Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
главы муниципального образования
от 26 декабря 2011 г. N 23
Программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период до 2014 года и на перспективу до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование Программы |
Комплексная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период 2010 - 2014 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Заказчик - координатор Программы |
Администрация муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
ООО "Независимый центр оценки и экспертиз" |
Организация, осуществляющая организационно-техническое сопровождение Программы |
Администрация муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района |
Основная цель Программы |
Снижение энергоемкости экономики муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района не менее чем на 40% к 2020 году по отношению к уровню 2008 года |
Основные задачи Программы |
Стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащение средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту; формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем государственной поддержки реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обновление основных производственных фондов с применением новых энерго - и ресурсосберегающих технологий и оборудования |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Энергосбережение и повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования. Экономия энергетических ресурсов по их видам. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде |
Сроки и этапы реализации Программы |
1 этап - 2011 - 2014 гг. 2 этап - 2015 - 2020 гг. |
Перечень основных направлений (разделов) Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищной сфере. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в водоснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в газоснабжении. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 543 тыс. руб., в том числе: за счет муниципального бюджета - 443 тыс. руб., за счет областного бюджета - 100 тыс. руб. |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
Контроль за реализацией Программы осуществляет глава муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района. Заказчик-координатор реализует мероприятия Программы, координирует реализацию мероприятий исполнителями, подготавливает промежуточные и окончательный отчеты о ходе выполнения Программы и достижении целевых индикаторов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Преодоление энергетических барьеров роста экономики муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района за счет снижения дополнительной потребности в энергетических ресурсах, формирование энергоэффективной и энергобезопасной модели развития муниципального образования. Снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов как за счет повышения их рационального использования, так и за счет сокращения их стоимости. Техническое и технологическое перевооружение организаций муниципального образования - Молькинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач |
1. Краткая характеристика муниципального образования
Муниципальное образование - Молькинское сельское поселение имеет статус самостоятельного муниципального образования, входит в состав Клепиковского муниципального района Рязанской области, административным центром муниципального образования является д. Молькино.
В состав муниципального образования включено 12 населенных пунктов:
- деревня Молькино;
- деревня Бахметьево;
- поселок Воронцово;
- деревня Иваково;
- деревня Иванисово;
- деревня Ково;
- деревня Коренево;
- деревня Плишкино;
- деревня Проваторово;
- деревня Соломино;
- деревня Шаранино;
- деревня Шопино.
Систематическое транспортное сообщение отсутствует. До ближайшего транспортного узла - поселка Тума ходит автобус несколько раз в неделю.
Территория муниципального образования составляет 180 кв. км.
В Молькинском сельском поселении работает одно муниципальное учреждение - администрация муниципального образования.
Население муниципального образования составляет 585 человек.
Доля расходов бюджета поселения на снабжение энергетическими ресурсами бюджетного учреждения составила
в 2008 г. - 4,864 тыс. руб.;
в 2009 г. - 25 тыс. руб.;
в 2010 г. - 91,75 тыс. руб.
2. Бюджетная сфера муниципального образования
К Молькинскому поселению относится одно бюджетное учреждение - администрация поселения, которая размещена в отдельно стоящем здании общей площадью 86 кв. м. Потребление топливно-энергетических ресурсов данным бюджетным учреждением отражено в таблице 1.
Таблица 1
NN пп |
Общие сведения |
Ед. изм. |
Разбивка по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Расход ТЭ БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
0 |
0 |
0 |
2 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета |
тыс. кв. м |
0 |
0 |
0 |
3 |
Расход ТЭ БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
Гкал |
0 |
0 |
0 |
4 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с применением расчетных способов |
кв. м |
0 |
0 |
0 |
5 |
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
куб. м |
0 |
0 |
0 |
6 |
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с использованием приборов учета |
чел. |
0 |
0 |
0 |
7 |
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
куб. м |
0 |
0 |
0 |
8 |
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расчеты за расходы воды осуществляют с применением расчетных способов |
чел. |
5 |
5 |
5 |
9 |
Расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
кВт. ч |
300 |
900 |
1000 |
10 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета |
кв. м |
86 |
86 |
86 |
11 |
Расход ЭЭ на обеспечение БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
кВт. ч |
0 |
0 |
0 |
12 |
Площадь БУ, в которых расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетного способа |
кв. м |
0 |
0 |
0 |
13 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) БУ МО |
куб. м |
3200 |
3300 |
3300 |
14 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) БУ, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
куб. м |
3200 |
3300 |
3300 |
15 |
Бюджет МО |
тыс. руб. |
964,236 |
1478,341 |
1716 |
18# |
Общее количество БУ |
шт. |
1 |
1 |
1 |
19 |
Количество БУ, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
шт. |
0 |
0 |
0 |
20 |
Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками |
шт. |
0 |
0 |
0 |
21 |
Общее количество муниципальных заказчиков |
шт. |
0 |
0 |
0 |
22 |
Количество муниципальных заказчиков, заключивших энергосервисные договоры (контракты) |
шт. |
0 |
0 |
0 |
23 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд |
тыс. руб. |
60,560 |
84,820 |
117,496 |
24 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности |
тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
Принятые сокращения:
МО - муниципальное образование;
БУ - бюджетное учреждение;
ЭЭ - электрическая энергия;
ТЭ - тепловая энергия.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2010 для бюджетных учреждений установлена обязанность обеспечения ежегодного снижения объемов потребляемых ими энергоресурсов не менее чем на три процента.
Бюджетный сектор на территории Молькинского сельского поселения является достаточно потенциальным для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Бюджетный сектор, находящийся непосредственно в ведении Молькинского сельского поселения (здание администрации, здание Дома культуры), не является высокопотенциальным для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Средний уровень потребления энергоресурсов учреждением составляет (в год): по электрической энергии - 10,46 кВт. ч./кв. м, по природному газу - 38,37 куб. м/кв. м.
Ввиду применяемых в Молькинском сельском поселении индивидуальных систем отопления (печек и АОГВ) определить удельное потребления тепловой энергии не представляется возможным.
Оценочная величина энергетического потенциала энергосбережения бюджетного сектора Молькинского сельского поселения, по оценке разработчика, составляет 360 тыс. кВт. ч. электрической энергии, 1,320 тыс. куб. м природного газа.
Значительный потенциал энергосбережения имеют конструктивные элементы (оконные и дверные блоки) зданий бюджетных учреждений. Теплоизоляция окон и дверей позволяет обеспечить комфортную температуру в помещениях и существенно снизить затраты на энергопотребление. Установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами и индивидуальных автоматических регуляторов теплового потока позволит более эффективно использовать отопительные приборы.
Освещение помещений осуществляется в основном с применением ламп накаливания. Установка энергосберегающих ламп и светильников обеспечит экономию потребляемой электроэнергии, а также улучшит уровень освещенности помещений за счет более высокой светоотдачи.
Наиболее целесообразно внедрение энергосберегающих мероприятий при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и систем энерго- и водоснабжения, в т.ч. проводимых по федеральным, региональным и муниципальным программам.
Таким образом, основные проблемы в энергосбережении бюджетного учреждения Молькинского сельского поселения заключаются в следующем:
- значительные потери тепловой энергии через конструктивные элементы помещения учреждения;
- использование энергоемких способов освещения помещения учреждения;
- неэффективное использование отопительных приборов (отсутствие теплоотражающих экранов за отопительными приборами и индивидуальных автоматических регуляторов теплового потока).
3. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования
Жилищно-коммунальное хозяйство на территории Молькинского сельского поселения обеспечивает ООО "Тумский Коммунальный Сервис", которое предусматривает оказание услуг по поставке энергетических ресурсов. Основным направлением в энергосбережении в жилищно-коммунальном хозяйстве должно быть как рациональное потребление поставляемых услуг, так и снижение энергетических затрат на поставку услуг, в т.ч. снижение потерь при транспортировке энергетических ресурсов и воды. Муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Молькинского сельского поселения нет.
Электроснабжение потребителей на территории поселения обеспечивает ОАО "ГазпромЭнерго". На территории остальных населенных пунктов Молькинского муниципального образования услуги оказывает ОАО "Приокские электрические сети".
Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям на территории поселения оказывает филиал.
Водоснабжение жителей с 2010 года в д. Молькино осуществляется водопроводом, принадлежащим ООО "Коммунальное хозяйство Тумское", остальные населенные пункты пользуются индивидуальной системой водоснабжения (колодцами).
Муниципальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, в поселении в настоящее время нет.
Состояние дел с потреблением топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере муниципального образования отражены в таблице 2.
Таблица 2
NN пп |
Общие сведения |
Ед. изм. |
Разбивка по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Средневзвешенный тариф на ЭЭ по МО |
руб./кВт ч. |
1,72 |
2 |
2,54 |
3 |
Расходы муниципального бюджета на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
4 |
Количество граждан, которым предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
чел. |
- |
- |
- |
5 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
тыс. кВт. ч. |
347,68 |
339,79 |
337,87 |
6 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. кВт. ч. |
347,68 |
339,79 |
337,87 |
8 |
Объем ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
кВт. ч. |
0 |
0 |
0 |
10 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
Гкал |
н/д |
н/д |
н/д |
11 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
0 |
0 |
0 |
13 |
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
Гкал |
0 |
0 |
0 |
14 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах МО |
тыс. куб. м |
37,3 |
35,8 |
35,0 |
15 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых (в т.ч. многоквартирных) домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета |
тыс. куб. м |
0 |
0 |
0 |
17 |
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета |
куб. м |
0 |
0 |
0 |
19 # |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО |
тыс. куб. м |
118,4 |
159,7 |
193,8 |
20 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах МО, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб. м |
118,4 |
159,7 |
193,8 |
21 |
Число домовладений МО |
шт. |
554 |
554 |
554 |
22 |
Число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование |
шт. |
0 |
0 |
0 |
23 |
Площадь жилых домов, где расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) |
кв. м |
0 |
0 |
0 |
н/д - нет данных, т.к. в Молькинском сельском поселении действует индивидуальная система теплоснабжения и водоснабжения потребителей.
Для потребления энергоресурсов (электрической энергии и газа) характерно полное отсутствие приборов учета воды и коллективных приборов учета. Основной причиной этого может являться низкая заинтересованность поставщиков и покупателей ресурсов вследствие:
- высокой стоимости внедрения приборного учета ресурсов и эксплуатации приборного парка как для поставщиков ресурсов, так и для покупателей;
- риска возникновения издержек у исполнителей коммунальных услуг в связи с обнаружением технически не обоснованных потерь.
Жилищный фонд Молькинского сельского поселения насчитывал в 2009 году 554 дома и представлен индивидуальными жилыми домами и 35 двухквартирными домами.
Значительную долю жилищного фонда занимают дома до 1945 года постройки. Данную группу преимущественно составляют деревянные дома индивидуальной постройки.
Жилищный фонд муниципального образования представлен индивидуальными жилыми домами. Суммарная площадь жилых помещений на конец 2009 года составляет 30800 кв. м. В таблицах представлено распределение жилищного фонда по типам, годам постройки.
Жилые дома, ед. в том числе, построенные |
до 1920 г. |
1921 - 1945 гг. |
1946 - 1970 гг. |
1971 - 1995 гг. |
После 1995 г. |
Всего 554 |
- |
302 |
147 |
95 |
10 |
При отоплении зданий (помещений) жилищного фонда прямое влияние на уровень потребления тепловой энергии (при индивидуальном отоплении на уровень потребления газа, дров, угля и т.п. для отопления) оказывает характеристики жилищного фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный Перечень включены СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", которыми определены требования к тепловой защите жилых зданий. Согласно указанным СНиП, фактический удельный расход тепловой энергии на отопление жилищного фонда Рязанской области, в т.ч. в Молькинском сельском поселении удельный расход газа на отопление, должен быть снижен на 40%.
Индивидуальная система теплоснабжения потребителей не позволяет получить точные данные о потреблении тепловой энергии в Молькинском сельском поселении, однако по результатам анализа данных о времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствует о наличии потенциала энергосбережения в жилых домах Молькинского сельского поселения.
Основное потребление электрической энергии в жилищном фонде происходит внутри жилых помещений на бытовые нужды населения. Основным фактором, влияющим на уровень потребления и рационального использования электроэнергии населением, является количество и энергоэффективность бытовых электроприборов. По сравнению с периодом строительства основной части жилищного фонда за последние годы спектр использования бытовых электроприборов существенно расширился. Следствием этого является рост удельного потребления электрической энергии населением.
Основным направлением повышения эффективности использования электрической энергии в жилищном фонде является переход населения от используемых в быту для освещения жилых помещений ламп накаливания к энергосберегающим лампам. Замена ламп будет производиться планово, по мере выхода из строя ламп накаливания.
Водоснабжение Молькинского сельского поселения обеспечивают 2 артскважины. В остальных населенных пунктах используются колодцы. В 2009 году нуждались в замене около 10% водопроводных сетей. Значительное количество требующих замены водопроводных сетей приводит к увеличению количества аварий в сетях, в результате значительно растут потери воды и эксплуатационные расходы организаций, эксплуатирующих водопроводные сети.
В структуре потребления воды наибольшую долю (97,6%, 35,93 тыс. куб. м занимает население, бюджетными организациями потребляется около 0,3% воды. Реализация воды с помощью приборов учета в жилищном секторе составляет около 0%. Объемы потребления воды в жилищном фонде в значительной мере зависят от степени благоустройства зданий (наличия ванны, душа и т.п.). Следует отметить, что значительная часть объемов потребления воды расходуется на полив приусадебных садово-огородных участков.
Одной из основных причин относительно высокого потребления воды является недостаточно развитая культура бережного отношения к ресурсу в быту, погодные условия, а также относительно небольшая доля оплаты потребленной воды в структуре платы населения за жилищно-коммунальные услуги. Как указывалось выше, оснащенность жилищного фонда приборами учета воды отсутствует, что не способствует рациональному использованию воды.
Газоснабжение Молькинского сельского поселения природным газом осуществляет ООО "ГазпроммежрегионгазРязань". Транспорт природного газа и обеспечение потребителей сжиженным углеводородным газом (СУГ) осуществляет ОАО "Рязаньоблгаз".
Основными направлениями использования газа в жилых помещениях населением являются: приготовление пищи, нагрев воды и отопление.
Пути экономии потребления газа лежат в области установки приборов учета, использования экономичных режимов потребления газа (горения) и применения более экономичного газоиспользующего оборудования.
4. Топливно-энергетический баланс и потенциал энергосбережения муниципального образования
Топливно-энергетический баланс (по состоянию на 2010 год) отражает соотношение объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи или импорта и убывающих вследствие потребления на месте или экспорта.
На территории Молькинского сельского поселения кроме дров нет собственных ТЭР. При выработке тепла используются дрова, уголь и природный газ.
Наиболее крупным потребителем ТЭР является жилищный сектор. Данная категория потребителей в наибольшей мере заинтересована в энергосбережении, поскольку указанный фактор оказывает значительное влияние на семейный бюджет. В жилищном фонде Молькинского сельского поселения используется 30% дров для отопления, 57% природного газа, 13% - сжиженного газа.
Значительным потенциалом энергосбережения располагает жилищно-коммунальная сфера. Это связано, с одной стороны, со значительным потреблением ТЭР и отсутствием экономической заинтересованности в экономии ресурсов, с другой - с высоким уровнем морального и физического износа объектов систем коммунальной инфраструктуры, а также зданий жилищного фонда и зданий бюджетных учреждений.
Проблема энергосбережения в процессе производства, передачи, потребления энергоресурсов является в настоящее время одной из самых актуальных. Потенциал энергосбережения в целом по Молькинскому сельскому поселению, включая сферу конечного потребления ТЭР, который может быть получен за счет реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценивается (по данным разработчика) следующими величинами: по газу - около 47 тыс. куб. м, по электрической энергии - 139 тыс. кВт/ч.
5. Теплоснабжение муниципального образования
Система теплоснабжения жилищно-коммунальной сферы Молькинского сельского поселения индивидуальная. Теплоснабжение здания Молькинской администрации обеспечивает АТП. Теплоснабжение газифицированных домовладений осуществляется от индивидуальных газовых котлов (АОГВ). В качестве топлива для выработки тепла в здании Молькинской администрации используется природный газ. Для теплоснабжения остальных бюджетных учреждений и населения используются печи, в качестве топлива используются дрова и уголь.
Сложившаяся ситуация (применяемая в Молькинском сельском поселении индивидуальная система отопления) не позволяет проводить точный учет расходования тепловой энергии и выявлять источники наибольших технически не обоснованных потерь энергии, однако по результатам анализа данных по времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствует о наличии потенциала энергосбережения в жилых домах Молькинского сельского поселения.
Оценочная величина потенциала энергосбережения в системе теплоснабжения Молькинского сельского поселения, при существующем потреблении природного газа для теплоснабжения, по данным разработчика составляет около 47 тыс. куб. м природного газа на период до 2020 г.
Основными проблемами в состоянии систем теплоснабжения, влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, является несоответствие в части энергоэффективности существующих ограждающих конструкций современным требованиям.
Основными мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение (с учетом продолжающейся газификации и более широким использованием индивидуальных газовых отопительных установок), являются:
- своевременное проведение модернизации зданий (реконструкций, ремонтов) с утеплением ограждающих конструкций, применением теплоотражающих экранов и энергосберегающих окон, утеплением дверей;
- своевременная модернизация, ремонт, наладка и регулирование оборудования отопительных газовых установок, в т.ч. автоматики горелок;
- своевременная промывка внутренних тепловых сетей, установка автоматических регуляторов теплового потока и изолирующих материалов.
6. Электроснабжение муниципального образования
Электроснабжение потребителей Молькинского поселения обеспечивает ООО "Газпром энерго" и ОАО "Рязань Энерго", остальные населенные пункты ОАО "Приокские электрические сети".
Поставщиком услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям в поселении является филиал ОАО "Приокские электрические сети" в Клепиковском районе, объем потребления электрической энергии в 2010 году составил 337,87 тыс. кВт. ч.
В эксплуатации филиала находится - трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ - 18 шт.,
Для наружного (уличного) освещения поселения используются лампы накаливания - 44 шт., лампы ДРЛ 250 - 42 шт., ДНаТ - 2 шт.
Большинство подстанций и линий электропередачи эксплуатируются более 20 лет, износ оборудования составляет около 60%, что влияет на их техническое состояние и уровень надежности энергосистемы. Значительное количество подстанций и линий электропередачи нуждается в проведении мероприятий по реконструкции и (или) модернизации. Потери при транспорте электроэнергии в сетях составляют в целом 7%.
Принимая во внимание, что мероприятия Программы в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Молькинского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Потребление электрической энергии потребителями Молькинского сельского поселения за последние годы составило: в 2008 году - 347,68 тыс. кВт. ч, в 2009 году - 339,79 тыс. кВт. ч., в 2010 году - 337,87 тыс. кВт. ч.
Обеспеченность приборами учета потребителей электрической энергии в целом по муниципальному образованию составляет около 80%. Жилые дома не полностью оснащены индивидуальными приборами учета. Несмотря на то, что деятельность в области электроснабжения характеризуется стабильностью спроса, на ее экономическую эффективность оказывают влияние не только уровень ресурсосбережения, но и такие факторы, как тарифное регулирование.
Наибольшими проблемами (техническими и экономическими) и существенным потенциалом энергосбережения характеризуется сфера распределения и потребления электрической энергии. Это в первую очередь связано с износом электросетевого оборудования и потерями в сетях. Решение данным проблем возможно за счет проведения необходимых мероприятий (в составе инвестиционных программ), основным источником финансирования которых являются устанавливаемые тарифы. Принимая во внимание, что указанные мероприятия в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Молькинского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Состояние энергосистемы в Молькинском сельском поселении предполагает достаточный потенциал энергосбережения (в основном в части сокращения технологических потерь в сетях и замены уличных источников света более экономичными) и составляет (по данным разработчика) около 139 тыс. кВт. ч. электроэнергии в год.
Энергосберегающие мероприятия в системе электроснабжения носят в большей степени комплексный характер и решают в том числе задачи обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей.
Основными направлениями энергосбережения в системе электроснабжения являются:
- повышение уровня оснащения приборами учета потребления электроэнергии до 100%;
- снижение потерь при транспортировке электрической энергии;
- повышение энергоэффективности системы уличного освещения и освещения в жилищном фонде;
- обеспечение экономии электрической энергии за счет внедрения современного энергоэффективного оборудования, оптимизации уровня загрузки силовых трансформаторов.
Основными мероприятиями в системе электроснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
- применение современного высокоэффективного электрооборудования, в т.ч. энергоэффективных источников освещения.
7. Газоснабжение муниципального образования
Газоснабжение поселения природным газом осуществляет ООО "Рязаньрегионгаз". Газораспределительные системы на территории муниципального образования эксплуатируются филиалом ОАО "Рязаньоблгаз" "Клепикирайгаз".
На территории муниципального образования эксплуатируется 6,5 км газовых сетей различного значения.
Часть потребителей газифицирована сжиженным углеводородным газом, поставляемым ОАО "Рязаньоблгаз".
Уровень газификации природным газом поселения составляет более 70%, с учетом применения сжиженного углеводородного газа уровень газификации достигает почти 90%. Административное здание поселения газифицировано.
Потребление бюджетными организациями Молькинского сельского поселения природного газа в 2010 году составило около 3,300 тыс. куб. м в год.
На территории Молькинского сельского поселения автозаправочных газовых станций нет, ближайшая автозаправочная газовая станция, обеспечивающая сжиженным углеводородным газом автомобили, находится на значительном удалении.
Энергосбережение в сфере газоснабжения Молькинского сельского поселения целесообразно проводить по следующим направлениям:
- повышение эффективности использования энергоресурсов, потребляемых для технологических нужд при распределении газа;
- снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей, в т.ч. в при выработке тепловой энергии в АТП и в индивидуальных источниках тепла у населения (применение высокоэффективных горелок, снижение удельного расхода газа).
В рамках настоящей Программы рассматриваются мероприятия, направленные на обеспечение полного учета реализации, а также снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей в соответствующих сферах.
8. Водоснабжение и водоотведение муниципального образования
Централизованное водоснабжение потребителей д. Молькино с 2010 года осуществляет ООО "Коммунальное хозяйство Тумское", в остальные населенных пунктах в составе образования водоснабжение индивидуальное.
Водоснабжение потребителей сельского поселения обеспечивают 2 артскважины, водопроводные сети общей протяженностью 5,1 км.
Потребление воды достаточно стабильно, объем потерь воды в 2008 - 2010 гг. несколько увеличивается из-за технического состояния водопроводных сетей.
Удельный вес водопроводных сетей, нуждающихся в замене, как и уровень потерь воды достаточно высок, насосное оборудование старое и работает в режимах с низким КПД (60 - 65%), что следует учитывать как ресурс для экономии (установка ЧРП).
Работа систем водоснабжения в Молькинском сельском поселении характеризуется переменными нагрузками (в т.ч. из-за неэффективной нагрузки насосного оборудования). В результате этого могут возникать дополнительные потери в проводниках вследствие увеличения тока, снижается пропускная способность распределительной сети, отклоняется напряжение сети от номинального значения, возрастает энергоемкость водоснабжения.
Потери воды в сетях, а также значительный уровень энергоемкости водоснабжения существенно увеличивают расходы на содержание систем водоснабжения, что, в конечном счете, негативно отражается на доступности услуг для населения. Издержки, связанные с низкой эффективностью производства услуг, ограничивают возможность финансирования мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения.
Учитывая вышесказанное в системах водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие основные проблемы:
- отсутствие приборов учета в сфере водоснабжения потребителей;
- значительные потери воды в сетях, обусловленные высокой степенью износа сетей;
- значительный уровень энергоемкости систем.
Основными мероприятиями в системе водоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
- реконструкция водопроводных сетей с заменой участков, непригодных к эксплуатации и эксплуатируемых сверх нормативных сроков эксплуатации;
- увеличение использования ЧРП с увеличением КПД насосного оборудования;
- применение современных методов защиты сетей от разрушения (коррозии);
- установка приборов учета в точках поставки воды, в т.ч. оказание содействия населению в установке приборов учета.
9. Экономические и социальные предпосылки разработки Программы
Основными предпосылками, определяющими необходимость решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности программными методами, являются:
- тесная взаимосвязанность уровня энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов и уровня социально-экономического развития Молькинское сельского поселения;
- объективность и масштабность существующих проблем в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточность существующих решений, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также отсутствие их комплексности и взаимосвязанности.
Кроме этого, потребление топливно-энергетических ресурсов происходит в условиях их постоянного удорожания. Так, в 2011 году завершился переход к использованию нерегулируемых тарифов на электрическую энергию (кроме населения), которые характеризуются большими значениями по отношению к регулируемому уровню. В среднесрочной перспективе (до 2014 года) в Российской Федерации предполагается завершить переход к установлению цен на газ, обеспечивающих равную доходность по сравнению с экспортными поставками, что приведет к росту тарифов для российских потребителей.
В условиях неэффективного использования исходных ресурсов рост их стоимости приводит к соответствующему росту цен и тарифов на конечные товары и услуги организаций. Следствием этого является рост цен на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Использование топливно-энергетических ресурсов имеет значительную социальную составляющую. Одним из основных потребителей энергетических ресурсов является жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление услуг электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения). Неэффективное использование ресурсов приводит к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг. В условиях отсутствия эластичности спроса по цене рассматриваемых услуг увеличение их стоимости может привести к социальной напряженности, неплатежам со стороны основной категории потребителей - населения, что приводит к образованию задолженности по всей цепочке "потребитель услуг (ресурсов) - производитель услуг (ресурсов)". В этом контексте повышение эффективности использования энергетических ресурсов является одним из факторов социальной стабильности и инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов приводит и к неэффективным расходам бюджета муниципального образования. Это связано с платежами за потребленные бюджетными учреждениями ресурсы по имеющимся ценам и тарифам.
Неэффективно используемые мощности имеющегося коммунального комплекса (вследствие больших потерь ресурсов при транспортировке, наличия потенциала снижения подключенной нагрузки существующих потребителей) приводят к необходимости реконструкции сетей инфраструктуры в целях подключения новых объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, увеличивает плату за подключение, что выражается в росте стоимости одного квадратного метра возводимого жилья.
Использование топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с экологической безопасностью. Экологическая составляющая является важным фактором, определяющим условия и качество жизни населения в области. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов должно привести к соответствующему снижению нагрузки на окружающую среду.
Проведенный анализ подтверждает наличие существенного потенциала энергосбережения в Молькинском сельском поселении, который должен быть реализован, в том числе, в рамках реализации настоящей Программы.
Принятие Программы обусловливается не только неэффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и наличием потенциала энергосбережения, но и недостаточностью и несистемностью принятых ранее мероприятий.
Существующей Программой предусмотрены областной и муниципальные бюджеты в качестве одного из источников финансирования. Необходимо также привлечение внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, основными приоритетами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном образовании должны стать:
1) индикативное планирование показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования, в т.ч. жилищно-коммунального комплекса;
2) обеспечение комплексного подхода, предусматривающего реализацию мероприятий по всей цепочке "потребление - передача - производство" топливно-энергетических ресурсов;
3) формирование стимулов и механизмов, позволяющих планировать, реализовывать и контролировать мероприятия по энергосбережению и уровень энергетической эффективности на постоянной, системной и регулярной основе без дополнительных внешних воздействий.
10. Основные цели и задачи Программы
Целью данной Программы являются формирование и реализация комплекса мер в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые позволят снизить энергоемкость экономики Молькинского сельского поселения не менее чем на 40% к 2020 году по отношению к уровню 2008 года.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих ключевых задач:
1) стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащение средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту;
2) формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем поддержки муниципальным образованием реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Цели и задачи Программы представлены в виде целевых показателей и индикаторов (приложение N 1). Целевые показатели и индикаторы приняты в соответствии с Перечнем целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Расчет значений определен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273.
11. Затраты на реализацию Программы и планируемый социально-экономический эффект
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 543 тыс. руб., в том числе:
- мероприятия в бюджетной сфере - 423 тыс. руб.;
- мероприятия в системах коммунальной инфраструктуры - 120 тыс. руб.
Объем финансирования на первом этапе Программы (2010 - 2014 гг.) составит 543 тыс. руб., на втором (2015 - 2020 гг.) - 0 тыс. руб.
Объем финансирования по источникам финансирования составит:
- за счет бюджетных источников - 543 млн. руб.;
в том числе:
- бюджеты муниципальных образований (районный и поселения) - 443 тыс. руб.;
- бюджет Рязанской области - 100 тыс. руб.
Внебюджетными источниками являются:
1) в сферах деятельности организаций коммунального комплекса (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, электроснабжения) - средства организаций коммунального комплекса, получаемые от потребителей за счет установления тарифов, надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Условием привлечения данных внебюджетных источников является обеспечение доступности оплаты ресурсов потребителями с учетом надбавок к тарифам и тарифов на подключение (присоединение);
2) в жилищной сфере:
- средства собственников жилых домов;
- средства управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций, надбавки к тарифам, собственные средства предприятий и организаций, заинтересованных в осуществлении Программы, кредиты банков, целевые платежи населения в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и другие поступления.
Объемы финансирования мероприятий из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению после формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год с учетом результатов реализации энергосберегающих мероприятий в предыдущем финансовом году.
Объемы финансирования мероприятий из муниципальных бюджетов также подлежат ежегодному уточнению после формирования муниципальных бюджетов на соответствующий финансовый год с учетом результатов реализации энергосберегающих мероприятий в предыдущем финансовом году.
Эффективность реализации Программы носит комплексный характер. Осуществление мероприятий Программы даст следующие ключевые социально-экономические и экологические результаты:
- преодоление энергетических барьеров роста экономики муниципального образования за счет снижения дополнительной потребности в энергетических ресурсах, формирования энергоэффективной и энергобезопасной модели развития, повышения конкурентоспособности организаций;
- снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь на население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов как за счет повышения их рационального использования, так и за счет сокращения их стоимости;
- высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач;
- повышение качества жизни населения за счет повышения надежности и эффективности поставок топливно-энергетических ресурсов.
12. Организационно-экономические механизмы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться посредством следующих механизмов.
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных бюджетных учреждениях.
Муниципальные бюджетные учреждения формируют программы в области энергосбережения в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством. В программе должны быть учтены условия ежегодного снижения объемов потребляемых им энергоресурсов не менее чем на три процента. Данные программы разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период. При условии, если программа реализуется с привлечением энергосервисных организаций, срок реализации программы может быть увеличен. Программа должна включать как мероприятия, связанные с проведением энергетического аудита организаций, так и с последующей реализацией технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Программа бюджетного учреждения должна включать соответствующие показатели и индикаторы. Значения показателей и индикаторов программ бюджетных учреждений должны обеспечивать достижение аналогичных значений Программы.
Документы, обосновывающие мероприятия программ, показатели и индикаторы, а также объемы бюджетного финансирования, согласовываются заказчиком-координатором настоящей Программы.
Мероприятия программ реализуются в объемах и на условиях, предусмотренных бюджетом муниципального образования на соответствующий период с привлечением внебюджетных источников.
Выбор подрядных организаций для выполнения работ (услуг) по реализации мероприятий программ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приоритетным механизмом реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетных учреждениях является привлечение энергосервисных компаний (далее - ЭСКО) на основании энергосервисных договоров.
Указанные договоры заключаются бюджетными учреждениями с организацией, оказывающей услуги и (или) выполняющей работы энергосберегающего характера на профессиональной основе, и направлены на реализацию инвестиционных проектов, имеющих целью снижение потребления коммунальных ресурсов с оплатой услуг и (или) работ энергосервисной компании из части полученной экономии средств бюджета по оплате коммунальных услуг. В целях обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков ЭСКО при проведении конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов, целесообразно формировать лоты не по отдельным объектам бюджетной сферы, а по группам объектов.
В целях привлечения энергосервисных организаций к реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Молькинском сельском поселении в заключаемых договорах необходимо предусматривать положение о том, что размер платежа определяется:
- в размере 90% от величины полученной экономии до момента достижения окупаемости 60% произведенных инвестиций (с учетом определенной величины доходности);
- в размере 50% от величины полученной экономии - после достижения указанного выше момента.
Стимулирование бюджетного учреждения к заключению энергосервисных договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, осуществляется путем использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на закупку оборудования, техники и инвентаря для нужд бюджетных учреждений, а также на увеличение годового фонда оплаты труда (премирование) по решению руководителя учреждения.
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
Также мероприятия в области энергосбережения могут финансироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе:
- утепление ограждающих конструкций зданий;
- установка общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием муниципальных образований и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности (в том числе в сферах электро- и водоснабжения и перевозки общественным транспортом).
Организации формируют программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы в области энергосбережения) в соответствии с требованиями, установленными соответствующим органом исполнительной власти Рязанской области или органом местного самоуправления и условиями реализации настоящей Программы. Такие требования устанавливаются в соответствии с Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности". Данные требования должны включать:
- значения целевых индикаторов, которых необходимо достичь соответствующей организацией, из перечня целевых индикаторов, приведенного в настоящей Программе;
- перечень обязательных мероприятий, соответствующий перечню мероприятий настоящей Программы.
Инструментом реализации таких программ являются инвестиционные и производственные программы организаций. Одним из источников финансирования программ в области энергосбережения организаций являются тарифы, в том числе долгосрочные, и надбавки, утвержденные с учетом их доступности для потребителей. При недоступности тарифов или надбавок частичное финансирование осуществляется за счет бюджетных источников.
Условием учета программы в области энергосбережения при установлении тарифов и надбавок является ее соответствие установленным требованиям, оценка которого осуществляется уполномоченным органом государственной власти Рязанской области или органом местного самоуправления.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве реализуются соответствующими заинтересованными организациями. При этом реализация мероприятий может обеспечиваться предоставлением за счет средств бюджета муниципального образования субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, привлекаемым на финансирование мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Размер компенсации не превышает действующей на момент предоставления кредита ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Срок предоставления субсидий соответствует сроку окупаемости проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Дополнительным стимулом для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно стать включение в тендерную документацию на торгах в муниципальном образовании (в части продукции, закупаемой за счет средств муниципального бюджета) требований по энергоэффективности продукции как одной из технических характеристик закупаемого товара, а также срок их окупаемости.
5. Информационная поддержка и сопровождение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется заказчиком Программы.
13. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Заказчиком-координатором Программы является администрация Молькинского сельского поселения.
Реализация Программы осуществляется администрацией Молькинского сельского поселения.
Основными функциями администрации Молькинского сельского поселения по реализации Программы являются:
- реализация мероприятий Программы;
- заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
- подготовка и уточнение перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию;
- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, организациями с участием муниципального образования;
- расчет целевых показателей и индикаторов реализации Программы;
- осуществление мероприятий в сфере информационного освещения и сопровождения реализации Программы;
- организация оценки соответствия программ бюджетных учреждений и организаций коммунального комплекса по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установленным требованиям;
- организационное, техническое и методическое содействие органам и организациям, участвующим в реализации Программы;
- сбор информации о ходе выполнения программ организаций (учреждений) в области энергосбережения в рамках проведения мониторинга;
- осуществление сбора информации о реализации Программы и целевом использовании финансовых средств;
- обеспечение взаимодействия органов власти местного самоуправления муниципального образования, организаций коммунального комплекса, бюджетного учреждения, участвующих в реализации Программы;
- утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
- мониторинг и анализ реализации Программы;
- осуществление оценки эффективности исполнения Программы;
- подготовка заключения об эффективности реализации Программы;
- ежеквартальное представление главе Молькинского сельского поселения отчета о ходе выполнения программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности Программы области и предложений о ее корректировке.
Контроль за исполнением Программы осуществляет глава Молькинского сельского поселения.
Контроль за целевым использованием средств муниципального бюджета осуществляется в установленном порядке.
14. Перечень мероприятий по реализации Программы
Достижение целей и задач Программы предусматривает осуществление мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:
- выявление и определение состояния энергопотребления и потенциала ресурсосбережения на объектах систем коммунальной инфраструктуры (в том числе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), бюджетной и жилищной сфер;
- модернизация систем коммунальной инфраструктуры (водоснабжения и электроснабжения);
- установка приборов учета у потребителей ресурсов (воды, электрической энергии, газа);
- внедрение энергосберегающих технологий;
- информирование и просвещение потребителей по вопросам экономного потребления энергоресурсов;
- подготовка правовой основы для реализации Программы.
Указанные направления, осуществляемые в рамках Программы, включают в себя организационные и технические мероприятия.
Объемы и стоимость мероприятий определены укрупненно. Список мероприятий на конкретном объекте составляется после проведения энергетического обследования и разработки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
Реализация мероприятий планируется поэтапно:
- 2011 - 2014 гг. (1 этап);
- 2015 - 2020 гг. (2 этап).
В период 2011 - 2014 гг. планируется реализация основных мероприятий Программы.
В период 2015 - 2020 гг. планируется окончание реализации капиталоемких мероприятий. На данном этапе могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации 1 этапа Программы.
Перечень Программных мероприятий приведен в Приложении N 2.
1. Технические мероприятия
Технические мероприятия определены исходя из целей и задач Программы и структурированы по сферам деятельности (бюджетная сфера, жилищная сфера, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспортный комплекс).
Технические мероприятия определены с учетом энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и объектов недвижимости жилищной и бюджетной сфер муниципального образования, требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и направлены на:
- внедрение учета потребления ресурсов у потребителей;
- модернизацию объектов систем коммунальной инфраструктуры;
- установку энергосберегающего оборудования, в том числе автоматизированных систем управления, частотных регулируемых приводов;
- применение энергосберегающих технологий и материалов по сокращению потерь энергоресурсов в зданиях, на объектах коммунальной инфраструктуры (установка энергосберегающих светильников и ламп, утепление фасадов, замена оконных и дверных блоков).
2. Организационные мероприятия
2.1. Энергетические обследования систем водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и зданий бюджетной сферы.
Энергетическое обследование должно проводиться с целью выявления нерационального использования энергоресурсов и выявления потенциала энергосбережения для определения приоритетности выполнения энергосберегающих мероприятий.
Энергетическое обследование проводится в соответствии с установленными требованиями.
Объем работ, проводимых в рамках энергетического обследования (первичное, полное, документальное или инструментальное обследование), определяется в зависимости от наличия достоверной информации о состоянии объекта обследования и платежеспособных возможностей потенциального заказчика данных услуг.
Для определения энерго- и водопотребления могут использоваться результаты измерений стационарными или переносными приборами учета.
На основании данных энергетического обследования:
- определяются (уточняются) параметры функционирования энергопотребляющих систем и мероприятия по увеличению энергоэффективности;
- определяются объекты для проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности;
- формируются предложения по разработке (внесению изменений) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- составляется энергетический паспорт исследуемого объекта.
Результаты энергетического обследования создают возможности для уточнения объемных и стоимостных параметров реализации мероприятий и эффективного распределения финансовых потребностей, что косвенно оказывает влияние на индикаторы реализации программы (через соотношение затраты/экономия).
2.2. Организация информационно-просветительской работы в области энергосбережения.
Информирование и просвещение населения муниципального образования о вопросах эффективного потребления энергоресурсов должно осуществляться в целях представления результатов реализации Программы, а также с целью формирования правильного отношения населения к природным ресурсам как к важной ценности. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, реализация Программы сопровождается привлечением средств населения для финансирования части мероприятий, а с другой стороны - достижение целей Программы невозможно без соответствующего изменения отношения к энергетическим ресурсам самой массовой категории ее потребителей.
Аналогичные подходы должны распространяться на работников бюджетной сферы.
Для этого в рамках Программы предполагается реализация следующих информационно-просветительских мероприятий:
- публикация результатов мониторинга выполнения Программы в официальных средствах массовой информации, а также в сети Интернет. Публикация должна осуществляться на постоянной основе в течение всего срока действия Программы. Публикации должны осуществляться не позднее 3 месяцев после завершения отчетного периода. Публикуются текущие значения основных целевых индикаторов (в сравнении с исходными и плановыми значениями), а также иная информация;
- создание и поддержание сайта в сети Интернет, посвященного проблемам энергосбережения в муниципальном образовании в целом и реализации Программы в частности;
- проведение социальной рекламы и публикаций в средствах массовой информации и наружной рекламы. Предметом такой рекламы и публикаций должна стать взаимосвязь человека и потребляемых им ресурсов (в частности, существующие проблемы энергопотребления и механизмы их решения, роль человека как ответственного потребителя ресурсов, ресурсы как объект энергосбережения и так далее). Социальная реклама и публикации должны выходить не реже одного раза в квартал;
- проведение пресс-конференций по вопросам ресурсосбережения и реализации Программы;
- создание в рамках существующих музеев секций, посвященных ресурсам, используемым при производстве тепловой и электрической энергии, обеспеченности и влиянию их на уровень качества жизни людей. В рамках данных секций представляются материалы об особенностях ресурсоснабжения потребителей, перспективах применения инновационных технологий и так далее;
- проведение в дошкольных учреждениях и школах занятий ("уроки энергосбережения"), в том числе с посещением соответствующих секций в музеях.
2.3. Разработка нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях повышения результативности реализации мероприятий Программы и создания стимулирующих факторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности требуется разработка комплекса нормативных правовых документов в муниципальном образовании.
Перечень документов приведен в Приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.