Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования муниципального образования - Старожиловский муниципальный район в 2011 - 2012 годах
Текущее состояний системы общего образования Старожиловского муниципального района
С целью обеспечения государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования для каждого обучающегося независимо от места жительства в муниципалитете функционирует - 5 муниципальных общеобразовательных учреждений (1 опорная, 3 базовые, 1 самостоятельная школы).
Доля полнокомплектных общеобразовательных учреждений составляет 100%.
В Старожиловском муниципальном районе в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях обучается 1374 учащихся, работает 175 педагогических работников (из них 94,9% - с высшим образованием, 85% педагогических работников имеют квалификационные категории, 65% - в возрасте от 35 лет, 38% - пенсионного возраста). Молодые специалисты в общеобразовательные учреждения района в 2012 году не трудоустраивались.
Подвоз 298 обучающихся к месту учебы и обратно на территории района обеспечивает 5 единиц автотранспорта, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/QPS, по 5 школьным маршрутам.
С целью обеспечения сетевого взаимодействия опорной и базовых школ с филиалами в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" опорная и базовые школы оснащены 3 единицами легковых автомобилей "Жигули".
Все общеобразовательные учреждения отвечают санитарным нормам: имеют центральное отопление, водопровод, канализацию.
С целью организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях и филиалах функционирует 9 школьных столовых. Охват горячим питанием составляет 96%.
Для обеспечения медицинского обслуживания школьников в 60% общеобразовательных учреждений функционируют медицинские кабинеты. В 40% общеобразовательных учреждений обслуживание обучающихся осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах.
С целью обеспечения и расширения возможностей получения доступного качественного образования детьми в общеобразовательных учреждениях муниципального района используются элементы дистанционных форм обучения.
С целью обеспечения реализации федеральных стандартов начального общего образования за 2011 - 2012 годы было поставлено 6 комплектов кабинетов начальных классов.
В рамках проводимой модернизации продолжаются институционные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования общеобразовательных учреждений. Все муниципальные общеобразовательные учреждения Старожиловского муниципального района работают в рамках нормативного подушевого фиксирования - и новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений района, что позволило более эффективно использовать финансовые средства в системе общего образования и повысить доходы учителей, обеспечивающих высокое качество образования.
В муниципальном районе осуществляется взаимодействие учреждений общего, дополнительного дошкольного образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. На это направлены мероприятия подпрограммы "Одаренные дети" муниципальной целевой программы "Развитие образования Старожиловского муниципального района на 2013 - 2015 годы".
В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" в районе проводится целенаправленная работа по внедрению региональной системы оценки качества образования.
Государственная процедура независимой оценки качества образования включает: лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических кадров и контроль качества образования.
С целью обеспечения контроля качества образования на территории района действует трехступенчатая система оценки качества образования, включающая в себя мониторинговые исследования по русскому языку и математике в начальной школе, государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-х классов в новой форме и проведение единого Государственного экзамена для выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений.
Реализация мероприятий модернизации общего образования в Старожиловском муниципальном районе позволила также стимулировать работу по расширению государственно-общественного управления системой образования. Во всех муниципальных общеобразовательных школах созданы общественные коллегиальные органы управления (школьные советы, родительские общественные объединения; детские общественные организации). Руководители школ выступают с ежегодными, публичными отчетами на сайтах общеобразовательных учреждений и итоговых общешкольных родительских собраниях.
В 2012 году 80% образовательных учреждений района имели партнерские отношения с хозяйствующими субъектами. Общий вклад предприятий в развитие муниципальной системы в текущем году составил более 2.5 млн. рублей.
В 2012 году повысил квалификацию 31 педагогический работник общеобразовательных учреждений. В программах курсов повышения квалификации значительное место уделялось теоретической и практической подготовке педагогических и руководящих кадров к деятельности в условиях реализации приоритетных направлений развития образования по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты, системе поддержки талантливых детей, совершенствованию учительского потенциала, реализации здоровьесберегающих технологий, по подготовке к ЕГЭ и государственной, (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, информационным и коммуникационным технологиям, обеспечению современного качества образования, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и др.
С целью привлечения в сферу образования талантливой молодежи, повышения престижа и - социальной значимости профессии педагога в Старожиловском муниципальном районе реализовывались следующие меры социальной поддержки. С октября 2012 года в положениях об оплате труда общеобразовательных учреждений предусмотрены стимулирующие надбавки и ежемесячные выплаты к заработной плате: молодым специалистам со стажем работы до трех лет в размере 1500 рублей (среднее специальное образование) и 2000 рублей (высшее образование) ежемесячно, победителям и лауреатам областного этапа конкурса "Учитель года России" на срок в течение 1 года после проведения конкурса в размере 3000 рублей ежемесячно.
Молодые педагоги принимают участие в региональных профессиональных конкурсах, направленных на развитие творческого потенциала учителей.
Повышение квалификации Педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в течение двух лет проходит в рамках федеральной стажерской площадки, одно из направлений которой "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования".
Анализ реализации комплекса мер по модернизации общего образования Старожиловского муниципального района в 2011, 2012 годах
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011, 2012 годах была направлена на выполнение следующих основных задач:
- повышение заработной платы и социального статуса учителей;
- обеспечение качественных условий обучения, в том числе и через развитие материально-технической базы школ;
- совершенствование механизма общественного участия в управлении образованием на школьном уровне;
- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей школ;
- аттестацию педагогических работников;
- привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
- комплектование школьных библиотек и медиатек;
- повышение энергосбережения.
Основные показатели результативности реализации комплекса мер за два года представлены в таблицах N 1 и N 2.
Таблица 1
Значения показателей результативности представления субсидии администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области на конец 2011 года
NN пп |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году |
83% |
181,1% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
9,5 |
8,4 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
9,5 |
8,4 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
54 |
54 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы - в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
12 |
15 |
5. |
Доля общеобразовательный учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
0 |
0 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
Положительная |
Таблица 2
Значения показателей результативности представления субсидии администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области на конец 2012 года
NN пп |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году |
107,76 |
129 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
21,7 |
22,63 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
19,2 |
20,23 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
2.5 |
2.4 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
- |
- |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
33,41 |
35,75 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
33 |
23 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
10 |
10 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таким образом, показатели результативности достигнуты практически по всем показателям, за исключением в 2011 - 2012 году доли школьников обучающихся по федеральным государственным стандартам. Это связано прежде всего с изменением контингента учащихся прогнозируемого и фактического. Также в 2012 году не достигнут показатель доли учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку для работы в соответствии с федеральными государственными стандартами.
ФГОС в 5 классах введен только в опорной школе без филиалов. В связи с этим обучение педагогов по ФГОС филиалов не проводилось.
Одним из значимых результатов реализации комплекса мер в районе является повышение заработной платы учителей.
В IV квартале 2012 года средняя заработная плата учителей в общеобразовательных школах района составила 129% уровня средней заработной платы работников отрасли экономики за 2011 год, в течение года ежеквартально обеспечивалась положительная динамика изменения заработной платы учителей.
Средняя заработная плата учителей в Старожиловском районе составила:
- I квартал 2012 года - 17524 рубля;
- II квартал 2012 года - 17219 рублей;
- III квартал 2012 года - 17306 рублей;
- IV квартал 2012 года - 21132 рубля;
- декабрь 2012 года - 23696 рублей.
В 2012 году заработная плата была повышена не только учителям, но и иным педагогическим работникам. Также с 1 октября 2012 года фонд заработной платы иных педагогических работников увеличен на 6%.
Выделенные в 2012 году средства в сумме 500 тыс. рублей (из федерального бюджета - 0 руб., из областного бюджета - 500 тыс. рублей) были направлены на мероприятия Комплекса мер по модернизации общего образования, представленные в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер по модернизации общего образования в 2013 году.
В 2011 - 2012 годах в рамках мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования особое внимание уделялось оснащению общеобразовательных учреждений района.
Министерством образования Рязанской области было поставлено:
- 11 комплектов учебно-лабораторного оборудования для предметных кабинетов (6 кабинетов начальных классов, 2 кабинета физики, 1 кабинет естественно-научного цикла, 1 кабинет истории, 1 кабинет русского языка);
- 1 комплект спортивного оборудования;
- 1 комплект технологического оборудования для школьных пищеблоков;
- 5 комплектов современного медицинского оборудования.
В 1 общеобразовательном учреждении проведен текущий ремонт, в том числе отремонтирован спортивный зал в целях реализации современных систем физического воспитания, совершенствования преподавания предмета "Физическая культура". Проведен капитальный ремонт здания МБОУ "Старожиловская средняя общеобразовательная школа", заменены системы отопления, окна, полы 2 и 3 этажей, двери, теплотрасса, отремонтирован спортивный зал.
Проводимые мероприятия по текущему и капитальному ремонту школьных зданий, а также установка в общеобразовательных учреждениях приборов учета энергии, разработка программ по энергосбережению и энергетических паспортов позволили достичь положительной динамики снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
В ходе модернизации общего образования в районе большое внимание уделялось созданию необходимых условий для развития дистанционной формы обучения в образовательных учреждениях обеспечен доступ к сети Интернет, создана необходимая компьютерная база, в учебном процессе используются электронные образовательные ресурсы.
Проведенные мероприятия позволили обеспечить использование дистанционных технологий в 100% общеобразовательных учреждений при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации, проведении дистанционного тестирования, внеклассных мероприятий, веб-семинаров, учебных занятий.
В рамках Концепции создания единой информационной среды с сентября 2012 года в сфере образования начато внедрение автоматизированной системы "Электронная школа Рязанской области", которая состоит из двух модулей: "Электронная школа" и "Мониторинг образования" и направлена на выполнение следующих функций:
- ведение статистической отчетности;
- ведение оперативного мониторинга деятельности подведомственных бюджетных учреждений, формирование отчетов по наблюдаемым индикаторам, проведение многомерного анализа для поддержки принятия управляющих решений;
- обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам для ведения образовательного процесса.
В районе действует система информационного сопровождения хода реализации Комплекса мер по модернизации общего образования, совещаний с руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных учреждений.
В ходе совещаний на встречах с родительской общественностью обсуждались основные направления Комплекса мер по модернизации общего образования.
Система информационного сопровождения позволила своевременно информировать педагогическую общественность о ходе реализации комплекса мер и оперативно решать вопросы, возникающие в общеобразовательных учреждениях.
В 2012 году проведен социологический опрос населения по удовлетворенности инновационными процессами, происходящими в системе общего образования района. Результаты социологического опроса показали, что 78% из числа респондентов удовлетворены происходящими процессами (в 2011 году данный показатель составил 65%).
Наиболее значимыми социальными эффектами реализации модернизации системы образования являются:
1. Увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях, за счет:
- оптимизации сети общеобразовательных учреждений, создания опорной и базовых школ с сетью филиалов;
- увеличения доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, от общего числа обучающихся до 22,63% (начального - 20,23%, основного - 2.4%);
- улучшения оснащенности общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;
- подвоза 298 школьников в школы с более современными условиями.
2. Развитие здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях:
- 75% общеобразовательных учреждений оснащены комплектами спортивного оборудования и спортивного инвентаря;
- в 2 общеобразовательных учреждениях проведен текущий ремонт спортивных залов;
- 64% столовых общеобразовательных учреждений оснащены современным технологическим оборудованием;
- 10% медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений оснащены современным медицинским оборудованием.
3. Создание материально-технических и кадровых условий для реализации в 1 - 2 классах общеобразовательных школ нового федерального государственного стандарта начального общего образования за счет:
- оснащения кабинетов начальных классов современным оборудованием;
- повышения квалификации учителей начальных классов и руководителей школ для работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (100% учителей начальных классов, работающих по федеральному государственному образовательному стандарту, и 100% руководителей школ повысили квалификацию для работы в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
4. Рост заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений и повышение их социального статуса.
5. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов и руководителей за счет:
- повышения квалификации руководителей и учителей для работы в условиях реализации ФГОС (23% работников повысили квалификацию в течение 2012 года);
- получения в установленном порядке первой и высшей квалификационной категории и подтверждения соответствия занимаемой должности - 35,75%.
6. Увеличение доли общественного участия в институционных изменениях и управлении в системе общего образования за счет:
- создания сайтов в 5 (100%) общеобразовательных учреждениях;
- создания в 5 (100%) общеобразовательных учреждениях государственно-общественных органов самоуправления;
- обеспечения публичности, открытости для общества процессов, протекающих в школе 100%, т.е. 5 общеобразовательных учреждений представляют общественности публичные отчеты, в том числе 60% школ размещают их в сети Интернет).
Таблица N 3
Объем финансирования мероприятий по модернизации общего образования Старожиловского муниципального района Рязанской области в 2012 году
NN пп |
Мероприятия |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||
Всего |
Бюджет областных субвенций |
Муниципальный бюджет |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1. |
Приобретение оборудования, в том числе |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Компьютерное оборудование |
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
|
|
|
|
|
|
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
|
|
|
|
|
|
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
|
|
|
|
|
|
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
|
|
|
|
|
|
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки) |
|
|
500 |
500 |
166 |
166 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
|
|
|
|
68 |
75 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
|
|
|
|
|
|
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
|
|
|
|
|
|
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
|
|
|
|
2426,1 |
516,6 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
500 |
500 |
2660,1 |
750,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.