Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Защита населения и территории
Оренбургской области от чрезвычайных
ситуаций, обеспечение пожарной
безопасности и безопасности людей
на водных объектах
Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
Подпрограмма 1
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
23 января, 31 августа 2015 г.
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
главное управление ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
повышение уровня защищенности населения области от ЧС |
Задачи подпрограммы |
повышение эффективности прогнозирования ЧС; совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках ОТП РСЧС; обеспечение защиты населенных пунктов от затоплений (подтоплений); пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
повышение оправдываемости краткосрочных и долгосрочных прогнозов ЧС; увеличение количества функциональных подсистем РСЧС, организаций, с которыми заключены соглашения об информационном обмене; снижение доли водохозяйственных объектов, за состоянием которых не осуществляется должный контроль, от общего количества водохозяйственных объектов; увеличение численности населения, обученного действиям по сигналам экстренного оповещения, правилам поведения в ЧС; снижение величины материального ущерба от ЧС межмуниципального и регионального характера; численность населения, спасенного при ЧС межмуниципального и регионального характера, а также происшествиях на водных объектах Оренбургской области; количество единиц выпущенной полиграфической продукции о правилах поведения в ЧС, о сигналах оповещения населения, в том числе экстренного оповещения. |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 302 279,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 49 507,5 тыс. рублей; 2016 год - 50 036,9 тыс. рублей; 2017 год - 50 187,1 тыс. рублей; 2018 год - 50 849,4 тыс. рублей; 2019 год - 50 849,4 тыс. рублей 2020 год - 50 849,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
повышение до 95,0 процента оправдываемости краткосрочных и долгосрочных прогнозов ЧС; увеличение до 72 единиц (рост на 29,0 процента) количества функциональных подсистем РСЧС, организаций, с которыми заключены соглашения об информационном обмене; снижение до 10,0 процента доли водохозяйственных объектов, за состоянием которых не осуществляется должный контроль, от общего количества водохозяйственных объектов; увеличение до 20 тыс. человек численности населения, обученного действиям по сигналам экстренного оповещения, правилам поведения в ЧС; снижение до 1 230,2 млн. рублей величины материального ущерба от ЧС межмуниципального и регионального характера; увеличение численности населения, спасенного при ЧС межмуниципального и регионального характера, а также происшествиях на водных объектах Оренбургской области, до 37 человек; увеличение количества единиц выпущенной полиграфической продукции о правилах поведения в ЧС, о сигналах оповещения населения, в том числе экстренного оповещения, до 1200 экземпляров |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Обеспечение безопасности населения и территорий Оренбургской области от ЧС является неотъемлемым условием развития современного общества. Безопасность в ЧС означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов. Перспективы социально-экономического развития общества во многом зависят от уровня безопасности его населения и территорий.
На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция неуклонного снижения количества ЧС и погибших в них людей, что является свидетельством высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации ЧС. Однако, природные и техногенные риски ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу населению и объектам экономики области. Особенно актуален вопрос обеспечения защищенности населения и территорий области от ЧС. Наиболее характерными для Оренбургской области являются риски: дорожно-транспортных происшествий, аварий на трубопроводном транспорте, пожаров на объектах экономики и социального, культурного и бытового назначения, аварий и чрезвычайных происшествий на объектах жизнеобеспечения. Особую угрозу населению и территориям создают природные (агрометеорологические, метеорологические, гидрологические) опасности и ЧС биолого-социального характера.
Наибольшую опасность в масштабах области по суммарному материальному ущербу представляет паводок. Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередач), строений и ГТС. Из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах. Подтверждением данных мониторинга являются последствия прохождения паводка на территории области в 2011 году. В зоне ЧС, вызванной паводком, оказалось более 15 тысяч жителей в 89 населенных пунктах. Материальный ущерб от весеннего половодья составил более 400 млн рублей.
Оренбургская область входит в число химически опасных регионов Российской Федерации. На территории области расположено 33 ХОО. Общий запас АХОВ составляет 23 643 тонны. В случае выброса АХОВ прогнозируемая площадь зоны возможного заражения может составить 1,5 тысяч километров, при этом численность населения, попадающего в зону возможного химического заражения, составит 681,1 тыс. человек.
Сохранение большой вероятности возникновения ЧС обусловлено наличием на территории Оренбуржья развитой инфраструктуры нефтегазового комплекса. Численность населения, попадающего в зону действия поражающих факторов при вероятной аварии, составляет более 2,5 тыс. человек. Степень износа основных производственных фондов составляет до 64 процентов, систем защиты до 68 процентов.
Одним из потенциальных источников ЧС являются водохозяйственные объекты с ГТС, аварии которых могут привести к затоплению населенных пунктов, гибели людей, нанесут значительный материальный ущерб экономике области. Особую опасность представляют ГТС, собственник которых не определен. На территории Оренбургской области из 1 720 имеющихся водохозяйственных объектов у 358 (20 процентов) не определен собственник. Проведение целенаправленной работы в рамках подпрограммы позволит выявить разрушенные и утратившие хозяйственное значение ГТС для их последующей ликвидации. Определение работоспособности ГТС, выявление собственника, закрепление организаций, ответственных за их безопасную эксплуатацию, постановка на учет в органе регистрации прав собственности позволят снизить риск возникновения ЧС, вызванных авариями ГТС.
На территории области имеются 162 взрывопожароопасных объекта, на которых производятся, транспортируются взрывопожароопасные вещества, приобретающие способность к возгоранию и взрыву. К таким объектам относятся как промышленные предприятия, так и трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высока и превышает 50 процентов.
В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при ЧС, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации ЧС, а также оповещение населения и органов местного самоуправления муниципальных образований области об угрозе и возникновении ЧС.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС в области носит характер первостепенной важности и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности области и страны в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается путем совершенствования и развития РСЧС. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от ЧС. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам задач.
Основной задачей деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере снижения рисков ЧС является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития области с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
В целях принятия мер по снижению рисков возникновения ЧС и совершенствования системы подготовки населения к действиям в ЧС возникла необходимость разработки подпрограммы, которая направлена на:
повышение эффективности прогнозирования ЧС;
совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках ОТП РСЧС;
снижение рисков возникновения аварий ГТС;
повышение уровня подготовленности населения в области безопасной жизнедеятельности.
В рамках деятельности ОТП РСЧС организована работа ТС МПЧС. Организации и учреждения ТС МПЧС осуществляют обобщение и анализ данных о рисках возникновения ЧС, учет произошедших ЧС и происшествий. Создание и наполнение банка данных о ЧС и происшествиях на территории области, обмен информацией в сфере защиты населения и территорий области от ЧС осуществляется в рамках деятельности ОТП РСЧС с участием всех служб и организаций в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2007 года N 375-п "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области". В рамках системы мониторинга и прогнозирования на основе накопленных статистических и фактических данных проводится аналитическая работа с выдачей ежедневных прогнозов, а в случае возникновения ЧС - проводятся необходимые расчеты с выдачей рекомендаций по выполнению необходимых мероприятий. Выполнение мероприятий подпрограммы позволит увеличить процент оправдываемости прогнозов ЧС.
Своевременное реагирование на возникающие ЧС и происшествия органов управления и сил ОТП РСЧС требует совершенствования оперативного обмена информацией, расширения общей базы данных, постоянное ее совершенствование. Между постоянно действующим органом управления ОТП РСЧС и органами исполнительной власти Оренбургской области, организациями и ведомствами заключаются соглашения об обмене информацией. Совершенствование оперативного обмена информацией позволит обеспечить согласованность действий служб ОТП РСЧС, функциональных подсистем РСЧС, организаций при проведении превентивных мероприятий, ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках подпрограммы планируется увеличить количество заключенных соглашений, что позволит сократить сроки прохождения информации и повысить эффективность мер реагирования на ЧС и происшествия.
В целях минимизации последствий ЧС необходимо обеспечить своевременное и качественное принятие решений органами управления всех уровней. В связи с этим необходимо обучение и постоянное повышение квалификации руководителей всех уровней по вопросам защиты населения от ЧС. В целях экономии бюджетных средств целесообразно развитие дистанционного метода обучения руководящего состава ОТП РСЧС на базе ГБОУ "Учебно-методический центр по ГОЧС Оренбургской области".
Особое внимание в организации подготовки по вопросам защиты населения необходимо уделить обучению населения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в области необходимо создание пяти зон экстренного оповещения населения. Всего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся ЧС и требующих создания систем экстренного оповещения населения, проживает около 20 тысяч человек. Одной из задач по реализации Указа Президента Российской Федерации является обучение населения действиям по сигналам оповещения. Данную работу планируется осуществить, в том числе путем распространения памяток, брошюр среди населения и детей дошкольного и школьного возраста о правилах поведения в экстремальных ситуациях, по сигналам оповещения населения, в том числе экстренного оповещения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) их достижения, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Система мероприятий по обеспечению безопасности населения Оренбургской области от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 3013 года N 513-р, а также Закона Оренбургской области от 4 июля 2005 года N 2357/433-III-ОЗ "О защите населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 513-р следует читать как "3 апреля 2013 г."
Целью подпрограммы является повышение уровня защищенности населения области от ЧС.
Для достижения поставленной цели в рамках реализации подпрограммы необходимо решение следующих задач:
повышение эффективности прогнозирования ЧС;
совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках ОТП РСЧС;
обеспечение защиты населенных пунктов от затоплений (подтоплений);
пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности.
Срок реализации подпрограммы - 2015 - 2020 годы.
Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ход реализации подпрограммы, а также их прогнозные значения с разбивкой по годам, представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается достижение следующих результатов:
повышение оправдываемости краткосрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций до 95 процентов;
увеличение количества функциональных подсистем РСЧС, организаций, с которыми заключены соглашения об информационном обмене до 72 (рост на 29 процентов);
снижение доли водохозяйственных объектов, за состоянием которых не осуществляется должный контроль, от общего количества водохозяйственных объектов до 10 процентов;
увеличение доли населения, обученного действиям по сигналам экстренного оповещения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях на 20 тыс. человек;
снижение величины материального ущерба от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера до 1 230,2 млн. рублей;
увеличение численности населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также происшествиях на водных объектах Оренбургской области, до 37 человек;
увеличение количества единиц выпущенной полиграфической продукции о правилах поведения в ЧС, о сигналах оповещения населения, в том числе экстренного оповещения, до 1 200 экземпляров.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий для снижения рисков и смягчения последствий ЧС.
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Для реализации мероприятий подпрограммы принятия нормативных правовых актов Оренбургской области не требуется.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В соответствии с целями и задачами подпрограммы реализуются два государственных задания:
1. Для ГБОУ "Учебно-методический центр по ГОЧС Оренбургской области" - оказание государственной услуги "Проведение обучения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Оренбургской области". Объем государственной услуги по категориям слушателей (должностные лица органов государственной власти Оренбургской области, деятельность которых непосредственно связана с реализацией полномочий области в сфере безопасности жизнедеятельности; должностные лица государственных учреждений Оренбургской области, деятельность которых непосредственно связана с реализацией полномочий области в сфере безопасности жизнедеятельности; работники Главного управления МЧС России по Оренбургской области; работники единой дежурно-диспетчерской службы при главном управлении ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области; работники единой дежурно-диспетчерской службы территориальных федеральных органов исполнительной власти) составляет 670 слушателей на каждый год реализации подпрограммы.
Проведение подготовки категории слушателей планируется с использованием дистанционных методов обучения.
2. Для ГБУ "АСС" - оказание государственной услуги "Организация и проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ на территории Оренбургской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера". Объем государственной услуги по годам реализации подпрограммы составит 117 вызовов.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями представлен в приложении N 6 к настоящей Программе.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями, в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы
Участие муниципальных образований в реализации подпрограммы не планируется.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в разработке и реализации мероприятий подпрограммы на первоначальном этапе не планируется и может быть предусмотрено по мере совершенствования механизмов ее реализации.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются из средств областного бюджета, являющихся средствами, предусмотренными на финансирование основной деятельности главного управления ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области и подведомственных ему учреждений.
Затраты на реализацию подпрограммы определены в соответствии с оценкой стоимости указанных мероприятий.
Объемы финансирования подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом состава мероприятий, достижения целевых показателей и других факторов.
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Внешними факторами, которые может# оказать негативное влияние на ход реализации подпрограммы, являются:
финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования подпрограмм и основных мероприятий подпрограммы;
риски, связанные с изменениями в законодательстве Российской Федерации, проявляющиеся в изменении действующих норм и невозможностью выполнения каких-либо обязательств в связи с данными изменениями;
непредвиденные риски, связанные с резким ухудшением состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса, а также природными и техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
К основным внутренним факторам риска можно отнести:
организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий подпрограммы в результате недостаточной квалификации кадров, участвующих в ее реализации;
отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации мероприятий подпрограммы;
низкая эффективность использования бюджетных средств;
недостаточный контроль со стороны ответственного исполнителя - главного управления ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области;
необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой в ходе ее реализации.
Основными мерами управления рисками являются:
создание эффективной системы контроля за исполнением мероприятий подпрограммы, эффективностью использования бюджетных средств;
своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий подпрограммы;
проведение подготовки и переподготовки кадров;
разработка соответствующих мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации подпрограммы;
оперативное реагирование и внесение изменений в подпрограмму, снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей подпрограммы.
Параметры перечисленных рисков при реализации подпрограммы носят умеренный характер.
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в разделе 10 настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.