Закон Оренбургской области от 8 июля 1999 г. N 301/65-ОЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области
"Об избирательных комиссиях Оренбургской области"
(принят Законодательным Собранием Оренбургской области 16 июня 1999 г.)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внести изменения и дополнения в Закон Оренбургской области "Об избирательных комиссиях Оренбургской области", изложив его в следующей редакции:
Закон
"Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Система избирательных комиссий
Избирательные комиссии, комиссии референдума на территории Оренбургской области создаются для подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, органы государственной власти области, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, проведения федеральных, областных и местных референдумов.
Система избирательных комиссий в области состоит из:
- Избирательной комиссии Оренбургской области;
- окружных избирательных комиссий;
- территориальных (районных и муниципальных) избирательных комиссий;
- участковых избирательных комиссий.
При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия Оренбургской области действует в качестве комиссии референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий.
Статья 2. Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума
В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах их полномочий, установленных действующим законодательством, независимы от государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Решения избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется на основе коллегиальности. Подготовка и проведение выборов, референдумов избирательными комиссиями, комиссиями референдума осуществляется открыто и гласно.
Решения избирательных комиссий, комиссий референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о регистрации инициативных групп по проведению референдума, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов (референдума) несостоявшимися (несостоявшимся) или недействительными (недействительным), о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума принимаются на заседаниях избирательных комиссий, комиссий референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
При равенстве голосов голос председателя является решающим.
Решения избирательной комиссии, комиссии референдума подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок, а в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащие федеральным и областным законам либо принятые с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума или судом.
Заседания избирательной комиссии, комиссии референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, комиссии референдума. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации, аккредитованные при комиссии, а также иностранные наблюдатели.
В состав избирательных комиссий, комиссий референдума могут входить члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами либо избирательными объединениями, кандидаты которых зарегистрированы данной избирательной комиссией.
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, на которую федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом Оренбургской области возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума обращения о нарушении Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов Оренбургской области, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдумов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдумов вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов Оренбургской области, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
На заседаниях комиссии при рассмотрении жалоб вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
Государственные органы власти области, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Оренбургской области, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума, а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования избирателей, граждан, имеющих право на участие в референдуме. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются за счет средств соответствующего бюджета.
Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, законами Оренбургской области.
Совмещение избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствующими органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления.
Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Оренбургской области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума (соответственно уровню проводимых выборов, референдума) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.
Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами Оренбургской области, обязательны для органов исполнительной власти Оренбургской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Решения, принимаемые Избирательной комиссией Оренбургской области, оформляются постановлениями.
Статья 3. Статус и полномочия членов избирательных комиссий, комиссий референдума
Членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного лица, в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
Член избирательной комиссии, комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии, комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе ознакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии, членов комиссии референдума с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Срок полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом избирательной комиссии, комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную, силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появления оснований, предусмотренных абзацем первым настоящей статьи.
Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.
Орган, назначивший члена избирательной комиссии, комиссии референдума, обязан назначить нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов, референдума не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 4, 11, 13, 15 настоящего Закона. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума назначает вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
Членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы в соответствии с КЗоТ Российской Федерации, сохраняется средний заработок по месту основной работы и производится дополнительная оплата труда за счет средств, выделенных на проведение выборов, из расчета отработанного времени в указанной комиссии.
В случае несоответствия установленных настоящим Законом полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума специальным (функциональным) законам о выборах, референдуме действуют нормы специальных (функциональных) законов о выборах, референдуме.
Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
Глава II. Избирательная комиссия Оренбургской области
Статья 4. Порядок формирования Избирательной комиссии Оренбургской области
Избирательная комиссия Оренбургской области формируется Законодательным Собранием и главой администрации Оренбургской области для подготовки, организации и проведения на территории Оренбургской области выборов, референдумов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Оренбургской области, а также для оказания методической и организационно-технической помощи избирательным комиссиям по выборам в органы местного самоуправления, комиссиям референдума в организации проведения референдума в соответствии с действующим законодательством.
Избирательная комиссия состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. При этом 7 членов комиссии назначаются Законодательным Собранием и 7 членов комиссии назначаются главой администрации Оренбургской области на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, Избирательной комиссии Оренбургской области предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Каждый из указанных органов обязан назначить не менее одной трети назначаемого ими числа членов Избирательной комиссии на основе поступивших предложений от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Оренбургской области. При этом в Избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Оренбургской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Оренбургской области, органе местного самоуправления последнего созыва.
Члены комиссии на ее первом заседании избирают тайным голосованием из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Статья 5. Статус Избирательной комиссии Оренбургской области
Избирательная комиссия является государственным органом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банке, гербовую печать, штампы, обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Заседание Избирательной комиссии Оренбургской области является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия действует на постоянной основе и обладает правом законодательной инициативы перед Законодательным Собранием Оренбургской области. Срок ее полномочий четыре года.
Статья 6. Полномочия Избирательной комиссии Оренбургской области
Избирательная комиссия, обеспечивая подготовку и проведение, на территории Оренбургской области выборов и референдумов, предусмотренных действующим законодательством:
- регистрирует кандидатов и их доверенных лиц по выборам в органы государственной власти области, выдает им удостоверения установленного образца;
- утверждает форму и текст избирательного бюллетеня по выборам в органы государственной власти области;
- обеспечивает изготовление бюллетеней по выборам в органы государственной власти области, их доставку в нижестоящие избирательные комиссии;
- осуществляет координацию деятельности нижестоящих избирательных комиссий и оказывает им методическую, организационно-техническую помощь, проводит для них инструктивные совещания, семинары;
- обеспечивает единообразную реализацию действующего законодательства с учетом рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- определяет схему образования избирательных округов и представляет ее на утверждение в Законодательное Собрание Оренбургской области;
- устанавливает общие итоги выборов, итоги референдума;
- обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в соответствующий архив;
- регистрирует избирательные блоки, обеспечивает равные условия предвыборной агитационной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
- изучает избирательную практику и готовит предложения в Законодательное Собрание области по совершенствованию действующего законодательства о выборах и референдумах;
- обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти Оренбургской области;
- издает инструкции, дает разъяснения о порядке применения областного законодательства о выборах и референдумах;
- распределяет между нижестоящими избирательными комиссиями денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение референдумов и выборов всех уровней, обеспечивая контроль за целевым расходованием этих средств;
- содействует реализации программ повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов;
- осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности нижестоящих избирательных комиссий;
- рассматривает заявления (жалобы) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
- принимает участие в создании общегосударственной системы регистрации и учета избирателей, единой системы подведения итогов голосования, установления результатов выборов с применением государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы");
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и указаниями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия председателя Избирательной комиссии Оренбургской области
Председатель Избирательной комиссии:
- представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, общественными объединениями, иными организациями и их должностными лицами;
- созывает заседания комиссии и председательствует на них;
- осуществляет контроль за реализацией решений комиссии и работой аппарата комиссии;
- издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- подписывает постановления комиссии, а также исходящие от нее разъяснения и иные акты, принятые в пределах ее компетенции;
- дает поручения заместителю председателя, секретарю комиссии, и членам комиссии;
- является распорядителем финансовых средств;
- осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата комиссии;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 8. Полномочия заместителя председателя Избирательной комиссии Оренбургской области
Заместитель председателя Избирательной комиссии:
- осуществляет полномочия председателя Избирательной комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
- выполняет поручения председателя комиссии;
- руководит работой координационного совета по реализации программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Оренбургской области, создаваемого при комиссии;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 9. Полномочия секретаря Избирательной комиссии Оренбургской области
Секретарь Избирательной комиссии:
- обеспечивает подготовку заседаний комиссии и вносимых на ее рассмотрение материалов;
- организует перспективное и текущее планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов;
- обеспечивает доведение решений и иных материалов комиссии до сведения членов комиссии, нижестоящих избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и общественных объединений, а также направляет информацию о состоявшемся заседании комиссии в средства массовой информации;
- подписывает постановления комиссии;
- выполняет поручения председателя комиссии;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 10. О социальном обеспечении деятельности членов и аппарата Избирательной комиссии Оренбургской области
Председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии работают в комиссии на штатной оплачиваемой основе и замещают государственные должности категории "А".
Избирательная комиссия в пределах выделенных ей бюджетных ассигнований имеет свой аппарат сотрудников, работающих на постоянной основе, осуществляющих организационное, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности комиссии. Структура и штаты аппарата устанавливаются решением комиссии.
Уровень оплаты труда устанавливается:
- председателю комиссии - на уровне оплаты труда заместителя главы администрации области;
- заместителю председателя и секретарю комиссии - на уровне оплаты труда руководителя самостоятельного управления (отдела) администрации области;
- работникам аппарата комиссии - соответственно уровню оплаты труда специалистов администрации области.
Медицинское, социально-бытовое и транспортное обслуживание членов Избирательной комиссии, работающих на штатной оплачиваемой основе, и сотрудников аппарата комиссии обеспечивается администрацией области на уровне, установленном для соответствующих должностей государственных служащих.
Члены Избирательной комиссии, работающие на штатной оплачиваемой основе, и сотрудники аппарата комиссии являются государственными служащими и включаются в Реестр государственных должностей государственных служащих Оренбургской области.
Глава III. Окружные, территориальные (районные и муниципальные)
и участковые избирательные комиссии, комиссии референдума
Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Оренбургской области, в избирательных округах, находящихся на территории одного муниципального образования, осуществляется органом местного самоуправления, а в избирательных округах, включающих в себя несколько муниципальных образований, - Законодательным Собранием и главой администрации области на паритетной основе с учетом предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, окружной избирательной комиссии прежнего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, проведению федерального референдума осуществляется Законодательным Собранием Оренбургской области и главой исполнительной власти Оренбургской области на паритетной основе.
Законодательное Собрание, глава исполнительной власти Оренбургской области, представительный орган местного самоуправления обязаны назначить не менее одной трети назначаемого им числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе федерального Собрания Российской федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Оренбургской области. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Оренбургской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Оренбургской области, органе местного самоуправления последнего созыва.
В случае если уполномоченные на то настоящим Законом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган государственной власти либо орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума с соблюдением требований, установленных федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом Оренбургской области, уставом муниципального образования.
Статья 12. Полномочия окружной избирательной комиссии, комиссии референдума
Окружная избирательная комиссия:
- организует подготовку и проведение выборов депутатов на территории соответствующего избирательного округа;
- регистрирует кандидатов и их доверенных лиц;
- осуществляет контроль за соблюдением законности при проведении выборов на территории соответствующего избирательного округа;
- утверждает форму и текст избирательного бюллетеня по выборам депутатов в соответствующем избирательном округе;
- обеспечивает доставку избирательных бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям;
- организует досрочное голосование;
- устанавливает результаты выборов по соответствующему избирательному округу, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;
- распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, распределяет часть этих средств между территориальными избирательными комиссиями, обеспечивает контроль за их целевым использованием на территории избирательного округа;
- рассматривает заявления (жалобы) на действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий;
- обеспечивает передачу документации, связанной с проведением выборов, в архив;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Порядок формирования территориальных (районных и муниципальных) избирательных комиссий, комиссий референдума
Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссии референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления назначает не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Оренбургской области и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Формирование территориальных избирательных комиссий районов и иных административно-территориальных единиц, комиссий референдума осуществляется представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Закона.
Территориальная избирательная комиссия, комиссия референдума формируется, как правило, в границах территории одного города, района, иных административно-территориальных единиц не позднее, чем за 60 дней до дня голосования, в составе 5 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса. В городах и районах с большим количеством избирателей по решению Избирательной комиссии Оренбургской области может создаваться несколько территориальных комиссий, комиссий референдума.
Решением органов государственной власти и (или) местного самоуправления территориальная избирательная комиссия может действовать на постоянной основе. В этом случае она действует и в качестве территориальной комиссии референдума.
Размер и виды денежного содержания работающих на штатной оплачиваемой основе членов территориальных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, устанавливаются представительными и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления и не должны быть менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в законодательном (представительном) и исполнительном органе государственной власти области, в органе местного самоуправления.
В случае если уполномоченные на то настоящим Законом органы государственной власти области и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный статьей 4 настоящего Закона, либо на соответствующей территории отсутствуют такие органы, назначение состава либо части состава территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума производится Избирательной комиссией Оренбургской области не позднее чем за 50 дней до дня выборов с соблюдением требований, установленных настоящим Законом, уставом муниципального образования.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Оренбургской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Оренбургской области, органе местного самоуправления последнего созыва.
Статья 14. Полномочия территориальных (районных и муниципальных) избирательных комиссий, комиссий референдума
Территориальная (районная и муниципальная) избирательная комиссия, комиссии референдума:
- регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, инициативные группы по проведению референдума, выдает им удостоверения установленного образца;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает решения по ним;
- осуществляет контроль за соблюдением законности при проведении выборов, референдума на соответствующей территории;
- устанавливает форму и текст избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, документов по проведению референдума в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней и иных документов по проведению референдума и их доставку нижестоящим избирательным комиссиям;
- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов, референдума;
- устанавливает результаты выборов, итоги референдума на соответствующей территории и публикует их в печати, организует сбор и передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, референдума, в архив;
- составляет списки лиц, избранных депутатами представительного органа местного самоуправления, определяет кандидата, избранного должностным лицом органа местного самоуправления;
- организует досрочное голосование;
- распределяет финансовые средства;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий, комиссий референдума
Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Представительный орган местного самоуправления назначает не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Оренбургской области и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Оренбургской области, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Оренбургской области, органе местного самоуправления последнего созыва.
Участковые избирательные комиссии, комиссии референдума формируются не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе 5 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса, при этом государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В случае если представительный орган местного самоуправления не назначил состав либо часть состава участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в определенный настоящим Законом срок либо на соответствующей территории отсутствуют органы местного самоуправления, назначение состава либо части состава участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня выборов с соблюдением требований, установленных настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Статья 16. Полномочия участковых избирательных комиссий, комиссий референдума
Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума:
- информируют население о местонахождении участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, времени их работы, а также о дне и месте голосования;
- уточняют списки избирателей, списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, полученные от территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума с органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, осуществляющими регистрацию избирателей, участников референдума;
- знакомят граждан со списками избирателей, списками граждан, имеющих право на участие в референдуме, принимают и рассматривают заявление об ошибках и неточностях в списках избирателей, списках граждан, имеющих право на участие в референдуме, и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
- обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
- контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
- организуют на избирательном участке голосование в день выборов, референдума, а также досрочное голосование;
- производят подсчет голосов, определяют итоги голосования на участке и обеспечивают передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, референдума, в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;
- рассматривают заявления (жалобы) по вопросам подготовки выборов, референдума, проведения голосования и принимают по ним решения;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия участковой избирательной комиссии, комиссии референдума прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, референдума полномочия участковой комиссии прекращаются после принятия окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Статья 17. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума
В случае нарушения Избирательной комиссией Оренбургской области, окружной, территориальной, участковой избирательными комиссиями, комиссией референдума избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Оренбургской области в порядке, установленном федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами Оренбургской области, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума могут быть расформированы судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С заявлением в суд о расформировании Избирательной комиссии Оренбургской области вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, либо группа депутатов любой из избирательных палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательных комиссий вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, либо группа депутатов любой из избирательных палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Оренбургской области. Заявление о расформировании комиссии рассматривается немедленно, и решение по нему принимается не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом коллегиально. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Глава IV. Финансирование избирательных комиссий, комиссий референдума
Статья 18. Порядок финансирования
Финансирование деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе и аппарата Избирательной комиссии Оренбургской области, осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Расходы избирательных комиссий, комиссий референдума предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению общероссийских референдумов и выборов в федеральные органы власти производятся из федерального бюджета.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению областных референдумов, выборов в органы государственной власти области производятся из средств областного бюджета, которые поступают в распоряжение Избирательной комиссии Оренбургской области в срок, согласованный с этой комиссией, и распределяются ею между нижестоящими избирательными комиссиями. В случае если средства своевременно не будут перечислены на счет Избирательной комиссии Оренбургской области, она в трехдневный срок вправе обратиться за кредитом для обеспечения финансирования данных выборов в кредитные учреждения на конкурсной основе.
Администрация Оренбургской области, исполнительные органы местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
Полученные Избирательной комиссией кредиты, включая начисляемые на них проценты, покрываются из областного бюджета органом исполнительной власти Оренбургской области, для которого данные кредиты являются долговым обязательством, и должны быть возвращены в срок, не превышающий двух лет. При утверждении областного бюджета на год, следующий за годом проведения выборов, Законодательное Собрание Оренбургской области обязано предусмотреть выплату данных кредитов отдельной строкой в областном бюджете. Возврат кредитов гарантируется областным бюджетом в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом.
При проведении выборов в органы государственной власти, референдума Оренбургской области порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Избирательной комиссии Оренбургской области, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, устанавливается Избирательной комиссией Оренбургской области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации в Оренбургской области.
Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не выплачиваются.
Статья 19. Финансовая отчетность избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдумов, в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Территориальные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдумов, в вышестоящую избирательную комиссию соответствующего уровня выборов.
Окружные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, в Избирательную комиссию Оренбургской области.
Избирательная комиссия Оренбургской области представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета Оренбургской области на ее деятельность и проведение выборов, референдумов, в порядке и по форме, устанавливаемым законом Оренбургской области.
Статья 20. Контрольно-ревизионная служба
Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдумов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов при Избирательной комиссии Оренбургской области создается контрольно-ревизионная служба с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений.
Указанные органы и учреждения по запросу Избирательной комиссии Оренбургской области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок, установленный федеральными законами, законами Оренбургской области. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы.
Создание контрольно-ревизионных служб при иных избирательных комиссиях регулируется Избирательной комиссией Оренбургской области по согласованию с соответствующими исполнительными и представительными органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления.
Глава V. Ответственность за нарушение закона
Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, путем насилия, подкупа, обмана, угроз, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным, права участвовать в референдуме либо препятствующие работе избирательных комиссий, комиссий референдума, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Решение и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Глава VI. Заключительное положение
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Оренбургской области |
В. В. Елагин |
8 июля 1999 г. N 301/65-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Оренбургской области от 8 июля 1999 г. N 301/65-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области "Об избирательных комиссиях Оренбургской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южный Урал" от 3 августа 1999 г., в Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 июня 1999 г. (10 заседание)
Настоящий Закон фактически прекратил действие
Законом Оренбургской области от 14 ноября 2002 г. N 320/60-III-ОЗ Закон Оренбургской области от 12 мая 1997 г. N 62/11-ОЗ признан утратившим силу