Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Управление государственными финансами
и государственным долгом
Оренбургской области"
Подпрограмма 2
"Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов"
13 марта, 4 августа, 29 декабря 2014 г., 28 декабря 2015 г., 19 апреля 2016 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 19 апреля 2016 г. N 276-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы 2
"Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Участники подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
создание необходимых условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований области |
Задачи подпрограммы |
- |
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Оренбургской области; расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению; распределение средств, предусмотренных в областном бюджете на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов; финансовое обеспечение переданных городским округам и муниципальным районам области отдельных государственных полномочий |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
наличие в проекте закона Оренбургской области "Об областном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период)" предложений по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты; уровень бюджетной обеспеченности поселений, установленный в качестве критерия выравнивания; уровень бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов, установленный в качестве критерия выравнивания; просроченная кредиторская задолженность в бюджетах муниципальных районов области по обязательствам, связанным с расчетом и предоставлением дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета; уровень бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов области, установленный в качестве критерия выравнивания; отношение доходов и источников финансирования дефицита к расходам бюджетов городских округов и муниципальных районов; степень выполнения муниципальным образованием городской округ г. Оренбург условий соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на выполнение функций административного центра Оренбургской области; наличие распределения до 1 апреля финансового года иных межбюджетных трансфертов на социально значимые мероприятия, утверждаемые депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области, между бюджетами городских округов и муниципальных районов; степень финансового обеспечения выполнения городскими округами и муниципальными районами области государственных полномочий в рамках предоставляемой единой субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий; степень финансового обеспечения выполнения городскими округами и муниципальными районами области, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, переданных им государственных полномочий по первичному воинскому учету; степень перечисления в местные бюджеты дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
40 544 103,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 год - 5 518 116,0 тыс. рублей; 2014 год - 5 242 563,0 тыс. рублей; 2015 год - 5 201 905,8 тыс. рублей; 2016 год - 5 207 364,0 тыс. рублей; 2017 год - 4 839 192,7 тыс. рублей; 2018 год - 4 840 352,7 тыс. рублей; 2019 год - 4 847 304,7 тыс. рублей; 2020 год - 4 847 304,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения области; стабильное финансовое обеспечение переданных муниципальным образованиям области отдельных государственных полномочий |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
На территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года функционировали 607 муниципальных образований, в том числе 8 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 35 муниципальных районов и 563 поселения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в каждом муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местных бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на территории муниципальных образований области.
Так, согласно бюджетному законодательству доходы бюджетов поселений формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение отдельных нотариальных действий, а также отчислений от федеральных и региональных налогов.
Доходная база муниципальных районов области складывается из поступлений земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе:
налога на доходы физических лиц;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.
Бюджеты городских округов области формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Также в бюджеты городских округов области зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
государственной пошлины.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных доходных источников, являющихся источниками формирования региональных бюджетов. Дополнительно к вышеперечисленным мерам межбюджетного регулирования в Оренбургской области устанавливаются дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов области от налога на доходы физических лиц, замещающие часть дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Объем доходов, передаваемых таким образом местным бюджетам, составляет 10 процентов доходов консолидированного бюджета Оренбургской области от налога на доходы физических лиц.
Кроме того, с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований области и укрепления доходной базы местного самоуправления в Оренбургской области с 1 июля 2015 года увеличены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований области от налога на доходы физических лиц.
Однако проблема низкой самообеспеченности муниципальных образований области стоит довольно остро.
В этих условиях межбюджетные трансферты из областного бюджета приобретают регулирующую функцию и занимают наибольший удельный вес в доходах муниципальных образований области.
В целях оптимизации состава и структуры межбюджетных трансфертов в Оренбургской области произведена консолидация субвенций: объединены субвенции по опеке, приемным семьям и патронатному воспитанию детей. Данный инструмент положительно расценивается и муниципальными образованиями области.
Важной задачей является приоритизация межбюджетных трансфертов с учетом сокращения тех из них, которые имеют незначительный объем, а также непосредственно не связаны с реализацией положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606 и носят "грантовый" характер.
С каждым годом увеличивается число высокодотационных городских округов и муниципальных районов. Если в 2009 году их было 18, 2013 году - 25, то в 2015 году их число составляет 29.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации с 2015 года относительно определения высокодотационных муниципальных районов и городских округов значительно изменили их перечень, а именно:
с долей дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превышающей 5 процентов собственных доходов местного бюджета, их число составило 2;
с долей дотации, превысившей 5 процентов собственных доходов местного бюджета, - 3;
с долей дотации, превысившей 20 процентов собственных доходов местного бюджета, - 30;
с долей дотации, превысившей 50 процентов собственных доходов местного бюджета, - 7 (с учетом 6 муниципальных образований области, отнесенных к данной группе в связи с отсутствием годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет в соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Усугубляет ситуацию невозможность расширения круга передаваемых с областного уровня налогов и сборов. Причина заключается в том, что экономика области тяготеет к крупным административным центрам (города Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук, Бугуруслан, ряд сельских районов). Соответственно и налоговый потенциал сосредотачивается в этих муниципальных образованиях области. В таких условиях передача отчислений, например, от налога на прибыль организаций или налога на имущество организаций, в местные бюджеты неизбежно приведет к концентрации поступлений в нескольких территориях, что сделает еще большим разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.
Возникающие периодически отрицательные результаты деятельности крупных градообразующих организаций и, как следствие, возвраты из бюджетов сумм излишне уплаченных налогов влекут за собой значительные объемы выпадающих доходов и могут негативно отразиться на исполнении бюджетов соответствующих муниципальных образований области. Кризисные явления 2008 года - яркое тому подтверждение.
Существуют и неопределенности, обусловленные меняющейся на федеральном уровне налоговой и бюджетной политикой. Поэтому если в Оренбургской области до 2012 года транспортный налог в полном объеме передавался на местный уровень, то с 1 января 2012 года неясность относительно перспектив дальнейшего существования такого налога в связи с повышением акцизов на бензин заставили централизовать транспортный налог в областном бюджете.
Наблюдается тенденция к жесткому закреплению в федеральном законодательстве нормативов отчислений в местные бюджеты от доходов, являющихся источниками формирования региональных бюджетов, что существенно ограничивает права субъектов Российской Федерации по формированию собственной доходной базы и определению источников формирования доходов местных бюджетов. Это не способствует принятию мер (поиску вариантов) по расширению доходной базы местных бюджетов за счет установления отчислений от региональных доходных источников и не учитывает особенности и возможности отдельных субъектов в вопросах межбюджетного регулирования.
Ограниченность возможностей, зависимость от помощи из вышестоящих бюджетов существенно снижают финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и их заинтересованность в развитии собственной доходной базы.
В этих условиях выравнивание бюджетной обеспеченности, расчет и установление обоснованных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, обеспечение сбалансированности местных бюджетов приобретают актуальное значение.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
В ближайшей перспективе кардинальных изменений в сфере межбюджетного регулирования на федеральном уровне не предвидится, поэтому существенного изменения доходных возможностей местных бюджетов не ожидается.
Бюджетная политика в сфере предоставления межбюджетных трансфертов общего характера будет последовательно продолжаться. Из областного бюджета будут выделяться дотации, образующие областной фонд финансовой поддержки поселений и областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и субвенции муниципальным районам области на выполнение государственных полномочий Оренбургской области по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений области. В части установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов кардинальных изменений также не предвидится: будут сохранены единые и дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, в местные бюджеты будет поступать налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с установленными функциями министерство финансов Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим на территории Оренбургской области единство финансовой, бюджетной и налоговой политики.
На министерство финансов Оренбургской области возлагаются осуществление расчета нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, установление размера дотаций, субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений области и фондов финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований области.
Целью подпрограммы является создание необходимых условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, в том числе поселений, муниципальных районов и городских округов;
расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению;
распределение средств, предусмотренных в областном бюджете на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
финансовое обеспечение переданных городским округам и муниципальным районам области отдельных государственных полномочий.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению".
В рамках данного основного мероприятия устанавливаются нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, обеспечивающие баланс возможностей областного бюджета и потребностей местных бюджетов;
основное мероприятие 2 "Выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов из регионального фонда финансовой поддержки поселений".
В рамках данного основного мероприятия производится пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности поселений, являющихся городскими округами, к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания;
основное мероприятие 3 "Выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)".
В рамках данного основного мероприятия производится пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания;
основное мероприятие 4 "Обеспечение организации выполнения полномочий Оренбургской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета".
В рамках данного основного мероприятия производится финансовое обеспечение переданных муниципальным районам области полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета;
основное мероприятие 5 "Обеспечение выполнения полномочий Оренбургской области по предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета".
В рамках данного основного мероприятия производится пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов области, к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания;
Основное# мероприятие 6 "Обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов и муниципальных районов".
В рамках данного основного мероприятия предоставляются дотации бюджетам городских округов и муниципальных районов области на обеспечение сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов области;
основное мероприятие 7 "Компенсация затрат города Оренбурга в связи с осуществлением им функций административного центра Оренбургской области".
В рамках данного основного мероприятия предусматривается предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету города Оренбурга на реализацию мероприятий, связанных с исполнением городом функций административного центра Оренбургской области. Реализация данного основного мероприятия позволит снизить нагрузку на бюджет города Оренбурга в связи с исполнением городом указанных функций;
основное мероприятие 8 "Финансовое обеспечение социально значимых мероприятий".
В рамках данного основного мероприятия городским округам и муниципальным районам предоставляются иные межбюджетные трансферты на выполнение утвержденных депутатами Законодательного собрания# Оренбургской области социально значимых мероприятий в городских округах и муниципальных районах области;
основные мероприятие 9 "Финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий".
В рамках данного основного мероприятия осуществляется финансовое обеспечение осуществления городскими округами и муниципальными районами области следующих переданных им государственных полномочий:
организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними;
создание и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
ведение списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сбор информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра нормативных правовых актов Оренбургской области;
формирование торгового реестра;
основное мероприятие 10 "Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты".
В рамках данного основного мероприятия осуществляется финансовое обеспечение осуществления городскими округами и муниципальными районами области переданных им государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях муниципальных образований области, где отсутствуют военные комиссариаты;
основное мероприятие 11 "Компенсация дополнительных расходов и (или) потерь бюджета ЗАТО Комаровский, связанных с правовым режимом закрытых административно-территориальных образований".
В рамках данного основного мероприятия осуществляется передача бюджету муниципального образования городской округ ЗАТО пос. Комаровский дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, источником которого являются поступающие из федерального бюджета межбюджетные трансферты. Своевременность исполнения данного основного мероприятия будет способствовать повышению устойчивости бюджета указанного муниципального образования области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.