Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к государственной программе Оренбургской
области "Развитие физической культуры,
спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 4.
"Развитие туризма" государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области |
Соисполнитель подпрограммы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
формирование и развитие конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса области |
Задачи подпрограммы |
- |
создание организационных, экономических и правовых условий для формирования и развития туристско-рекреационного комплекса области; продвижение туристско-рекреационного комплекса области; развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышение качества туристских услуг |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
- |
туристский поток в область; объем туристических услуг населению; площадь номерного фонда коллективных средств размещения; рост инвестиций в основной капитал гостиниц и ресторанов; количество койко-мест в коллективных средствах размещения; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; количество работающих в гостиницах и ресторанах; ввод мощностей обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Соленые озера": водоснабжение первого и второго пусковых комплексов; реконструкция очистных сооружений; строительство самотечной и напорной канализации; строительство водоотвода от станции второго подъема, соединяющего территорию реакционно-оздоровительного# комплекса "Соленые озера" и Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса; реконструкция канализационно-очистных сооружений; вынос с территории строительства городского напорного коллектора; реконструкция дорог по ул. Персиянова, ул. Советской, ул. Комсомольской, ул. Пушкина, ул. Крюковской общей протяженностью 8 километров; строительство газопровода протяженностью 3 километра; прокладка сетей электроснабжения протяженностью 8,5 километра; строительство 1 канализационно-напорной станции с канализационным коллектором; строительство подъездной дороги, соединяющей территорию рекреакционно-оздоровительного# комплекса "Соленые озера" и Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса; реконструкция главной насосной станции Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы из областного бюджета составит 359 364,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 55 259,0 тыс. рублей; 2015 год - 104 487,3 тыс. рублей; 2016 год - 31 044,0 тыс. рублей; 2017 год - 75 093,3 тыс. рублей; 2018 год - 62 938,1 тыс. рублей; 2019 год - 14 915,0 тыс. рублей; 2020 год - 15 627,5 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
в результате реализации подпрограммы предполагается достижение следующих результатов: увеличение туристского потока в область до 1321,3 тыс. человек; увеличение объема туристических услуг до 704,7 млн рублей; увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения до 119,7 тыс. кв. метров; рост инвестиций в основной капитал гостиниц и ресторанов до 238,0 млн рублей; увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 15120 единиц; увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения до 1 177,9 млн рублей; количество работающих в гостиницах и ресторанах увеличится до 13,5 тыс. человек; ввод мощностей обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Соленые озера": водоснабжение первого и второго пусковых комплексов; реконструкция очистных сооружений; строительство самотечной и напорной канализации; строительство водоотвода, от станции второго подъема, соединяющего территорию реакционно-оздоровительного# комплекса "Соленые озера" и Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса; реконструкция канализационно-очистных сооружений; вынос с территории строительства городского напорного коллектора; реконструкция дорог по ул. Персиянова, ул. Советской, ул. Комсомольской, ул. Пушкина, ул. Крюковской общей протяженностью 8 километров; строительство газопровода протяженностью 3 километра; прокладка сетей электроснабжения протяженностью 8,5 километра; строительство 1 канализационно-напорной станции с канализационным коллектором; строительство подъездной дороги, соединяющей территорию реакционно-оздоровительного# комплекса "Соленые озера" и Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса; реконструкция главной насосной станции Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса. |
I. Характеристика текущего состояния туристской отрасли Оренбургской области, описание основных проблем
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на формирование валового внутреннего продукта, развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.
Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические, бальнеологические, историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Формы и механизмы государственной поддержки должны носить комплексный характер, охватывающий широкий спектр инструментов, включающий законодательное регулирование, организационно-методическое обеспечение, определение приоритетных направлений развития туризма, а также прямое бюджетное финансирование.
Сочетание богатого культурно-исторического наследия Оренбургской области с ее туристско-рекреационными возможностями должно способствовать развитию в области различных видов туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, экологического, паломнического, активного и других.
Туристская отрасль Оренбуржья в настоящее время по экспертной оценке имеет в своем активе более 170 туристских фирм, из них 8 туроператоров (6 - по внутреннему туризму, 2 - по международному), более 120 гостиниц, 60 санаториев, 38 туристских баз и домов отдыха.
Основу туристско-рекреационного потенциала Оренбургской области составляют: 2633 памятника археологии, архитектуры, истории и монументального искусства, из них 1767 поставлено на государственную охрану, в том числе 28 - федерального значения. В области работают 7 профессиональных театров, 1 цирк, 1 национальный парк, 13 государственных и 27 народных музеев, 89 православных культовых сооружений (церкви), 71 мусульманское культовое сооружение (мечети), 1 иудейское культовое сооружение (синагога), 2 католических культовых сооружения (костелы), 452 сооружения историко-культурного наследия (здания, памятники), 167 братских могил, 977 памятников историко-археологического наследия (курганы, раскопки древних поселений), 510 памятников природы, 18 государственных природных заказников, из них 17 - охотничьих, 1 заповедник, 1 лечебно-оздоровительная местность и другие.
К преимуществам области, связанным с развитием туризма, можно отнести следующие:
выгодное экономико-географическое положение;
богатейшее историко-культурное и археологическое наследие эпохи бронзового века;
наличие уникальных лечебно-оздоровительных и бальнеологических ресурсов;
присутствие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
принадлежность к всемирному туристскому проекту "Шелковый путь".
Сегодня туристский потенциал Оренбургской области используется не в полном объеме, строительство туристских объектов осуществляется хаотично. Существующий комплекс государственных мер по развитию туристкой инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации в отрасли, а повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития сферы туризма.
Возникла необходимость применения прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства. В качестве механизмов формирования конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса области предлагается применить кластерный подход, то есть создание на территории области ряда ключевых туристских кластеров, которые в дальнейшем должны стать инструментом стимулирования областного экономического роста.
Реализация таких укрупненных инвестиционных проектов невозможна без создания обеспечивающей инфраструктуры и готовых инвестиционных площадок для привлечения частных инвестиций и реализации масштабных проектов формирования инфраструктуры туризма. Кластерный подход предполагает важность комплексного развития туристкой инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрия развлечений, объекты туристского показа и другое).
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать развития множества отраслей и субъектов туристской деятельности, а также:
внедрить территориальное зонирование и выделение туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма;
создать действенный механизм стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры;
повысить уровень известности области как туристского объекта и ее ведущих туристских брендов.
Анализ современного состояния развития туризма в Оренбургской области позволил оценить недостатки туристского направления, которые требуют программного подхода при государственном регулировании отрасли.
К числу слабых сторон развития туризма в области можно отнести:
отсутствие межотраслевой координации в сфере развития туризма между органами исполнительной власти в области;
недостаточно развитая транспортная инфраструктура и отсутствие транспортной логистики в сфере туризма;
слабо развитая туристская инфраструктура, недостаточное количество средств размещения с современным уровнем комфорта, предприятий общественного питания, обслуживающих туристов, транспорта туристского класса, что приводит к высокой стоимости услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающий среднеевропейский уровень;
невысокое качество обслуживания во всех отраслях туристской инфраструктуры, недостаток профессиональных кадров;
отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области и недостаточно активное продвижение туристского продукта Оренбургской области на внутреннем и мировом туристских рынках;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую отрасль, отсутствие готовых инвестиционных площадок;
отсутствие полной и достоверной информации о наличии и состоянии туристских объектов в области.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов исполнительной власти Оренбургской области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность области.
В этих условиях подпрограмма является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли в Оренбургской области.
II. Описание мер государственного и правового регулирования и механизмов реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы будут приняты и усовершенствованы областные законы и нормативные правовые акты, позволяющие в полном объеме обеспечить исполнение мероприятий подпрограммы.
Реализация подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем - минспорттуризма, а в части строительства объектов государственной собственности Оренбургской области, проведения проектно-изыскательских работ и разработки проектно-сметной документации по объектам обеспечивающей инфраструктуры, предоставления субсидии муниципальным образованиям на софинансирование расходов по строительству (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры, необходимых для создания туристско-рекреационного кластера "Соленые озера" и туристско-рекреационного кластера "Соленые озера", соисполнителем - минстроем.
Будут учтены требования к формированию государственных заданий областным учреждениям, работающим в сферах действия подпрограммы, установлению соответствующего финансового обеспечения.
Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета осуществляется в размере, предусмотренном на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Органы местного самоуправления области ежегодно в установленном минспорттуризмом порядке представляют предложения по реализации на территории муниципального образования области инвестиционных проектов.
Основными критериями отбора инвестиционных проектов муниципального образования области на софинансирование расходов по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности по созданию туристско-рекреационного кластера "Соленые озера" являются:
наличие соответствующей муниципальной программы, предусматривающей строительство (реконструкцию) туристско-рекреационного кластера "Соленые озера", реализуемой за счет средств местного бюджета;
наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в объеме, соответствующем уровню софинансирования из областного бюджета;
наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и достоверность сметной стоимости, и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации подпрограммы.
По результатам отбора инвестиционных проектов муниципальных образований области минстроем в установленном порядке формируется областная адресная инвестиционная программа, содержащая перечень строек и объектов муниципальной собственности, предлагаемых к финансированию на очередной год, которая утверждается Правительством Оренбургской области.
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования области по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности за счет средств областного бюджета устанавливается не более 95,0 процента от объема работ, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Субсидия муниципальным образованиям на софинансирование расходов по строительству (реконструкции) объектов муниципальной собственности по созданию туристско-рекреационного кластера "Соленые озера" предоставляется на основании заключенных соглашений между минстроем и администрациями муниципальных образований области.
В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию области, в разрезе объектов инженерной инфраструктуры;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий подпрограммы исходя из установленного уровня софинансирования, в разрезе объектов инженерной инфраструктуры;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления поселений о предоставлении субсидии местным бюджетам в случае принятия решения о софинансировании на реализацию мероприятий подпрограммы в бюджеты органов местного самоуправления поселений;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации подпрограммы;
показатели эффективности использования субсидии из областного бюджета;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных при предоставлении субсидии;
порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении целевых показателей, установленных подпрограммой, показателей эффективности и об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
перечень документов, представляемых для получения субсидии;
форма заявки, представляемой муниципальным образованием на перечисление субсидии, и график ее перечисления;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органами местного самоуправления области условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках законодательства Российской Федерации.
Перечисление субсидии муниципальным образованиям области осуществляется на основании представленных минстрою документов о фактически выполненных и принятых объемах работ за отчетный период, документов о выполнении муниципальными образованиями области обязательств по финансированию мероприятий подпрограммы.
Порядок предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие инфраструктуры туристских объектов, устанавливается Правительством Оренбургской области.
В ходе реализации подпрограммы и на основе анализа полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых показателей подпрограммы исполнителем, соисполнителем могут быть внесены предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнению затрат по программным мероприятиям, а также механизму реализации Программы.
Применение иных мер государственного регулирования в период действия подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
По мере необходимости исполнителем (соисполнителем) подпрограммы будут приняты и внесены для рассмотрения органами исполнительной и законодательной власти Оренбургской области решения о применении в установленном порядке мер государственного регулирования мероприятий подпрограммы.
III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроки реализации подпрограммы
1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма и туристской деятельности на территории Оренбургской области являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
2. Цель, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Реализуя основные направления государственной политики, целью подпрограммы является формирование и развитие конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области.
Достижение поставленной цели будет обеспечиваться решением следующих задач:
создание организационных, экономических и правовых условий для формирования и развития туристско-рекреационного комплекса области;
продвижение туристско-рекреационного комплекса области;
развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышение качества туристских услуг.
К 2020 году планируется достижение следующих основных результатов в сфере развития туризма в Оренбургской области:
удовлетворение потребностей населения в качественных туристских услугах;
создание и развитие на территории Оренбургской области высокоэффективных туристских кластеров;
увеличение уровня занятости населения за счет создания новых рабочих мест в сфере туризма;
увеличение внутренних и въездных туристских потоков.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих целевых показателей (индикаторов):
увеличение туристского потока в область до 1321,3 тыс. человек;
увеличение объема туристических услуг до 704,7 млн рублей;
увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения до 119,7 тыс. кв. метров;
рост инвестиций в основной капитал гостиниц и ресторанов до 238,0 млн. рублей;
увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 15120 единиц;
увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения до 1 177,9 млн рублей;
достижение показателя численности работающих в гостиницах и ресторанах не менее 13,5 тыс. человек;
ввод в эксплуатацию обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Соленые озера", в том числе:
водоснабжение первый и второй пусковые комплексы;
реконструкция очистных сооружений;
строительство самотечной и напорной канализации;
строительство водоотвода от станции второго подъема, соединяющего территории реакционно-оздоровительного# комплекса "Соленые озера" и Соль-Илецкого рекреационно-оздоровительного комплекса;
реконструкция канализационно-очистных сооружений;
вынос с территории строительства городского напорного коллектора;
реконструкция дорог по ул. Персиянова, ул. Советской, ул. Комсомольской, ул. Пушкина, ул. Крюковской общей протяженностью 8 километров;
строительство газопровода протяженностью 3 километра;
прокладка сетей электроснабжения протяженностью 8,5 километра;
строительство 1 канализационно-напорной станции с канал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.