Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюПравительства области
от 30 апреля 2014 г. N 272-пп
Государственная программа
"Развитие транспортной системы Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
13 марта, 15 июня, 20 августа 2015 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2015 г. N 629-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнитель Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 8 октября 2012 года N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" |
Подпрограммы Программы |
- |
|
Программно-целевые инструменты Программы |
- |
не предусмотрены |
Цели Программы |
- |
развитие современной и эффективной инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, обеспечивающей благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы Оренбургской области; повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области за счет приведения автомобильных дорог в нормативное состояние; создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
строительство новых автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, обеспечение автомобильного сообщения с отдаленными населенными пунктами области, требуемого технического состояния автомобильных дорог, повышение их пропускной способности; формирование и дальнейшее развитие устойчиво функционирующей и доступной для всех единой системы общественного транспорта, обеспечение перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта; предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям области на возмещение части расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом, создание условий для финансового оздоровления организаций и предприятий общественного пассажирского транспорта |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
- |
протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, км; прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, единиц; количество перевезенных пассажиров на пригородных автобусных маршрутах, тыс. человек; количество перевезенных пассажиров на садоводческих автобусных маршрутах, тыс. человек; количество перевезенных пассажиров льготных категорий автомобильным транспортом общего пользования, тыс. человек; количество перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, тыс. человек; количество перевезенных пассажиров на региональных и местных авиалиниях, тыс. человек |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
- |
- общий объем финансирования Программы - 43 049 932,0 тыс. рублей; финансирование осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в том числе по годам реализации: 2015 год - 6 977 555,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1 624 832,1 тыс. рублей; 2016 год - 7 558 723,8 тыс. рублей; 2017 год - 7 747 734,7 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 810 770,0 тыс. рублей; 2018 год - 6 941 284,7 тыс. рублей; 2019 год - 6 898 691,0 тыс. рублей; 2020 год - 6 925 942,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием с 12709,0 км до 12577,6 км; увеличение количества сельских населенных пунктов области, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, с 1525 единиц до 1629 единиц; повышение доступности услуг общественного транспорта за счет: ежегодной перевозки не менее 6500,0 тыс. пассажиров на пригородных маршрутах; ежегодной перевозки не менее 3100,0 тыс. пассажиров на садоводческих маршрутах; ежегодной перевозки не менее 2500,0 тыс. пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; увеличение в 1,5 раза объема перевозок пассажиров на региональных и местных авиалиниях |
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 марта 2015 г. N 161-пп в раздел "Список сокращений, используемых в Программе" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Список сокращений, используемых в Программе:
МСЖКиДХ - министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области
МЭРППиТ - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
МО - министерство образования Оренбургской области
1. Общая характеристика транспортной системы области, приоритеты и цели государственной политики, основные проблемы и прогноз развития
Программа определяет цели, задачи и направления развития транспортной системы, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Оренбургская область - одна из крупнейших областей Российской Федерации, площадью 124 тыс. кв. километров. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества. Для Оренбургской области состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Программа подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2020 года.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Оренбургской области. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ограничивает развитие единого экономического пространства Оренбургской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований области.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Оренбургской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Оренбургской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автопарка.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.
В настоящее время социально-экономическое развитие области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной их части. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
На автомобильных дорогах области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является приоритетной в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения на фоне высокого уровня смертности и травматизма людей вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Автомобильный транспорт как сфера материального производства обладает специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта. Он обеспечивает междугородние и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и обратно.
Ежегодно автомобильный транспорт области перевозит около 40 млн тонн грузов и свыше 200 млн пассажиров.
Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют рассматривать автомобильный транспорт как наиболее эффективный вид пассажирских перевозок на местных линиях.
Одним из важнейших звеньев транспортного комплекса Оренбургской области является автомобильный пассажирский транспорт общего пользования. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием социальной стабильности, улучшения уровня жизни населения и обеспечения безопасного передвижения его по территории Оренбургской области.
На регулярных автобусных маршрутах области работает более 550 перевозчиков, которые обслуживают около 500 городских, пригородных и междугородных маршрутов.
Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания и обеспечению равной доступности пассажирских услуг для населения Оренбургской области.
В 2011 - 2012 годах принят ряд мер по ликвидации правового вакуума в сфере услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Для реализации основных принципов регулирования в вопросах организации транспортного обслуживания населения в современных условиях принят Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 года N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
В целях развития конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок принято постановление Правительства Оренбургской области от 1 августа 2011 года N 695-п "Об утверждении организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
Существует ряд вопросов и проблем в сфере автомобильного транспорта, которые требуют комплексного решения. Одной из таких проблем является высокий износ основных производственных фондов (подвижного состава) автомобильного транспорта (по отдельным группам до 50 - 80 процентов). Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (морально и физически устаревших) транспортных средств.
Остро стоит вопрос повышения эффективности и конкурентоспособности автотранспортной деятельности, укрепления правовых основ формирования цивилизованного рынка транспортных услуг, системного реформирования в сфере городского общественного транспорта, кардинального снижения уровня дорожной аварийности.
Другим важным звеном транспортного комплекса Оренбургской области является железнодорожный транспорт.
На территории области функционируют два филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги.
В соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.
По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбургской области занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а среди региональных структур России - входит в десятку крупнейших.
Доля перевезенных грузов железнодорожным транспортом в общем объеме грузоперевозок по области составляет свыше 67,0 процента, а грузооборота - 95,0 процента.
С 2011 года функции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении переданы от железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пригородным пассажирским компаниям. В этой связи Правительством области заключены договоры с открытым акционерным обществом "Свердловская пригородная компания" и открытым акционерным обществом "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" об организации обслуживания населения области в пригородном сообщении, в том числе и перевозке региональных льготников.
В условиях реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации остается неизменной задача повышения качества перевозки населения, обеспечения безопасности и уровня комфорта.
Все более существенное значение в развитии транспортной системы Оренбургской области приобретает воздушный транспорт. Устойчивое развитие авиаперевозок является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, модернизации экономики, улучшения уровня жизни населения.
В Российской Федерации после обвального спада авиационных перевозок в 90-х годах (в основном, в части внутрироссийских перевозок) наблюдается стабилизация их объемов и прогнозируется интенсивный восстановительный рост авиатранспортного рынка.
Реализация Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года, обеспечила устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок. В настоящее время важнейшая задача - обеспечить развитие именно малой авиации, рост региональных и местных авиаперевозок.
При этом предпосылки для развития региональной авиации без использования системного подхода и реализации государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов практически отсутствуют. Даже у авиакомпаний с эффективно организованной перевозочной деятельностью себестоимость на региональных маршрутах с относительно низкой величиной спроса более чем в 2 раза превышает величину рыночного тарифа на перевозки.
Проблемы, с которыми сталкивается воздушный транспорт в Оренбургской области, требуют выбора первоочередных мер по выводу его из кризиса, определения оптимальных путей развития.
В сложившихся условиях перед Правительством Оренбургской области стоит задача по разработке концепции развития социально значимых региональных и местных авиаперевозок, предусматривающей правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области, скоординированное развитие аэропортовой инфраструктуры и авиационной промышленности, обновление основных производственных фондов, приобретение воздушных судов, оптимально подходящих для организации региональных и местных авиаперевозок, и улучшение экономического положения организаций воздушного транспорта.
Негативными последствиями и рисками для развития транспортной системы Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области, рост государственного и муниципального долга;
замедление темпов роста областного банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации;
ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики Оренбургской области;
замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития области показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Целесообразность решения задачи дальнейшего развития транспортного комплекса с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой видов транспорта, объединяющей их в единую систему, и ролью транспорта в обеспечении условий для экономического роста, повышения качества жизни населения;
высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;
необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом.
Для решения проблем в сфере транспортной системы предусмотрено активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы", направленной на решение задачи развития транспортной системы региона в целом.
Необходимость достижения целей социально-экономического развития Оренбургской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов требует разработки и реализации системы мер, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целевого расходования бюджетных средств с мониторингом достижения заявленных целей, создание механизмов повышения эффективности бюджетных расходов.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального и областного уровней.
Согласно положениям транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года развитие транспортной системы становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации.
Приоритетными направлениями государственной политики Оренбургской области на данном этапе социально-экономического развития области являются:
модернизация системы дорожного хозяйства области, создание механизмов формирования дорожной сети, отвечающей потребностям общества и обеспечивающей растущий спрос на автомобильные перевозки;
формирование современного транспортно-логистического комплекса, отвечающего потребностям роста качества жизни и обеспечивающего развитие внутри- и межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей;
обеспечение доступности услуг общественного пассажирского автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта для населения области.
Проведение государственной политики социально-экономического развития в Оренбургской области осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований области, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципальных образований области относятся к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Оренбургской области от 4 марта 2011 года N 4326/1065-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. следует читать как "4326/1015-IV-ОЗ"
2. Описание целей, задач, показателей (индикаторов) достижения целей и основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации программы
В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной транспортной политики, направленными на создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния транспортной системы определены цели и задачи настоящей Программы.
Основными целями Программы являются:
развитие современной и эффективной инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, обеспечивающей благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы Оренбургской области;
повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области за счет приведения автомобильных дорог в нормативное состояние;
создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области.
Для достижения данных целей в Программе предусматривается решение следующих задач:
строительство новых автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям;
создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения;
обеспечение автомобильного сообщения с отдаленными населенными пунктами области, требуемого технического состояния автомобильных дорог, повышение их пропускной способности;
повышение правовой грамотности участников дорожного движения и их дисциплины;
внедрение современных систем управления дорожным движением и контроля за ним в целях снижения аварийности;
повышение эффективности оказания оперативными службами помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
формирование и дальнейшее развитие устойчиво функционирующей и доступной для всех единой системы общественного транспорта;
обеспечение перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта;
поддержание стоимости проезда на общественном транспорте на социально приемлемом уровне.
В качестве целевых показателей Программы использованы показатели, характеризующие развитие дорожной отрасли, а также объем и качество предоставляемых транспортных услуг.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы. Параметры реализации Программы в 2016 - 2020 годах будут уточнены на основе промежуточных итогов реализации Программы в 2015 году.
Реализация мероприятий Программы позволит к 2020 году:
осуществить модернизацию дорожной отрасли на современной высокотехнологичной основе, улучшить транспортную инфраструктуру автомобильных дорог общего пользования;
увеличить протяженность и плотность сети автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
обеспечить круглогодичную связь населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием;
обеспечить сохранение и дальнейшее развитие социально-направленного, безопасного и доступного пассажирского транспорта для всех категорий населения области;
повысить качество жизни граждан;
создать условия для устойчивого и эффективного развития транспортной системы Оренбургской области.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Основные мероприятия Программы представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных задач дорожной отрасли и транспортного комплекса Оренбуржья.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Программы, обоснование основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов
Комплекс мер государственного и правового регулирования в сфере реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм направлен на создание условий для ее эффективной реализации.
Государственно-правовое регулирование Программы осуществляется через систему действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.
В целях реализации основных мероприятий Программы и подпрограмм, их правового обеспечения планируются разработка и принятие нормативных правовых актов в соответствии с принимаемыми федеральными правовыми актами.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере регулирования Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Перечень подпрограмм
Программа включает в себя следующие подпрограммы:
подпрограмма 1 "Дорожное хозяйство Оренбургской области" (приложение N 6 к настоящей Программе);
подпрограмма 2 "Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта" (приложение N 7 к настоящей Программе);
подпрограмма 3 "Развитие региональных и местных авиаперевозок" (приложение N 8 к настоящей Программе).
6. Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы
Перечень целевых индикаторов и показателей государственной Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2015 г. N 629-пп раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
7. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Общий объем финансирования Программы - 43 049 932,0 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в том числе по годам реализации:
2015 год - 6 977 555,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1 624 832,1 тыс. рублей;
2016 год - 7 558 723,8 тыс. рублей;
2017 год - 7 747 734,7 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 810 770,0 тыс. рублей;
2018 год - 6 941 284,7 тыс. рублей;
2019 год - 6 898 691,0 тыс. рублей;
2020 год - 6 925 942,2 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
8. Меры государственного регулирования и управления рисками
Важное значение для успешной реализации Программы имеют прогнозирование возможных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач настоящей Программы и ее подпрограмм, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Реализация Программы сопряжена с рядом макроэкономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к своевременному или неполному решению задач Программы, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям. К таким рискам следует отнести:
изменение конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках сырья, строительных материалов и техники в размерах, не позволяющих обеспечить выполнение предусмотренных мероприятий Программы. Сохраняющаяся высокая зависимость показателей развития транспортной системы Оренбургской области от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована. Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может ставить под угрозу достижение целей Программы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, объем и сроки реализации отдельных подпрограмм и основных мероприятий;
недостаточную гибкость, а также длительность процедур внесения в Программу и подпрограммы корректировок, учитывающих изменение объемов финансирования из средств областного бюджета и ход реализации отдельных мероприятий Программы и их этапов;
сокращение бюджетного финансирования, которое прямо влияет на возможность реализации стратегически и социально важных инвестиционных проектов и видов деятельности;
несвоевременное принятие нормативных правовых актов, которые будут сдерживать реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры, привлечение частных инвестиций и реализацию проектов государственно-частного партнерства, развитие конкурентного рынка на всех видах транспорта, включая развитие малого и среднего бизнеса, решение других задач Программы;
несбалансированное распределение финансовых средств по основным мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми их конечными результатами.
В целях минимизации негативных последствий рисков реализации Программы система управления реализацией предусматривает следующие меры:
оптимизация распределения конкретных рисков между участниками и исполнителями Программы с учетом их реальных возможностей по управлению соответствующими рисками;
использование принципа гибкости ресурсного обеспечения при планировании мероприятий и проектов;
организация контроля результатов по основным направлениям реализации Программы, расширение прав и повышение ответственности исполнителей Программы;
корректировка состава программных мероприятий и показателей с учетом достигнутых результатов и текущих условий реализации Программы;
использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий Программы для частных инвесторов;
привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников, проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве.
Указанные меры конкретизируются по основным мероприятиям Программы с учетом их особенностей.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
Мероприятия по управлению реализацией Программы направлены на:
обеспечение текущего управления реализацией Программы;
осуществление аналитического сопровождения реализации мероприятий Программы;
организацию юридического сопровождения процессов управления реализацией Программы, включая заключение и исполнение государственных контрактов, договоров и соглашений.
Меры государственного регулирования представлены в каждой подпрограмме (приложения N 6 - 8 к настоящей Программе).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 марта 2015 г. N 161-пп раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
9. Методика оценки эффективности Программы
Общие положения
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации Программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя Программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности Программы производится с учетом оценки:
степени достижения целей и решения задач Программы;
степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Программу;
степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
степени соответствия запланированному уровню затрат;
эффективности использования средств областного бюджета.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в два этапа:
на первом осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета;
на втором - оценка эффективности реализации Программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Программы и эффективности реализации подпрограмм.
Оценка степени реализации мероприятий
Степень реализации мероприятий рассчитывается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
, где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений целевых показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение целевого показателя (индикатора) составляет не менее 95 процентов от запланированного и не ниже, чем значение целевого показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
Мероприятие, предусматривающее оказание (выполнение) государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае достижения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству оказанных (выполненных) государственных услуг (работ) не менее чем на 95 процентов от установленных значений на отчетный год.
По иным мероприятиям результаты их реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) (мероприятие считается выполненным в полном объеме при наступлении такого события (событий).
Оценка достижения качественного результата проводится экспертно.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат
Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
, где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
Под плановыми расходами понимаются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию соответствующей подпрограммы сводной бюджетной росписью областного бюджета на отчетный год.
Оценка эффективности использования средств областного бюджета
Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета по следующей формуле:
, где:
- эффективность использования средств областного бюджета;
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств областного бюджета;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств областного бюджета.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм
Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм (далее - степень реализации подпрограммы) определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- число целевых показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если , значение принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
, где:
- удельный вес, отражающий значимость целевого показателя (индикатора), .
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств областного бюджета по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования средств областного бюджета.
Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, если значение составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, если значение составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, если значение составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы
Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы (далее - степень реализации Программы) определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
Степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;
- значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации Программы;
- степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;
- число целевых показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Программы.
При использовании данной формулы в случаях, если , значение принимается равным 1.
При оценке степени реализации Программы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных целевых показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
, где:
- удельный вес, отражающий значимость целевого показателя (индикатора), .
Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации Программы;
- степень реализации Программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей Программы, определяемый по методике оценки эффективности Программы ответственным исполнителем.
По умолчанию рассчитывается по формуле:
, где:
- объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году;
- объем фактических расходов из областного бюджета (кассового исполнения) на реализацию Программы;
- количество подпрограмм.
Эффективность реализации Программы признается высокой, если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Программы признается средней, если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Программы признается удовлетворительной, если значение составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.