Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 12 января 2018 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2017 г. N 966-пп
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 10 сентября 2013 г. N 767-пп
Государственная программа
"Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года
27 декабря 2013 г., 25 марта, 15 мая, 7 июля, 12 сентября, 14 ноября, 30 декабря 2014 г., 3 апреля, 4 июня, 3 августа, 8 октября, 5 ноября 2015 г., 21 января, 15 апреля, 30 июня, 14 октября, 23 декабря 2016 г., 13 февраля, 19 сентября, 26 декабря 2017 г.
Паспорт государственной программы
"Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
министерство культуры и внешних связей Оренбургской области |
Подпрограммы Программы |
- |
"Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области"; "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Оренбургской области"; "Развитие обрабатывающих отраслей промышленности в Оренбургской области"; |
Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы |
- |
отсутствуют |
Цель Программы |
- |
создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Оренбургской области; формирование благоприятного инвестиционного климата и расширение инновационного сегмента экономики Оренбургской области; формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области; реализация государственной политики в сфере торговой деятельности в Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
индекс физического объема валового регионального продукта; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения; годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок; годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства; доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет (процент от общего числа опрошенных граждан); доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года; индекс физического объема оборота розничной торговли |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы |
- |
2 467 750,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 405 468,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 110 701,1 тыс. рублей; 2015 год - 392 111,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 195 559,5 тыс. рублей; 2016 год - 566 475,8 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 78 300,4 тыс. рублей; 2017 год - 321 652,4 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 9 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 279 579,8 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 31 158,8 тыс. рублей; 2019 год - 250 941,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 12 468,0 тыс. рублей; 2020 год - 251 520,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 12 620,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
повышение эффективности государственного управления; повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики, в том числе устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; улучшение позиции Оренбургской области в рейтинге по результатам проводимой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области; ежегодное достижение значения индекса физического объема оборота розничной торговли не менее чем на 1,5 процента в сопоставимых ценах при условии сохранения стабильной экономической ситуации |
Список сокращений, используемых в Программе:
АИС "Государственный заказ Оренбургской области" |
- |
автоматизированная информационная система "Государственный заказ Оренбургской области"; |
ВРП |
- |
валовой региональный продукт; |
ГАУ "МФЦ" |
- |
государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"; |
ГБУ "ООБИ" |
- |
государственное бюджетное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной бизнес-инкубатор"; |
ГКУ "Центр организации закупок" |
- |
государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр организации закупок"; |
ГСМ |
- |
горюче-смазочные материалы; |
Корпорация |
- |
открытое акционерное общество "Корпорация развития Оренбургской области"; |
минэкономразвития |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; |
минкультуры |
- |
министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; |
моногорода |
- |
монопрофильные муниципальные образования Оренбургской области; |
МСП |
- |
малое и среднее предпринимательство; |
муниципальные образования |
- |
муниципальные образования Оренбургской области; |
МФЦ |
- |
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; |
ОКВЭД |
- |
общероссийский классификатор видов экономической деятельности; |
органы исполнительной власти |
- |
органы исполнительной власти Оренбургской области; |
органы местного самоуправления |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области; |
официальный сайт минэкономразвития |
- |
официальный сайт министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; |
сеть Интернет |
- |
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"; |
ТОСЭР |
- |
территория опережающего социально-экономического развития; |
Федеральный закон N 44-ФЗ |
- |
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Оренбургская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией, граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью на западе, Республикой Казахстан (Костанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.
В недрах области разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и добыче полезных ископаемых область входит в ведущую группу регионов России.
Основой экономики Оренбургской области является промышленность. Оренбуржье - один из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России, что обусловлено наличием в недрах значительных по запасам месторождений углеводородного сырья.
В структуре промышленного производства области более 50,0 процента приходится на долю предприятий топливно-энергетического комплекса. Ежегодно в области добывается более 22 млн. тонн нефти, около 21 млрд. куб. метров природного газа и 300 тыс. тонн угля.
Значительными ресурсами обладает сельское хозяйство области. На территории области находится около 6,0 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Это второе (после Алтайского края) зерновое поле России.
Оренбуржье по праву является одной из ведущих житниц России, где ежегодно намолачивается около 3 млн. тонн зерна. В области выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Ежегодно Оренбуржье производит свыше 800 тыс. тонн молока, 200 тыс. тонн мяса, более 1,1 млрд. штук яиц, около 500 тонн шерсти.
Оренбургская область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Область является своеобразными воротами в Азию, обеспечивая основные грузовые и пассажирские перевозки регионов европейской части Российской Федерации и центрально-азиатских государств СНГ.
В целях развития транзитного потенциала Оренбуржья на федеральном уровне принято решение о строительстве автомагистрали международного транспортного коридора "Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа", маршрут которого пройдет через Актюбинскую область Республики Казахстан и Оренбургскую область в районе автомобильного пункта пропуска "Сагарчин".
В области размещены два аэропорта для международных сообщений - в городах Оренбурге и Орске. Отсюда выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны. Кроме того, в области организованы региональные авиаперевозки по Приволжскому федеральному округу.
Социально-экономическое развитие области характеризуется стабильным ростом. С 2000 по 2012 год объем валового регионального продукта вырос в 1,9 раза. Область играет значимую роль в общероссийском производстве, производя 100,0 процента жидкого и 7,05 процента газообразного российского гелия, 99,0 процента одоранта, 78,0 процента этана, 67,0 процента молотой соли, 50,0 процента асбеста, 40,0 процента доменного и сталеплавильного оборудования.
С 2000 года объемы промышленного производства возросли в 2 раза, сельскохозяйственного - в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 3 раза. На развитие экономики области направлено более 825 млрд. рублей инвестиций.
Пятая часть валового регионального продукта обеспечивается за счет внешнеэкономической деятельности. Свыше 30,0 процента всей промышленной продукции производится на экспорт.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота и притока в область иностранных инвестиций.
С 2000 года в экономику области привлечено около 4 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Реализуются крупные проекты с участием иностранного капитала. Инвестиционный портфель Правительства Оренбургской области содержит около ста крупнейших инвестиционных проектов на сумму более 500 млрд. рублей. Инвестиционный потенциал области презентуется на международных форумах и выставках, общероссийских мероприятиях.
С целью повышения инвестиционной привлекательности области, формирования благоприятных условий для деятельности внешних инвесторов в области создана Корпорация. Ее задача - обеспечение потенциальному инвестору максимально комфортных условий для реализации инвестиционного проекта на территории области.
Для организации системной работы по привлечению инвестиций, в том числе в инновационный сегмент экономики, разработана и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2011 года N 929-п концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области.
Учитывая значимость инновационной сферы в экономике, Правительство Оренбургской области особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации в области инновационных проектов.
В области созданы и продуктивно работают основные механизмы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе в малом и среднем бизнесе, машиностроении и легкой промышленности, строительном и агропромышленном секторе.
Правительство Оренбургской области поддерживает начинающих предпринимателей, действующих в инновационной сфере. В рамках реализации областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы им была предоставлена возможность для получения грантов на сумму до 500 тыс. рублей для развития своей деятельности.
Важной проблемой является несоответствие в полной мере темпов развития и структуры инновационного сектора потребностям социально-экономического развития Оренбургской области. При существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства слабо налажен процесс коммерциализации инновационных разработок и внедрения их в производство. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется такими специфическими проблемами данной сферы, как отсутствие или ограниченность собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехватка специалистов по инновационному менеджменту, неразвитость системы проектного и венчурного финансирования. Данная ситуация требует государственного стимулирования инновационной активности, в том числе за счет внедрения новых управленческих практик и механизмов взаимодействия экономических субъектов.
В области развивается малый и средний бизнес. На сегодняшний день созданы и стабильно работают почти 18 тыс. малых и средних предприятий, более 6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 60 тыс. индивидуальных предпринимателей. Предприятия МСП обеспечивают работой около трети занятого населения области.
С целью снижения влияния негативных факторов внешней среды на состояние МСП и повышения доступности финансовых ресурсов в области реализовывались областные целевые программы развития МСП. Только в 2012 году на финансирование седьмой областной программы из областного бюджета было выделено 74,1 млн. рублей.
На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора - в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса. За период работы этих учреждений более 116 субъектов малого и среднего бизнеса с самым широким спектром деятельности - от производства ремесленных изделий до изготовления высокоточного медицинского оборудования смогли воспользоваться предоставляемыми услугами. В области создан и работает 21 центр поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.
Потребительский рынок Оренбургской области характеризуется положительной динамикой основных показателей развития. Доля отрасли в структуре валового регионального продукта превышает 9,0 процента. По индексу физического объема оборота розничной торговли Оренбургская область имеет высокий рейтинг и заняла по итогам 2012 года 4 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. В рамках вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию актуализируется реализация проекта "Оренбургское качество", цель которого - помочь товаропроизводителям войти в торговую сеть, занять на рынке определенную нишу, повысить конкурентоспособность местных товаров.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, рост государственного и муниципального долга;
замедление темпов роста областного банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации;
ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики;
замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
Прогноз развития экономики области на долгосрочную перспективу в рамках решения задач Программы предполагает, что экономическое развитие области будет осуществляться по инновационному сценарию.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса.
Инновационный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, что позволяет улучшить социальные параметры развития. Часть задач инновационного сценария, в частности в сфере развития транспортной инфраструктуры, повышения эффективности человеческого капитала, будут решаться в рамках государственных программ Оренбургской области.
Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики.
Промышленность остается ведущей отраслью экономики Оренбургской области. Рост объемов производства прогнозируется во всех отраслях промышленности.
Сложившаяся в промышленности структура производства, относительно стабильное развитие промышленного комплекса области за ряд предыдущих лет (за 2000 - 2015 годы индекс производства составил 215,3 процента (в Российской Федерации - 193,3 процента) позволяют сохранять темпы роста в прогнозируемом периоде.
В долгосрочной перспективе прогнозируется менее высокий темп роста объемов производства, чем в Российской Федерации. Среднегодовой темп роста объемов производства за прогнозируемый период составит 102,7 процента.
В значительной степени развитие промышленности в период реализации Программы по-прежнему будет определять ситуация, связанная с добычей полезных ископаемых.
Среднегодовой темп роста по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" по прогнозу составит 102,6 процента.
Опережающими темпами предполагается развитие обрабатывающих отраслей. Среднегодовой темп роста по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" прогнозируется на уровне 102,9 процента.
Долгосрочный прогноз развития потребительского рынка характеризуется усилением конкуренции на рынках, связанным, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств. Планируется, что в долгосрочной перспективе по инновационному варианту развития потребительского рынка оборот розничной торговли вырастет по сравнению с 2011 годом в 2,4 раза.
Прогноз долгосрочного развития Оренбургской области также предполагает улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата.
В ближайшие годы характер и параметры инвестиций определяются уже сформировавшимися на сегодняшний день основными тенденциями в развитии области, нашедшими отражение в составе крупных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации, а также инвестиционной конкурентоспособностью области в привлечении частных инвестиций в долгосрочной перспективе.
Государственная политика социально-экономического развития в Оренбургской области реализуется во взаимодействии с органами местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены стратегии долгосрочного развития, разрабатываются среднесрочные прогнозы социально-экономического развития территорий.
Ежегодно осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, основными задачами которого являются системное исследование результативности управления муниципальными образованиями, принятие решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления, а также поощрение и стимулирование муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей.
Правительством Оренбургской области в 2010 году были утверждены 10 комплексных инвестиционных планов модернизации по следующим монотерриториям: г. Гай, г. Новотроицк, г. Ясный, г. Медногорск, г. Кувандык, г. Соль-Илецк, г. Бугуруслан, пос. Светлый, пос. Энергетик, пос. Саракташ. Общий объем финансирования на 2010 - 2015 годы, предусмотренный комплексными инвестиционными планами, составил 116,0 млрд. рублей. Мониторинг развития монотерриторий проводился органами исполнительной власти ежеквартально.
В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р в Оренбургской области 7 моногородов: г. Гай, г. Новотроицк, г. Ясный, г. Медногорск, г. Кувандык, г. Соль-Илецк, пос. Светлый.
В 2016 году между Правительством Оренбургской области и некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию всех моногородов в Оренбургской области и образован межведомственный совет при Губернаторе Оренбургской области по вопросам развития моногородов из числа представителей Правительства Оренбургской области, глав моногородов, руководителей градообразующих предприятий.
За период с 2016 по 2017 год прошли обучение в Московской школе управления СКОЛКОВО и на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проектные команды всех моногородов.
В целях реализации федеральной приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов" во всех моногородах утверждены и реализуются программы "Комплексное развитие моногорода" на 2017 - 2025 годы, в которые включены мероприятия и проекты, предполагающие создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий.
В целях достижения показателей и выполнения мероприятий, включенных в паспорта программ "Комплексное развитие моногородов", во всех моногородах созданы управляющие советы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 года N 871 г. Новотроицку присвоен статус ТОСЭР, что предполагает предоставление налоговых льгот и преференций для организаций, получивших статус резидентов ТОСЭР и реализующих на территориях моногородов инвестиционные проекты.
Создание ТОСЭР планируется и в остальных моногородах, в ближайшей перспективе - создание ТОСЭР в Ясненском городском округе. Создание ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику моногородов путем сокращения ее зависимости от градообразующих предприятий, привлечь дополнительные инвестиции в моногорода и создать новые рабочие места.
В практике государственного управления органами исполнительной власти используются инструменты программно-целевого управления - областные и ведомственные целевые программы. С 2013 года в практику государственного управления введены государственные программы Оренбургской области.
В 2012 году в области осуществлялась реализация 57 областных и 32 ведомственных целевых программ с объемом финансирования из областного бюджета в сумме 28 990,3 млн. рублей.
Одним из направлений работы минэкономразвития является повышение качества государственного и муниципального управления.
В области действовала областная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятий вышеуказанной программы позволила упорядочить государственные и муниципальные услуги, завершить регламентацию услуг, помочь муниципальным образованиям в организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
С 2010 года действует ГАУ "МФЦ", которое осуществляет прием заявителей по принципу "одного окна". Перечень услуг ГАУ "МФЦ" составляет 80 услуг, в том числе федеральных - 17, региональных - 23, муниципальных - 40. Среднее время ожидания в очереди в конце 2012 года составляло 40 минут, ежедневная пропускная способность - 3,5 тыс. человек. Показатель (индикатор) - доведение среднего времени ожидания в очереди до 15 минут.
В 2012 году приняты регламенты по всем предоставляемым государственным услугам, 80 услуг в тестовом режиме предоставляются в электронном виде, на 74 услуги разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия.
Основная проблема реализации мероприятий административной реформы - отсутствие целевых программ на муниципальном уровне и, как следствие, отсутствие в бюджетах муниципальных образований ассигнований на данные мероприятия.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 года N 950-п "О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Оренбургской области" на минэкономразвития были возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Оренбургской области, государственных бюджетных учреждений Оренбургской области при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, а также для иных юридических лиц, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
По итогам 2012 года минэкономразвития было проведено более 6 тыс. процедур по размещению государственных заказов на общую сумму 11,6 млрд. рублей. В ходе конкурсных процедур была достигнута условная экономия бюджетных средств в сумме 845 млн. рублей.
С 2011 года размещение государственных заказов для нужд Оренбургской области в форме открытого аукциона в электронной форме производится на всех зарегистрированных на территории Российской Федерации электронных торговых площадках.
В 2014 году минэкономразвития определено органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 13 февраля 2014 года N 75-п "Об органе исполнительной власти Оренбургской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2016 года N 278-п "Об организации мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке" минэкономразвития определено органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение такой оценки соответствия.
С 1 января 2017 года полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для всех заказчиков Оренбургской области возложены на ГКУ "Центр организации закупок", функции и полномочия учредителя которого осуществляет минэкономразвития. В соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 31 октября 2016 года N 636-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 08.05.2009 N 88-ук и об осуществлении министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2017 году" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по процедурам, которые не завершены по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляются минэкономразвития до размещения в единой информационной системе в сфере закупок результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, минэкономразвития обеспечивает автоматизацию процессов планирования и осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области, учета исполнения обязательств по контрактам и мониторинга закупок посредством АИС "Государственный заказ Оренбургской области", что обеспечивает осуществление контроля финансирования контрактов и процесса исполнения областного бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области.
Наряду с устойчивым социально-экономическим развитием области сохраняется ряд системных недостатков и проблем:
государственное планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, недостаточны условия для мотивации органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики.
Необходимость достижения долгосрочных и среднесрочных целей социально-экономического развития Оренбургской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов требует разработки и реализации системы мер, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, создания механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
Для решения указанных задач потребуется реализация комплекса мер по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти.
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предусмотрены показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели и решение задач и сформированные с учетом:
показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
показателей долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Оренбургской области;
показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, утвержденных председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года;
целевых индикаторов стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", и плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (второй этап - "Стратегия качества и эффективности"), утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 ноября 2016 года N 826-п "Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели Программы являются:
индекс физического объема ВРП к 2020 году - 101,1 процента к предыдущему году (источником информации являются отчетные данные, публикуемые Росстатом на сайте http://www.gks.ru/, а также прогнозные показатели, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 698-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов");
индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2020 году - 104,0 процента к предыдущему году (источником информации являются прогнозные показатели, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 698-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов");
индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности к 2020 году - 101,8 процента к предыдущему году (источником информации являются отчетные данные, публикуемые Росстатом на сайте http://www.gks.ru/);
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения, к 2020 году - 16,0 процента. Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
А - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, которая рассчитывается по формуле:
, где:
С - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, включая микропредприятия (источник данных - прогноз социально-экономического развития Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области);
D - среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей (данные Единого реестра субъектов МСП);
В - среднегодовая численность занятых в экономике (источник данных - прогноз социально-экономического развития Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области);
годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, к 2020 году - 25,0 процента (источником информации по показателю является план закупки крупнейшего заказчика Оренбургской области, определяемого Правительством Российской Федерации, который размещен в единой информационной системе в сроки, установленные законодательством Российской Федерации);
годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, к 2020 году - 15,0 процента (источником информации по показателю является годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП крупнейшего заказчика Оренбургской области, определяемого Правительством Российской Федерации, который размещен в единой информационной системе в сроки, установленные законодательством Российской Федерации);
доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет (процент от общего числа опрошенных граждан), к 2020 году - 6,0 процента.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
А - количество граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет (данные опросов с официального сайта минэкономразвития (http://www.oreneconomy.ru/voting/vote_list/vote_new.php?VOTE_ID=13) и региональной вкладки Федерального портала МСП (http://smb.orb.ru/);
В - общее количество опрошенных граждан (данные опросов с официального сайта минэкономразвития (http://www.oreneconomy.ru/voting/vote_list/vote_new.php?VOTE_ID=13) и региональной вкладки Федерального портала МСП (http://smb.orb.ru/);
доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к 2020 году - 18,0 процента.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
- объем предоставленных кредитов субъектам МСП за отчетный год;
- объем предоставленных кредитов юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям за отчетный год (источником информации являются данные Главного управления Центрального Банка России по Оренбургской области - форма 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах");
оборот субъектов МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года - 120,0 процента к 2020 году.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот субъектов МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года (процентов);
- оборот (выручка) получателя поддержки на конец отчетного периода в постоянных ценах (тыс. рублей);
- оборот (выручка) получателя поддержки на начало отчетного периода в постоянных ценах (тыс. рублей).
Оборот (выручка) получателя поддержки на конец отчетного периода в постоянных ценах рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот (выручка) получателя поддержки на конец отчетного периода в текущих ценах (тыс. рублей);
- индекс потребительских цен на конец отчетного периода (процентов);
- индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду (процентов);
- индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду на два года (процентов).
Оборот (выручка) получателя поддержки на начало отчетного периода в постоянных ценах рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот (выручка) получателя поддержки на начало отчетного периода в ценах года, предшествующему отчетному периоду (тыс. рублей);
- индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду (процентов);
- индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду на два года (процентов).
Показатель рассчитывается на основании показателей, характеризующих оборот (выручку) субъектов МСП от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по Оренбургской области на начало и на конец периода, в котором субъекты МСП получили государственную поддержку, в постоянных ценах (данные из прогноза социально-экономического развития Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области, и основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей). Источниками данных по индексам потребительских цен на товары и услуги является Центральная база статистических данных на сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
Индекс физического объема оборота розничной торговли к 2020 году - 101,8 процента к предыдущему году (источником информации являются отчетные данные территориального органа государственной статистики (комплексный доклад "Социально-экономическое положение Оренбургской области")).
Основные ожидаемые результаты реализации Программы:
в количественном выражении:
рост физического объема ВРП к 2020 году около 1,1 процента;
рост физического объема инвестиций в основной капитал около 1,0 процента ежегодно;
ежегодный рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности к 2020 году до 1,8 процента;
ежегодное достижение значения индекса физического объема оборота розничной торговли не менее 1,5 процента в сопоставимых ценах при условии сохранения стабильной экономической ситуации;
в качественном выражении:
улучшение условий ведения бизнеса в области - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, уровня коррупции;
снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
обеспечение интенсивного технологического обновления традиционных производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
повышение гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
повышение качества действующей системы государственного планирования и создание практических механизмов по ее реализации.
Достижение результатов реализации Программы должно явиться итогом согласованных действий не только минэкономразвития, но и других органов исполнительной власти, частного бизнеса и общества в целом. Непосредственным образом на степень достижения поставленных в Программе цели, задач и ожидаемых результатов будут оказывать влияние итоги реализации государственных программ Оренбургской области по другим направлениям социально-экономического развития, разрабатываемых органами исполнительной власти.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Подпрограммы Программы представлены в приложениях N 7 - 11 к Программе.
В рамках Программы запланировано проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области, реализацию инвестиционной и инновационной политики, развитие обрабатывающих производств промышленности, МСП, торговли Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
6. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и ожидаемых результатов Программы
Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов комплексной поддержки, направленной на выполнение задач социально-экономического развития.
Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
обеспечение экономической заинтересованности организаций и физических лиц в расширении приоритетных видов хозяйственной деятельности;
стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой области продукции (товаров, услуг);
создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, увеличивающих количество рабочих мест и/или заработную плату сотрудников;
создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной деятельности в области;
оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных социальных задач.
Инвестиционная активность - безусловный приоритет долгосрочного развития экономики любого региона, требующий особых подходов в ее реализации в силу свойственных производственным инвестициям особенностей и рисков.
Одним из важных направлений привлечения инвесторов является совершенствование налогового законодательства, рациональное создание и использование налоговых льгот.
Использование налоговых инструментов для регулирующего воздействия на экономику в рамках региональной финансовой политики выступает основным способом, обеспечивающим активизацию предпринимательской деятельности.
Учитывая увеличивающуюся конкуренцию между субъектами Российской Федерации с целью привлечения инвесторов, Оренбургская область вынуждена расширять виды государственной поддержки и условия ее предоставления в рамках изменяющегося законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 года N 3119/712-IV-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" применяются следующие меры налогового стимулирования инвесторов на территории Оренбургской области:
1. Установление пониженных ставок по налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Оренбургской области от 3 октября 2014 года N 2509/697-V-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков" по инвестиционным договорам, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июня 2013 года N 428-п "Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора":
2. Установление льготы по налогу на имущество организации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки, - в отношении вновь созданного и (или) приобретаемого нового (не бывшего в эксплуатации) имущества в рамках реализации инвестиционного проекта, принятого к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после заключения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и постановления Правительства Оренбургской области от 30 октября 2017 года N 763-п "Об обеспечении функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Оренбургской области":
установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР, созданных на территориях моногородов, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (с первого по пятый год - 0 процентов; последующие 5 лет - 10,0 процента) в соответствии с Законом Оренбургской области от 3 ноября 2017 года N 577/140-VI-ОЗ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Оренбургской области";
установление льготы по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР, созданных на территориях моногородов в соответствии со статьей 9.1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций". Льгота предоставляется в отношении имущества, используемого для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и расположенного в границах ТОСЭР (в размере 0 процентов - в течение 5 лет начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором организация включена в реестр ТОСЭР; в размере 1,1 процента - в течение следующих 5 лет).
Ожидаемыми результатами применения мер налогового стимулирования инвесторов на территории Оренбургской области являются:
количество действующих инвестиционных договоров, по которым предоставляется пониженная ставка по налогу на прибыль организаций, основной вид деятельности которых в соответствии с ОКВЭД относится к разделу "Обрабатывающие производства", в 2018 году - 2 единицы, в 2019 году - 1 единица;
количество действующих инвестиционных договоров, по которым предоставляется пониженная ставка по налогу на прибыль организаций, основной вид деятельности которых в соответствии с ОКВЭД не относится к разделу "Обрабатывающие производства", в 2018 году - 2 единицы, в 2019 году - 2 единицы;
количество действующих инвестиционных договоров, по которым предоставляется льгота по налогу на имущество организаций, в 2018 году - 10 единиц, в 2019 году - 8 единиц;
количество резидентов ТОСЭР, созданных на территориях моногородов, в 2018 году - 5 единиц, в 2019 году - 17 единиц.
Реализация мер налогового стимулирования позволит повысить инвестиционную привлекательность Оренбургской области, увеличить объем инвестиций в основной капитал Оренбургской области и налоговые поступления в областной бюджет, создать новые рабочие места, повысить эффективность производства продукции и оказываемых услуг.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3104/688-IV-ОЗ "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" применяются следующие меры налогового стимулирования на территории Оренбургской области:
установление налоговой ставки в размере 10,0 процента для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
установление налоговой ставки в размере 5,0 процента для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в приложении к Закону Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3104/688-IV-ОЗ "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".
В соответствии с Законом Оренбургской области от 28 апреля 2015 года N 3105/843-V-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения" для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет налоговых и неналоговых расходов представлено в приложении N 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.