Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к государственной программе
"Развитие системы образования
Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
3 октября 2014 г., 3 февраля, 23 июля 2015 г.
Паспорт
подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство образования Оренбургской области |
Соисполнители подпрограммы |
- |
не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
не предусмотрены |
Цель подпрограммы |
- |
обеспечение надежной и актуальной информацией руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через совершенствование системы оценки качества образования Оренбургской области |
Задачи подпрограммы |
- |
включение общественности, в том числе потребителей образовательных услуг, в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления; обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образования; совершенствование культуры оценки качества образования на уровне области, муниципальных образований и отдельных организаций через повышение профессионализма работников системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
число уровней образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования; удельный вес числа образовательных организаций, в которых проведено тьюторское обучение по государственно-общественному управлению и созданы органы коллегиального управления с участием общественности, в общем числе образовательных организаций; удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих представление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций; доля выпускников государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций. |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения мероприятий подпрограммы в ценах соответствующих лет составит за счет средств областного бюджета 46 550,9 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 7 241,6 тыс. рублей; в 2015 году - 6 276,3 тыс. рублей; в 2016 году - 6 606,6 тыс. рублей; в 2017 году - 6 606,6 тыс. рублей; в 2018 году - 6 606,6 тыс. рублей; в 2019 году - 6 606,6 тыс. рублей; в 2020 году - 6 606,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить: действие механизмов внешней оценки качества образования на всех образовательных уровнях; создание центра сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей; доступность информации о деятельности всех образовательных организаций на официальных сайтах; функционирование коллегиальных органов управления образованием с участием общественности, наделенных полномочиями по принятию стратегических решений по вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности во всех образовательных организациях; организацию на регулярной основе подготовки государственно-общественных управляющих, общественных и общественно-профессиональных экспертов |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Региональная система оценки качества образования развивается как многофункциональная система и включает в себя:
действующие и апробируемые государственные итоговые аттестационные процедуры (государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен и другие);
процедуры независимой оценки качества образования, в том числе внутри образовательной организации;
мониторинговые исследования различных уровней;
процедуры самооценки.
Одной из ключевых проблем современного этапа развития региональной системы оценки качества образования остается недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и областном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечивать совершенствование единого образовательного пространства.
Несовершенство механизмов и инструментов вызывает затруднения в учете влияния на результаты деятельности образовательных организаций и педагогов ряда существенных факторов, связанных с условиями их работы. Это, в свою очередь, препятствует принятию эффективных управленческих решений, позволяющих повышать качество образования и сокращать отставание наименее благополучных групп обучающихся.
Еще одной проблемой является не вполне современная культура использования данных об оценке качества образования потребителями образовательных услуг.
Система оценки качества образования должна основываться не только и не столько на централизованных проверках и контроле, сколько на открытости, прозрачности всей системы образования и отдельных образовательных организаций. Введение различных инструментов и процедур оценки качества образования на всех уровнях должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.
Чтобы адекватно использовать информацию об оценке качества образования не только сотрудниками системы образования, но и родителями и самими обучающимися, необходимо преодолеть "усредненность" существующих подходов, обеспечить индивидуализацию оценки, учет многообразия образовательных результатов.
Развитие форм и содержания оценки качества образования приведет к росту информации о системе образования и, как следствие, к обострению проблемы адекватного использования этой информации для принятия управленческих и политических решений. Для этого необходимы новые подходы к исследованиям и аналитике на основе собираемой информации. Развитие системы оценки качества образования не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой при использовании данных для улучшения работы образовательных организаций. Поэтому необходимо разделить государственный контроль в образовании (включая контроль качества образования) и общественную оценку качества образования.
Единый государственный экзамен сегодня является основным объективным измерителем качества образовательных результатов. Однако остаются не решенными в полной мере проблемы независимости процедуры проведения экзамена, качества контрольно-измерительных материалов.
Определенные искажения в практику реализации единого государственного экзамена внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия оценки работы педагогов, образовательных организаций и муниципальных образований. В связи с этим формирование данной системы требует дальнейшего совершенствования.
Необходимо отметить, что вовлеченность родителей, лиц, их заменяющих, и общественности в образование - важнейший ресурс его функционирования и развития. На сегодняшний день в области обеспечено значительное продвижение общественного участия родителей и лиц, их заменяющих, в управление образовательными организациями. В абсолютном большинстве школ региона созданы органы коллегиального управления, обладающие реальными полномочиями. Вместе с тем некоторые из созданных органов функционируют формально.
2. Приоритеты государственной политики Оренбургской области в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Принципиальные изменения в оценке качества образования будут направлены на:
совершенствование современной, сбалансированной региональной системы оценки качества образования, включающей в себя государственную итоговую аттестацию обучающихся, в том числе организацию и проведение единого государственного экзамена, внешних и внутренних мониторинговых исследований обучения и социализации, процедур оценки результатов обученности на уровне школы;
внедрение современных инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений обучающихся с целью повышения результатов обучения;
совершенствование, обеспечение прозрачности процедур внутренней оценки (самооценки) на уровне образовательных организаций;
внедрение механизмов внешней независимой оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности;
продолжение работы на уровне области по повышению профессионализма работников системы образования в области педагогических измерений и оценки качества образования;
развитие системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, результатах деятельности образовательных организаций.
В соответствии с основными приоритетами подпрограммы определены задачи в сфере оценки качества образования:
развитие целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования;
создание системы мониторинговых исследований качества образовательных результатов и факторов, на них влияющих, включая исследования по социализации обучающихся;
обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о системе образования, качестве работы отдельных образовательных организаций;
привлечение к оценке качества образования внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных и общественно-профессиональных экспертов и организаций);
развитие системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающей выбор образовательных услуг их потребителями и корректировку содержания образования;
обеспечение обучения заинтересованных лиц государственно-общественному управлению в сфере образования;
совершенствование системы независимой оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
снижение отчетности и бюрократической нагрузки на образовательные организации за счет принятия регламентов предоставления информации и введения электронного паспорта школы, агрегирующего необходимую статистическую и иную информацию о деятельности школы;
развитие систем оценки качества образования на уровне образовательных организаций, ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся;
создание в муниципальных образованиях и школах систем обеспечения качества, базирующихся не только на контроле, но и на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений.
Реализация подпрограммы потребует формирования устойчивого института общественных экспертов, а также сертифицированных специалистов в сфере системы оценки качества образования как на областном, так и на муниципальном уровнях.
Основная роль в региональной системе оценки качества образования принадлежит министерству образования Оренбургской области.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Перечень основных мероприятий подпрограммы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками подпрограммы со всеми исполнителями мероприятий.
Перечень основных нормативных правовых актов, направленных на реализацию задач, обозначенных в подпрограмме, приведен в приложении N 3 к Программе.
4. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут обеспечены формирование и реализация государственных заданий на организацию и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся в форме единого государственного экзамена.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными (муниципальными) организациями Оренбургской области по подпрограмме представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. Характеристика основных мероприятий подпрограммы, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
6. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации подпрограммы принимают участие Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет", государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области", Оренбургская региональная общественная организация родителей "Содействие".
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 46 550,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 7 241,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 6 276,3 тыс. рублей;
в 2016 году - 6 606,6 тыс. рублей;
в 2017 году - 6 606,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 6 606,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 6 606,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 6 606,6 тыс. рублей.
Основным источником финансирования реализации основных мероприятий подпрограммы являются средства областного бюджета.
Реализация подпрограммы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями.
Финансирование подпрограммы в заявленных объемах позволит достичь поставленной цели.
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям подпрограммы), по кодам бюджетной классификации и по годам реализации в приложении N 5 к настоящей Программе.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период.
На реализацию основных мероприятий "Развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании как части региональной системы оценки качества образования", "Создание системы мониторинговых исследований в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики регионального образования" и "Развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования" финансирование не предусмотрено.
Финансирование основных мероприятий осуществляется из средств областного и федерального бюджетов, в том числе с выделением из федерального бюджета субсидии на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных организаций, надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей подпрограммы, относятся:
экономические риски, обусловленные темпом инфляции, динамикой роста цен и тарифов на товары и услуги, изменениями среднемесячных заработков в экономике;
законодательные риски, обусловленные изменениями в законодательстве Российской Федерации и Оренбургской области, ограничивающими возможность реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий;
социальные риски, обусловленные изменениями социальных установок профессионального сообщества и населения, ведущие к снижению необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Управление рисками будет осуществляться на основе:
проведения комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы;
проведения регулярного мониторинга планируемых изменений в региональном законодательстве;
мониторинга результативности реализации подпрограммы.
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки реализации подпрограммы представлена в приложении N 8 к настоящей Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 6 к настоящей Программе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.