Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области от 12 ноября 2013 г. N 91 наименование настоящего приложения изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Екшурское сельское поселение
от 31 октября 2012 г. N 71
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период 2014 - 2016 годов и на перспективу до 2020 года"
1, 12 ноября 2013 г., 2 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области от 2 декабря 2014 г. N 115 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период 2014 - 2016 годов и на перспективу до 2020 года |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Распоряжение Правительства Рязанской области от 17.09.2010 N 396-р |
Заказчик - координатор Программы |
Администрация муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
ООО "Независимый центр оценки и экспертиз" |
Организация, осуществляющая организационно-техническое сопровождение Программы |
Администрация муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района |
Основная цель Программы |
Снижение энергоемкости экономики муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района не менее чем на 40% к 2020 году по отношению к уровню 2007 года |
Основные задачи Программы |
Стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащения средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту; формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем государственной поддержки реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обновление основных производственных фондов с применением новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования; создание систем муниципального и корпоративного энергоменеджмента |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования. Экономия энергетических ресурсов по их видам. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014 - 2020 гг. |
Перечень основных направлений (разделов) Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищной сфере. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в газоснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 0,6 млн. руб., в том числе за счет бюджетных источников - 0,6 млн. руб., за счет внебюджетных источников - 0,0 млн. руб. |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
Контроль за реализацией Программы осуществляет глава муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района. Заказчик-координатор реализует мероприятия Программы, координирует реализацию мероприятий исполнителями, подготавливает промежуточные и окончательный отчеты о ходе выполнения Программы и достижении целевых индикаторов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Преодоление энергетических барьеров роста экономики муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района за счет снижения дополнительной потребности в энергетических ресурсах, формирование энергоэффективной и энергобезопасной модели развития муниципального образования, повышение конкурентоспособности организаций области. Снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов как за счет повышения их рационального использования, так и за счет сокращения их стоимости. Техническое и технологическое перевооружение предприятий и организаций муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач |
1. Краткая характеристика муниципального образования
Границы территории муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района установлены Законом Рязанской области "О наделении муниципального образования - Клепиковский район статусом муниципального района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав" от 07.10.2004 N 83-ОЗ. Территория Екшурского сельского поселения входит в состав территории муниципального образования - Клепиковский муниципальный район рязанской области. Его площадь составляет 913 га. Расстояние от центра района - 3 км, до областного центра г. Рязани - 77 км.
Административный центр поселения - село Екшур.
Описание границ Екшурского сельского поселения и Спас-Клепиковского городского поселения начинается с пересечения середины р. Пра и юго-западной границы городской черты г. Спас-Клепики и идет в северном направлении по границе городской черты г. Спас-Клепики, проходит между болотами М. Березняк и Б. Березняк и заканчивается на стыке с границей Оськинского сельского поселения.
Граница Екшурского сельского поселения и Бусаевского сельского поселения начинается с места пересечения восточной границы 37 квартала Клепиковского лесничества ГУ НП "Мещерский" и оси дороги ст. Тумская и до западного угла квартала Клепиковского лесничества ГУ НП "Мещерский", где заканчивается на стыке с границей Макеевского сельского поселения.
В состав сельского поселения входят 7 населенных пунктов:
села: Екшур и Егорово;
деревни: Большое Дарьино, Малое Дарьино, Тамышево, Ершовские Выселки, Иншаково.
Муниципальное образование имеет благоприятное географическое положение, располагает автомобильным транспортом, энергетической инфраструктурой.
Климат района влажный умеренно континентальный, с теплым летом и умеренно холодной зимой. Среднегодовая амплитуда воздуха положительная: +4, самый теплый месяц - июль, со средней температурой - 15. Среднегодовое количество осадков равно 574 мм, средняя высота снежного покрова - 56 см, максимальное промерзание почвы - 123 см. В течение года осадки распределяются неравномерно. Ярко выражены четыре времени года. Господствующие ветры - юго-западные.
Почвы главным образом дерново-золотистые.
Из осадочных пород большое значение имеют месторождения глины и песка, которые используются в строительстве.
Водные ресурсы поселения представлены рекой Пра.
Екшурское сельское поселение расположено в зоне смешанных лесов. Животный мир довольно богат и разнообразен.
Топографическое расположение Екшурского сельского поселения представлено на рисунке 1.
Рис. 1
Топографическое расположение
Екшурского сельского поселения
не приводится
На территории муниципального образования - Екшурское сельское поселение проживают 2220 человек.
На территории Екшурского сельского поселения функционирует школа, здание администрации, участковая больница.
Электроснабжение потребителей на территории поселения обеспечивает ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Услуги по передаче электроэнергии оказывает ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей".
Теплоснабжение поселения индивидуальное, в качестве природного ресурса для выработки тепловой энергии используется природный газ.
Газоснабжение потребителей поселения осуществляется ООО "Рязаньрегионгаз" по газопроводным сетям, обслуживаемым филиалом ОАО "Рязаньоблгаз" "Клепикирайгаз".
Водоснабжение поселения осуществляется ООО "Ренессанс" из водонапорных башен.
Доля расходов бюджета поселения на снабжение энергетическими ресурсами (в том числе и моторным топливом) бюджетного учреждения (администрации Екшурского сельского поселения) составила:
в 2007 г. - 42,889 тыс. руб.,
в 2008 г. - 54,042 тыс. руб.,
в 2009 г. - 65,195 тыс. руб.,
в 2010 г. - 78,959 тыс. руб.,
в 2011 г. - 87,502 тыс. руб.
2. Постановка проблемы
2.1. Бюджетная сфера муниципального образования
На территории Екшурского сельского поселения в 2012 году осуществляют деятельность учреждения бюджетной сферы, в том числе: одна средняя общеобразовательная школа - детский сад, администрация, участковая больница.
Состояние дел с потреблением топливно-энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях Екшурского сельского поселения отражено в таблице 1 (данные представлены только для здания администрации).
Таблица 1
N |
Общие сведения |
Ед. изм. |
Разбивка по годам |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Расход ТЭ БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
- |
- |
- |
2 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета |
тыс. кв. м |
- |
- |
- |
3 |
Расход ТЭ БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
Гкал |
- |
- |
- |
4 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с применением расчетных способов |
кв. м |
- |
- |
- |
5 |
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
куб. м |
- |
- |
- |
6 |
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с использованием приборов учета |
чел. |
- |
- |
- |
7 |
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
куб. м |
- |
- |
- |
8 |
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с применением расчетных способов |
чел. |
- |
- |
- |
9 |
Расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
кВт. ч |
1456 |
2032 |
2173 |
10 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета |
кв. м |
100 |
100 |
100 |
11 |
Расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
кВт. ч |
0 |
0 |
0 |
12 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетного способа |
кв. м |
0 |
0 |
0 |
13 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) БУ МО |
тыс. куб. м |
3,75 |
3,663 |
3,951 |
14 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) БУ, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб. м |
3,75 |
3,663 |
3,951 |
15 |
Бюджет МО |
тыс. руб. |
4720 |
5712 |
4515 |
16 |
Общее количество БУ |
шт. |
3 |
3 |
3 |
______________________________
Принятые сокращения:
МО - муниципальное образование;
БУ - бюджетное учреждение;
ЭЭ - электрическая энергия;
ТЭ - тепловая энергия.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2010 для бюджетных учреждений установлена обязанность обеспечения ежегодного снижения объемов потребляемых ими энергоресурсов не менее чем на три процента.
Бюджетный сектор на территории Екшурского сельского поселения является достаточно потенциальным для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Средний уровень потребления энергоресурсов учреждением составляет (в год): по электрической энергии - 21,73 кВт. ч/кв. м, по природному газу - 39,51 куб. м/кв. м.
Оценочная величина энергетического потенциала энергосбережения бюджетного сектора Екшурского сельского поселения, по оценке разработчика, составляет 869,2 кВт. ч электрической энергии и 1580,4 куб. м природного газа.
Значительный потенциал энергосбережения имеют конструктивные элементы (оконные и дверные блоки) зданий бюджетных учреждений. Теплоизоляция окон и дверей позволяет обеспечить комфортную температуру в помещениях и существенно снизить затраты на энергопотребление. Установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами и индивидуальных автоматических регуляторов теплового потока позволит более эффективно использовать отопительные приборы.
Освещение помещений осуществляется в основном с применением энергосберегающих компактных люминесцентных ламп.
Датчики движения или присутствия в местах общего пользования отсутствуют.
Наиболее целесообразно внедрение энергосберегающих мероприятий при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и систем энергоснабжения, в т.ч. проводимых по муниципальным программам.
Таким образом, основные проблемы в энергосбережении бюджетных учреждений Екшурского сельского поселения заключаются в следующем:
- значительные потери тепловой энергии через конструктивные элементы помещений учреждений;
- неэффективное использование отопительных приборов (отсутствие теплоотражающих экранов за отопительными приборами и индивидуальных автоматических регуляторов теплового потока);
- отсутствие данных энергетических обследований зданий.
2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования
Жилищно-коммунальное хозяйство на территории Екшурского сельского поселения обеспечивает надлежащие условия проживания населения, которые предусматривают оказание услуг по поставке энергетических ресурсов (электрической энергии, природного газа). Основным направлением в энергосбережении в жилищно-коммунальном хозяйстве должно быть как рациональное потребление поставляемых услуг, так и снижение энергетических затрат на поставку услуг, в т.ч. снижение потерь при транспортировке энергетических ресурсов. Муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Екшурского сельского поселения нет.
Теплоснабжение населения индивидуальное, газовое. Электроснабжение централизованное осуществляет ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания", объем потребления электрической энергии населением в 2011 году составил 1864,8 тыс. кВт. ч. Услуги по транспорту электрической энергии в Екшурском сельском поселении оказывает ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей".
Обеспеченность жилищного фонда приборами учета неоднородна по различным видам потребляемых ресурсов. Приборами учета электрической энергии (индивидуальными) и природного газа оборудованы все жилые дома.
Состояние дел с потреблением топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере Екшурского сельского поселения отражено в таблице 2 (данные определены расчетным способом по действующим нормативам потребления энергоресурсов и воды).
Таблица 2
N |
Общие сведения |
Ед. изм. |
Разбивка по годам |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Средневзвешенный тариф на ЭЭ по МО |
руб./ кВт. ч |
2,62 |
2,92 |
4,07 |
3 |
Расходы муниципального бюджета на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
4 |
Количество граждан, которым предоставляются социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
чел. |
- |
- |
- |
5 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
тыс. кВт. ч |
1902,096 |
1920,744 |
2200,464 |
6 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. кВт. ч |
1902,096 |
1920,744 |
2200,464 |
8 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
кВт. ч |
н/д |
н/д |
н/д |
10 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
Гкал |
- |
- |
- |
11 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
- |
- |
- |
13 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МО, расчеты за которую осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
Гкал |
- |
- |
- |
14 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
куб. м |
45874,08 |
45874,08 |
49150,8 |
15 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых (в т.ч. многоквартирных) домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета |
куб. м |
н/д |
н/д |
н/д |
17 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
куб. м |
- |
- |
- |
19 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО |
тыс. куб. м |
369,075 |
380,73 |
388,5 |
20 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб. м |
369,075 |
380,73 |
388,5 |
21 |
Число домовладений (квартир), МО |
шт. |
1128 |
1123 |
1135 |
22 |
Число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование |
шт. |
0 |
0 |
0 |
23 |
Площадь жилых домов, где расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) |
кв. м |
- |
- |
- |
______________________________
н/д - нет данных, т.к. данные по потреблению природных ресурсов определены расчетным способом исходя из действующего норматива на одного человека.
Для потребления энергоресурсов (электрической энергии и газа) характерен высокий уровень использования индивидуальных приборов учета и коллективных приборов учета. Основной причиной этого может являться низкая заинтересованность поставщиков и покупателей ресурсов вследствие:
- высокой стоимости внедрения приборного учета ресурсов и эксплуатации приборного парка как для поставщиков ресурсов, так и для покупателей;
- риска возникновения издержек у исполнителей коммунальных услуг в связи с обнаружением технически необоснованных потерь во внутридомовом инженерном оборудовании.
Наличие приборного учета энергетических ресурсов и воды является основным условием мотивации к повышению рационального использования данных ресурсов и энергосбережению в жилищном фонде.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен переход на полный приборный учет в жилищном фонде до 01.01.2012 Достижение данного уровня возможно путем реализации соответствующих мероприятий в рамках муниципальной программы.
Жилищный фонд муниципального образования представлен как индивидуальными жилыми домами, так и многоквартирными. Суммарная площадь жилых помещений на конец 2011 года составляет 75 тыс. кв. м.
При отоплении зданий (помещений) жилищного фонда прямое влияние на уровень потребления тепловой энергии (при индивидуальном отоплении на уровень потребления газа, дров и т.п. для отопления) оказывают характеристики жилищного фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный Перечень включены СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", которыми определены требования к тепловой защите жилых зданий. Согласно указанным СНиП фактический удельный расход тепловой энергии на отопление жилищного фонда Рязанской области, в т.ч. в Екшурском сельском поселении удельный расход газа на отопление, должен быть снижен на 40%.
Индивидуальная система теплоснабжения потребителей не позволяет получить точные данные о потреблении тепловой энергии в Екшурском сельском поселении, однако по результатам анализа данных о времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствуют о наличии потенциала энергосбережения в жилых домах Екшурского сельского поселения.
Основное потребление электрической энергии в жилищном фонде происходит внутри жилых помещений на бытовые нужды населения. Основным фактором, влияющим на уровень потребления и рационального использования электроэнергии населением, является количество и энергоэффективность бытовых электроприборов. По сравнению с периодом строительства основной части жилищного фонда за последние годы спектр использования бытовых электроприборов существенно расширился. Следствием этого является рост удельного потребления электрической энергии населением.
Расход электрической энергии в местах общего пользования связан преимущественно с освещением лестничных клеток. В большинстве многоквартирных домов электрооборудование эксплуатируется с момента ввода домов в эксплуатацию, в связи с чем энергоэффективность данного оборудования соответствует уровню развития технологий в жилищном хозяйстве 50 - 80-х годов прошлого столетия.
Так, значительная часть многоквартирных домов в местах общего пользования оборудована осветительными приборами на основе ламп накаливания, работающими в среднем не менее 10 часов ежесуточно, в том числе в ночные периоды минимальной активности жильцов.
Основным направлением повышения эффективности использования электрической энергии в жилищном фонде является модернизация общедомовых систем электроснабжения с оптимизацией режимов их работы. Дополнительный эффект энергосбережения будет получен в результате постепенного перехода населением от используемых в быту для освещения жилых помещений ламп накаливания к энергосберегающим лампам.
Газоснабжение потребителей поселения осуществляется ООО "Рязаньрегионгаз" по газопроводным сетям, обслуживаемым филиалом ОАО "Рязаньоблгаз" "Клепикирайгаз".
Пути экономии потребления газа лежат в области установки приборов учета, использования экономичных режимов потребления газа (горения) и применение более экономичного газоиспользующего оборудования.
2.3. Топливно-энергетический баланс и потенциал энергосбережения муниципального образования
Топливно-энергетический баланс (по состоянию на 2011 год) отражает соотношение объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи или импорта и убывающих вследствие потребления на месте или экспорта. Топливно-энергетический баланс Екшурского сельского поселения характеризует структуру наличия, использования энергоресурсов на территории данного субъекта (таблица 4).
На рисунке 2 показано потребление топливно-энергетических ресурсов по годам.
Рис. 2
не приводится
Таблица 4
N |
Виды топливно-энергетических ресурсов/сферы потребления топливно-энергетических ресурсов, т.у.т. |
Природное топливо |
В том числе: |
Электроэнергия |
Тепловая энергия |
Прочие виды топлива (дрова) |
Продукты переработки топлива |
Всего |
|||
Нефть |
Газ природный |
Уголь |
Сжиженный углеводородный газ |
Моторное топливо |
|||||||
1 |
Производство (добыча) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Поступление в сеть |
- |
- |
452,89 |
- |
707,41 |
- |
- |
- |
- |
1160,3 |
3 |
На преобразование в другие виды энергии |
- |
- |
384,95 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
384,95 |
4 |
Конечное потребление |
- |
- |
452,89 |
- |
707,41 |
- |
- |
- |
- |
1160,3 |
4.1 |
Жилищный сектор(**) |
- |
- |
448,33 |
- |
706,66 |
|
|
|
- |
1154,99 |
4.2 |
Бюджето-финансируемые организации |
- |
- |
4,56 |
- |
0,75 |
- |
- |
- |
- |
5,31 |
4.3 |
Промышленные и прочие потребители |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Собственные нужды и потери при распределении |
- |
- |
- |
- |
42,4 |
- |
- |
- |
- |
42,4 |
______________________________
(**) - данные приведены расчетным способом.
На территории Екшурского сельского поселения нет собственных ТЭР. Это обуславливает большой удельный вес ввозимого топлива, в основном природного газа. При выработке тепла используется природный газ.
Наиболее крупными потребителями ТЭР являются жилищный сектор. Данная категория потребителей в наибольшей мере заинтересована в энергосбережении, поскольку указанный фактор оказывает значительное влияние на семейный бюджет. В жилищном фонде Екшурского сельского поселения используется 98,9% природного газа и 99,8% электрической энергии.
Значительным потенциалом энергосбережения располагает жилищно-коммунальная сфера. Это связано, с одной стороны, со значительным потреблением ТЭР и отсутствием экономической заинтересованности в экономии ресурсов, с другой - с высоким уровнем морального и физического износа объектов систем коммунальной инфраструктуры, а также зданий жилищного фонда и зданий бюджетных учреждений.
Потери при передаче и распределении электрической энергии составляют около 6%.
Проблема энергосбережения в процессе производства, передачи, потребления энергоресурсов является в настоящее время одной из самых актуальных. Потенциал энергосбережения в целом по Екшурскому сельскому поселению, включая сферу конечного потребления ТЭР, который может быть получен за счет реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценивается (по данным разработчика) следующими величинами: по электроэнергии - около 820,512 тыс. кВт. ч; по газу - около 155,4 тыс. куб. м.
2.4. Теплоснабжение муниципального образования
Система теплоснабжения жилищно-коммунальной сферы Екшурского сельского поселения индивидуальная.
Теплоснабжение газифицированных домовладений осуществляется от индивидуальных газовых котлов (АОГВ). В качестве топлива для выработки тепла в здании Екшурской администрации и в домовладениях используется природный газ.
Сложившаяся ситуация (применяемая в Екшурском сельском поселении индивидуальная система отопления) не позволяет проводить точный учет расходования тепловой энергии и выявлять источники наибольших технически не обоснованных потерь энергии, однако по результатам анализа данных по времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствуют о наличии потенциала энергосбережения в жилых домах Екшурского сельского поселения.
Оценочная величина потенциала энергосбережения в системе теплоснабжения Екшурского сельского поселения при существующем потреблении природного газа для теплоснабжения, по данным разработчика, составляет около 155,4 тыс. куб. м природного газа на период до 2020 г.
Основной проблемой в состоянии систем теплоснабжения, влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, является несоответствие в части энергоэффективности существующих ограждающих конструкций современным требованиям.
Основными мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
- своевременное проведение модернизации зданий (реконструкций, ремонтов) с утеплением ограждающих конструкций, применением теплоотражающих экранов и энергосберегающих окон, утеплением дверей;
- своевременная модернизация, ремонт, наладка и регулирование оборудования отопительных газовых установок, в т.ч. автоматики горелок;
- своевременная промывка внутренних тепловых сетей, установка автоматических регуляторов теплового потока и изолирующих материалов.
2.5. Электроснабжение муниципального образования
Электроснабжение потребителей Екшурского сельского поселения централизованное, осуществляет ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания", объем потребления электрической энергии в 2011 году составил 2053,45 тыс. кВт. ч.
ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" - крупнейшая компания на территории области по реализации электрической энергии всем группам потребителей. Является субъектом оптового рынка. Имеет статус гарантирующего поставщика (ГП) на территории всей области (за исключением г. Рязани). Объемы реализуемой энергии компанией по Рязанской области составляют около 4 млрд. кВт. ч в год.
Услуги по транспорту электрической энергии в Екшурском сельском поселения оказывает ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей".
Для наружного (уличного) освещения поселения используются лампы ДРЛ 250 - 63 шт.
Большинство подстанций и линий электропередачи эксплуатируются более 20 лет, износ оборудования составляет около 60%, что влияет на их техническое состояние и уровень надежности энергосистемы. Значительное количество подстанций и линий электропередачи нуждается в проведении мероприятий по реконструкции и (или) модернизации. Потери при транспорте электроэнергии в сетях филиала ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей" составляют в целом 6 - 7%.
Принимая во внимание, что мероприятия Программы в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Екшурского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Потребление электрической энергии потребителями Екшурского сельского поселения за последние годы составило: в 2008 году - 1895,02 тыс. кВт. ч, в 2009 году - 1903,55 тыс. кВт. ч, в 2010 году - 1922,78 тыс. кВт. ч, в 2011 году - 2053,45 тыс. кВт. ч.
На рисунке 3 показана диаграмма потребления электроэнергии по годам.
Рис. 3
Объем потребления электрической энергии по годам, тыс. кВт. ч.
не приводится
В структуре потребителей электрической энергии в Екшурском сельском поселении население составляет около 99,8% от общего объема потребления. Потребление бюджетных учреждений составляет около 0,2%.
Общий объем потребления электроэнергии несколько снижается, удельный расход повышается. Повышение удельного потребления электроэнергии населением обусловлено ростом применения бытовых приборов у населения (кондиционеров, водонагревателей, стиральных машин, холодильников, калориферов и т.п.). Принимая во внимание данные тенденции, экономия электрической энергии населением может быть достигнута (при условии сохранения качества электроснабжения) за счет сокращения общедомового потребления, а также применения бытовых приборов и осветительного оборудования с невысокой энергоемкостью.
Обеспеченность приборами учета потребителей электрической энергии в целом по муниципальному образованию составляет 100%.
Несмотря на то, что деятельность в области электроснабжения характеризуется стабильностью спроса, на ее экономическую эффективность оказывают влияние не только уровень ресурсосбережения, но и такие факторы, как тарифное регулирование.
Наибольшими проблемами (техническими и экономическими) и существенным потенциалом энергосбережения характеризуется сфера распределения и потребления электрической энергии. Это в первую очередь связано с износом электросетевого оборудования и потерями в сетях. Решение данных проблем возможно за счет проведения необходимых мероприятий (в составе инвестиционных программ), основным источником финансирования которых являются устанавливаемые тарифы. Принимая во внимание, что указанные мероприятия в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Екшурского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Состояние энергосистемы в Екшурском сельском поселении предполагает достаточный потенциал энергосбережения (в основном в части сокращения технологических потерь в сетях и замены уличных источников света более экономичными) и составляет (по данным разработчика) около 820,512 тыс. кВт. ч электроэнергии в год.
Энергосберегающие мероприятия в системе электроснабжения носят в большей степени комплексный характер и решают в том числе задачи обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей.
Основными направлениями энергосбережения в системе электроснабжения являются:
- снижение потерь при транспортировке электрической энергии;
- повышение энергоэффективности системы уличного освещения и освещения в жилищном фонде;
- обеспечение экономии электрической энергии за счет внедрения современного энергоэффективного оборудования, оптимизации уровня загрузки силовых трансформаторов, автоматизации технологических процессов.
Основными мероприятиями в системе электроснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
- применение современного высокоэффективного электрооборудования, в т.ч. энергоэффективных источников освещения;
- установка инфракрасных датчиков движения в местах общего пользования;
- замена устаревшей электропроводки у потребителей электрической энергии.
2.6. Газоснабжение муниципального образования
Газоснабжение Екшурского сельского поселения природным газом осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Рязань". Газораспределительные системы на территории муниципального образования эксплуатируются филиалом ОАО "Рязаньоблгаз" "Клепикирайгаз".
На территории сельского поселения эксплуатируется 13,5 км газовых сетей различного значения. Газовые сети находятся в удовлетворительном состоянии.
Потребление Екшурским сельским поселением природного газа в 2011 году составило около 392,45 тыс. куб. м в год, в т.ч. население потребило 388,5 тыс. куб. м, бюджетные организации Екшурского сельского поселения - 3,95 тыс. куб. м.
На рисунке 4 показана диаграмма потребления газа по годам.
Рис. 4
Потребление природного газа по годам
не приводится
На территории Екшурского сельского поселения автозаправочных газовых станций нет, ближайшая автозаправочная газовая станция, обеспечивающая сжиженным углеводородным газом автомобили, находится в городе Спас-Клепики.
Положение дел с потреблением и учетом природного газа населением в муниципальном образовании отражено в таблице 5.
Таблица 5
N |
Общие сведения |
Ед. изм. |
Разбивка по годам |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Тариф на природный газ по МО |
руб./тыс. куб. м |
2720 |
3219 |
3990 |
2 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО |
тыс. куб. м |
369,075 |
380,73 |
388,5 |
3 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб. м |
369,075 |
380,73 |
388,5 |
4 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах МО, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета |
тыс. куб. м |
- |
- |
- |
Потребление природного газа населением Екшурского сельского поселения за период 2007 - 2011 гг. увеличилось на 5%, что в первую очередь связано с газификацией Екшурского сельского поселения и переходом части населения на отопление с помощью газовых котлов. С применением приборов учета населению реализуется около 100% объемов газа.
Энергосбережение в сфере газоснабжения Екшурского сельского поселения целесообразно проводить по следующим направлениям:
- повышение эффективности использования энергоресурсов, потребляемых для технологических нужд при распределении газа;
- снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей, в т.ч. в при выработке тепловой энергии в АТП и в индивидуальных источниках тепла у населения (применение высокоэффективных горелок, снижение удельного расхода газа).
В рамках настоящей Программы рассматриваются мероприятия, направленные на обеспечение полного учета реализации, а также снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей в соответствующих сферах.
2.7. Водоснабжение и водоотведение муниципального образования
Водоснабжение и водоотведение Екшурского сельского поселения обеспечивается из водонапорных башен по водопроводным сетям протяженностью 13 км. В 2011 году нуждались в замене 100% водопроводных и 100% канализационных сетей. Значительное количество требующих замены водопроводных сетей приводит к увеличению количества аварий в сетях, в результате значительно растут потери воды и эксплуатационные расходы предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению.
Мощность водозаборных сооружений - 0,6 тыс. куб. м воды в сутки.
Уровень централизованного водоснабжения составляет 95%, остальная часть населения использует индивидуальные источники водоснабжения (колодцы).
По расчетным данным, 95% населения потребило в 2011 году 49,15 тыс. куб. м воды. В то же время необходимо учитывать, что в данную цифру не входят потери, связанные с полным износом системы водоснабжения.
Протяженность канализационных сетей - 3 км. Уровень обеспечения населения канализацией составляет 70%.
Основные мероприятия в сфере экономии воды должны быть направлены на снижение потерь воды при транспортировке (передаче по водопроводным трубам). Для этой цели необходимо проводить плановый и капитальный ремонты водопроводных сетей с заменой запорной арматуры.
В связи с прогнозируемым ростом тарифов на холодную воду необходима также установка приборов учета холодной воды у всех потребителей, включая и бюджетные организации.
Потребление холодной воды Екшурским поселением по годам представлено на рис. 5.
Рис. 5
Потребление холодной воды Екшурским поселением по годам
не приводится
2.8. Транспортная сфера муниципального образования
На территории Екшурского сельского поселения для обслуживания населения по доставке в районный центр г. Спас-Клепики предоставляется рейсовый автобус, который охватывает большую часть населенных пунктов.
Автобус фабрики ООО "Емельянъ Савостинъ" и ООО "Русвата" довозит своих работающих согласно разработанному графику.
На балансе администрации Екшурского сельского поселения числится одно автотранспортное средство - автомобиль ГАЗ 310221.
В 2011 году автомобилем было израсходовано 2,49 тыс. литров моторного топлива, в качестве которого используется бензин АИ-92.
В связи с быстрым ростом тарифов на моторное топливо значительной экономии бюджетных средств можно достичь, установив на автотранспортное средство газобалонное оборудование (ГБО). Данное мероприятие позволит использовать в качестве моторного топлива газ (метан или бутан), стоимость которого значительно меньше стоимости бензина.
3. Экономические и социальные предпосылки разработки Программы
Основными предпосылками, определяющими необходимость решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности программными методами, являются:
- тесная взаимосвязанность уровня энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов и уровня социально-экономического развития Екшурского сельского поселения;
- объективность и масштабность существующих проблем в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточность существующих решений, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также отсутствие их комплексности и взаимосвязанности.
Кроме этого, потребление топливно-энергетических ресурсов происходит в условиях их постоянного удорожания. Так, в 2011 году завершился переход к использованию нерегулируемых тарифов на электрическую энергию (кроме населения), которые характеризуются большими значениями по отношению к регулируемому уровню. В среднесрочной перспективе (до 2015 года) в Российской Федерации предполагается завершить переход к установлению цен на газ, обеспечивающих равную доходность по сравнению с экспортными поставками, что приведет к росту тарифов для российских потребителей.
В условиях неэффективного использования исходных ресурсов рост их стоимости приводит к соответствующему росту цен и тарифов на конечные товары и услуги организаций. Следствием этого является рост цен на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Использование топливно-энергетических ресурсов имеет значительную социальную составляющую. Одним из основных потребителей энергетических ресурсов является жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление услуг электроснабжения и газоснабжения). Неэффективное использование ресурсов приводит к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг. В условиях отсутствия эластичности спроса по цене рассматриваемых услуг увеличение их стоимости может привести к социальной напряженности, неплатежам со стороны основной категории потребителей - населения, что приводит к образованию задолженности по всей цепочке "потребитель услуг (ресурсов) - производитель услуг (ресурсов)". В этом контексте повышение эффективности использования энергетических ресурсов является одним из факторов социальной стабильности и инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов приводит и к неэффективным расходам бюджета муниципального образования. Это связано с платежами за потребленные бюджетными учреждениями ресурсы по имеющимся ценам и тарифам.
Неэффективно используемые мощности имеющегося коммунального комплекса (вследствие больших потерь ресурсов при транспортировке, наличия потенциала снижения подключенной нагрузки существующих потребителей) приводят к необходимости реконструкции сетей инфраструктуры в целях подключения новых объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, увеличивает плату за подключение, что выражается в росте стоимости одного квадратного метра возводимого жилья.
Использование топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с экологической безопасностью. Экологическая составляющая является важным фактором, определяющим условия и качество жизни населения в области. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов должно привести к соответствующему снижению нагрузки на окружающую среду.
Проведенный анализ подтверждает наличие существенного потенциала энергосбережения в Екшурском сельском поселении, который должен быть реализован в том числе в рамках реализации настоящей Программы.
Принятие Программы обуславливается не только неэффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и наличием потенциала энергосбережения, но и недостаточностью и несистемностью принимаемых ранее мероприятий.
Существующей Программой предусмотрены областной и муниципальные бюджеты в качестве одного из источников финансирования. Необходимо также привлечение внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, основными приоритетами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном образовании должны стать:
1) индикативное планирование показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования, в т.ч. жилищно-коммунального комплекса;
2) смена парадигмы развития энергетических производств от "экстенсивного" к "интенсивному", когда большая часть прироста потребности в энергии обеспечивается энергосбережением и повышением энергетической эффективности;
3) обеспечение комплексного подхода, предусматривающего реализацию мероприятий по всей цепочке "потребление - передача - производство" топливно-энергетических ресурсов;
4) формирование стимулов и механизмов, позволяющих планировать, реализовывать и контролировать мероприятия по энергосбережению и уровень энергетической эффективности на постоянной, системной и регулярной основе без дополнительных внешних воздействий.
4. Основные цели и задачи Программы
Целью данной Программы является формирование и реализация комплекса мер в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые позволят снизить энергоемкость экономики Екшурского сельского поселения не менее чем на 40% к 2020 году по отношению к уровню 2007 года.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих ключевых задач:
1) стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащения средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту;
2) формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем поддержки муниципальным образованием реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) обновление основных производственных фондов с применением новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
4) создание систем муниципального и корпоративного энергоменеджмента.
Цели и задачи Программы представлены в виде целевых показателей и индикаторов (приложение N 1). Целевые показатели и индикаторы приняты в соответствии с Перечнем целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Расчет значений определен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273.
Постановлением Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области от 2 декабря 2014 г. N 115 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Затраты на реализацию Программы и планируемый социально-экономический эффект
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 0,6 млн. руб., в том числе:
- мероприятия в бюджетной сфере - 0,6 млн. руб.;.
Объем финансирования на первом этапе Программы (2013 - 2015 гг.) составит - 0,6 млн. руб.
Объем финансирования по источникам финансирования составит:
- за счет бюджетных источников - 0,6 млн. руб.;
Внебюджетными источниками являются:
- жильцы жилых домов, после проведения администрацией муниципального образования агитационных мероприятий, в чьих интересах энергосбережение и снижение личных затрат на энергоресурсы;
- ТСЖ, действующие на территории сельского поселения.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования приведены в таблице 9.
Таблица 9
Объемы финансирования
Программы по источникам финансирования
Объем финансирования, тыс. руб., всего, в том числе по источникам финансирования |
2014 г. факт |
201 г. |
201 г. |
201 г. |
2018 - 2020 гг. |
Всего |
Всего |
0 |
0 |
120 |
120 |
360 |
600 |
В том числе за счет |
|
0 |
|
|
|
|
Бюджетных средств |
0 |
|
120 |
120 |
360 |
600 |
В т.ч. - бюджет Рязанской области |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- бюджеты МО |
0 |
0 |
120 |
120 |
360 |
360 |
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций, надбавки к тарифам, собственные средства предприятий и организаций, заинтересованных в осуществлении Программы, кредиты банков, целевые платежи населения в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и другие поступления.
Объемы финансирования мероприятий из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению после формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год с учетом результатов реализации энергосберегающих мероприятий в предыдущем финансовом году.
Объемы финансирования мероприятий из муниципальных бюджетов также подлежат ежегодному уточнению после формирования муниципальных бюджетов на соответствующий финансовый год с учетом результатов реализации энергосберегающих мероприятий в предыдущем финансовом году.
Эффективность реализации Программы носит комплексный характер. Осуществление мероприятий Программы даст следующие ключевые социально-экономические и экологические результаты:
- преодоление энергетических барьеров роста экономики муниципального образования за счет снижения дополнительной потребности в энергетических ресурсах, формирование энергоэффективной и энергобезопасной модели развития, повышение конкурентоспособности организаций;
- снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь на население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов как за счет повышения их рационального использования, так и за счет сокращения их стоимости;
- техническое и технологическое перевооружение предприятий и организаций, потребляющих топливно-энергетические ресурсы;
- высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач;
- повышение качества жизни населения за счет повышения надежности и эффективности поставок топливно-энергетических ресурсов;
- улучшение экологической ситуации.
6. Организационно-экономические механизмы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться посредством следующих механизмов.
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных бюджетных учреждениях.
Муниципальные бюджетные учреждения формирует программы в области энергосбережения в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством. В программе должны быть учтены условия ежегодного снижения объемов потребляемых ими энергоресурсов не менее чем на три процента. Данные программы разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период. При условии, если программа реализуются с привлечением энергосервисных организаций, срок реализации программ может быть увеличен. Программа должна включать мероприятия, связанные как с проведением энергетического аудита организаций, так и с последующей реализацией технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Программы бюджетного учреждения должна включать соответствующие показатели и индикаторы. Значения показателей и индикаторов программ бюджетных учреждений должны обеспечивать достижение аналогичных значений Программы.
Документы, обосновывающие мероприятия программ, показатели и индикаторы, а также объемы бюджетного финансирования согласовываются заказчиком - координатором настоящей Программы.
Мероприятия программ реализуются в объемах и на условиях, предусмотренных бюджетом муниципального образования на соответствующий период с привлечением внебюджетных источников.
Выбор подрядных организаций для выполнения работ (услуг) по реализации мероприятий программ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приоритетным механизмом реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетных учреждениях является привлечение энергосервисных компаний (далее - ЭСКО) на основании энергосервисных договоров.
Указанные договоры заключаются бюджетными учреждениями с организацией, оказывающей услуги и (или) выполняющей работы энергосберегающего характера на профессиональной основе, и направлены на реализацию инвестиционных проектов, имеющих целью снижение потребления коммунальных ресурсов с оплатой услуг и (или) работ энергосервисной компании из части полученной экономии средств бюджета по оплате коммунальных услуг. В целях обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков ЭСКО при проведении конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов, целесообразно формировать лоты не по отдельным объектам бюджетной сферы, а по группам объектов.
В целях привлечения энергосервисных организаций к реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Екшурском сельском поселении в заключаемых договорах необходимо предусматривать положение о том, что размер платежа определяется:
- в размере 90% от величины полученной экономии - до момента достижения окупаемости 60% произведенных инвестиций (с учетом определенной величины доходности);
- в размере 50% от величины полученной экономии - после достижения указанного выше момента.
Стимулирование бюджетного учреждения к заключению энергосервисных договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, осуществляется путем использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на закупку оборудования, техники и инвентаря для нужд бюджетных учреждений, а также на увеличение годового фонда оплаты труда (премирование) по решению руководителя учреждения.
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
Также мероприятия в области энергосбережения могут финансироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе:
- утепление ограждающих конструкций зданий;
- установка общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием муниципальных образований и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности (в том числе в сферах электро- и водоснабжения и перевозки общественным транспортом).
Организации формируют программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы в области энергосбережения) в соответствии с требованиями, установленными соответствующим органом исполнительной власти Рязанской области или органом местного самоуправления и условиями реализации настоящей Программы. Такие требования устанавливаются в соответствии с Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности". Данные требования должны включать:
- значения целевых индикаторов, которые необходимо достичь соответствующей организации, из перечня целевых индикаторов, приведенного в настоящей Программе;
- перечень обязательных мероприятий, соответствующий перечню мероприятий настоящей Программы.
Инструментом реализации таких программ являются инвестиционные и производственные программы организаций. Одним из источников финансирования программ в области энергосбережения организаций являются тарифы, в том числе долгосрочные, и надбавки, утвержденные с учетом их доступности для потребителей. При недоступности тарифов или надбавок частичное финансирование осуществляется за счет бюджетных источников.
Условием учета программы в области энергосбережения при установлении тарифов и надбавок является ее соответствие установленным требованиям, оценка которого осуществляется уполномоченным органом государственной власти Рязанской области или органом местного самоуправления.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве реализуются соответствующими заинтересованными организациями. При этом реализация мероприятий может обеспечиваться предоставлением за счет средств бюджета муниципального образования субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, привлекаемым на финансирование мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Размер компенсации не превышает действующей на момент предоставления кредита ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Срок предоставления субсидий соответствует сроку окупаемости проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Дополнительным стимулом для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно стать включение в тендерную документацию на торгах в муниципальном образовании (в части продукции, закупаемой за счет средств муниципального бюджета) требований по энергоэффективности продукции как одной из технических характеристик закупаемого товара, а также срок их окупаемости.
5. Информационная поддержка и сопровождение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется заказчиком Программы.
7. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Заказчиком - координатором Программы является администрация Екшурского сельского поселения.
Реализация Программы осуществляется администрацией Екшурского сельского поселения.
Основными функциями администрации Екшурского сельского поселения по реализации Программы являются:
- реализация мероприятий Программы;
- заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
- подготовка и уточнение перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию;
- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, организациями с участием муниципального образования;
- расчет целевых показателей и индикаторов реализации Программы;
- осуществление мероприятий в сфере информационного освещения и сопровождения реализации Программы;
- организация оценки соответствия программ бюджетных учреждений и организаций коммунального комплекса по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установленным требованиям;
- организационное, техническое и методическое содействие органам и организациям, участвующим в реализации Программы;
- сбор информации о ходе выполнения программ организаций (учреждений) в области энергосбережения в рамках проведения мониторинга;
- осуществление сбора информации о реализации Программы и целевом использовании финансовых средств;
- обеспечение взаимодействия органов власти местного самоуправления муниципального образования, организаций коммунального комплекса, бюджетного учреждения, участвующих в реализации Программы;
- утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
- мониторинг и анализ реализации Программы;
- осуществление оценки эффективности исполнения Программы;
- подготовка заключения об эффективности реализации Программы;
- ежеквартальное представление главе Екшурского сельского поселения отчета о ходе выполнения программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности Программы области и предложений о ее корректировке.
Контроль за исполнением Программы осуществляет глава Екшурского сельского поселения.
Контроль за целевым использованием средств муниципального бюджета осуществляется в установленном порядке.
8. Перечень мероприятий по реализации Программы
Достижение целей и задач Программы предусматривает осуществление мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:
- выявление и определение состояния энергопотребления и потенциала ресурсосбережения на объектах систем коммунальной инфраструктуры (в том числе системах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), бюджетной и жилищной сферах;
- модернизация систем коммунальной инфраструктуры (водоснабжения и электроснабжения);
- установка приборов учета у потребителей ресурсов (воды, электрической энергии, газа);
- внедрение энергосберегающих технологий;
- информирование и просвещение потребителей по вопросам экономного потребления энергоресурсов;
- подготовка правовой основы для реализации Программы.
Указанные направления, осуществляемые в рамках Программы, включают в себя организационные и технические мероприятия.
Объемы и стоимость мероприятий определены укрупнено. Список мероприятий на конкретном объекте составляется после проведения энергетического обследования и разработки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
Реализация мероприятий планируется поэтапно:
- 2012 - 2015 гг. (1 этап);
- 2016 - 2020 гг. (2 этап).
В период 2012 - 2015 гг. планируется реализация основных мероприятий Программы.
В период 2016 - 2020 гг. планируется окончание реализации капиталоемких мероприятий. На данном этапе могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации 1 этапа Программы.
Перечень Программных мероприятий приведен в Приложении N 2.
1. Технические мероприятия
Технические мероприятия определены исходя из целей и задач Программы и структурированы по сферам деятельности (бюджетная сфера, жилищная сфера, теплоснабжение, электроснабжение, транспортный комплекс).
Технические мероприятия определены с учетом энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и объектов недвижимости жилищной и бюджетной сфер муниципального образования, требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и направлены на:
- внедрение учета потребления ресурсов у потребителей;
- модернизацию объектов систем коммунальной инфраструктуры;
- установку энергосберегающего оборудования, в том числе автоматизированных систем управления;
- применение энергосберегающих технологий и материалов по сокращению потерь энергоресурсов в зданиях, на объектах коммунальной инфраструктуры (установка энергосберегающих светильников и ламп, утепление фасадов, замена оконных и дверных блоков).
2. Организационные мероприятия
2.1. Энергетические обследования систем электроснабжения, теплоснабжения и зданий бюджетной сферы.
Энергетическое обследование должно проводиться с целью выявления нерационального использования энергоресурсов и выявления потенциала энергосбережения для определения приоритетности выполнения энергосберегающих мероприятий.
Энергетическое обследование проводится в соответствии с установленными требованиями.
Объем работ, проводимых в рамках энергетического обследования (первичное, полное, документальное или инструментальное обследование), определяются в зависимости от наличия достоверной информации о состоянии объекта обследования и платежеспособных возможностей потенциального заказчика данных услуг.
Для определения энергопотребления могут использоваться результаты измерений стационарными или переносными приборами учета.
На основании данных энергетического обследования:
- определяются (уточняются) параметры функционирования энергопотребляющих систем и мероприятия по увеличению энергоэффективности;
- определяются объекты для проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности;
- формируются предложения по разработке (внесению изменений) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- составляется энергетический паспорт исследуемого объекта.
Результаты энергетического обследования создают возможности для уточнения объемных и стоимостных параметров реализации мероприятий и эффективного распределения финансовых потребностей, что косвенно оказывает влияние на индикаторы реализации Программы (через соотношение затраты/экономия).
2.2. Организация информационно-просветительской работы в области энергосбережения.
Информирование и просвещение населения муниципального образования о вопросах эффективного потребления энергоресурсов должно осуществляться в целях представления результатов реализации Программы, а также с целью формирования правильного отношения населения к природным ресурсам как к важной ценности. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, реализация Программы сопровождается привлечением средств населения для финансирования части мероприятий, а с другой стороны - достижение целей Программы невозможно без соответствующего изменения отношения к энергетическим ресурсам самой массовой категории ее потребителей.
Аналогичные подходы должны распространяться на работников бюджетной сферы.
Для этого в рамках Программы предполагается реализация следующих информационно-просветительских мероприятий:
- публикация результатов мониторинга выполнения Программы в официальных средствах массовой информации, а также в сети Интернет. Публикация должна осуществляться на постоянной основе в течение всего срока действия Программы. Публикации должны осуществляться не позднее 3 месяцев после завершения отчетного периода. Публикуются текущие значения основных целевых индикаторов (в сравнении с исходными и плановыми значениями), а также иная информация;
- создание и поддержание сайта в сети Интернет, посвященного проблемам энергосбережения в муниципальном образовании в целом и реализации Программы в частности;
- проведение социальной рекламы и публикаций в средствах массовой информации и наружной рекламы. Предметом такой рекламы и публикаций должна стать взаимосвязь человека и потребляемых им ресурсов (в частности, существующие проблемы энергопотребления и механизмы их решения, роль человека как ответственного потребителя ресурсов, ресурсы как объект энергосбережения и так далее). Социальная реклама и публикации должны выходить не реже одного раза в квартал;
- проведение пресс-конференций по вопросам ресурсосбережения и реализации Программы;
- создание в рамках существующих музеев секций, посвященных ресурсам, используемым при производстве тепловой и электрической энергии, обеспеченности и влиянию их на уровень качества жизни людей. В рамках данных секций представляются материалы об особенностях ресурсоснабжения потребителей, перспективах применения инновационных технологий и так далее;
- проведение в дошкольных учреждениях и школах занятий ("уроки энергосбережения"), в том числе с посещением соответствующих секций в музеях.
2.3. Разработка нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях повышения результативности реализации мероприятий Программы и создания стимулирующих факторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности требуется разработка комплекса нормативных правовых документов в муниципальном образовании.
Перечень документов приведен в Приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.