Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Воспроизводство и использование
природных ресурсов
Оренбургской области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 4
"Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области"
18 июня, 30 декабря 2014 г., 8 октября 2015 г., 29 января, 19 декабря 2016 г., 14 июня, 16 октября 2017 г.
Паспорт изменен с 20 октября 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 16 октября 2017 г. N 741-пп
Паспорт
подпрограммы 4 "Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Участники Подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений,# и защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод |
Задачи подпрограммы |
- |
ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов; обеспечение защиты населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем приведения к безопасному техническому состоянию; реализация государственной политики в сфере водных отношений на территории Оренбургской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области; проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения; численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений (в текущем году); количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (в текущем году); снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный (в текущем году); численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный (по объектам, отремонтированным в текущем году); отношение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений к общему количеству гидротехнических сооружений, находящихся на территории Оренбургской области; доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующих установления водоохранных зон |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
925 735,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 139 033,7 тыс. рублей; 2015 год - 145 207,9 тыс. рублей; 2016 год - 70 911,0 тыс. рублей; 2017 год - 30 229,2 тыс. рублей; 2018 год - 113 462,2 тыс. рублей; 2019 год - 255 519,2 тыс. рублей; 2020 год - 171 372,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения - 1 единица; численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, - 10151 человек; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 19,74 километра; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 9 единиц; снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный, до 21687 человек; численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный (по объектам, отремонтированным в текущем году), - 3481 человек; отношение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений к общему количеству гидротехнических сооружений, находящихся на территории Оренбургской области, - 0,0 процента; доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, - 5,9 процента; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующих установления водоохранных зон, - 11,6 процента |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма определяет цель, задачи и основные направления развития водохозяйственного комплекса в целях сохранения водных экосистем и обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, механизмы реализации мероприятий подпрограммы, показатели (индикаторы) их результативности.
Оренбургская область является важным индустриально-аграрным регионом Российской Федерации, располагает ограниченными водными ресурсами. На одного жителя области приходится около 430 тыс. куб. метров воды, что значительно ниже средних показателей по Российской Федерации. Всего Оренбургская область располагает 12,6 куб. километрами воды в год, формирующимися речным стоком в средний год по водности.
Потенциальный ресурс поверхностных вод на территории Оренбургской области представлен бассейнами реки Урала с главными притоками Орь, Сакмара и Илек, которые формируют свой основной сток на территориях Республики Башкортостан, Республики Казахстан и Челябинской области, реки Самары (бассейн реки Волги) с притоками Большой Уран, Ток, Бузулук, Большой Кинель, которые формируют свой сток на территории Оренбургской области, реки Тобола (бассейн реки Иртыш). На бассейн реки Урала приходится 63,0 процента территории области, на бассейн реки Волги - 31,0 процента, на бассейн реки Тобола - 2,0 процента, бессточная зона (восток области) - 4,0 процента.
На территории Оренбургской области протекают 3492 водотока общей протяженностью 31584 километра, из них 23,3 процента - мельчайшие водотоки длиной менее 10 километров, 21,7 процента - самые малые реки длиной от 10 до 25 километров, 21,1 процента - малые реки длиной от 26 до 100 километров, 16,3 процента - средние реки длиной от 101 до 500 километров и 17,6 процента - большие реки длиной более 500 километров.
К большим рекам относятся реки: Урал, Сакмара, Илек, Самара, их суммарная протяженность в пределах области составляет 5549 километров.
Наибольшей по протяженности является река Урал, ее общая длина составляет 2428 километров, в границах Оренбургской области - 856 километров.
На территории Оренбургской области насчитываются 53 озера. Наиболее богат озерами юго-восточный Светлинский район.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека, как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Многолетние наблюдения показывают, что качество вод поверхностных водных объектов Оренбургской области остается неудовлетворительным.
Классификация водных объектов по степени загрязнения
Класс качества и характеристика загрязнения |
Наименование водного объекта и створа |
2 класс - "слабо загрязненная" |
р. Урал - 5,4 километра ниже устья ручья Известкового Дола |
3 "а" класс - "загрязненная" |
р. Урал - пос. Березовский; Ириклинское водохранилище - пос. Энергетик; р. Урал - 1 километр выше г. Орска; р. Урал - 5 километров ниже г. Оренбурга; р. Урал - 1 километр ниже пос. Илек; р. Большая Уртазымка - с. Сосновка; р. Суундук - пос. Майский; устье р. Сакмара - г. Оренбург; р. Блява - 1 километр выше г. Медногорска; р. Большой Ик - с. Спасское; р. Салмыш - с. Буланово; р. Самара - 1 километр выше г. Бузулука; р. Ток - 1 километр ниже с. Ероховка; р. Дема - 1 километр ниже с. Наурузова |
3 "б" класс - "очень загрязненная" |
р. Урал - 2,9 километра ниже впадения ручья Известкового Дола; р. Урал - 0,5 километра ниже г. Оренбурга; р. Сакмара - с. Татарская Каргала; р. Бузулук - с. Перевозниково; р. Самара - 1 километр ниже г. Бузулука; р. Большой Кинель - г. Бугуруслан |
4 "а" класс - "грязная" |
р. Илек - пос. Веселый |
4 "б" класс - "грязная" |
р. Блява - 0,5 километра ниже г. Медногорска |
Реки Оренбургской области загрязнены соединениями меди, железа общего, азотом аммонийным и нитритным, сульфатами, нефтепродуктами, хлорорганическими пестицидами.
Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.
В 2011 году сброс сточных и ливневых вод в водные объекты Оренбургской области составил 1790,41 млн. куб. метров.
В 2011 году со сточными водами в водные объекты Оренбургской области поступили загрязняющие вещества: нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, сульфиды, фенолы, фосфаты, азот аммонийный, нитриты, фосфор, железо общее, марганец, цинк, медь, фтор, хром+6, кобальт, магний.
Для очистки сточных вод в Оренбургской области функционируют 40 очистных сооружений канализации. Большинство очистных сооружений не обеспечивают очистку стоков до уровня соответствия установленным нормативам качества.
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов на поверхностных водных объектах развиваются негативные процессы: заиление, захламление, истощение и переформирование донного рельефа.
Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков вода выходит из русел рек и приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Высокие половодья и паводки в Оренбургской области повторяются один раз в 10-25 лет. В зону затопления паводками 1-процентной обеспеченности попадают населенные пункты и пойменные земли в основном сельскохозяйственного назначения. При бесконтрольном размещении хозяйственных объектов и жилья вблизи рек имеет место стеснение сечения живого потока вод, что приводит к изменению характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях и нередко наводнениям с нанесением значительного ущерба объектам экономики, жилищному фонду, инфраструктуре, здоровью людей.
Большое количество природных растворимых и нерастворимых загрязняющих веществ поступает в водные объекты весной с паводковыми водами: растительные остатки, продукты эрозии почвы, разрушения берегов, бытовой и строительный мусор, компоненты дорожных покрытий. Много взвесей и других загрязняющих веществ поступает в водоемы со стоками во время дождей и оттепелей. В результате засорения водных объектов происходит рост и размножение болотной растительности, которая вызывает "цветение воды", оказывающее негативное воздействие на экологическое состояние водотоков и водоемов.
Кроме природных загрязняющих факторов на качество воды влияет хозяйственная деятельность человека на водосборных площадях водных объектов, связанная с распашкой земель, применением гербицидов и удобрений, строительством дорог, мостов и газо-, нефтепродуктопроводов. Наличие этих сооружений влечет за собой увеличение концентрации загрязняющих веществ, их аккумуляцию вдоль трасс с последующим смывом стоками дождевых и талых вод в водные объекты.
Большая часть органических и неорганических веществ, в том числе наиболее опасных и токсичных (тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды, нефтепродукты, пестициды), накапливается в донных отложениях. При определенных условиях, приводящих к изменению гидродинамической обстановки, состава и свойств воды и других факторов, они могут стать источником вторичного загрязнения водных ресурсов. Кроме того, донные отложения являются средой обитания многочисленных классов бентофауны, и накопление токсичных загрязняющих веществ может привести к изменению их видового состава, разрушению кормовой базы рыб.
Часть населенных пунктов Оренбургской области находится в зонах, подверженных берегообрушению. Активизация процессов берегообрушения происходит, как правило, во время весеннего паводка и приводит к уничтожению и опасным разрушениям приусадебных участков, жилых и хозяйственных построек, коммуникаций (дорог, водопроводов, газопроводов, линий электропередачи) либо к значительному сокращению площадей террас - естественных площадок, наиболее благоприятных для перспективного освоения, и к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
Основными причинами размыва берегов в области являются меандрирование русел рек, переотложение руслового материала, легкая размываемость песков, слагающих надпойменные террасы, оврагообразование и площадной смыв почвенного покрова. Наиболее интенсивно берегопереработка проявляется на крупных реках: Урал, Сакмара, Илек, Большой Ик, Большой Юшатырь, Кумак, Самара, Большой и Малый Кинель, Ток, Большой Уран.
Переработка берегов водохранилищ в области вызывается деятельностью волн и прибрежных течений. Разрушаются, как правило, береговые участки, сложенные литологически неустойчивыми образованиями: глинистой корой выветривания, песками и глинами неогена и квартера. Размытый материал отлагается на пологих склонах вблизи берегов, вызывая обмеление водохранилищ.
В зоне опасных берегообрушений, представляющих большую угрозу населению, в области находятся следующие населенные пункты:
по р. Уралу:
в районе Ивановского моста в г. Оренбурге (119 километр автодороги Оренбург - Уральск);
у с. Новоуральск Кувандыкского района;
у с. Благословенка и пос. Караванный Оренбургского района;
по р. Сакмаре:
у с. Желтого (имеется рабочий проект по берегоукреплению);
у с. Федоровка Первая у мостового перехода автодороги Черный Отрог - Вторая Александровка;
у с. Биктимирова Саракташского района;
у д. Новосакмарск;
у с. Мухамедьярова;
у с. Большого Кувандыкского района;
по р. Куруилке - у д. Аскарово Кувандыкского района;
по р. Бердянке - у пос. Пугачевский Оренбургского района;
по р. Кураганке - в г. Кувандыке (имеется рабочий проект по берегоукреплению);
по р. Чебеньке - у с. Вторая Александровка Саракташского района;
по р. Илек - у с. Затонного Илекского района;
по р. Погромке - у с. Погромного Тоцкого района;
по р. Сороке - у с. Кирсановка Тоцкого района;
ро р. Боровке - у с. Колтубанка Бузулукского района;
по р. Маньяжке - в г. Сорочинске;
по р. Большой Юшатырь - у с. Октябрьского Октябрьского района, у с. Разномойка Тюльганского района.
Для защиты населенных пунктов Оренбургской области от затопления высокими паводковыми водами необходимо проведение обваловки территорий путем ограждения их защитными дамбами: построена I очередь защитной дамбы г. Орска и заканчивается строительство II очереди. Имеются проекты: "Противопаводковые мероприятия по устройству защитной дамбы для ст. Новоорск" и "Противопаводковые мероприятия по устройству защитной дамбы в пос. Светлом" (имеют положительные заключения Главгосэкспертизы), "Реконструкция защитной дамбы обвалования от затопления с. Кабанкино Саракташского района".
Необходимо проведение противопаводковых мероприятий с устройством защитных дамб на р. Кураганке в г. Кувандыке, р. Сороке у с. Кирсановка Тоцкого района, р. Урал в районе пос. Кузнечный и пос. Ситцовка в г. Оренбурге, р. Ускалык у с. Андреевка Саракташского района (отвод реки в старое русло с расчисткой зарослей в нем), в г. Медногорске (дамба, спрямление русла), в пос. Адамовка, р. Большой Кинель у с. Красноярка Бугурусланского района, р. Сакмаре у с. Биктимирова Саракташского района.
Обострение проблемы наводнений в Оренбургской области непосредственно связано и с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних 20 лет. Значительную часть гидротехнических сооружений составляют напорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из которых эксплуатируются без ремонта и реконструкции и являются объектами повышенной опасности.
Отсутствие финансовых средств у владельцев гидротехнических сооружений привело к риску их разрушений во время паводков и половодий (более 70,0 процента гидротехнических сооружений нуждаются в ремонте).
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений имеет социальную, экономическую и природоохранную направленность.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области не всегда имеют средства для выполнения водоохранных мероприятий. Для решения данной проблемы предлагается использовать механизм оказания государственной поддержки муниципальным образованиям Оренбургской области в виде предоставления субсидии местным бюджетам.
С 2010 года ведется капитальный ремонт Кулагинских прудов в Новосергиевском районе. Разрушения гидротехнических сооружений Донгузского, Николаевского, Красночабанского и Ушкотинского водохранилищ вызывают опасения возникновения аварийных ситуаций и могут привести к тяжелым последствиям.
Для защиты от затопления паводковыми водами необходимо проведение защитных мероприятий по расчистке русел р. Тирис в г. Абдулино, р. Сороки в с. Тоцком в целях увеличения их пропускной способности.
В области необходимо проведение защитных мероприятий от паводковых вод на р. Урта-Буртя у с. Жанаталап Беляевского района, в качестве мероприятий по защите от затопления пос. Буртинский Беляевского района необходимо предусмотреть организацию отвода поверхностного стока.
Полномасштабная реализация вышеизложенных мероприятий позволит максимально ослабить проявление негативного воздействия вод, значительно сократить ущерб от вредного воздействия вод в паводковый период, повысить водность рек и существенно улучшить условия жизнедеятельности значительного количества жителей Оренбургской области на паводкоопасных территориях и на участках возможных берегообрушений.
В рамках охраны водных объектов необходимо проведение мероприятий по установлению границ водоохранных зон для предотвращения загрязнения водных объектов.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление народно-хозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важные проблемы, решение которых необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Оренбургской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Государственная политика в сфере реализации подпрограммы направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства природоресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
обеспечение эффективного использования водных ресурсов в рамках исполнения полномочий Оренбургской области и переданных полномочий Российской Федерации для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы;
предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории Оренбургской области.
Целью подпрограммы является обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов;
обеспечение защиты населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем приведения к безопасному техническому состоянию;
реализация государственной политики в сфере водных отношений на территории Оренбургской области;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области;
проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области.
Решение задач подпрограммы позволит обеспечить необходимыми водными ресурсами, благоприятными условиями жизнедеятельности населения, снижение размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Раздел 3 изменен с 20 октября 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 16 октября 2017 г. N 741-пп
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусматривается.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Ликвидация дефицита и повышение рациональности использования водных ресурсов".
Реализация данного основного мероприятия предполагает ликвидацию локального вододефицита и обеспечение населения гарантированным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В рамках данного основного мероприятия планируется софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Оренбургской области по строительству новых водохранилищ и реконструкции гидроузлов действующих водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов (в том числе водохранилищ сезонного и многолетнего регулирования стока);
основное мероприятие 2 "Защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики".
Реализация данного основного мероприятия предполагает обеспечение защищенности населения Оренбургской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрен комплекс мер по:
строительству/реконструкции гидротехнических сооружений государственной собственности;
софинансированию расходов муниципальных образований Оренбургской области по строительству/реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости);
софинансированию расходов муниципальных образований Оренбургской области по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области (включая расходы на разработку проектной документации), до 1 января 2017 года.
Капитальные вложения в объекты государственной собственности Оренбургской области осуществляются на основании решений о подготовке и реализации капитальных вложений в порядке, установленном Правительством Оренбургской области;
основное мероприятие 3 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений".
Реализация данного основного мероприятия предусматривает сокращение бесхозяйных гидротехнических сооружений и утверждение планов мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от прав собственности на которое собственник отказался. Реализация данного основного мероприятия предполагает обеспечение защищенности населения Оренбургской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений.
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрен комплекс мер по:
капитальному ремонту гидротехнических сооружений государственной собственности;
софинансированию расходов муниципальных образований Оренбургской области по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области (включая расходы на разработку проектной документации), начиная с 1 января 2017 года;
основное мероприятие 4 "Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений".
Реализация данного основного мероприятия предполагает осуществление мер по:
охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области;
предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Оренбургской области.
В рамках данного основного мероприятия планируются установление (нанесение на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии и проведение работ по спрямлению и расчистке русел рек с целью повышения их пропускной способности и недопущения затопления прилегающих территорий в период паводка.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Финансирование расходов на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, планируется привлечение средств из федерального бюджета. Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,1.
Раздел 6 изменен с 20 октября 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 16 октября 2017 г. N 741-пп
6. Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета в рамках подпрограммы
Субсидии городским округам и муниципальным районам Оренбургской области (далее - муниципальные образования) из областного бюджета предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по вопросам местного значения.
В рамках реализации основных мероприятий 1 - 3 подпрограммы бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии в целях софинансирования работ (услуг) (далее - субсидии(я)) по:
строительству новых водохранилищ и реконструкции гидроузлов действующих водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов;
строительству/реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований (включая расходы на разработку проектной документации, в случае если предполагаемый объем инвестиций на разработку такой документации превышает 3,0 млн. рублей), в случае реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований и являющихся объектами культурного наследия (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости, в случае если общий предполагаемый объем инвестиций на выполнение работ и оказание услуг превышает 3,0 млн. рублей);
капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований (включая расходы на разработку проектной документации, в случае если предполагаемый объем расходов на разработку такой документации превышает 3,0 млн. рублей) (далее - проекты).
В случае предоставления субсидий на реализацию проектов сельских поселений субсидии подлежат перечислению органами местного самоуправления муниципальных районов в бюджеты сельских поселений.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляются субсидии;
наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, аналогичные мероприятиям подпрограммы;
заключение соглашения о предоставлении субсидии между министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - минстрой области) и органом местного самоуправления муниципального образования (далее - соглашение).
Субсидии муниципальным образованиям предоставляются на условиях софинансирования расходного обязательства. Уровень софинансирования муниципального образования за счет средств областного бюджета устанавливается в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований:
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности городского округа и муниципального района |
Доля средств областного бюджета (процентов) |
|
на строительство/реконструкцию, капитальный ремонт |
на разработку проектной документации |
|
до 1,0 |
99,0 |
50 |
свыше 1,0 |
95,0 |
40 |
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
В случае реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований и являющихся объектами культурного наследия (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости), доля средств местных бюджетов на финансирование проектов составляет не менее 5,0 процента.
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых из местных бюджетов на финансирование основных мероприятий подпрограммы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении основных мероприятий подпрограммы и сроков их выполнения.
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в том числе за счет средств, источником которой являются средства федерального бюджета, в очередном финансовом году бюджетам муниципальных образований на реализацию каждого проекта, рассчитывается по следующей формуле:
Ci = Si x Yi, где:
Ci - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования на софинансирование проекта;
Si - стоимость работ (услуг) по реализации проекта в i-м муниципальном образовании, предлагаемых к финансированию в текущем финансовом году;
Yi - уровень софинансирования i-го муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Объемы финансирования подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом состава основных мероприятий подпрограммы, достижения значений показателей (индикаторов) подпрограммы, сроков реализации проектов и других факторов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований ежегодно, в срок, установленный минстроем области с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, представляют в минстрой области предложения по реализации на территориях муниципальных образований проектов в целях их отбора для предоставления субсидий.
К отбору проектов для предоставления субсидий (далее - отбор) допускаются муниципальные образования, представившие:
копию муниципальной программы, включающей аналогичные мероприятия, реализуемые за счет средств местного бюджета;
копию правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных муниципальным заказчиком;
копию документа об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
копию проектной документации (при софинансировании работ по строительству/реконструкции и капитальному ремонту объектов);
копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (при софинансировании работ по строительству/реконструкции объектов);
копию экспертного заключения государственной экспертизы проектной документации (при софинансировании работ по капитальному ремонту объектов);
копию положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (в случае предоставления субсидии на софинансирование работ по реконструкции объектов, являющихся объектами культурного наследия);
копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости (при софинансировании работ (услуг) по строительству/реконструкции объектов);
копию задания на проектирование;
копию документа, подтверждающего соответствие сметной стоимости проектных работ по объекту нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства (при софинансировании работ (услуг) на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий);
письменное обязательство муниципального образования о выделении из местного бюджета ассигнований на исполнение расходного обязательства по реализации проекта;
письменное обязательство муниципального образования по обеспечению достижения значений показателей (индикаторов) подпрограммы;
копию документа о постановке объекта муниципальной собственности в реестр объектов культурного наследия (при софинансировании работ (услуг) по реконструкции объектов, являющихся объектами культурного наследия (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости).
Муниципальные образования не допускаются к участию в отборе в следующих случаях:
предложения поданы по истечении срока приема предложений, указанного в объявлении о проведении отбора;
документы и материалы представлены не в полном объеме.
Первоочередное право на получение субсидий имеют муниципальные образования, проекты которых являются (с убыванием по степени значимости):
объектами культурного наследия;
переходящими строительством объектами, а также объектами капитального ремонта, по которым ремонт не завершен, софинансируемые ранее из средств федерального и (или) областного бюджетов.
Минстрой области в пределах объема бюджетных ассигнований, определенного минстроем области на цели предоставления субсидии на очередной финансовый год исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, доведенного министерством финансов Оренбургской области в срок и порядке, установленные нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, производит отбор.
В ходе проведения отбора в целях достижения наибольших значений показателей (индикаторов) подпрограммы доля средств областного бюджета, указанная в настоящем разделе, может быть уменьшена минстроем области в одинаковой пропорции по всем муниципальным образованиям в случае недостаточности объема субсидий областного бюджета на софинансирование отобранных проектов.
Проекты (за исключением проектов по капитальному ремонту), прошедшие отбор в установленном порядке, включаются в областную адресную инвестиционную программу, которая утверждается Правительством Оренбургской области.
Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае если в течение текущего финансового года образуется остаток субсидий по результатам реализации проектов и увеличивается объем бюджетных ассигнований, минстрой области распределяет дополнительные средства между муниципальными образованиями, на реализацию проектов которых предоставляется субсидия, но ее размер был рассчитан исходя из уровня софинансирования ниже установленного, либо проекты которых отобраны для предоставления субсидии, но они не вошли в число получателей субсидии.
В целях заключения соглашения в срок, установленный минстроем области (с соблюдением срока, определенного общими правилами предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства области), органами местного самоуправления муниципальных образований представляется в минстрой области выписка из решения представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования на очередной год, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета. В случае если в решении о местном бюджете предусмотрены ассигнования в меньшем объеме, объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области и порядком проведения оценки эффективности бюджетных расходов на их предоставление, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п.
В соглашении предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходного обязательства в соответствии с установленным уровнем софинансирования;
показатели результативности использования субсидии и обязательство органа местного самоуправления муниципального образования по достижению таких показателей;
обязательство муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений о перечислении полученной субсидии бюджетам сельских поселений на софинансирование мероприятий;
порядок осуществления контроля за соблюдением органом местного самоуправления муниципального образования условий предоставления и расходования субсидии;
порядок, сроки и формы представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления муниципального образования условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется на основании представленных минстрою области:
контрактов (договоров) на проведение работ (оказание услуг) по строительству/реконструкции, капитальному ремонту, проектированию, проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверке достоверности определения сметной стоимости объектов муниципальной собственности, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
документов о стоимости фактически выполненных и принятых объемов работ и затрат за отчетный период;
документов о выполнении муниципальным образованием обязательств по финансированию проекта в объеме не менее суммы расходов, предусмотренной подпрограммой на его реализацию за счет средств местного бюджета (копии платежных документов и иных документов, подтверждающих произведенные расходы).
По объектам капитального строительства сметной стоимостью, превышающей 10,0 млн. рублей, объектам капитального ремонта сметной стоимостью, превышающей 1,0 млн. рублей, допускается перечисление субсидий муниципальным образованиям на авансирование работ (услуг) в размере, не превышающем 30,0 процента суммы договора (муниципального контракта), но не более 30,0 процента суммы субсидии, предусмотренной на софинансирование работ по таким объектам на соответствующий финансовый год.
Не использованные на 1 января очередного финансового года остатки субсидий подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за достоверность представляемых отчетных данных, целевое использование субсидий, соблюдение условий предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае нецелевого использования субсидий, несоблюдения условий предоставления субсидий средства субсидий подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Оценка эффективности использования муниципальными образованиями субсидий осуществляется минстроем области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области и порядка проведения оценки эффективности бюджетных расходов на их предоставление".
В случае если по результатам оценки эффективности использования субсидии минстроем области выявлено недостижение значений показателей (индикаторов) подпрограммы, муниципальное образование обязано возвратить в областной бюджет средства субсидии в объеме и порядке, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области и порядка проведения оценки эффективности бюджетных расходов на их предоставление".
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований условий и порядка предоставления субсидий осуществляется минстроем области, иными уполномоченными органами в соответствии с установленными полномочиями.
7. Информация о прогнозных расходах муниципальных образований Оренбургской области
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, местных бюджетов (прогнозно), с привлечением средств федерального бюджета (прогнозно).
Средства бюджетов муниципальных образований направляются в объеме не ниже объемов, определенных с учетом установленного уровня софинансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета.
Перечень мероприятий подпрограммы и их прогнозное ресурсное обеспечение представлено в приложении к настоящей подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.