Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО г. Бузулук Оренбургской области
от 11 октября 2013 г. N 116-п
Ведомственная целевая программа
"Совершенствование организации питания учащихся в муниципальных и негосударственных, имеющих государственную аккредитацию, общеобразовательных учреждениях города Бузулука на 2014 - 2016 годы"
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Управление образования администрации города Бузулука (далее по тексту - УО) |
Наименование ведомственной целевой программы |
Ведомственная целевая программа "Совершенствование организации питания учащихся в муниципальных и негосударственных, имеющих государственную аккредитацию, общеобразовательных учреждениях города Бузулука на 2014 - 2016 годы" |
Основание для разработки программы |
Распоряжения администрации г. Бузулука от 04.10.2013 г. N 7-р "О разработке ведомственных целевых программ" |
Цели и задачи |
Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья учащихся муниципальных и негосударственных, имеющих государственную аккредитацию, общеобразовательных учреждениях (далее по тексту - общеобразовательных учреждений) за счет увеличения охвата горячим питанием, повышение качества и безопасности питания |
Задачи Программы: - совершенствование системы управления организацией школьного питания; - укрепление материально-технической базы школьных столовых; - формирование у участников образовательного процесса культуры школьного питания; - обеспечение качества и безопасности питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников в пищевых веществах; - оказание поддержки детям из малообеспеченных семей; - организация безналичного расчета за питание; - активизация роли общественности в решении проблем правильного питания, привлечение родителей для решения проблем организации питания, осуществление контроля со стороны общественности | |
Целевые показатели |
Увеличение охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений до 98%. |
Перечень программных мероприятий |
1. Организация горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений. 2. Организация трехразового питания учащихся, посещающих группу продленного дня. 3. Оснащение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием, использование новых технологий приготовления пищи. 4. Просветительская работа с детьми и родителями по основам правильного питания, воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье, привитию навыков здорового образа жизни, а также активизация роли общественности в решении проблем правильного питания, привлечение родителей для решения проблем организации питания, освещение в средствах массовой информации лучшего опыта организации школьного питания. |
Сроки реализации |
2014 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
Всего по программе - 90366,8 тыс. руб, в том числе: Средства областного бюджета в объеме: 2014 г. - 17437,8 тыс. руб. 2015 г. - 17750,8 тыс. руб. 2016 г. - 17750,8 тыс. руб. Итого: 52939,4 тыс. руб. Средства местного бюджета в объеме: 2014 г. - 12475,8 тыс. руб 2015 г. - 12475,8 тыс. руб 2016 г. - 12475,8 тыс. руб. Итого: 37427,4 тыс. руб; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Повышение эффективности системы организации питания за счет: - увеличения охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием до 98%; - укрепления материально-технической базы школьных столовых. 2. Улучшение состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений за счет: - организации качественного и сбалансированного питания; - осуществления во всех общеобразовательных учреждениях витаминизации питания, использования в рационе питания продуктов, обогащенных микронутриентами. 3. Совершенствование просветительской работы по формированию культуры школьного питания за счет: - реализации комплекса мероприятий, образовательных программ по формированию культуры питания школьников; - привлечения к профилактической работе по формированию культуры питания родительской общественности, работников здравоохранения, средств массовой информации. - способствование формированию у школьников культуры питания и чувства ответственности за свое здоровье, совершенствовать эстетическое оформление обеденных залов. |
1. Характеристика (содержание) Программы
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города Бузулука является одним из важнейших направлений деятельности муниципальной системы образования и напрямую связано с сохранением здоровья детей.
Полноценное питание - важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста, физического и умственного развития учащихся. Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами, витаминами и минеральными веществами.
Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса.
Неблагоприятные экологические факторы также действуют на организм детей и подростков и в конечном итоге препятствуют формированию здорового поколения города.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, улучшения качества их питания в городе в 2011 - 2013 г.г. реализовывалась ведомственная целевая программа "Совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных учреждений города Бузулука на 2011 - 2013 г.г.", утвержденная постановлением администрации города Бузулука от 27.12.2010 г. N 235-п.
В рамках реализации данной программы осуществлен ряд организационных и практических мероприятий, направленных на решение качественного и полноценного питания в школах, связанных с укреплением здоровья детей и формированием навыков здорового образа жизни.
По итогам проведенных мероприятий:
- охват всеми видами питания в городе составил 100%, из которых 94,9% - горячее питание. Все 100% учащихся, посещающих группу продленного дня, получают горячее питание;
- во всех школах города проводится C-витаминизация третьих блюд;
- 100% поваров школьных столовых имеют специальное образование;
- все учащиеся 1 - 11 классов школ города получают из муниципального бюджета ежедневную дотацию в размере 5 руб., которая, суммируясь с компенсационными выплатами из областного бюджета (8 руб.), идет на удешевление горячего питания школьников.
В течение 2010, 2011 г. на пищеблоках всех школ был проведен капитальный ремонт, согласно современным санитарно-техническим и противопожарным требованиям и нормам, проведено обновление технологического оборудования.
Организацию питания во всех общеобразовательных школах осуществляется согласно предусмотренной федеральным законодательством процедуры размещения муниципального заказа. Питание организовано в соответствии с 24-дневным меню, согласованным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области.
Требования меню по основному набору продуктов выполняются.
Стоимость школьного завтрака составляет 39 руб., обеда - 38 руб.
Технология организации питания различна: в основной общеобразовательной школе N 5 по принципу "буфет-раздаточная" (когда готовая продукция поступает в школьную столовую), в остальных школах по принципу "доготовочных" с использованием централизованно произведенных полуфабрикатов (мясных, овощных) различной степени готовности (овощи очищенные, полуфабрикаты охлажденные или замороженные), из которых в результате минимально необходимых технологических операций получают блюда или кулинарные изделия.
УО, общеобразовательными учреждениями проводится систематическая работа по формированию навыков здорового образа жизни, в том числе по вопросам полезного питания: через проведение родительских собраний, проведение классных часов, выступлений специалистов УО в средствах массовой информации, через реализацию школьных программ "Здоровье", организацию и проведение городского конкурса на лучшую школьную столовую. Школы города принимают участие в областном конкурсе на лучшую столовую (2012 г. - средняя общеобразовательная школа N 1 - место)
Такие подходы к организации новой системы школьного питания позволили внедрить элементы индустриализации и централизации производства, способствовали оптимизации и витаминизации рационов питания, а также формированию у школьников и их родителей установки на здоровое и правильное питание.
Вместе с тем, существует ряд проблем, влияющих на организацию питания учащихся:
- организация питания детей, имеющих хронические заболевания (сахарный диабет, ожирение и т.д.);
- обновление мебели в обеденных залах школьных столовых.
- недостаточно внимания уделяется формированию культуры здорового питания среди учащихся и их родителей в отдельных школах, что не позволяет обеспечить всех учащихся горячим качественным питанием.
Анализ охвата горячим питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день, а также реформирование финансовой системы города позволяют сделать вывод о необходимости продолжения Программы, реализация которой позволит увеличить до 98% охват горячим питанием обучающихся школ.
Реализация Программы позволит улучшить качество питания учащихся, усовершенствовать материально-техническую базу школьных столовых, повысить квалификацию работников предприятий питания, увеличить охват питанием учащихся.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений за счет увеличения охвата горячим питанием, повышение качества и безопасности питания
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование системы управления организацией школьного питания;
- модернизация материально-технической базы школьных столовых;
- обеспечение доступности горячего питания в общеобразовательных учреждениях;
- формирование у участников образовательного процесса культуры школьного питания;
- обеспечение качества и безопасности питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников в пищевых веществах;
- оказание поддержки детям из малообеспеченных семей;
- активизация роли общественности в решении проблем правильного питания, привлечение родителей для решения проблем организации питания, осуществление контроля со стороны общественности.
3. Сроки реализации
Реализация мероприятий Программы рассчитана на три года: 2014 - 2016 гг.
4. Описание программных мероприятий
Программа разработана с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений за счет увеличения охвата горячим питанием, повышения качества и безопасности питания. Программа опирается на ранее достигнутые результаты по организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях и направлена на более качественное решение данного вопроса.
Организация качественного безопасного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях является одним из важных условий предоставления услуги "Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования".
Программа реализуется через следующие мероприятия:
1. Организация горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Организация трехразового питания учащихся, посещающих группу продленного дня.
3. Оснащение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием, использование новых технологий приготовления пищи.
4. Организация просветительской работы с детьми и родителями по основам правильного питания, воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье, привитию навыков здорового образа жизни, а также активизация роли общественности в решении проблем правильного питания, привлечение родителей для решения проблем организации питания, освещение в средствах массовой информации лучшего опыта организации школьного питания.
Организация горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений.
Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период роста и развития детей. Питание детей школьного возраста должно соответствовать принципам рационального питания, обеспечивающим соответствие энергетической ценности рациона питания энерго затратам организма ребенка и объему потребляемой пищи в соответствии с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", методическими рекомендациями "Организация здорового питания детей и подростков в возрасте 7 - 11 и 11 - 17 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области".
Средства, выделяемые областным и муниципальным бюджетами на организацию питания учащихся (13 руб. в день) не могут обеспечить качественное горячее питание. УО, общеобразовательными учреждениями проводится разъяснительная работа с родителями по привлечению родительских средств. На конец 2012 - 2013 учебного года охват горячим питанием составил 94,8%, однако в отдельных общеобразовательных учреждениях этот показатель ниже, чем средний по городу Бузулуку. Необходимо продолжить работу в этом направлении, привлекая средства массовой информации, работников здравоохранения.
Одним из решений проблемы здоровья детей и подростков, связанной с дефицитом витаминов и микронутриентов, является включение в рацион питания салатов из свежих овощей, продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, использование С-витаминизации третьих блюд. В целях дополнительной витаминизации организуются "витаминные" столы, где в свободной продаже реализуются фрукты, соки.
Организация трехразового питания учащихся, посещающих группы продленного дня.
Для учащихся общеобразовательных учреждений города, обучающихся в режиме полного дня, организовано двухразовое питание: завтрак и обед. Решением городского Совета депутатов 480 учащихся из малообеспеченных семей, детей-сирот, учащихся классов компенсирующего обучения, посещающих группу продленного дня, освобождены от платы за обед в 2013 году.
В соответствии с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны быть обеспечены трехразовым питанием, включающим завтрак, обед и полдник. Учащиеся первых и вторых классов, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и находящиеся в условиях длительного пребывания в школе, обеспечены двухразовым питанием. Для учащихся, посещающих группы продленного дня, организовано трехразовое питание (дополнительно полдник), однако необходимо обеспечить таким видом питания все 100% учащихся, посещающих группы продленного дня.
Оснащение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием, использование новых технологий приготовления пищи.
К началу 2013 - 2014 учебного года во всех школьных пищеблоках был проведен капитальный ремонт. Общеобразовательные учреждения обновили мебель в обеденных залах, приобретены морозильные камеры, 10 электрических плит. Однако для внедрения современных технологий приготовления пищи, перевода школ на современный уровень по организации питания учащихся, обеспечения безопасного и здорового питания необходима дальнейшая плановая работа по переоборудованию школьных пищеблоков, оснащению их современным технологическим оборудованием. Решение данного вопроса возможно только через консолидацию средств областного и местного бюджетов.
Организация просветительской работы с учащимися общеобразовательных учреждений по формированию культуры питания.
Организация правильного питания учащихся невозможна без целенаправленной работы по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, в том числе здорового питания. Необходимо совершенствовать систему просветительской работы по обучению учащихся основам здорового питания, внедрять образовательную программу "Здоровое питание", использовать различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся: защита проектов, проведение конкурсов по данной тематике. Необходимо активно привлекать средства массовой информации, просвещать родителей через родительский всеобуч.
Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Обоснование потребности в ресурсах
Планирование объемов ресурсов в рамках Программы осуществлялось через анализ деятельности общеобразовательных учреждений, управления образования в 2011 - 2013 годах по организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, при этом учитывалась необходимость и потребность общеобразовательных учреждениях города Бузулука в переводе организации питания на новый качественный уровень.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств субвенций из областного бюджета и местного бюджета и составляет 90366,8 тыс. руб, в том числе:
За счет средств областного бюджета - 52939,4 тыс. руб. в том числе:
2014 г. - 17437,8 тыс. руб.
2015 г. - 17750,8 тыс. руб.
2016 г. - 17750,8 тыс. руб.
За счет средств местного бюджета - 37427,4 тыс. руб. в том числе:
2014 г. - 12475,8 тыс. руб
2015 г. - 12475,8 тыс. руб
2016 г. - 12475,8 тыс. руб.
Финансирование затрат на реализацию мероприятий Программы планируется исходя из следующих принципов:
- обеспечение дотации на организацию питания учащихся из областного и муниципального бюджета;
- обеспечение питания учащихся из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся коррекционных классов;
- обеспечение учащихся качественным, здоровым горячим питанием;
- обновление материально-технической базы школьных столовых с учетом современных требований;
- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
6. Механизм реализации Программы
Программа реализуется УО в пределах средств, выделенных ему на текущий и очередной финансовый годы, а также плановый период.
УО с учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств, проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации, а также в установленном порядке подготавливает предложения по корректировке перечня программных мероприятий и уточнению отдельных его показателей, отчеты о реализации Программы.
УО несет ответственность за решение поставленных задач путем реализации настоящей Программы и за обеспечение утвержденных значений целевых показателей.
Мониторинг за ходом реализации Программы осуществляется УО.
УО ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в отдел целевых программ и административной реформы Управления экономического развития и торговли администрации города Бузулука и финансовый отдел администрации города Бузулука Отчет о ходе реализации Программы с пояснительной запиской.
Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, УО представляет в отдел целевых программ и административной реформы Управления экономического развития и торговли администрации города Бузулука отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы по установленной муниципальным нормативным правовым актом форме.
В случае отклонения фактических значений целевых индикаторов от плановых УО представляет анализ причин отклонения по установленной муниципальным нормативным правовым актом форме, скорректированный план мероприятий по дальнейшей реализации Программы, включая меры по повышению эффективности их реализации и пояснительную записку к отчету о выполнении Программы.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить охват учащихся горячим питанием, безопасность и сбалансированность питания учащихся в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников в пищевых веществах и энергии; сформировать у участников образовательного процесса культуру школьного питания.
В результате реализации мероприятий Программы планируется:
1. Повышение эффективности системы организации питания за счет:
- увеличения охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием до 98%;
- укрепления материально-технической базы школьных столовых;
- внедрения новых форм организации питания во всех общеобразовательных учреждениях.
2. Улучшение состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений за счет:
- организации качественного и сбалансированного питания;
- осуществления во всех общеобразовательных учреждениях витаминизации питания, использования в рационе питания продуктов, обогащенных микронутриентами.
3. Совершенствование просветительской работы по формированию культуры школьного питания за счет:
- реализации комплекса мероприятий, образовательных программ по формированию культуры питания школьников;
- привлечения к профилактической работе по формированию культуры питания родительской общественности, работников здравоохранения, средств массовой информации.
- способствование формированию у школьников культуры питания и чувства ответственности за свое здоровье, совершенствовать эстетическое оформление обеденных залов.
8. Описание последствий и оценка рисков реализации программы
Выполнению поставленных задач могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов, и имеющиеся в обществе социально-экономические проблемы.
1. Макроэкономические риски: снижение темпов роста экономики города.
2. Финансовые риски: недостаточность финансирования.
Риски рассматриваются как минимальные при условии тщательного планирования программных мероприятий и достаточного объема финансирования.
9. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации настоящей Программы осуществляется УО и заместителем главы администрации города по социальной политике и связям с общественностью.
УО несет ответственность за решение поставленных задач путем реализации мероприятий Программы.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется начальником Управления и включает в себя проведение проверок по исполнению Программы.
Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляет финансовый отдел администрации города Бузулука.
Методическое руководство и координацию работ по разработке и мониторинг реализации Программы осуществляет отдел целевых программ и административной реформы Управления экономического развития и торговли администрации город Бузулука.
Начальник управления образования |
Т.А. Устилко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.