Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к государственной программе
"Экономическое развитие Оренбургской
области" на 2013 - 2015 годы
и на перспективу до 2020 года
(с изменениями от 27 декабря 2013 г.)
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2013 г. N 1244-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства"
(далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Оренбургской области в:
социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового областного продукта, повышению доходов консолидированного бюджета Оренбургской области и внебюджетных фондов;
политическом аспекте - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор МСП сможет лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности, что в конечном итоге определяет задачи органов государственной власти в отношении МСП. В последние годы в российской экономике наметились положительные тенденции к улучшению общей среды деятельности субъектов МСП. Меры Правительства Российской Федерации по дебюрократизации экономики и созданию условий для развития МСП способствовали расширению предпринимательской инициативы, росту количества субъектов МСП, увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал субъектов МСП.
Основной задачей на предстоящий период должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса. Программно-целевой метод поддержки МСП обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определит приоритеты в развитии МСП области.
Динамика изменений в состоянии сферы малого предпринимательства в Оренбургской области за период с 2011 по 2012 год представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика развития малого
предпринимательства в Оренбургской
области в 2011 - 2012 годах
Показатель |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
Количество малых (без микро) и средних предприятий |
2372 |
2843 |
Среднесписочная численность работников без внешних совместителей малых (без микро) и средних предприятий (человек) |
96553 |
103572 |
Оборот малых (без микро) и средних предприятий (млн. рублей) |
133 319,4 |
157 005,4 |
Инвестиции в основной капитал малых (без микро) и средних предприятий (млн. рублей) |
8 386,5 |
9 387,4 |
Уплачено единого налога на вмененный доход и по упрощенной системе (млн. рублей) |
1 986,7 |
2 272,6 |
Средняя численность работников на одно предприятие (человек) |
40 |
36 |
Оборот на одно предприятие (тыс. рублей) |
56 205,5 |
55 225,2 |
Объем инвестиций в основной капитал на одно предприятие (тыс. рублей) |
3 535,6 |
3 301,9 |
Количество индивидуальных предпринимателей (человек) |
59297 |
55299 |
По данным за 2012 год, количество малых предприятий в Оренбургской области составило 2 600 единиц против 2 141 единицы в 2011 году. Прирост количества средних предприятий составил 12 единиц, или 5,2 процента (243 единицы - в 2012 году, 231 единица - в 2011 году). Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось с 59,3 тыс. единиц в 2011 году до 55,3 тыс. единиц в 2012 году.
Численность населения, занятого на малых и средних предприятиях, увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 7,3 процента, но средняя численность работников на одно предприятие уменьшилась на 4 человека.
Объем оборота малых и средних предприятий увеличился в 1,18 раза.
Прирост инвестиций в основной капитал малых предприятий за 2012 год составил 11,9 процента к уровню 2011 года.
Вклад СМП в доходную часть консолидированного бюджета Оренбургской области оценивается только по результатам учета поступления налогов от СМП по специальным налоговым режимам, включающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. По данным направлениям в областной бюджет за 2011 - 2012 годы от СМП поступило доходов в сумме более 4,2 млрд. рублей.
Развитие МСП продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
недостаточная ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития МСП. В правовой плоскости лежит решение проблем формирования системы страхования от потенциальных рисков, совершенствование системы защиты прав субъектов МСП. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки МСП, касающиеся кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования;
основной внутренний ограничитель развития МСП - недостаточность финансовой базы. Основной источник финансирования развития - доходы от собственной деятельности. Внешнее банковское финансирование в настоящий момент не решает проблем развития МСП. Основная проблема связана с особенностями самого МСП - невозможностью предоставить гарантии, непрозрачностью финансовых потоков, а со стороны банковской системы - слабым владением технологиями кредитования микро- и малых предприятий;
ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность МСП на рынке труда, оборудования, недвижимости. Дефицит работников необходимой квалификации, качественного оборудования, помещений - ситуация типичная для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства;
масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвычайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход от стадии старта к стадии роста;
ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также ограниченность внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей МСП, а значит, и их конкурентных характеристик;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП;
социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, допущение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающих текучесть кадров в предпринимательской среде.
Решение данных проблем программными методами осуществляется на основе выделения целевых групп поддержки: стартующих, действующих и растущих субъектов МСП.
Для стартующих субъектов МСП наиболее острой является проблема первоначального капитала. Инструменты - микрофинансирование, франчайзинг, лизинг. Расчетные цели - рост числа субъектов МСП, рационализация структуры промышленности (по размеру предприятий), устойчивость и маневренность производственного комплекса.
Для стартующего малого бизнеса следует существенно облегчить доступ к аренде и лизингу. По аренде - повысить прозрачность сделок на рынке аренды помещений, находящихся в собственности государства, муниципальных образований, путем формирования банка данных; обеспечить дифференцированные ставки арендной платы по государственной собственности; поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов. Расчетная цель - увеличение числа субъектов МСП.
Для действующих субъектов МСП необходимо улучшить доступ к банковскому кредитованию. Основной рычаг - разработка и применение гарантийных схем; наложение их на существующую инфраструктуру и создание недостающих звеньев; наполнение схем финансовым потоком, где бюджетные средства играют роль катализатора, аккумулятора. Расчетные цели - развитие и повышение устойчивости МСП.
Эта категория МСП нуждается в снижении барьеров при долгосрочной аренде или выкупе земли, при получении разрешений на строительство. Актуально расширение прав по аренде с выкупом; комплекс мер, гарантирующих субъектам МСП, арендующим помещение и оборудование у государственных предприятий и организаций, стабильность бизнеса при банкротстве или смене арендодателя. Расчетная цель - развитие МСП, возможность диверсификации, переход в следующую размерную группу.
Для растущих субъектов МСП помимо общих гарантий по банковским кредитам важна гарантийная поддержка инвестиционных проектов. Расчетная цель - снижение барьеров перехода из малого бизнеса в средний, рациональная структура экономики по размерным группам предприятий, поддержка точек роста нового частного бизнеса до масштабов, достаточных для отраслевой структурной перестройки, рост конкурентоспособности субъектов МСП.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы), описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, роков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Стимулирование малого и среднего предпринимательства в сферах агропромышленного комплекса и наукоемких производств, изготовлении продукции для сферы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, сельскохозяйственного машиностроения, бытовой техники, поддержка малых и средних предприятий, специализирующихся на оказании дизайнерских услуг по разработке готовых промышленных изделий, доработка нефтяных месторождений силами малых и средних предприятий - задачи, определенные стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, развивать малый и средний бизнес как прочную основу экономики, обеспечение доли занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства до 40 процентов - планируемый результат реализации комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области по выполнению послания Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года".
Цель подпрограммы - реализация государственной политики поддержки и развития МСП в Оренбургской области, направленной на создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решения задач социально-экономического развития области.
Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:
расширение доступа субъектов МСП к государственной поддержке путем совершенствования механизмов ее использования, развития новых механизмов, привлечения дополнительных инвестиций в малый и средний бизнес, в том числе за счет активизации межобластного и международного сотрудничества;
обеспечение развития инфраструктуры поддержки МСП путем создания недостающих объектов инфраструктуры в функциональном и территориальном разрезе, а также укрепление материально-технической базы действующих инфраструктурных организаций, в том числе создание центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП;
повышение профессионализма кадров в предпринимательской среде, а также работников организаций инфраструктуры поддержки МСП.
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы будут являться:
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области;
прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями;
прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Перечень целевых показателей (индикаторов) с разбивкой по годам приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация подпрограммы позволит увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, более чем на 5,5 процента, оборот продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями более чем на 75 процентов, объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по таким специальным налоговым режимам как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности более чем на 55 процентов.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса основных мероприятий, который включает в себя следующие направления:
совершенствование внешней среды для развития предпринимательства;
информационное обеспечение субъектов МСП;
финансовая поддержка МСП;
развитие региональной инфраструктуры МСП.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственно-правового регулирования
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3118/691-IV-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области".
Кроме того, будут проводиться мероприятия по актуализации нормативно-правовой базы Оренбургской области, регулирующей деятельность субъектов МСП и предусматривающей реализацию основных направлений государственной поддержки МСП, равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов государственной власти, защиту прав и законных интересов предпринимателей.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы по мероприятию "Субсидии государственному бюджетному учреждению Оренбургской области "Оренбургский областной бизнес-инкубатор" на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг" субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются следующие государственные услуги:
предоставление консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
предоставление организационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание указанных государственных услуг представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
В рамках реализации подпрограммы предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Субсидии на софинансирование муниципальных программ предоставляются ежегодно по результатам конкурса при выполнении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства;
наличие в бюджете муниципального образования средств на финансирование муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства.
Уровень софинансирования устанавливается в зависимости от расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований (таблица 2).
Таблица 2
Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования |
Доля средств областного бюджета (процентов не более) |
до 1,0 |
90 |
свыше 1,0 |
80 |
Порядок организации и проведения конкурса среди муниципальных образований области, порядок, условия, методика расчета размера субсидий на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и их распределение между муниципальными образованиями утверждаются постановлением Правительства Оренбургской области.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также государственные внебюджетные фонды не принимают участия в реализации подпрограммы.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2013 г. N 1244-пп в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 335 282,4 тыс. рублей. Финансирование будет осуществляться за счет средств областного бюджета, в том числе по годам реализации:
2014 год - 123 653,9 тыс. рублей;
2015 год - 119 000,5 тыс. рублей;
2016 год - 123 765,6 тыс. рублей;
2017 год - 242 215,6 тыс. рублей;
2018 год - 242 215,6 тыс. рублей;
2019 год - 242 215,6 тыс. рублей;
2020 год - 242 215,6 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий подпрограммы возможно привлечение средств федерального бюджета в порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 3.
Таблица 3
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий подпрограммы, оценки эффективности использования бюджетных средств; мониторинг результативности реализации подпрограммы |
недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий подпрограммы |
низкий |
проведение подготовки и переподготовки кадров |
|
Внешние риски |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы; использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий подпрограммы для частных инвесторов |
недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета |
высокий |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников |
|
возможные изменения федерального и областного законодательства |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; своевременное внесение изменений в правовые акты и (или) принятие правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
|
недоверие субъектов экономической деятельности к доступности мероприятий Подпрограммы |
низкий |
осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов экономической деятельности о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления |
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 12 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.