Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 58. Зоны, формируемые санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями
1. Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В настоящих Правилах приняты ориентировочные размеры санитарно-защитных зон - СЗЗ - и санитарных разрывов - СР - с учетом рекомендуемых минимальных размеров СР и ориентировочных СЗЗ в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) и генеральным планом города Оренбурга. Границы СЗЗ учитывают перечень предприятий, прекративших свое существование на территории города Оренбурга, представленный Комитетом экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга письмом от 15.09.2008 N 1-29-01-09/952.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Проект СЗЗ обязателен для каждого предприятия, имеющего санитарную опасность (либо для группы предприятий - проект единой СЗЗ промузла, комплекса, промзоны).
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса, промзоны) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитных полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Размер санитарно-защитной зоны для аэропорта города Оренбурга устанавливается специализированным проектом на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения) устанавливаются также для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок.
Установление величины зон негативных воздействий электромагнитных полей (в составе СЗЗ и зон ограничения застройки - ЗОЗ) в местах размещения передающих радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчета интенсивности электромагнитного излучения радиочастот.
В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарные разрывы вдоль трассы высоковольтной линии, за пределами которых напряженность электрического поля не превышает 1 кВ/м.
При вводе объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации санитарный разрыв должен быть скорректирован по результатам инструментальных измерений.
Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, устанавливаются санитарные разрывы (охранные зоны). Рекомендуемые минимальные расстояния учитывают степень взрыво- и пожароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом категории и диаметра трубопроводов. Охранные зоны магистральных газопроводов устанавливаются в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения несчастных случаев, исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки). Земельная площадь охранных зон используется с соблюдением требований регламента.
Границы санитарно-защитных зон и санитарных разрывов производственных, коммунальных и прочих объектов ввиду отсутствия расчетных (предварительных и окончательных) размеров СЗЗ в Правилах приняты как ориентировочные в соответствии с классификацией санитарной опасности объектов новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и материалами генерального плана города Оренбурга с уточнениями по данным письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 10.06.2008 N 08-3269.
Границы санитарно-защитных зон понизительных подстанций ввиду отсутствия ориентировочных, предварительных и окончательных размеров СЗЗ в Правилах учтены по аналогам в соответствии с расчетными параметрами (методические рекомендации НИИ гигиены и санитарии им. А.Н. Марзеева) и откорректированы (с точностью, обеспечиваемой подосновой и масштабом схемы) с учетом экранирующего влияния прилегающих к подстанциям объектов.
Размеры санитарных разрывов (охранных зон) линий электропередачи приняты в зависимости от их напряжения (кВ) в соответствии с СН 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты", МУ 4109-86 "Методические указания по определению электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенические требования к их размещению", а также новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В графических материалах настоящих Правил в системе зон с особыми условиями использования территорий отдельно выделены территории санитарно-защитных зон выносимых (реконструируемых, перепрофилируемых) предприятий и предприятий, требующих принятия дополнительных решений по выносу (реконструкции, перепрофилированию) в целях учета перспективных возможностей градостроительного использования земельных участков, освобождающихся от ограничений СЗЗ в случае реализации выноса (реконструкции, перепрофилирования) предприятий.
2. Санитарно-защитные полосы водоводов
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В пределах санитарно-защитной полосы, соответственно ее назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Санитарно-защитные полосы водоводов организуются на всех водоводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Границы санитарно-защитных полос магистральных водоводов учтены в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", материалами генерального плана города и письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 10.06.2008 N 08-3269.
3. 1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению заинтересованных организаций.
В графических материалах Правил границы 1-го пояса ЗСО показаны по материалам генерального плана города и откорректированы в соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 10.06.2008 N 08-3269 и письмом ООО "Оренбург Водоканал" от 30.05.2008 N 02/1397. Представленные сведения основываются на СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" и на Решении малого Совета народных депутатов N 338-мс от 11.08.1993 "О зонах санитарной охраны проектируемых и действующих водозаборов города Оренбурга".
3а. 1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения, выводимых из эксплуатации
Часть 1-го пояса зоны санитарной охраны водозаборов вдоль русла р. Урал, утрачивающая свой статус и режим после вывода из эксплуатации ковшового поверхностного водозабора (см. "Схему зон с особыми условиями использования территорий" - "2 (МОД). Зоны, формируемые санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями (в части материалов ограниченного доступа").
4. 2-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Второй пояс (пояс ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарные мероприятия должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Целью мероприятий является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Определение границ второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий проводится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению заинтересованных организаций.
В графических материалах Правил границы 2-го пояса ЗСО показаны по материалам генерального плана города и откорректированы в соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 10.06.2008 N 08-3269 и письмом ООО "Оренбург Водоканал" от 30.05.2008 N 02/1397. Представленные сведения основываются на СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
5. 3-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Третий пояс (пояс ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарные мероприятия должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Целью мероприятий является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Определение границ третьего пояса ЗСО подземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий проводится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению заинтересованных организаций.
В графических материалах Правил границы 3-го пояса ЗСО показаны в соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 10.06.2008 N 08-3269 и письмом ООО "Оренбург Водоканал" от 30.05.2008 N 02/1397. Представленные сведения основываются на СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
6. Водоохранные зоны водотоков и водоемов
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Обеспечение рационального использования и охрана водных объектов осуществляется бассейновыми советами, которые осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов.
Документированные сведения о водоохранных зонах включаются в государственный водный реестр.
В графических материалах настоящих Правил границы водоохранных зон показаны в соответствии с генеральным планом города и Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ст. 65).
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. На их территориях вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Прибрежной защитной полосой является территория, непосредственно примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима на территории прибрежной защитной полосы является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Обеспечение рационального использования и охрана водных объектов осуществляется бассейновыми советами, которые осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов.
Документированные сведения о прибрежных защитных полосах включаются в государственный водный реестр.
Размеры прибрежных защитных полос составляют 30 - 50 м в зависимости от местных орографических условий. Границы прибрежных защитных полос устанавливаются в соответствии с Водным кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ либо специализированным проектом.
7. Особо охраняемые природные территории
- а) В составе особо охраняемых природных объектов и территорий Правилами в соответствии с распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21.05.1998 N 505-р "О памятниках природы" и материалами утвержденного генерального плана города Оренбурга учтены следующие памятники природы:
- "Гора Хусаинова" (43,9 га);
- "Гора Маяк" (51,2 га);
- "Оренбургский крепостной яр" ("Беловский яр") (10,0 га).
- Границы предлагаемого к организации государственного природного заказника "Гора Сулак" учтены в соответствии с письмом Института степи Уральского отделения Российской Академии наук от 09.11.2007 N 16380-1256-275 и письмом Комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга от 05.12.2007 N 24/1-4245, а также материалами генерального плана города Оренбурга.
- б) Для особо охраняемых природных объектов и территорий в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ регламенты не устанавливаются.
- Режим использования земельных участков особо охраняемых природных объектов определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с п. 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и статьей 94 Земельного кодекса РФ.
8. Охранные зоны специализированных больниц (медицинских стационаров с особым режимом работы)
Устанавливаются для специализированных больниц (комплексов) емкостью свыше 1000 коек с пребыванием больных в течение длительного времени, а также для стационаров с особым режимом работы в соответствии с СанПиН 2.1.3.1375-03. Рекомендуется расположение в пригородной зоне и в лесных массивах на расстоянии не менее 500 м от территорий жилой застройки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.