Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к муниципальной программе
"Культура города Орска
на 2014 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Реализация модели национальной политики в городе Орске на 2014 - 2020 годы"
муниципальной программы "Культура города Орска на 2014 - 2020 годы"
31 октября 2014 г., 24 марта, 29 апреля, 25 мая, 14 августа, 24 декабря 2015 г., 30 марта 2016 г.
Паспорт подпрограммы
"Реализация модели национальной политики в городе Орске на 2014 - 2020 годы" муниципальной программы "Культура города Орска на 2014 - 2020 годы"
(далее - Подпрограмма)
Характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы
Рост этнического самосознания, характерный для современного мира, это естественное явление, и, как показывает мировая практика, несмотря на развивающиеся процессы глобализации, этнический и религиозный фактор приобретают все большую значимость.
В современном, быстро изменяющемся мире национальные культуры вступают в плодотворное взаимодействие, происходит их активное взаимопроникновение и взаимообогащение. Человек постоянно контактирует с представителями других национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научить его уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей других культур, религий, научить находить общие точки соприкосновения и взаимопонимания. Несоблюдение этих принципов общения, неприятие языка, традиций, обычаев, обрядов, являющихся привычной нормой существования для других людей, может привести к возникновению на национальной почве различного рода конфликтов, в том числе и межкультурных, и межнациональных. В крайних формах своего проявления эти явления находят выражение в экстремизме и терроризме, которые, в свою очередь, усиливают деструктивные процессы в обществе и ведут к его разобщению, нагнетанию социальной напряженности, препятствуют развитию демократических институтов.
Последние десятилетия именно сфера межэтнических и конфессиональных отношений все более и более актуализируется и становится одним из основных дестабилизирующих факторов. Информация о конфликтах, возникших на почве межэтнических и межконфессиональных отношений, не сходит со станиц газет и информационных выпусков всех телеканалов. И Россия здесь, к сожалению, не исключение. Поэтому внимание к этой сфере социальных отношений со стороны органов местного самоуправления, общественности не должно ослабевать. Лишь непрерывно совершенствуя систему обеспечения конституционных гарантий на свободное национально-культурное развитие народов России, мы можем противостоять основным вызовам современности: этническому сепаратизму, религиозному экстремизму и международному терроризму.
Задача совершенствования сферы регулирования этнических и конфессиональных отношений особенно актуальна для многонациональных и поликонфессиональных городов, одним из которых является г. Орск. Здесь не просто проходит граница между Европой и Азией: здесь происходит пересечение славянских, тюркских и финно-угорских культур, имеющих глубокие корни, богатых своими историческими традициями, своей самобытностью. При этом не следует забывать, что г. Орск - приграничная территория, через которую активно проходят миграционные потоки. Это существенно влияет на демографическую и этнополитическую ситуацию.
Для такого многонационального и поликонфессионального города, как Орск, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность. Стратегия реализации модели национальной политики заключается в удовлетворении этнокультурных потребностей жителей города, содействии деятельности национально-культурных общественных объединений, направленной на сохранение этнокультурного наследия, содействии процессам формирования региональной и общероссийской идентичности на основе органичного сочетания этнического и гражданского самосознания.
Основная цель данной Подпрограммы заключается в реализации государственной национальной политики и модели региональной национальной политики, направленной на сохранение стабильности в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, повышение уровня толерантности и удовлетворение этнокультурных потребностей жителей города.
В г. Орске на протяжении многих лет не наблюдались межнациональные конфликты. Межэтнические и этноконфессиональные отношения остаются стабильными, но, тем не менее, по-прежнему требуют к себе самого пристального внимания. Процессы трансформации, происходящие в последние годы в российском обществе, события на Северном Кавказе, террористические акты прямо или косвенно влияют на этнополитический климат города. Возникают некоторые элементы скрытой напряженности.
Распространенность негативных этноконтактных установок в орском социуме вызывает определенную тревогу. Ощущается присутствие в массовом сознании негативных стереотипов в восприятии религиозного влияния на общественную жизнь города. Особую тревогу вызывает развитие негативных этноконтактных установок в молодежной среде.
Тревожный уровень межнациональной напряженности и сложная этноконтактная ситуация в городе требуют применения различных управленческих стратегий. Особую актуальность приобретает адекватная решению насущных задач расстановка приоритетов и совершенствование механизмов деятельности, нацеленной на поддержание социальной стабильности, в том числе формирование оптимальной информационной среды, способствующей преодолению негативных установок в сфере межэтнического взаимодействия.
Постоянное внимание к проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений является залогом бесконфликтного развития общества, а удовлетворение национально-культурных запросов населения способствует снижению уровня ксенофобии, преодолению экстремистских тенденций и, в конечном счете, позволяет сохранить в городе этнополитическую стабильность.
Настоящая Подпрограмма является важным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.
Реализация Подпрограммы позволит сохранить стабильность в сфере этноконфессиональных отношений, будет способствовать развитию принципов толерантности у населения города. Комплекс мероприятий, заложенных в Подпрограмме, направлен на осуществление мониторинга, прогнозирования и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве и предполагает снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях. Достижение основной цели и задач, заложенных в Подпрограмме, позволит сформировать условия для социализации этнокультурных обществ, их интеграции в структуру гражданского общества, снижения уровня протестных настроений в национальной среде, преодоления этнического и религиозного изоляционизма и экстремизма.
Приоритеты политики города Орска в сфере реализации Подпрограммы
Особенностью этнокультурной сферы общественных отношений является сочетание глубинных многовековых национальных и религиозных традиций с современными социальными и политическими процессами. Основным результатом проведения этнокультурной политики является сохранение и развитие позитивного опыта межкультурного взаимодействия в условиях трансформации и модернизации российского социума. Реализация комплекса мероприятий, предложенных в Программе, позволит сохранить стабильность в такой важной социальной сфере, как межнациональные и этноконфессиональные отношения.
Комплекс мероприятий, обобщенных в Подпрограмме, направлен на укрепление единого этнокультурного пространства Орска как одного из основных факторов устойчивого развития города. В ходе реализации Подпрограммы ожидается дальнейшее развитие процессов социализации этнокультурных сообществ, а также формирование у граждан различной этнической и вероисповедной принадлежности, общероссийской идентичности, гражданской солидарности, культуры, мира и согласия, духовного единства орчан.
Реализация комплекса мероприятий, вошедших в Подпрограмму, будет способствовать преодолению негативных этностереотипов, связанных с экономической миграцией, позволит уменьшить межнациональную напряженность и существенно снизить число орчан, негативно относящихся к представителям других национальностей.
Распространение и пропаганда базовых позитивных установок духовной культуры каждого народа позволит создать необходимые условия для цивилизованного этнокультурного взаимодействия жителей Орска, основанного на знании и уважительном отношении к этнической истории и культуре каждого народа. Все это, в конечном счете, приведет к укреплению атмосферы межнационального согласия.
Сохранение стабильности в такой важной социальной сфере как межнациональные и этноконфессиональные отношения позволит успешно решать социально-экономические задачи, станет благоприятным фактором для успешного развития экономики города и решения острых социальных проблем.
Перечень показателей (индикаторов) Подпрограммы
Перечень целевых индикаторов муниципальной Программы (подпрограммы) представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к настоящей Программе
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценки эффективности Подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом V. "Управление и контроль за реализацией муниципальной программы" постановления администрации города Орска от 20 августа 2013 г. N 6082-п "Об утверждении положения о муниципальных программах города Орска".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.