Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к государственной программе
"Управление государственными финансами
и государственным долгом Оренбургской области"
Подпрограмма
"Создание организационных условий для составления и исполнения областного бюджета" государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области"
Паспорт
подпрограммы "Создание организационных условий для составления и исполнения областного бюджета"
(далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы |
- |
в рамках Подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ |
Цели и задачи Подпрограммы |
- |
цели Подпрограммы: качественная подготовка проекта областного бюджета и надлежащее исполнение областного бюджета; задачи Подпрограммы: организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области; осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования; организация исполнения и исполнение областного бюджета |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- |
исполнение областного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета; отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2013 - 2020 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы |
- |
расходы на реализацию Подпрограммы не предусматриваются |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- |
соблюдение требований бюджетного законодательства, обеспечение эффективности управления финансами |
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года N 134-ук "Об утверждении положения, структуры и численности министерства финансов Оренбургской области" министерство финансов Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере других органов исполнительной власти области.
В своей деятельности министерство финансов Оренбургской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Оренбургской области, указами и распоряжениями Губернатора Оренбургской области, постановлениями Правительства Оренбургской области.
Министерство финансов Оренбургской области взаимодействует с Министерством финансов Российской Федерации, Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области.
Исходя из приоритетов государственного развития, министерство финансов Оренбургской области обеспечивает создание необходимых организационных и материальных условий для осуществления единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Оренбургской области.
В перечень задач, стоящих перед министерством финансов Оренбургской области, в числе прочих, входят:
разработка и реализация финансовой, бюджетной и налоговой политики Оренбургской области;
составление проекта областного и прогноза консолидированного бюджетов области;
казначейское исполнение областного бюджета;
управление счетами областного бюджета и бюджетными средствами;
совершенствование финансово-бюджетного планирования.
Основополагающими документами, регламентирующими бюджетный процесс в Оренбургской области, являются Закон Оренбургской области от 16 ноября 2009 года N 3221/738-IV-ОЗ "О бюджетном процессе в Оренбургской области" и постановление Правительства Оренбургской области от 14 мая 2008 года N 198-п "О порядке составления проекта областного бюджета Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период".
Закон Оренбургской области "О бюджетном процессе в Оренбургской области" закрепляет все ключевые позиции бюджетного процесса, ориентированного на результат, устанавливает общий порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, а также закладывает основы исполнения бюджета: формирование бюджетной росписи, бюджетных смет, кассового плана.
Постановление Правительства Оренбургской области "О порядке составления проекта областного бюджета Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период" устанавливает основные принципы и перечень действий ответственных участников при разработке проекта областного бюджета. В указанном документе определены полномочия и функции участников бюджетного процесса, приведен подробный график разработки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с указанием конкретных мероприятий и сроков исполнения, заложены принципы "скользящей трехлетки", в которых закреплены механизмы корректировки показателей бюджета на очередной финансовый год и первый год планового периода с учетом показателей бюджета текущего года, а также необходимость проведения публичных слушаний по проекту бюджета.
Современный период развития Российской Федерации характеризуется рядом преобразований по направлению совершенствования системы управления публичными финансами. Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003 - 2004 годы.
Вступление в силу обновленного Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ. Результатом этого стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Причем процесс реформирования общественных финансов, основной целью которого стало повышение эффективности бюджетных расходов, развивался не только на федеральном уровне, но затрагивал уровень субъектов Российской Федерации, а также муниципальный уровень.
Оренбургской областью была разработана и реализована программа реформирования региональных финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы.
По результатам проведения в 2008 году конкурсного отбора на право получения субсидий на реформирование региональных финансов разработанная программа реформирования региональных финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы была высоко оценена Министерством финансов Российской Федерации. Была проделана существенная нормотворческая и аналитическая работа, разработаны и утверждены значительное количество нормативных правовых актов Оренбургской области (законов Оренбургской области, постановлений Правительства Оренбургской области, приказов министерства финансов Оренбургской области).
Постепенно в бюджетную практику вошли такие понятия, как государственная и муниципальная услуга, государственные и муниципальные задания, стандарты качества оказания услуг, контингент потребителей государственных и муниципальных услуг и ряд других понятий и инструментов системы бюджетирования, ориентированного на результат.
В результате преобразований главными распорядителями бюджетных средств формируются задания на предоставление услуг юридическим и физическим лицам, осуществляются мониторинг и контроль за их исполнением. Активно в этом процессе применяются современные информационные технологии.
В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы".
В качестве ее основных направлений рассматриваются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения;
развитие информационной системы управления финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти;
реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств.
В целях развития новых форм оказания услуг в 2011 году завершено преобразование бюджетной сети.
Реализация мероприятий бюджетных реформ позволила повысить эффективность и результативность системы государственного управления, создать предпосылки для перехода от управления затратами к управлению результатами, экономии и оптимизации бюджетных средств, повысить прозрачность исполнения бюджета.
В то же время не все заявленные планы реализованы полностью. Не удалось на практике полноценно применить ряд введенных норм, принципов и механизмов, урегулировать некоторые методические вопросы. Не до конца выработано представление о месте новых инструментов и нормативных правовых актов в бюджетном процессе муниципального образования, необходимости и целесообразности их применения.
Таким образом, несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере управления общественными финансами в области, остаются проблемы, часть из которых характерна в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации, а именно:
рост бюджетных расходов и наличие опасности увеличения размера государственного долга;
формальное применение программно-целевых инструментов планирования, отсутствие четких различий между ними;
не определено место механизма формирования и доведения государственных заданий в системе инструментов бюджетного планирования;
недостаточный опыт функционирования новой бюджетной сети и, как следствие, неспособность отдельных руководителей приспособиться к новым условиям;
низкий уровень доходов бюджетных и автономных учреждений, отсутствие перспектив их увеличения;
неразвитая система оказания услуг населению в электронной форме;
значительные размеры бюджетного дефицита;
ряд других проблем.
Вместе с тем наличие проблем не должно сказываться на качестве бюджетного процесса. В сфере прямой ответственности органов государственной власти области находятся повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, пенсионное и социальное обеспечение. При этом грамотное и качественное планирование в финансово-бюджетной сфере, рациональное и экономное использование бюджетных средств являются одними из важнейших инструментов, способствующих достижению целей и задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также общенациональных стратегических целей развития Российской Федерации.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы
В ближайшей перспективе решение задач социально-экономического развития Оренбургской области будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики, приоритетными направлениями которой на протяжении последних лет являлись:
переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и программному бюджету;
улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области;
повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг.
Данные направления получили свою конкретизацию в следующих указах Президента Российской Федерации:
от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в долгосрочной целевой программе "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы".
При осуществлении расходов бюджетные средства будут сконцентрированы на приоритетных направлениях, ориентированных на улучшение условий жизни оренбуржцев, обеспечение адресного решения социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области при безусловном исполнении законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в области социальной защиты населения и обеспечении своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и задач
В условиях жестких бюджетных ограничений министерство финансов Оренбургской области ставит перед собой цели обеспечения качественной подготовки проекта областного бюджета и надлежащего исполнения областного бюджета.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области;
осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования;
организация исполнения и исполнение областного бюджета.
В результате реализации Подпрограммы планируется достичь следующих результатов:
обеспечение соблюдения законодательно установленных требований, процедур и сроков составления проекта областного бюджета;
обеспечение составления и ведения реестра расходных обязательств Оренбургской области и свода реестров расходных обязательств муниципальных образований;
обеспечение составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета;
обеспечение составления и ведения кассового плана;
обеспечение исполнения областного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета.
Показатели результатов деятельности приведены таблице 1.
Таблица 1
Показатели результатов деятельности по реализации Подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1. |
Исполнение областного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета*) |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Просроченная кредиторская задолженность по обязательствам областного бюджета |
тыс. рублей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
*) Целевой показатель устанавливается исходя из необходимости обеспечения максимально возможного поступления доходов в областной бюджет, а также с учетом фактической потребности в осуществлении расходных обязательств Оренбургской области и привлечении источников финансирования дефицита областного бюджета.
4. Основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы, сроки и контрольные этапы реализации Подпрограммы
Итогом реализации Подпрограммы должны стать:
создание стабильных финансовых условий для обеспечения исполнения расходных обязательств области;
соблюдение требований бюджетного законодательства;
сохранение финансовой нагрузки на областной бюджет на безопасном уровне;
создание условий для рационального использования и повышения эффективности бюджетных расходов.
Система мероприятий, направленных на достижение целей и выполнение задач Подпрограммы, а также план реализации мероприятий в 2013 году приведены в таблицах 2 и 3.
Реализация Подпрограммы рассчитана на 2013 - 2020 годы, этапы реализации не выделяются.
Таблица 2
Перечень и характеристика основных мероприятий Подпрограммы
N п/п |
Наименование основного мероприятия Подпрограммы |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями государственной программы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1. |
Организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области |
министерство финансов Оренбургской области |
2013 год |
2020 год |
проект областного бюджета и прогноз консолидированного бюджета |
невозможность исполнения расходных обязательств, нарушение бюджетного законодательства |
обеспечивает достижение ожидаемых результатов |
2. |
Осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования |
министерство финансов Оренбургской области |
2013 год |
2020 год |
повышение качества планирования бюджетных показателей |
создание предпосылок для необоснованного роста расходных обязательств и осуществления неэффективных расходов |
обеспечивает достижение ожидаемых результатов |
3. |
Организация исполнения и исполнение областного бюджета |
министерство финансов Оренбургской области |
2013 год |
2020 год |
повышение качества нормативных правовых актов и работы по исполнению бюджета |
создание предпосылок для незаконного осуществления расходов, нарушений бюджетного законодательства |
обеспечивает достижение ожидаемых результатов |
Таблица 3
План реализации Подпрограммы в 2013 году
N п/п |
Наименование основного мероприятия Подпрограммы |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Финансирование (тыс. рублей) |
||
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1. |
Организация работы по составлению проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области на очередной финансовый год и плановый период |
отраслевые управления и отделы министерства финансов Оренбургской области |
01.01.2013 |
31.12.2013 |
проект областного бюджета и прогноз консолидированного бюджета |
|
|
2. |
Осуществление методологического руководства в области финансово-бюджетного планирования |
отраслевые управления и отделы министерства финансов Оренбургской области |
01.01.2013 |
31.12.2013 |
повышение качества планирования бюджетных показателей |
|
|
3. |
Организация исполнения и исполнение областного бюджета на 2013-годы |
отраслевые управления и отделы министерства финансов Оренбургской области |
01.01.2013 |
31.12.2013 |
повышение качества нормативных правовых актов и работы по исполнению бюджета |
|
|
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Расходы на реализацию Подпрограммы в 2013 - 2020 годах не выделяются, ресурсное обеспечение Подпрограммы не приводится.
6. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, зависящими от исполнителя (технологические риски и организационные риски), так и рисками, относящимися к внешним: изменения законодательства и внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения. Оказать существенное влияние на последнюю категорию исполнитель не может, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Комплексная оценка и информация о предполагаемых рисках, полученные на этапе подготовки Подпрограммы, в значительной степени упрощают оперативное управление действиями исполнителей и способствуют предупреждению негативных тенденций, связанных с невыполнением поставленных задач.
К внешним факторам могут быть отнесены:
возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, а также в финансово-бюджетной сфере;
изменения федерального и областного законодательства, определяющего систему мероприятий.
К внутренним факторам можно отнести:
нарушение сроков реализации как отдельных мероприятий, так и всей Подпрограммы в целом;
проблема координации деятельности участников и исполнителей Подпрограммы.
Подпрограмма построена исходя из принципа реалистичности реализации мероприятий.
Однако при принятии новых правовых актов, подготовке отчетных материалов либо иных мероприятий в силу временных ограничений и высокой загруженности текущей работой возможны нарушения сроков.
Риски, определенные внутренними факторами, будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач Подпрограммы необходимо:
детально проработать схему взаимодействия участников и исполнителей процессов реализации Подпрограммы;
координировать деятельность участников и исполнителей по реализации мероприятий Подпрограммы;
контролировать достижение поставленных на определенном этапе задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий Подпрограммы;
регулярно осуществлять информационную поддержку реализации мероприятий Подпрограммы;
проводить повышение квалификации и переподготовку работников, принимающих участие в реализации Подпрограммы;
привлекать консультационные организации и экспертов, имеющих опыт проведения работ по повышению эффективности бюджетных расходов и совершенствованию системы управления;
стимулировать деятельность исполнителей Подпрограммы.
Снижение факторов риска может быть обеспечено путем проведения разъяснительной работы и широкого использования средств массовой информации для освещения деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Подпрограммы к воздействию внешних и внутренних факторов риска.
Основные риски реализации Подпрограммы и меры по их минимизации сгруппированы и представлены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка рисков реализации Подпрограммы
N п/п |
Наименование группы рисков (описание рисков) |
Меры по снижению рисков |
1 |
2 |
3 |
I. Изменения законодательства и внешней экономической ситуации | ||
1. |
Непредсказуемость изменений федерального и областного законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
осуществление мониторинга экономической ситуации в России, Оренбургской области и изменений законодательства с оценкой возможных последствий принятия тех или иных правовых актов |
2. |
Риск изменения экономической обстановки в связи с изменениями функционирования основных бюджетообразующих предприятий |
|
II. Технологические риски | ||
3. |
Недостаточный уровень квалификации сотрудников по отдельным направлениям Подпрограммы |
реализация инновационных программ обучения для сотрудников |
4. |
Риск невыполнения мероприятий в связи с вновь возникшими финансовыми, техническими и организационными сложностями |
мониторинг и контроль соблюдения сроков выполнения работ и анализ причин отклонений |
III. Организационные риски | ||
5. |
Возможные изменения структуры в ближайшие годы, требующие изменения структуры управления Подпрограммой |
формирование гибкой структуры управления реализацией Подпрограммы на основе технологии управления проектами |
6. |
Организационная инертность отдельных подразделений при реализации мероприятий Подпрограммы |
мониторинг исполнительской дисциплины и максимальное использование внутренних ресурсов для реализации основных направлений Подпрограммы |
IV. Управленческие и политические риски | ||
7. |
Риски, связанные с негативной реакцией общественности на мероприятия Подпрограммы |
проведение активных PR-мероприятий с внешней средой реализации Подпрограммы, регулярное освещение в средствах массовой информации хода реализации Подпрограммы |
8. |
Политические риски, связанные с изменением функций подразделений, технологий и системы управления |
проведение изменений системы управления во взаимосвязи с реализацией основных направлений Подпрограммы |
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы
В целях оценки эффективности реализации Подпрограммы осуществляется ежегодный анализ достижения показателей результатов деятельности.
В случае отклонения фактических значений целевых индикаторов от плановых проводится анализ причин отклонения и при необходимости - корректировка плана мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.