязательность независимой оценки объектов, проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество, размещение информации в сети Интернет.
В настоящее время основными прогнозируемыми результатами в сфере управления областным имуществом являются:
повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечения инвестиций, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности, а также оптимизация состава государственного имущества с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти;
поступление в областной бюджет максимально возможных в текущей экономической ситуации неналоговых доходов за счет применения рациональных инструментов управления.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Государственная политика по управлению областным государственным сектором направлена на достижение следующих целей:
создание эффективной системы управления государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями и хозяйственными обществами с долей области, позволяющей обеспечить положительные финансовые результаты деятельности государственного сектора;
эффективное отчуждение областного имущества.
Для обеспечения перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики планируется достижение цели - создание условий для эффективного управления государственным имуществом Оренбургской области, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Оренбургской области, и отчуждения иного областного имущества.
Достижение указанной цели планируется обеспечить в рамках следующих основных направлений реализации подпрограммы: повышение эффективности управления государственным сектором, рационализация и оптимизация состава и структуры сектора, повышение эффективности приватизации областного имущества, повышение качества учетных мероприятий за деятельностью госсектора.
В последние годы в качестве приоритетного направления государственной политики проводится работа по повышению эффективности управления государственным имуществом, включая повышение качества управления в компаниях с государственным участием.
За последние 10 лет количество пакетов акций, долей в собственности области планомерно снижалось: в 2002 году их количество составляло 51 единицу, в 2014 году составляет 28.
Полномочия собственника пакетов акций, долей в хозяйственных обществах определены федеральными законами от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Оренбургской области.
Представителями интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ являются лица, замещающие государственные должности, и иные лица, которые действуют на основании письменных директив и доверенности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Оренбургская область реализует полномочия собственника, в том числе путем внесения вопросов в повестку дня общего собрания участников (акционеров), выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, инициирования проведения внеочередного общего собрания участников (акционеров), созыва внеочередного общего собрания участников (акционеров), назначения представителей (выдачи доверенности) для голосования на общем собрании участников (акционеров), определения позиции по вопросам повестки дня общего собрания участников (акционеров). Позиция участника (акционера) - Оренбургской области - по вопросам повестки дня общего собрания участников (акционеров) отражается в письменных директивах.
В целях осуществления контроля за деятельностью представителей интересов Оренбургской области и обеспечением их участия в интересах Оренбургской области внедрена система отчетности о работе в органах управления и контроля хозяйственных обществ.
Отчеты о проделанной работе рассматриваются и анализируются.
Также совместно с отраслевыми органами исполнительной власти осуществляется подготовка директив по вопросам рассмотрения на заседаниях Советов Директоров и общих собраниях.
Компании с государственным участием области делятся на 2 группы:
Социально ориентированные, через которые реализуются социальные проекты области, направляются средства в уставные капиталы (например ОАО "Сельский дом", ООО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация", ОАО "ОРИФА" и др.);
прочие, чисто коммерческие, от участия в которых область получает дивиденды.
Для обеспечения эффективной работы в данном сегменте необходимая нормативная правовая база в области сформирована.
В отношении компаний с государственным участием последовательно формируется дивидендная политика, позволяющая при гарантированном дивидендном минимуме оставлять в распоряжении акционерных обществ средства, необходимые для реализации индивидуальных программ развития компаний.
Вместе с тем к настоящему времени сохраняется ряд вопросов, требующих комплексного решения, подготовки и выполнения соответствующих мероприятий, обеспечения реализации закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", повышения информационной прозрачности, открытости подготовки и принятия решений, а также повышения эффективности работы органов управления.
Принимая во внимание изложенное, в рамках рассматриваемой подпрограммы и в целях повышения эффективности и прозрачности управления областным имуществом, включая повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием, планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий:
повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием Оренбургской области путем совершенствования нормативно-правового и методического регулирования с учетом изменений в федеральной законодательной базе;
внедрение положительного опыта корпоративного управления в компании с государственным участием, реализация программ инновационного развития и модернизации, переход на международные стандарты отчетности;
формирование и реализация эффективной экономически обоснованной дивидендной политики.
Задача повышения эффективности, открытости и прозрачности управления актуальна также в отношении областных ГУП.
Собственник имущества областного ГУП в отношении указанного предприятия:
принимает решение о создании областного ГУП;
определяет цели, предмет, виды деятельности, а также дает согласие на участие областного ГУП в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности областного ГУП;
утверждает устав областного ГУП, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;
принимает решение о реорганизации или ликвидации областного ГУП в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы областных ГУП;
формирует уставный фонд областного ГУП;
назначает на должность руководителя областного ГУП, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
согласовывает прием на работу главного бухгалтера областного ГУП, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты областного ГУП;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом областного ГУП, - на совершение иных сделок;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего областному ГУП имущества;
утверждает показатели экономической эффективности деятельности областного ГУП и контролирует их выполнение;
дает согласие на создание филиалов и открытие представительств областного ГУП;
дает согласие на участие областного ГУП в иных юридических лицах;
дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении областным ГУП отдельных полномочий концедента;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации принятых решений в течение последних лет активно проводится работа по оптимизации состава областных ГУП, а также усиления мер контроля, в том числе при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
В собственности области количество областных ГУП планомерно сокращается: в 2002 - 2014 годах произошло уменьшение со 112 единиц до 39.
Приняты нормативные правовые акты, касающиеся формирования систем учета госсобственности (реестра), утверждены примерные формы уставов и трудовых договоров. Решены вопросы проведения аудиторских проверок на предприятиях за счет средств бюджета (инициативный аудит), проведения оценок имущества государственной собственности независимыми оценочными фирмами для принятия решения о дальнейшем его использовании. Вошли в практику заседания Балансовых комиссий, на которых деятельность предприятий оценивается исходя из достигнутых финансовых результатов. На постоянном контроле находятся вопросы уплаты платежей в бюджет, внебюджетные фонды, выплаты заработной платы работникам предприятий, отсутствия просроченной задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Все областные ГУП проходят жизненный цикл от момента создания до принятия решений об их ликвидации, реорганизации. Плотное взаимодействие связано с двойственным положением областных ГУП. С одной стороны, как государственное, областное ГУП обязано реализовывать ряд возложенных государственных функций, с другой стороны, как коммерческая организация, - работать с прибылью, на часть которой в виде неналогового дохода областной бюджет имеет право. В соответствии с принятыми решениями в целях увеличения доходов областного бюджета проведена работа по максимизации части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в областной бюджет.
Добиться эффективной работы областных ГУП - одна из главных задач министерства.
Несмотря на положительные тенденции, анализ текущей ситуации показывает недостаточную эффективность существующей системы управления областными ГУП, в том числе в части контроля и координации осуществления финансово-хозяйственной деятельности, включая ее надлежащее планирование.
Так, несмотря на принятые решения по усилению роли органов исполнительной власти, повышению ответственности руководителей областных ГУП, до настоящего времени окончательно не завершена работа по оформлению прав на объекты недвижимости и земельные участки, закрепленные за областными ГУП, что в ряде случаев препятствует проведению структурных изменений, оптимизации госсектора, в том числе акционированию областных ГУП.
Ежегодно в соответствии с Законом Оренбургской области от 30 ноября 2009 года N 3265/748-IV-ОЗ "О системе критериев для сохранения в собственности Оренбургской области государственных унитарных предприятий Оренбургской области, акций, долей участия Оренбургской области в уставных капиталах хозяйственных обществ" осуществляется оценка предприятий, на основании которой принимаются решения о ликвидации областных ГУП, а также по реорганизации и санации нуждающихся в этом областных ГУП.
Принимая во внимание изложенное, в рамках подпрограммы планируется обеспечить выполнение следующих мероприятий:
повышение эффективности, открытости и прозрачности управления областными ГУП путем совершенствования нормативно-правового и методического регулирования, в том числе с учетом принимаемого федерального законодательства в части перехода на среднесрочное планирование, прогнозирования совершения закупок товаров, работ, услуг;
обеспечение оптимизации состава областных ГУП путем подготовки нормативных правовых актов и методических рекомендаций, анализ и мониторинг состояния данного сектора;
проведение мероприятий по преобразованию областных ГУП в иные организационно-правовые формы, реорганизации областных ГУП.
В рамках подпрограммы подлежит реализации ряд инициатив по управлению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ГУ Оренбургской области.
К компетенции министерства в соответствии с Законом Оренбургской области от 20 ноября 2001 года N 363/346-II-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Оренбургской области" относятся вопросы использования, сохранности и перераспределения закрепленного имущества, в том числе:
организация проведения инвентаризации и оценки государственной собственности Оренбургской области;
принятие решения о передаче с баланса на баланс объектов государственной собственности Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
контрольно-ревизионные функции в целях обеспечения сохранности и эффективного использования государственной собственности Оренбургской области;
закрепление государственной собственности за областными ГУ на праве оперативного управления;
передача государственной собственности Оренбургской области ГУ в безвозмездное пользование.
передача имущества, закрепленного за казенными учреждениями, в аренду, безвозмездное пользование;
согласование договоров аренды, безвозмездного пользования на имущество, закрепленное за автономными и бюджетными учреждениями.
Управление имуществом ГУ Оренбургской области МПР Оренбургской области основывается на принципах обеспечения организаций необходимыми материальными ресурсами, площадями и освобождения от несвойственных функций по содержанию неиспользуемого имущества и излишних затрат на его ремонт.
На этом основаны полномочия МПР Оренбургской области, определяемые нормативными правовыми актами, и это лежит в основе принимаемых решений.
По итогам 2013 года в Реестре государственного имущества Оренбургской области числится 442 ГУ, за которыми на праве оперативного управления закреплено 7 132 объекта недвижимого имущества. Кроме этого, во владении ГУ находятся объекты движимого имущества: автотранспорт, оборудование, техника и др. По состоянию на 1 января 2014 года за ГУ закреплен 19 251 объект движимого имущества.
Балансовая стоимость основных фондов ГУ составляет 48 067,6 млн. рублей;
балансовая стоимость объектов недвижимого имущества ГУ - 38 276,2 млн. рублей;
остаточная стоимость объектов недвижимого имущества ГУ - 14 383,5 млн. рублей;
общая площадь объектов недвижимого имущества ГУ - 2 415,4 тыс. кв. метров.
Деятельность ГУ охватывает обеспечение выполнения таких важных государственных функций, как обеспечение жителей Оренбургской области образовательными услугами, услугами здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и т.д.
Структура ГУ неоднородна. Так в 2013 году большинство из них - это учреждения здравоохранения (26 процентов), социального развития (16 процентов), образования (15 процентов), сельского хозяйства (11 процентов), труда и занятости (9 процентов).
Во исполнение постановления Правительства Оренбургской области от 15 ноября 2010 года N 816-п "О плане мероприятий по реализации на территории Оренбургской области Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" МПР Оренбургской области проводилась работа по изменению типа ГУ Оренбургской области.
По итогам проведенных мероприятий сформирована следующая структура ГУ Оренбургской области по типу:
бюджетные - 237;
автономные - 77;
казенные - 103;
органы исполнительной власти Оренбургской области - 25.
Основные мероприятия МПР Оренбургской области:
формирование реестра свободных, излишних площадей для перераспределения между организациями госсектора в соответствии с имеющейся потребностью;
проведение работы по формированию пакетов документов и изданию распорядительных документов по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, закрепленные за государственными учреждениями Оренбургской области.
В полномочия МПР Оренбургской области входит также управление государственной казной Оренбургской области.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 20 ноября 2001 года N 363/346-II-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Оренбургской области" понятие казны включает в себя средства областного бюджета и иное государственное имущество Оренбургской области, не закрепленное за областными ГУП и ГУ.
В Реестре государственного имущества Оренбургской области на 1 января 2014 года учтено 79 объектов недвижимого имущества.
Министерство должно реализовать правомочия собственника по имуществу, находящемуся в казне Оренбургской области.
На протяжении ряда лет проводится последовательная политика по сокращению государственного сектора. Только за период действия Закона Оренбургской области от 28 июня 2004 года N 1278/197-III-ОЗ "О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области" было приватизировано 24 пакета акций акционерных обществ, находящихся в областной собственности, 1 доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, 19 объектов недвижимости, а 11 областных ГУП преобразованы в открытые акционерные общества со стопроцентным уставным капиталом в собственности области.
В 2010 - 2011 годах были определены новые приоритеты и сформированы новые условия проведения приватизации государственного имущества, предусматривающие возможность выбора способов приватизации на текущую перспективу, отвечающих целям привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики.
Созданы условия для внедрения современных информационных технологий для расширения информационного сопровождения продажи и использования электронных торгов.
Для принятия обоснованных решений по включению пакетов акций и областных ГУП в прогнозный план (программу) приватизации принят Закон Оренбургской области от 30 ноября 2009 года N 3265/748-IV-ОЗ "О системе критериев для сохранения в собственности Оренбургской области государственных унитарных предприятий Оренбургской области, акций, долей участия Оренбургской области в уставных капиталах хозяйственных обществ".
На основании комплексной оценки ежегодно по каждому хозяйственному обществу с долей области и областному ГУП принимается одно из решений:
выработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности работы данных хозяйствующих субъектов;
сохранение в областной собственности предприятий, акций, долей хозяйственных обществ;
реорганизация, изменение целевого назначения имущества предприятий;
включение предприятий, акций, долей в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Оренбургской области.
Средства от приватизации государственного имущества являются источником финансирования дефицита областного бюджета.
С учетом поручения Президента Российской Федерации об активизации приватизационных процессов в отношении имущества субъектов Российской Федерации, не являющегося необходимым для осуществления властных полномочий, актуальность региональной приватизации будет сохраняться в среднесрочной перспективе.
Для обеспечения устойчивого и планомерного процесса сокращения прямого участия государства в экономике основными мероприятиями в сфере повышения эффективности и открытости приватизации будут:
обеспечение методического сопровождения и организация внедрения новых правил проведения приватизации государственного имущества в соответствии с новациями законодательства Российской Федерации о приватизации, совершенствование мер нормативно-правового регулирования;
обеспечение и проведение предпродажной подготовки и продажи областного имущества, а также акционирования областных ГУП;
осуществление текущего контроля за организацией и проведением продажи приватизируемого имущества, мониторинг практики проведения приватизации государственного имущества.
Необходимым условием эффективного управления областным имуществом является четкое понимание состава имущества.
Вопрос обеспечения учета государственного имущества является одним из основных в реализации цели повышения эффективности управления государственным сектором экономики.
По состоянию на 1 января 2014 года в Реестр государственного имущества Оренбургской области внесено имущество, приведенное в таблице 1.
Таблица 1
Наименование имущества |
Единицы измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество областных ГУП и ГУ |
штук |
446 |
440 |
412 |
481 |
Количество объектов недвижимого имущества, находящегося на балансе областных ГУП и ГУ |
штук |
7631 |
8203 |
9457 |
10156 |
Количество пакетов акций, долей хозяйственных обществ в собственности Оренбургской области |
единиц |
36 |
32 |
28 |
28 |
Таким образом, по состоянию на сегодняшний день можно говорить о завершении (в основном) формирования реестра областного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением случаев приема в государственную собственность Оренбургской области и передачи из нее областного имущества.
Также необходимым условием обеспечения контроля за областным имуществом является наличие актуальной информации о состоянии имущества, ее своевременное обновление в соответствии с осуществляемыми изменениями, а также проведение мероприятий по уточнению характеристик объектов, учтенных в Реестре государственного имущества Оренбургской области (в том числе проведению инвентаризации, оценки, регистрации, контрольных проверок).
В целях реализации полномочий по управлению государственным имуществом, уполномоченным органом осуществляются анализ деятельности областных организаций, мониторинг финансово-экономических показателей, к которым привлекаются независимые экспертные организации-аудиторы, формирование плановых заданий организациям государственного сектора, анализируются проводимые сделки и их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности областных ГУП.
Основными мероприятиями в этой сфере будут:
организация проведения процедур оценки, учета, инвентаризации, регистрации областного имущества и аудита областных ГУП в целях принятия управленческих решений.
актуализация данных об областном имуществе в Реестре государственного имущества Оренбургской области.
внедрение практики использования электронных процедур при управлении областным имуществом.
Целевые показатели и индикаторы достижения целей и решения задач приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки реализации
Основным ожидаемым конечным результатом реализации подпрограммы будет формирование условий для перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики посредством обеспечения:
оптимизации состава и структуры государственного сектора;
модернизации и технологического развития в сфере управления имуществом;
повышения качества корпоративного управления в хозяйственных обществах с долей Оренбургской области и областных ГУП посредством применения современных методов управления;
совершенствования механизмов управления объектами областного недвижимого имущества, закрепленного за областными ГУП и ГУ;
привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ;
сбалансированности бюджетных расходов на содержание областного имущества и доходов от его использования, управления и реализации;
создания эффективной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере управления имуществом и его реализации.
Ежегодно в рамках реализации подпрограммы должен быть проведен комплекс запланированных мероприятий, что позволит контролировать достижение ожидаемых конечных результатов.
Срок реализации Подпрограммы: 2015 - 2020 годы, без выделения отдельных этапов.
4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предполагается.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 2 к Программе.
В рамках подпрограммы "Повышение эффективности управления государственным сектором и приватизации" планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий:
1.1. Повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием Оренбургской области путем совершенствования нормативно-правового и методического регулирования с учетом изменений в федеральной законодательной базе.
1.2. Внедрение положительного опыта корпоративного управления в компании с государственным участием, реализация программ инновационного развития и модернизации, переход на международные стандарты отчетности.
1.3. Формирование и реализация эффективной экономически обоснованной дивидендной политики.
1.4. Повышение эффективности, открытости и прозрачности управления областными ГУП путем совершенствования нормативно-правового и методического регулирования, в том числе с учетом принимаемого федерального законодательства в части перехода на среднесрочное планирование, прогнозирования совершения закупок товаров, работ, услуг.
1.5. Обеспечение оптимизации состава областных ГУП путем подготовки нормативных правовых актов и методических рекомендаций, анализ и мониторинг состояния данного сектора.
1.6. Проведение мероприятий по преобразованию областных ГУП в иные организационно-правовые формы, реорганизации предприятий.
1.7. Формирование реестра свободных, излишних площадей для перераспределения между организациями госсектора в соответствии с имеющейся потребностью.
1.8. Проведение работы по формированию пакетов документов и изданию распорядительных документов по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, закрепленные за ГУ Оренбургской области.
1.9. Реализация правомочий собственника по имуществу, находящемуся в казне Оренбургской области.
1.10. Обеспечение методического сопровождения и организация внедрения новых правил проведения приватизации государственного имущества в соответствии с новациями законодательства Российской Федерации о приватизации, совершенствования мер нормативно-правового регулирования.
1.11. Обеспечение и проведение предпродажной подготовки и продажи областного имущества, а также акционирования областных ГУП.
1.12. Осуществление текущего контроля за организацией и проведением продажи приватизируемого имущества, мониторинг практики проведения приватизации государственного имущества.
1.13. Организация проведения процедур оценки, учета, инвентаризации, регистрации областного имущества и аудита ГУП в целях принятия управленческих решений.
1.14. Актуализация данных об областном имуществе в Реестре государственного имущества Оренбургской области.
1.15. Внедрение практики использования электронных процедур при управлении областным имуществом.
5. Характеристика основных мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы
В целях создания правовых основ для достижения цели и задач подпрограммы "Повышение эффективности управления государственным сектором и приватизации" необходима разработка проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, перечень которых приведен в приложении N 3 к настоящей Программе. При этом данный перечень не является исчерпывающим и будет актуализироваться в ходе реализации подпрограммы.
6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Оказание ГУ Оренбургской области государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы не предусмотрено.
7. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями Оренбургской области
Участие муниципальных образований Оренбургской области в реализации подпрограммы не предусмотрено.
8. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы напрямую, в качестве субъектов, не предполагается.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июля 2015 г. N 540-пп в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
9. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем средств определяется проектом областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" имеется в виду "на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Финансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований и за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 41 485,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 4 602,7 тыс. рублей;
2016 год - 4 602,7 тыс. рублей;
2017 год - 4 603,3 тыс. рублей;
2018 год - 10 940,0 тыс. рублей;
2019 год - 11 475,8 тыс. рублей;
2020 год - 5 260,7 тыс. рублей.
Прогнозная оценка расходов бюджета сформирована с учетом Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, и прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 25 сентября 2013 года N 793-пп.
По статье "Обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации" расходы бюджета сформированы с учетом средней стоимости работ по оценке пакетов акций, долей и с учетом необходимости проведения аудита промежуточного бухгалтерского баланса областных ГУП, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества. Ежегодно в прогнозный план (программу) приватизации включаются 4 - 5 хозяйственных обществ, чьи акции, доли подлежат продаже, а также продолжаются продажи, которые не завершены в предшествующие годы, и осуществляется преобразование областных ГУП в хозяйственные общества.
По статье "Оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений по государственной и муниципальной собственности" расходы бюджета сформированы с учетом планируемых мероприятий по проведению инвентаризации имущества казны, инициативного аудита областных ГУП и оценки размера арендной платы на имущество в казне и закрепленное за государственными казенными учреждениями.
Стоимость проводимых работ основана на предложениях-ответах организаций, осуществляющих оказание соответствующих услуг и проведение работ, представленных на запрос министерства в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Стоимость работ по осуществлению аудита (инициативного и промежуточного бухгалтерского баланса) ГУП определена с использованием средней величины стоимости работ, сложившейся по предприятиям, осуществившим отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы отражено в приложении N 4 к настоящей Программе.
10. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Риск неуспешной реализации подпрограммы, при исключении форс-мажорных обстоятельств, оценивается как минимальный. Вместе с тем реализация мероприятий подпрограммы предусматривает участие отраслевых органов исполнительной власти Оренбургской области, в связи с этим существует административный риск, в том числе в части недостаточной координации взаимодействия.
В таблице 2 приведены анализ основных рисков реализации подпрограммы и описание мер по управлению рисками в рамках ее реализации.
Таблица 2
N п/п |
Описание риска |
Меры по преодолению |
1. |
Несовершенство законодательства в сфере управления государственным сектором и приватизации |
активная нормотворческая деятельность в сфере указанных имущественных отношений |
2. |
Несоответствие состава государственного сектора полномочиям Правительства области |
инвентаризация и оценка ГУП и хозяйственных обществ по системе критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение мероприятий по оптимизации состава госсектора в соответствии с принципами прозрачности и открытости |
3. |
Недостаточная эффективность управления госсектором |
повышение качества отчетности руководителей областных ГУП и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ; совершенствование методов управления государственным имуществом и развитие соответствующей информационной базы; рациональное распределение полномочий и взаимодействия между органами исполнительной власти Оренбургской области при управлении имуществом; усиление контроля за эффективностью использования закрепленного имущества и качества управленческих решений |
4. |
Недостаточное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики |
рациональное использование приватизации для повышения инвестиционной активности и пополнения областного бюджета |
5. |
Необеспечение поступлений неналоговых доходов областного бюджета от управления коммерческим госсектором и продажи областного имущества |
совершенствование подходов к планированию и администрированию доходных источников областного бюджета от управления и продажи |
11. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться с использованием показателей (индикаторов) подпрограммы в соответствии с общим порядком, определенным в Программе.
Мониторинг и оценка степени достижения целевых значений показателей (индикаторов) подпрограммы позволят проанализировать ход выполнения подпрограммы и выработать правильное управленческое решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.