Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9 изменено с 12 января 2018 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2017 г. N 966-пп
Приложение N 9
к государственной программе
"Экономическое развитие Оренбургской
области" на 2014 - 2015 годы
и на перспективу до 2020 года
(с изменениями от 14 ноября, 30 декабря 2014 г.,
3 апреля, 4 июня, 8 октября 2015 г., 21 января,
15 апреля, 30 июня, 14 октября, 23 декабря 2016 г.,
13 февраля, 19 сентября, 26 декабря 2017 г.
Паспорт подпрограммы 3
"Развитие обрабатывающих отраслей промышленности в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60,0 процента ВВП, на таких предприятиях работают 28,0 процента занятых в экономике, обеспечивается до 50,0 процента налоговых поступлений в областной бюджет. Однако доля обрабатывающих отраслей, где заняты более половины работающих в промышленности, в объеме промышленного производства составляет около 30,0 процента.
Благоприятная ситуация на топливно-сырьевых рынках в течение последних 10 лет способствовала созданию условий для более ускоренного развития предприятий по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, что привело к усилению диспропорций в структуре промышленного производства, когда доля отраслей, добывающих полезные ископаемые, превысила 50,0 процента.
В то же время в обрабатывающем секторе промышленности не были созданы условия, позволившие его предприятиям адаптироваться к рыночным изменениям. Обрабатывающие производства в большинстве случаев не имеют возможности эффективно работать и в настоящий период испытывают существенные трудности, осуществляя деятельность в условиях жестких требований рыночной экономики, усиленных влиянием последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Значительная группа отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос (металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность), потребительский рынок (легкая промышленность), оказалась в сложном положении: высокая конкуренция на мировом рынке и низкая рентабельность предприятий существенно препятствуют обновлению их технологической базы, повышению конкурентных позиций.
Все это нашло свое выражение в динамике промышленного производства по видам экономической деятельности. В период с 2009 по 2012 год индекс производства в по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составил 116,2 процента, по обрабатывающим производствам - 88,4 процента, в том числе в отраслях с более высокой долей переработки: в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 89,5 процента, производстве машин и оборудования - 37,9 процента, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 50,1 процента, производстве транспортных средств и оборудования - 19,3 процента.
Ряд принятых мер, в том числе в рамках реализации областных целевых программ "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010 - 2012 годы", "Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011 - 2015 годы", предусматривавших оказание предприятиям государственной финансовой поддержки, способствовал сохранению (особенно в кризисный период) и оживлению отдельных обрабатывающих производств.
Изменения, внесенные в Закон Оренбургской области от 9 марта 2016 года N 3800/1038-V-ОЗ "О промышленной политике в Оренбургской области", расширили направления государственной поддержки промышленных предприятий Оренбургской области.
Развитие любой отрасли промышленности сопровождается разработкой новых видов сырья и материалов. Современные полимерные композиционные материалы, а также конструкции и изделия из них (далее - композиты) находят во всем мире широкое применение благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и легкость.
Производство композитов является мощным стимулом развития техники и технологий. Это обусловлено, прежде всего, ростом требований к тактико-техническим характеристикам современных и перспективных изделий, что стало невозможным обеспечить без применения в конструкциях композитов.
Основными экономическими эффектами от применения композитов являются: сокращение сроков производства изделий, конструкций (строительства), снижение транспортных и эксплуатационных расходов, увеличение срока службы, повышение энергоэффективности.
Основными мировыми производителями композитов являются Китай (доля в мировом производстве композитов - 28,0 процента), США (22,0 процента), Европейский Союз (14,0 процента). Доля российского рынка составляет всего 0,3 - 0,5 процента, а объем гражданского потребления - и того меньше. В России наблюдается значительное отставание в производстве и потреблении композитов. В результате тормозятся не только внедрение новейших технических решений с применением композитов, но и использование технических решений, ранее уже примененных и имеющих подтверждение их технической и экономической эффективности, надежности и безопасности. Особенно это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, в которой применение подобных решений способно обеспечить существенную экономию инвестируемых бюджетных средств и средств частных инвесторов.
В настоящее время объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них в целом по Российской Федерации составляет около 0,5 - 2,0 процента (по разным экспертным оценкам) общемирового объема потребления полимерных композитов. Одной из причин незначительного применения композитов является низкая информированность участников рынка о возможностях и характеристиках полимерных композитов, в том числе о реализованных проектах, которые могут тиражироваться в субъектах Российской Федерации, обеспечивая высокую эффективность расходования бюджетных средств. Комплекс мероприятий по внедрению композитов осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N ПР-3028 о разработке субъектами Российской Федерации региональных программ внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них.
Вместе с тем для выхода на устойчивый ускоренный инновационный путь развития промышленного комплекса области необходим системный подход в решении существующих проблем, связанных с:
технической и технологической отсталостью многих промышленных предприятий области, высоким моральным и физическим износом основных фондов, особенно их активной части;
высоким уровнем затрат (сырьевых, топливно-энергетических) на производство и реализацию продукции, низкой эффективностью результатов деятельности предприятий;
отсутствием современного оборудования для производства конкурентоспособной инновационной высокотехнологичной продукции, невысоким уровнем инвестиционной и инновационной деятельности, низкой восприимчивостью к внедрению инноваций;
необеспеченностью кадрами в ряде производств обрабатывающей промышленности, низкими возможностями предприятий по созданию условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров;
недостаточными финансово-экономическими возможностями для реализации инновационных мероприятий и программ.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики в сфере развития обрабатывающих отраслей промышленности Оренбургской области на период до 2020 года являются:
устойчивый рост промышленного производства и повышение его социально-экономической эффективности;
диверсификация структуры экономики с целью опережающего развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;
формирование эффективной инновационной и производственной инфраструктуры развития промышленного производства.
Реализация целевого сценария развития Оренбургской области и достижение заданных значений, формирование инновационного сегмента промышленности - задачи, определенные стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Формирование нового индустриального облика Оренбургской области, в том числе посредством развития государственно-частного партнерства, - планируемый результат реализации комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области.
Цель подпрограммы - формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры.
Для достижения цели подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
стимулирование эффективного инвестиционного и инновационного процесса модернизации предприятий на основе государственно-частного партнерства;
создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции;
содействие расширению рынков сбыта продукции обрабатывающих производств;
содействие обеспечению предприятий обрабатывающей промышленности высококвалифицированными кадрами.
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы являются:
темп роста объемов отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств к 2020 году - не менее 104,7 процента к предыдущему году;
суммарный объем внебюджетных инвестиций, привлеченных на реализацию основного мероприятия 1 "Государственная поддержка предприятий промышленности, осуществляющих реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств", - не менее 25 млн. рублей;
создание не менее 50 новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных;
число работников предприятий обрабатывающих отраслей, прошедших подготовку и переподготовку для работы на высокотехнологичном оборудовании, повысивших квалификацию в области внедрения современных методов организации управления и технологии производства, - не менее 7 человек за годы реализации подпрограммы;
участие представителей минэкономразвития в проведении областных конкурсов профессионального мастерства и выездных мероприятиях по привлечению инвесторов за годы реализации мероприятия - не менее 40 человек.
3. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
4. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках реализации подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
основное мероприятие 1 "Государственная поддержка предприятий промышленности, осуществляющих реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств".
Реализация данного основного мероприятия проводится путем организации конкурсного отбора инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств предприятий промышленности Оренбургской области, возмещения из областного бюджета части затрат предприятиям промышленности, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2015 года N 709-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение из областного бюджета части затрат предприятиям промышленности Оренбургской области, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств". Государственная поддержка предприятий обрабатывающих отраслей промышленности осуществляется в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат:
на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных и инновационных проектов;
на уплату первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) высокотехнологичного оборудования;
на приобретение высокотехнологичного оборудования за счет собственных средств предприятия;
на подготовку кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании;
на проведение сертификации производства на соответствие международным стандартам и внедрение систем менеджмента качества организации;
на проведение маркетинговых исследований рынков сбыта производимой продукции (изучение прогноза рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынок, увеличения их сбыта, продаж).
Реализация данного основного мероприятия направлена на создание благоприятных условий для модернизации существующих предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и организации новых производств, увеличения производств с высокой долей переработки, повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий, роста объемов производства обрабатывающих отраслей промышленности и расширения рынков сбыта продукции, повышения производительности труда, эффективности работы предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
основное мероприятие 2 "Обеспечение конкурентоспособности предприятий обрабатывающей отрасли промышленности".
Реализация данного основного мероприятия осуществляется путем участия представителей минэкономразвития в проведении областных конкурсов профессионального мастерства, участия должностных лиц минэкономразвития в выездных мероприятиях по привлечению инвесторов, оказания организационной и информационно-консультационной поддержки предприятиям в реализации инвестиционных проектов по организации новых промышленных производств на базе передовых технологий и модернизации существующих производственных мощностей;
основное мероприятие 3 "Стимулирование спроса на композиционные материалы".
Реализация данного основного мероприятия предусматривает проведение следующих мероприятий:
мониторинг развития предприятий, производящих композиты и изделия из них;
подготовка перечня предприятий, осуществляющих производство композитов;
мониторинг инвестиционных проектов, направленных на развитие обрабатывающей отрасли промышленности в части производства композитных материалов, а также содействие в реализации инвестиционных проектов;
информирование с целью привлечения к участию в выставках производителей, разработчиков композиционных материалов, потенциальных потребителей композитов, конструкций и изделий из них, государственных и муниципальных заказчиков;
участие представителей минэкономразвития в выставках, презентациях, конференциях по привлечению инвесторов в целях развития производства композитов на территории Оренбургской области.
Мероприятие не реализуется в 2017 - 2020 годах.
Основные мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к Программе.
5. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств областного бюджета
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к Программе. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе. Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
6. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Реализация подпрограммы позволит к 2020 году создать благоприятные условия для модернизации существующих предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на современной высокотехнологичной основе и организации новых производств, повышения конкурентоспособности продукции, увеличения доли инновационной продукции, совершенствования структуры промышленного производства с целью увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.