Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Общие положения
1. Предмет регулирования
1.1. Настоящее положение "Об административных регламентах" (далее - Положение) регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, изменении, применении и отмене административных регламентов и направлено на повышение эффективности и качества исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. Нормативная правовая база
2.1. Настоящее Положение принято в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами по вопросам реализации административной реформы в городе Орске.
2.2. Изменение норм, регулирующих разработку, принятие, изменение, отмену и применение административных регламентов, установленных настоящим Положением, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящее Положение.
2.3. В случае делегирования в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом отдельных полномочий федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Оренбургской области (далее - исполнительные органы государственной власти) по осуществлению государственных функций администрацией города, соответствующие полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с административными регламентами.
2.4. Положения федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, нормативных правовых актов Оренбургской области, города Орска, касающиеся исполнения государственных или муниципальных функций, предоставления государственных или муниципальных услуг, в части, регулируемой административным регламентом, подлежат воспроизведению в соответствующем административном регламенте.
3. Административные регламенты
3.1. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
3.2. Административный регламент разрабатывается и принимается в целях совершенствования, оптимизации исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг.
3.3. Административный регламент должен обеспечивать:
3.3.1. Единообразную правовую регламентацию всей совокупности действий и процедур по исполнению государственных и муниципальных функций, предоставлению государственных и муниципальных услуг;
3.3.2 Оптимизацию показателей исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственных и муниципальных функций, предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3.3.3. Упрощение административных процедур, включая устранение избыточных административных действий, стадий (этапов) их исполнения;
3.3.4. Уменьшение сроков исполнения административных процедур;
3.3.5. Устранение необоснованных обременений для граждан и организаций;
3.3.6. Сокращение затрат (всех видов ресурсов) граждан и организаций в связи с исполнением государственных и муниципальных функций, предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3.3.7. Доступность для граждан и организаций информации о порядке, требованиях и ходе исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг на каждом этапе;
3.3.8. Возможность оперативного контроля исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг;
3.3.9. Общую и персональную ответственность за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг.
3.4. Административный регламент устанавливает:
3.4.1. Участников административной процедуры;
3.4.2. Юридические факты, с которыми связывается совершение (принятие) уполномоченными органами, их должностными лицами, муниципальными служащими, иными сотрудниками действий (решений);
3.4.3. Обязательные административные процедуры;
3.4.4. Права и обязанности граждан и организаций в процессе осуществления административной процедуры;
3.4.5. Обязанности и права уполномоченных органов, их должностных лиц, иных муниципальных служащих и сотрудников в процессе осуществления административной процедуры;
3.4.6. Сроки совершения действий, принятия решений участниками административной процедуры;
3.4.7. Варианты действий и решений уполномоченного органа, его должностных лиц, муниципальных служащих, иных сотрудников в ходе исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг и точные критерии выбора одного из вариантов действия или решения;
3.4.8. Порядок досудебного обжалования действий и решений, принятых в процессе исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, с указанием органа и (или) должностного лица, которому может быть подана жалоба, а также сроков обжалования;
3.4.9. Показатели доступности и качества исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг.
3.5. Права и обязанности непосредственных исполнителей государственных или муниципальных функций, лиц, непосредственно предоставляющих государственные или муниципальные услуги, должны определяться с использованием исчерпывающего перечня возможных вариантов действий (решений) и формализованных критериев выбора одного из вариантов.
3.6. Административный регламент не должен создавать избыточные возможности выбора варианта действия или решения по усмотрению должностного лица, муниципального служащего, иного сотрудника.
3.7. Административный регламент может устанавливать только те обязанности граждан и организаций по совершению ими действий, включая предоставление документов, в связи с их участием в исполнении государственных и муниципальных функций, предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые предусмотрены действующим законодательством.
При принятии законов, других нормативных правовых актов, устанавливающих иные, кроме предусмотренных административным регламентом, обязанности граждан и организаций в связи с их участием в исполнении государственных и муниципальных функций, предоставлении государственных и муниципальных услуг, указанные обязанности должны быть внесены в соответствующий административный регламент.
3.8. Граждане и организации вправе получать информацию о совершении действий (принятии решений), направленных на реализацию их прав и (или) обязанностей, на любой стадии исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренной соответствующим административным регламентом.
Указанная информация предоставляется уполномоченным органом безвозмездно, если иной порядок не предусмотрен законом или нормативным правовым актом.
3.9. Административным регламентом устанавливаются предельные (максимальные) сроки совершения (принятия) регулируемых данным регламентом действий (решений) уполномоченным органом, их должностными лицами, муниципальными служащими, иными сотрудниками, исходя из необходимости максимально возможного их сокращения с учетом финансовых, информационных, кадровых, материальных и иных ресурсов, необходимых для их совершения (принятия).
3.10. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
3.10.1. Общие положения;
3.10.2. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3.10.3 Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
3.10.4. Формы контроля за исполнением административного регламента;
3.10.5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц или муниципальных служащих.
3.11.Участниками административных процедур, устанавливаемых административным регламентом, могут являться граждане и организации, а также администрация города Орска, муниципальные предприятия, муниципальные учреждения, иные организации, которые наделены полномочиями по исполнению государственных и муниципальных функций, предоставлению государственных и муниципальных услуг, их должностные лица, иные муниципальные служащие, иные сотрудники.
3.12. Административные регламенты могут устанавливать административные процедуры:
3.12.1. Подготовки нормативных правовых актов администрации города Орска;
3.12.2. Предоставления государственных или муниципальных услуг в соответствии со стандартами качества предоставления государственных или муниципальных услуг;
3.12.3. Порядок осуществления органами, исполняющими государственную или муниципальную функцию, предоставляющими государственную или муниципальную услугу (далее - уполномоченные органы), основных направлений своей деятельности.
3.13. Административный регламент утверждается постановлением администрации города Орска.
4. Требования к стандарту предоставления
государственной или муниципальной услуги
4.1. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
4.1.1. Наименование государственной или муниципальной услуги;
4.1.2. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
4.1.3. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.4. Срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.5. Правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4.1.9. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами г. Орска;
4.1.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
4.1.11. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4.1.12. Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
4.1.13. Показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
4.1.14. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
5. Разработка административных регламентов
5.1. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
5.2. Основанием разработки проекта административного регламента является постановление администрации города Орска о разработке проекта административного регламента и назначении органа, являющегося разработчиком административного регламента.
5.3. В течение десяти дней со дня подписания постановления администрации города о разработке проекта административного регламента орган, являющийся разработчиком административного регламента, самостоятельно формирует рабочую группу по разработке административного регламента, назначает из ее состава лицо, представляющее рабочую группу во взаимоотношениях с администрацией города Орска, ее отраслевыми (функциональными) и территориальными органами, гражданами, организациями и иными лицами. В качестве руководителя рабочей группы выступает руководитель органа, являющегося разработчиком административного регламента.
5.4. Разработанный проект административного регламента подлежит обязательной экспертизе Независимым экспертным советом в порядке, утвержденным Положением "О независимом экспертном совете по административной реформе города Орска" (Приложение N 8).
5.5. Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента с указанием почтового и электронного адреса, по которым любое лицо может сообщить свои замечания и предложения в установленный срок.
5.6. С даты размещения в сети Интернет на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления с целью учета мнения заявителей, иных лиц и организаций, интересы, права и свободы которых затрагиваются при исполнении государственных и муниципальных функций, предоставлении государственных и муниципальных услуг.
5.7. Публичное обсуждение организуется органом, являющимся разработчиком административного регламента.
5.8. В течение указанного месяца органом, ответственным за разработку проекта административного регламента, в рамках публичного обсуждения, также производится рассылка проекта административного регламента любым заинтересованным лицам по их запросам, сбор письменных замечаний и предложений заинтересованных лиц.
5.9. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, может принять решение о проведении публичных слушаний в рамках публичного обсуждения проекта административного регламента в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления города Орска, регламентирующим проведение публичных слушаний в городе Орске.
5.10. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан сохранять полученные в ходе публичного обсуждения замечания и предложения до дня вступления в силу соответствующего административного регламента, направлять их вместе с проектом административного регламента при прохождении процедуры принятия административного регламента, предусмотренной настоящим Положением, и предоставлять их в Отдел и Комиссию, а также любым заинтересованным лицам по их запросам.
5.11. По результатам публичного обсуждения в течение десяти рабочих дней со дня его окончания проект административного регламента подлежит доработке органом, являющимся разработчиком административного регламента.
6. Принятие административного регламента
6.1. Доработанный по результатам экспертизы и публичного обсуждения проект административного регламента направляется органом, являющимся разработчиком административного регламента, на согласование в Отдел с кратким изложением поступивших замечаний и информацией об учете замечаний.
6.1.1. К проекту административного регламента, вносимого на рассмотрение в Отдел прилагаются:
6.1.1.1. Извлечения из действующих нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг;
6.1.1.2. Материалы независимой экспертизы и проекта публичного обсуждения административного регламента (заключения членов Независимого экспертного совета);
6.2. Отдел осуществляет согласование проекта административного регламента на предмет соответствия проекта административного регламента требованиям Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ, настоящему Положению с точки зрения требований к форме административного регламента, а также наличия необходимых элементов содержания административного регламента.
При согласовании проекта административного регламента Отдел вправе:
- учитывать результаты заключений независимой экспертизы;
- заслушивать представителей заинтересованных организаций.
При возникновении спорных ситуаций в процессе согласования проекта административного регламента Отдел вправе направлять проект административного регламента с материалами независимой экспертизы и публичного обсуждения указанного проекта в Комиссию для принятия решения.
6.3. При согласовании проекта административного регламента Отдел также оценивает:
6.3.1. Соответствие проекта административного регламента требованиям Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ;
6.3.2. Соблюдение процедуры разработки административного регламента;
6.3.3. Полноту структуры административного регламента;
6.3.4. Полноту перечня органов и организаций, участвующих в реализации положений административного регламента;
6.3.5. Оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных административных действий;
6.3.6. Соответствие сроков административных процедур и административных действий общему сроку исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг;
6.3.7. Четкость установления критериев или процедур выбора вариантов решения должностными лицами (в случае наличия различных вариантов решения).
6.4. В течение десяти дней Отдел рассматривает проект административного регламента. В случае несоответствия проекта административного регламента указанным требованиям Отдел возвращает его с мотивированным решением органу, являющемуся разработчиком административного регламента, на доработку с указанием срока доработки проекта.
6.5. Доработанный проект административного регламента повторно подлежит рассмотрению в Отделе в течение 3 - 5 рабочих дней.
6.6. В случае повторного отклонения проекта административного регламента, Отдел направляет его в Комиссию с приложением всех документов и мотивированного отказа в удовлетворении проекта для принятия решения.
6.7. Рассмотренный в Отделе проект административного регламента с приложением всех полученных им документов и заключения направляется указанным Отделом в Комиссию для дальнейшего согласования.
Комиссия в течение двадцати рабочих дней со дня получения проекта административного регламента рассматривает его и вправе принять положительное заключение о его согласовании или мотивированное заключение о его доработке в случае несоответствия требованиям настоящего положения и иных нормативных правовых актов. Доработка и повторное направление на согласование в комиссию проекта осуществляется органом, являющимся разработчиком административного регламента, в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения комиссией.
После доработки проекта административного регламента Комиссия в течение десяти рабочих дней со дня его поступления повторно рассматривает его.
6.8. При повторном отклонении доработанного проекта административного регламента Комиссией, она направляет проект административного регламента, сопутствующие материалы и протокол комиссии с замечаниями главе города для принятия окончательного решения по проекту.
6.9. Согласованный Комиссией проект административного регламента направляется главе города для его утверждения.
7. Порядок изменения и отмены административного регламента
7.1. Изменение и отмена административного регламента осуществляются:
7.1.1. В случаях изменения или отмены нормативных правовых актов, предусматривающих и регулирующих исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг;
7.1.2. В случае принятия соответствующего постановления администрации города;
7.1.3. В порядке регулярного совершенствования административных регламентов в соответствии со статьей 8 настоящего Положения.
7.2. Разработка и принятие изменений в административные регламенты осуществляется в том же порядке, что и разработка и принятие административных регламентов.
7.3. Отмена административного регламента без его замены на новый административный регламент допускается только в случае, если прекращается исполнение соответствующих государственных и муниципальных функций, предоставление соответствующих государственных и муниципальных услуг.
7.4. Любые лица вправе направлять в Отдел, в Комиссию предложения по внесению изменений, дополнений в административные регламенты. На предложение дается мотивированный ответ.
8. Оптимизация административных регламентов
8.1. Уполномоченные органы, органы, ответственные за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг, обязаны оптимизировать административные регламенты, в том числе в целях сокращения обязанностей, возлагаемых на граждан и организации, а также сокращения всех видов затрат, включая затраты времени, которые несут граждане и организации в связи с исполнением государственных и муниципальных функций, предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Незамедлительно после выявления возможности и необходимости внесения в административный регламент изменений, дополнений, направленных на максимальное удовлетворение потребностей заявителей государственных и муниципальных услуг, а также на унификацию административных регламентов такие изменения должны быть внесены в установленном порядке.
8.2. Порядок, сроки, направления проведения мониторинга эффективности применения и реализации административных регламентов, порядок составления и предоставления результатов мониторинга утверждается главой города Орска.
8.3. Уполномоченные органы, органы, ответственные за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг, в процессе применения административных регламентов обеспечивают:
8.3.1. Соблюдение и внедрение установленных административными регламентами требований по исполнению государственных и муниципальных функций, предоставлению государственных и муниципальных услуг;
8.3.2. Устранение избыточных (не предусмотренных нормативным правовым актом или административным регламентом) обязанностей граждан и организаций по совершению действий, предоставлению документов в связи с исполнением государственных и муниципальных функций, предоставлением государственных и муниципальных услуг;
8.3.3. Информирование граждан и организаций о требованиях административных регламентов и создание условий для доступа к текстам административных регламентов;
8.3.4. Доступную форму представления административных регламентов;
8.3.5. Контроль за соблюдением и эффективностью применения административных регламентов;
8.3.6. Доступность для контроля всех регулируемых административными регламентами действий и решений органов, исполняющих государственные и муниципальные функции, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, со стороны граждан и юридических лиц;
8.3.7. Дисциплинарную ответственность сотрудников уполномоченных органов, органов, ответственных за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг;
8.3.8. Возмещение ущерба гражданам и организациям, причиненного вследствие несоблюдения или ненадлежащего соблюдения требований административных регламентов.
8.4. Контроль применения административных регламентов осуществляется:
8.4.1. Главой города Орска;
8.4.2. Гражданами и юридическими лицами при получении государственных и муниципальных услуг;
8.4.3. Некоммерческими организациями в форме проведения по их инициативе (с их участием) анализа качества административных регламентов и причин их несоблюдения, ненадлежащего соблюдения;
8.4.4. Отделом;
8.4.5. Комиссией;
8.4.6. Руководителями органов, ответственными за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг.
9. Информирование граждан и организаций
об административных регламентах
9.1. Уполномоченные органы, органы, ответственные за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг, обеспечивают предоставление гражданам и организациям информации об административных регламентах бесплатно посредством:
9.1.1. Официального опубликования в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Орска;
9.1.2. Обязательного размещения ее в сети Интернет на официальном сайте администрации города и/или органа, являющегося разработчиком административного регламента;
9.1.3. Размещения (вывешивания) в помещениях органов, ответственных за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг. Информация размещается на информационных стендах в местах, свободных для доступа посетителей и позволяющих ознакомиться с ней.
9.2. Информация об административных регламентах должна быть достоверной.
10. Ответственность за нарушение норм административных
регламентов, порядка их разработки, изменения и принятия
10.1. Несоблюдение или ненадлежащее соблюдение должностным лицом административного регламента является неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей и влечет к привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2. Нарушение порядка разработки, принятия, изменения и отмены административных регламентов, включая нарушение сроков, установление не предусмотренных законом, нормативным правовым актом и/или административным регламентом, обязанностей граждан и организаций по совершению действий, предоставлению документов в связи с исполнением государственных и муниципальных функций, предоставлением государственных и муниципальных услуг влечет применение установленных законодательством мер ответственности, включая дисциплинарную ответственность, должностных лиц, муниципальных служащих, иных сотрудников.
10.3. Непринятие в установленные настоящим Положением сроки административного регламента, изменений, дополнений по совершенствованию административных регламентов рассматривается как грубое однократное нарушение должностных обязанностей руководителем органа, ответственного за исполнение государственных и муниципальных функций, предоставление государственных и муниципальных услуг. Руководитель органа, являющегося разработчиком административного регламента несет персональную ответственность за разработку, внедрение и контроль исполнения административного регламента.
11. Обжалование административных регламентов и несоблюдения (ненадлежащего соблюдения) административных регламентов
11.1. Граждане и организации вправе обжаловать административный регламент, его отдельные нормы в порядке, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством для обжалования соответствующих нормативных правовых актов. Общественные объединения вправе обжаловать административный регламент в порядке, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, для обжалования соответствующих нормативных правовых актов в защиту прав неопределенного круга граждан и юридических лиц.
11.2. Административными регламентами устанавливается порядок обжалования гражданами и организациями во внесудебном порядке в администрацию города следующих нарушений, связанных с предоставлением муниципальных услуг:
11.2.1. Несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) административного регламента;
11.2.2. Принудительное предоставление государственной и муниципальной услуги;
11.2.3. Несоответствие положений административного регламента требованиям, предусмотренным настоящим положением;
11.2.4. Несоблюдение обязанности по порядку информирования граждан, об административном регламенте, об исполнении государственных и муниципальных функций, о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
11.3. Применение данного порядка не должно препятствовать судебной защите прав граждан и юридических лиц в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг или являться условием использования права на судебную защиту.
12. Сроки разработки и принятия административного регламента
12.1. Срок принятия административного регламента устанавливается постановлением администрации о разработке административного регламента.
13. Опубликование и вступление в силу административного регламента
13.1. Административный регламент и вносимые в него изменения и дополнения подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов администрации города Орска.
Действующая редакция принятых административных регламентов должна также быть размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации города Орска.
13.2. Порядок вступления в силу административного регламента определяется соответствующим постановлением администрации города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.