Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к государственной программе Оренбургской
области "Развитие физической культуры,
спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 1.
"Развитие физической культуры и массового спорта"
государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
7 августа, 30 декабря 2014 г., 30 марта, 22 мая 2015 г., 8 февраля, 8 июля 2016 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 8 июля 2016 г. N 500-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
I. Общая характеристика реализации подпрограммы
Физическая культура и массовый спорт являются одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Оренбургской области. Минспорттуризмом осуществляется деятельность, способствующая созданию основ для сохранения и улучшения здоровья жителей Оренбургской области, повышению их работоспособности, что будет содействовать обеспечению долгосрочной социальной стабильности.
Занятия физическими упражнениями являются фактором, противодействующим болезням, способствуют повышению физической активности оренбуржцев в течение периода их трудовой активности и жизни в целом.
Физическая культура и массовый спорт становятся все более значимым социальным явлением, положительно влияющим на внедрение здорового образа и спортивного стиля жизни среди населения, образование и воспитание подрастающего поколения, активное проведение досуга и оздоровление различных социальных групп населения и реабилитацию инвалидов.
Улучшение социально-экономического положения как в целом в Российской Федерации, так и в Оренбургской области за последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций, имеющих место в современном обществе.
В настоящее время удалось приостановить кризисные явления и добиться позитивных изменений по основным показателям социальной сферы, в том числе в развитии физической культуры и спорта, создать фундамент для дальнейших более активных и целенаправленных действий по развитию этой отрасли в Российской Федерации и Оренбургской области.
Создается необходимая нормативно-правовая и материально-техническая база массового физкультурного движения, предпринимаются меры по созданию и организации успешного функционирования управленческой системы развития физической культуры и массового спорта на областном уровне.
Государственная политика способствует тому, что удается обеспечить улучшение как количественных, так и качественных показателей, характеризующих развитие физической культуры и массового спорта.
Доля граждан Оренбургской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения растет. В 2008 году этот показатель был равен 19,4 процента, по итогам 2012 года он составил 25,8 процента.
По сравнению с 2008 годом число оренбуржцев, систематически занимающихся физической культурой, увеличилось более чем на 110,0 тысячи человек и по итогам 2012 года составило 521,1 тысячи занимающихся.
Продолжает функционировать система организации и проведения комплексных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, позволяющая охватить практически все профессиональные, социальные и возрастные группы населения. Ежегодно более полумиллиона человек принимают участие в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях.
Традиционно проводятся комплексные массовые спортивные мероприятия: областные зимние сельские спортивные игры "Оренбургская снежинка", областные летние сельские спортивные игры "Золотой колос Оренбуржья", фестиваль рабочего спорта, фестиваль студенческого спорта, спартакиада учреждений начального профессионального образования "Рабочая смена", спартакиада учреждений среднего профессионального образования "Юность Оренбуржья", игры школьников "Старты надежд", полицейские игры, армейские игры и другие.
В Оренбургской области работают 118 клубов по месту жительства, в том числе 52 подростковых клуба.
Общее число лиц, занимающихся физической культурой и спортом в клубах по месту жительства, составляет 36315 человек. В городах Оренбургской области их численность составляет 25374 человек#, в сельских районах - 10941.
Внеучебной секционной работой спортивной направленности охвачены 158,7 тысячи учащихся и студентов, или 55,7 процента от общей численности этой категории жителей Оренбургской области.
Выполнено поручение Президента Российской Федерации о введении третьего урока физической культуры, который проводится во всех школах Оренбургской области.
Обеспечено создание 262 школьных спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций (общее количество занимающихся - 19,4 тысячи человек).
Созданы спортивные клубы в 4 ведущих вузах Оренбургской области, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта.
Серьезное внимание уделяется вопросам повышения кадровой обеспеченности отрасли, информированию населения о состоянии физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни.
В сфере физической культуры и спорта Оренбургской области работают 3859 штатных физкультурных работников, что составляет 73,3 процента в отношении к социальному нормативу, в том числе 3220 человек (83,4 процента) имеют специальное образование в сфере физической культуры и спорта, профильное высшее профессиональное образование имеют 2575 человек (66,7 процента).
Ежегодно в Оренбургской области проводятся мероприятия, направленные на повышение профессионального мастерства работников физической культуры и спорта, в том числе курсы повышения квалификации, научно-практические конференции международного, всероссийского и областного уровней, семинары, совещания с участием руководителей и организационных работников спортивных учреждений, тренеров, судей по видам спорта.
В институте физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО "ОГПУ", государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга, государственном бюджетном образовательном учреждении профессионального образования "Училище (техникум) Олимпийского резерва" ведется подготовка тренеров и преподавателей для работы в отрасли.
Значительные усилия органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления Оренбургской области направлены на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Оренбургская область заняла 3 место в I Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работы по пропаганде здорового образа жизни и физической культуры среди субъектов Российской Федерации.
На областном телевидении осуществляется выпуск спортивных телевизионных программ: "Оренбургский спорт", "Страна Спортивная. Оренбуржье", "Спортивная доблесть Оренбуржья", телевизионная версия спортивно-оздоровительного фестиваля школьников "Веселые старты". Выпускается печатное издание - журнал "Спорткурьер Оренбургской области", размещаются пропагандистские материалы в местах массового пребывания жителей Оренбургской области, действуют спортивные сайты в сети Интернет, печатаются информационные материалы о состоянии и развитии физической культуры и спорта.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, ряд направлений в организации работы по развитию физической культуры и массового спорта требует более детального внимания.
Остается высокой доля учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Необходимо обеспечить принятие мер для организации занятий по физической культуре и массовому спорту с этой группой населения.
Почти 40,0 процента молодых людей, посещающих учебные занятия по физической культуре, не занимаются в спортивных секциях. Это обусловлено нехваткой современных объектов спорта, способных предоставить качественные физкультурные и спортивные услуги по месту жительства, недостаточным количеством спортивных сооружений в образовательных организациях, отсутствием во многих из них школьных и студенческих спортивных клубов.
Серьезная работа по введению третьего урока физической культуры во всех общеобразовательных организациях способствовала повышению двигательной активности детей. Однако своевременно не произошло увеличение площадей объектов спорта в достаточном количестве.
Одним из проблемных вопросов является недостаточная обеспеченность населения квалифицированными физкультурными и спортивными кадрами. В настоящее время доля штатных работников физической культуры и спорта, имеющих специальное образование, в общем их числе составляет в целом по Оренбургской области 73,3 процента. Требуется изменение подходов к оказанию услуг в сфере физической культуры и спорта. Высокая конкуренция со стороны других видов активного отдыха населения требует предоставления услуг высокого качества, способных привлечь население Оренбургской области к организованным занятиям спортом. Для этого необходимо проводить мероприятия, направленные на изменение подходов к качеству услуг, предоставляемых в отрасли, с целью их существенного улучшения, регулярно повышать уровень профессионального мастерства тренерского и преподавательского состава.
Требует решения вопрос развития адаптивной физической культуры.
Занятиями физической культурой и спортом в Оренбургской области охвачено 3,3 процента лиц с ограниченными возможностями здоровья от общего количества лиц данной категории, которым не противопоказаны занятия спортом и физической культурой.
В Оренбургской области на базах спортивных школ, организаций системы дополнительного образования детей, научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации ФГБОУ ВПО "ОГПУ" паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта занимаются 185 детей и подростков:
для занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов в муниципальном образовательном автономном учреждении дополнительного образования детей г. Орска "Детско-юношеская спортивная школа "Свобода" открыто отделение конного спорта и организованы занятия для группы детей с заболеванием детским церебральным параличом (12 человек);
в детско-юношеской спортивной школе N 2 г. Оренбурга волейболом, голболом занимаются 50 человек из числа лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих;
в детско-юношеской спортивной школе N 3 г. Оренбурга легкой атлетикой, конькобежным спортом, лыжными гонками, спортивными играми занимаются 42 человека из числа глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих;
в детско-юношеской спортивной школе "Юбилейный" г. Оренбурга легкой атлетикой занимаются 10 человек из числа глухих и слабослышащих, с поражениями опорно-двигательного аппарата;
в научно-практическом центре адаптивного спорта и физической реабилитации ФГБОУ ВПО "ОГПУ" волейболом, футзалом, настольным теннисом занимаются 56 человек из числа глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата;
в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества" Промышленного района г. Оренбурга туризмом занимаются 15 человек из числа слепых и слабовидящих.
Имеются проблемы, препятствующие созданию отделений по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта в существующих детско-юношеских спортивных школах:
отсутствие тренерско-преподавательского состава для работы с данной категорией занимающихся;
отсутствие в уставах детско-юношеских спортивных школ пункта о работе с данной категорией детей, подростков и молодежи;
отсутствие в бюджетах детско-юношеских спортивных школ финансовых средств на открытие и функционирование данных отделений (заработная плата тренерам, приобретение специальных тренажеров и оборудования);
неприспособленность материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ к работе с данной категорией занимающихся, необеспечение их доступности (отсутствие пандусов, кнопок вызовов, непреодолимые ступени, малые размеры дверных проемов и иное);
низкая заинтересованность детей-инвалидов и их родителей в занятиях спортом.
Возможности средств массовой информации, информационно-пропагандистских технологий по вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом используются не в полной мере.
Пропаганда сознательного отношения к формированию собственного образа жизни, активной общественной позиции с использованием передовых методик, с учетом опыта информационной и пропагандистской работы имеет ключевое значение в ходе реализации задач подпрограммы.
Основой пропаганды здорового образа жизни должно стать комплексное продвижение положительного имиджа занятий физической культурой и спортом, подкрепленное примером ведущих спортсменов, проявивших себя на российском и международном уровне.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Одним из основных приоритетных направлений государственной политики является вовлечение населения Оренбургской области, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе:
развитие организационной структуры, способной обеспечить проведение занятий массовым спортом в учреждениях, организациях по месту жительства и работы населения;
развитие системы проведения массовых спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий;
обеспечение дополнительных условий для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание и поддержка спортивных клубов, работающих с инвалидами, обеспечение их участия в соревнованиях различного уровня;
содействие развитию студенческих спортивных клубов, создание возможностей для участия студенческих команд в спортивных соревнованиях;
совершенствование нормативно-правового регулирования предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта;
оказание информационной поддержки населению в целях популяризации физической культуры и спорта, здорового образа и спортивного стиля жизни;
осуществление комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, подготовленных с участием средств массовой информации, с учетом увеличения объемов вещания на эти цели.
Целью подпрограммы является удовлетворение потребностей граждан в физическом развитии посредством организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих основных задач:
обеспечение населению Оренбургской области возможностей для совершенствования двигательной активности и формирования здорового образа жизни;
информационное обеспечение, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди населения Оренбургской области;
поэтапное внедрение ВФСК ГТО.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов законодательной власти Оренбургской области, органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления Оренбургской области, общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности Оренбургской области.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 8 июля 2016 г. N 500-пп в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
III. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предполагается.
Для достижения намеченной цели в рамках подпрограммы предусматривается реализация основных мероприятий.
Основное мероприятие 1.1 "Проведение физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий среди всех возрастных, профессиональных и социальных групп населения в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Оренбургской области" включает в себя организацию и проведение:
комплексных физкультурных и спортивных мероприятий среди сельских и городских жителей Оренбургской области: областных летних сельских спортивных игр "Золотой колос Оренбуржья", областных зимних сельских спортивных игр "Оренбургская снежинка", областного фестиваля рабочего спорта;
мероприятий среди силовых структур: полицейских, армейских игр, спартакиад Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" и других;
мероприятий в рамках областного смотра-конкурса "Оренбургская параллель - движение для здоровья": "Нежинского марафона", "Дня детства", фестиваля женского спорта "Оренбургская сударыня", встреч физкультурного актива сельских районов и городов Оренбургской области с руководством Оренбургской области;
мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (соревнования по видам спорта, областные спартакиады);
спартакиады среди детских, подростковых клубов и дворовых детских команд по месту жительства "За здоровое Оренбуржье";
соревнований и спартакиады среди воспитанников детских домов, школ-интернатов и учащихся специальных (коррекционных) образовательных организаций;
областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", областного этапа Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры";
мероприятий среди молодежи допризывного и призывного возраста: спартакиады допризывной молодежи, спартакиады казаков и иных;
областного физкультурного детского спортивного телевизионного фестиваля "Веселые старты";
мероприятий среди спортивных семей, в том числе конкурса "Папа, мама и я - спортивная семья";
областных игр учащихся "Старты надежд";
областных спартакиад и фестиваля студентов высших учебных заведений, учащихся организаций среднего профессионального образования (фестиваля студенческого спорта, спартакиады "Юность Оренбуржья", спартакиады "Рабочая смена").
Основное мероприятие 1.2 "Участие сборных команд Оренбургской области во всероссийских и международных физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях среди различных возрастных, социальных и профессиональных групп населения" включает в себя:
участие команд Оренбургской области во Всероссийских летних и зимних сельских спортивных играх;
участие предприятий Оренбургской области во Всероссийской спартакиаде трудовых коллективов Российской Федерации;
участие студенческих команд во всероссийских и международных соревнованиях по видам спорта, спартакиадах, фестивалях, играх;
оказание финансовой поддержки студенческим спортивным клубам высших учебных заведений Оренбургской области, имеющих государственную аккредитацию;
оказание финансовой поддержки студенческим командам, участвующим в лигах по игровым видам спорта;
оказание финансовой поддержи# ассоциации студенческого баскетбола Оренбургского дивизиона;
участие школьных команд во всероссийских этапах Президентских состязаний и Президентских игр;
участие сборных команд и делегаций Оренбургской области во всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях среди силовых структур, военных, пожарных и иных;
организацию и проведение тренировочных мероприятий для команд Оренбургской области, участвующих во всероссийских и международных комплексных, физкультурных и спортивных мероприятиях.
Основное мероприятие 1.3 "Обеспечение развития физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" включает в себя:
создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом маломобильных групп населения, проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди инвалидов;
оказание финансовой поддержки Оренбургской региональной общественной физкультурно-спортивной организации инвалидов "Следж-хоккейный клуб "Ястребы";
обеспечение участия команд инвалидов Оренбургской области во всероссийских и международных соревнованиях по видам спорта, спартакиадах, фестивалях, играх.
Основное мероприятие 1.4 "Информационное обеспечение областных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, областных физкультурно-оздоровительных мероприятий, участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни" включает в себя:
подготовку ежегодного аналитического доклада о состоянии физической культуры и спорта в Оренбургской области, информационных материалов по вопросам развития физической культуры и спорта;
выпуск на региональном телевидении телевизионных спортивных программ информационной, пропагандистской физкультурной и спортивной направленности, журналов с материалами о физической культуре и спорте, тренерах, спортсменах, командах, проведение брифингов и другое.
Основное мероприятие 1.5 "Проведение областного смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы муниципальными образованиями Оренбургской области" включает в себя:
проведение смотра-конкурса с целью стимулирования деятельности муниципальных органов управления физической культурой и спортом по развитию отрасли, обеспечивающему достижение целевых ориентиров и показателей Программы;
предоставление иных межбюджетных трансфертов победителям и призерам смотра-конкурса на приобретение спортивного инвентаря и оборудования.
Основное мероприятие 1.6 "Выполнение работ по проведению в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Оренбургской области" включает в себя:
обеспечение подведомственными минспорттуризму учреждениями работ по проведению областных физкультурных и спортивных мероприятий;
содействие населению Оренбургской области в получении качественных услуг физкультурной и спортивной направленности.
Основное мероприятие 1.7 "Поэтапное внедрение ВФСК ГТО" включает в себя мероприятия по созданию условий для подготовки и выполнения населения Оренбургской области нормативов и требований ВФСК ГТО.
Основное мероприятие 1.8 "Интеграция общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в развитии физического воспитания и детско-юношеского спорта" включает в себя мероприятия, направленные на проведение школьных и областных соревнований с участием обучающихся общеобразовательных организаций.
IV. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств областного бюджета с расшифровкой по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограммы, годам ее реализации
Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет средств областного бюджета приводится в приложении N 3 к Программе.
Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
V. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Подпрограммы составляет 0,20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.