Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Рязанской области
от 13 ноября 2014 г. N 537-р
Концепция
миграционной политики Рязанской области на период до 2025 года
Концепция миграционной политики Рязанской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года, и определяет основные приоритеты и направления региональной миграционной политики.
Концепция представляет собой систему целей, принципов, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области по регулированию миграционных процессов в Рязанской области.
В Концепции приведен анализ миграционных процессов в Рязанской области, выявлены ключевые проблемы, определены направления реализации миграционной политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.
Концепция является базой для разработки и принятия органами государственной власти и местного самоуправления Рязанской области регулирующих мер, направленных на решение вопросов миграции.
Определяя перспективы миграционной политики в Рязанской области, в качестве ее основных направлений выделены: стабилизация и увеличение численности постоянного населения Рязанской области, содействие обеспечению потребности экономики Рязанской области в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей, оптимизация миграционных процессов.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью миграционных процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
1. Характеристика проблемы миграции населения и обоснование необходимости ее комплексного решения
Рязанская область стала одним из центров притяжения мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, что обусловлено рядом факторов: выгодное стратегическое положение в Центральной России, привлекательные природные условия для жизни, стабильная социальная ситуация, исторически сложившаяся высокая толерантность населения, возможности трудоустройства для иностранных граждан.
Объективно потребность в миграции задается масштабами естественной убыли всего и трудового населения.
На протяжении последних двадцати лет Рязанская область имела стабильный отрицательный естественный прирост (убыль) населения. Некоторое улучшение демографических показателей с 2009 года проявившиеся, прежде всего в городах, не изменило общую тенденцию. По показателям рождаемости область занимает среднее положение в ЦФО, но общий коэффициент смертности хуже и сравним с показателями наиболее постаревших областей.
Естественная убыль не компенсируется миграционным притоком. В 2013 году миграционный прирост составил 1861 человек и компенсировал потери населения на 32,9%.
В 2011 году поменялась методика учета миграционного притока Росстатом (стали учитываться трудовые мигранты, прибывшие не менее чем на 9 месяцев, что привело к росту показателя).
Общие итоги миграции населения в Рязанской области в 2011 - 2013 годах приведены в таблице:
|
2011 год(1) |
2012 год |
2013 год |
||||||
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост |
|
Миграция, в том числе: |
25 863 |
22 131 |
3 732 |
28 934 |
26 373 |
2 561 |
30 178 |
28 317 |
1 861 |
Межрегиональная |
10 589 |
9 421 |
1 168 |
12 626 |
12 135 |
491 |
13 250 |
13 361 |
111 |
Международная(2) |
2 728 |
164 |
2 564 |
2 354 |
284 |
2 070 |
2 421 |
449 |
1 972 |
______________________________
(1) с 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
(2) с 2010 года страны Балтии и Грузии не входят в страны СНГ.
По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что в свою очередь приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.
Территориальная близость Рязанской области к мегаполису оттягивает наиболее активную часть трудовых ресурсов. В связи с чем Рязанская область является "донором" трудовых мигрантов для Москвы и Московской области.
В связи с оттоком кадров из Рязанской области в течение последних ряда лет в структуре трудовых ресурсов региона произошли существенные изменения, характеризующиеся притоком иностранных трудовых мигрантов.
Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.) внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов всячески уклоняется от налогообложения, не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры Рязанской области, которую интенсивно и бесплатно использует. В свою очередь, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Рязанская область является одним из самых притягательных для иностранных мигрантов регионом Российской Федерации. Помимо того, что растет количество официально привлекаемых иностранных трудовых мигрантов, растет и количество нелегальных мигрантов. Оценки количества незаконных мигрантов сильно разнятся. Так, по оценочным данным в настоящее время в Рязанской области находится порядка 30 тысяч иностранных мигрантов.
Основной приток иностранных граждан происходит из Узбекистана и Таджикистана. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и становятся "легкой добычей" для недобросовестных посредников и работодателей.
Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Рязанской области, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.
Таким образом, проблем, связанных с внешней трудовой миграцией существует множество: нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников.
Для решения вышеизложенных проблем необходим комплексный подход, который позволит направить финансовые ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих приоритетное право российских граждан на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест, регулирование потоков иностранных трудовых мигрантов, снижение социальной напряженности в Рязанской области.
Перечисленные проблемы требуют проведения эффективной миграционной политики за счет использования современных организационных и экономических решений, создания стимулов и возможностей для притока населения.
2. Анализ ситуации на рынке труда Рязанской области
На современном этапе развития Рязанской области особую остроту приобретает проблема обеспечения секторов экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами. Это связано с тем, что состояние трудовых ресурсов и системы профессионального образования области не отвечает требованиям региональной экономики, что затрудняет социально-экономическое развитие Рязанской области.
Основу экономики Рязанской области образует промышленно-производственный комплекс, в котором деятельность обрабатывающих производств определяет четверть всего валового регионального продукта (в данном виде экономической деятельности занято более 22,3% от общей среднесписочной численности работников организаций области).
В долгосрочной перспективе экономике Рязанской области потребуется реструктуризация отраслей и техническая модернизация в промышленном секторе экономике, что приведет к незначительному сокращению численности промышленно-производственного персонала, которое будет сопровождаться высвобождением работников со старыми квалификациями и ростом потребности в кадрах с новыми квалификациями.
Одновременно будет расти объем неудовлетворенного спроса на рабочую силу вследствие устойчивого сокращения ее предложения в связи с "демографическим сжатием" региона.
Демографическая ситуация в Рязанской области характеризуется сокращением численности населения вследствие незамещенной естественной убыли. За последние девять лет (с 1 января 2005 года по 1 января 2014 года) общая численность населения области уменьшилась на 58,6 тыс. человек (на 4,9%).
Несмотря на повышение уровня рождаемости, начиная с 2006 года, в области сохраняется превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости в 1,6 раза. Растет смертность среди лиц трудоспособного возраста (прежде всего мужчин).
Важнейшими индикаторами ситуации на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.
В 2013 году численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет в Рязанской области (по данным выборочных обследований населения) составила 558,7 тыс. человек или 49% от общей численности населения. Это значит, что в общей численности населения области 49% составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы.
В численности экономически активного населения 532,5 тыс. человек были заняты всеми видами экономической деятельности и 26,1 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с критериями Международной организации труда (далее - МОТ), классифицировались как безработные.
Анализ среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности за 2012 год показывает, что основная доля приходится на частный сектор экономики - 58,1%, бюджетная сфера охватывает 32% занятых (т.е. каждый третий занятый в экономике области является работником бюджетной сферы), остальные 9,9% заняты в общественных, иностранных и совместных предприятиях.
В структуре занятого населения по возрасту наиболее многочисленную возрастную группу составляют лица в возрасте 25 - 29 лет, на долю которых приходится 13,3% общей численности занятых. Средний возраст занятых в 2012 году составил 40,4 года, в 2011 году - 40,6 года, в 2010 году - 40 лет.
В общей численности занятых более 56,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 58,7%, среди мужчин - 59,2%. Среди городского населения доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование выше, чем среди сельского населения.
Преобладающая часть занятого населения является наемными работниками и трудится в организациях различных форм собственности. На их долю приходится 94,8% (509 тыс. чел.) от общей численности занятых, из них 11,8% занятых имеют работу по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В неформальном секторе экономики (в качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица) в 2012 году было занято 94,1 тыс. чел., в том числе 89,7 тыс. чел. (95,3%) имели в неформальном секторе основную работу (или единственную работу). Для 4,5 тыс. чел. (4,7%) занятость в неформальном секторе была дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора.
За 2012 год неформальный сектор охватывал в среднем 17,5% общей численности занятого населения. В таких видах экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования доля рабочих мест в неформальном секторе в общем числе рабочих мест составила 43,3%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - соответственно 13,9%.
Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики за 2012 год составляет 29,9%, среди городских жителей - 71,1%.
Безработица. В 2013 году численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 26,1 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения (в 2012 г. - 4,6%).
Средний возраст безработных в 2012 году составил 37,1 года. Безработные мужчины в среднем на 0,7 года старше безработных женщин. Самая значительная возрастная группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 29 лет, в 2012 году их доля составляла 31,5% от общей численности безработных, что на 6,8% меньше, чем в предшествующем году.
Около 36% безработных не имели профессионального образования. Реже попадают в ряды безработных люди с высшим образованием - их 15,5%. Доля населения со средним профессиональным образованием составила 20,0%.
Среднее время поиска работы безработными в 2013 году составило 5,1 месяца и уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 2,5 месяца.
Экономическая неактивность. В общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет в 2012 году 323,5 тыс. чел. составляли лица, отнесенные к экономически неактивному населению (т.е. не являлись ни занятыми, ни безработными), из них 163,1 тыс. чел. в трудоспособном возрасте. Средний возраст экономически неактивного населения - 46,8 года.
Наибольшую долю в структуре экономически неактивного населения составляло старшее поколение в возрасте 60 - 72 лет - 39,5% и молодежь до 25 лет - 26,5%.
В 2012 году по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работников до 15 человек) было принято на работу более 60,7 тыс. чел.
Выбыло из организаций в 2012 году по различным причинам 64,2 тыс. чел., из них 54,7 тыс. чел., или 85,2% уволились по собственному желанию, 2,4 тыс. чел. (3,8%) - в связи с высвобождением персонала.
В 2012 году 1,1 тыс. работников организаций работали в режиме неполного рабочего времени, вынужденные административные отпуска имели 4,4 тыс. человек, 0,7 тыс. работников находились в простое. По сравнению с 2011 годом численность работников, работавших в режиме неполного рабочего времени, уменьшилась на 0,8 тыс. человек (на 43,7%), находившихся в простое - на 0,2 тыс. чел. (на 17,1%).
Произошедшие за последние десять лет изменения возрастной структуры населения характеризовались увеличением доли лиц трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц в возрасте моложе трудоспособного возраста (доля лиц в возрасте старше трудоспособного существенно не изменилась). Однако уже в ближайшее время численность лиц трудоспособного возраста начнет быстро сокращаться, тогда как численность лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного будет устойчиво расти. Таким образом, демографическая ситуация становится одним из главных факторов, влияющих на занятость населения.
В настоящее время на региональном рынке труда устойчиво растет неудовлетворенный спрос на рабочую силу. Это обусловлено следующими причинами:
- непривлекательность значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда).
(Справочно: по данным выборочных наблюдений на конец 2013 года в основных видах экономической деятельности, таких как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 17,1 тыс. чел., или 16,5% от общей численности работников, занятых в исследуемых видах экономической деятельности.
На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в 2013 году работало 26 человек);
- нехватка абитуриентов учреждений среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих отечественной промышленности. Главная причина - выпускники школ предпочитают высшее образование, по их убеждению, дающее более высокий социальный статус.
По-прежнему на рынке труда Рязанской области существенной проблемой остается дефицит работников массовых профессий - слесари, арматурщики, каменщики, токари, бетонщики, рабочие.
Анализ миграционной ситуации в Рязанской области за 2008 - 2013 годы.
В последние годы миграция населения в Рязанской области в основном носит экономический характер. Из региона экономически активное население выезжает в Москву и Московскую область, где заработная плата на порядок выше. Учет данной категории граждан не ведется.
Численность населения, состоящего на регистрационном учете на территории Рязанской области в 2013 году, составила 1 204 793 человека.
Управлением Федеральной миграционной службы по Рязанской области (далее - УФМС) за 12 месяцев 2013 года на регистрационный учет по месту жительства поставлено 61440 российских граждан (за аналогичный период 2012 г. - 60285, 2011 г. - 59093, 2010 г. - 60661, 2009 г. - 61120, 2008 г. - 63888), в том числе 688 человек прибыли на постоянное место жительства из-за пределов Российской Федерации (2012 г. - 664, 2011 г. - 638, 2010 г. - 618, 2009 г. - 461, 2008 г. - 170).
Снято с регистрационного учета по месту жительства 47388 российских граждан (в 2012 г. - 48459, 2011 г. - 48729, 2010 г. - 49331, 2009 г. - 47440, 2008 г. - 51104), из них 84 гражданина с целью переезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (2012 г. - 117, 2011 г. - 136, 2010 г. - 92, 2009 г. - 282, 2008 г. - 10).
По месту пребывания зарегистрировано 21153 гражданина Российской Федерации (в 2012 г. - 33387, 2011 г. - 19885, 2010 г. - 20694, 2009 г. - 22044, 2008 г. - 20709).
В 90-е годы возрос приток в регион вынужденных переселенцев, в настоящее время он практически исчерпал себя. В 2008 году на учете в УФМС состояло 276 человек (121 семья), имеющих статус вынужденных переселенцев (2009 г. - 249 человек (115 семей), 2010 г. - 238 человек (108 семей), 2011 г. - 221 человек (101 семья), 2012 г. - 199 человек (94 семьи) и в 2013 г. - 153 человека (76 семей).
В то же время увеличилось количество граждан желающих получить статус беженцев. Так, в 2008 году с ходатайством о признании беженцем обратилось 10 человек (6 семей), в 2009 году - 2 человека (2 семьи), в 2010 году - 11 человек (11 семей), в 2011 году - 17 человек (15 семей), в 2012 году - 21 человек (15 семей). В 2013 году по вопросу предоставления статуса беженца в УФМС обратилось 24 человека(20 семей).
Ежегодно увеличивается число иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет УФМС.
За 12 месяцев 2013 года УФМС на миграционный учет поставлено 74837 иностранных граждан и лиц без гражданства (2012 г. - 72709,2011 г. - 65911, 2010 г. - 59198, 2009 г. - 58231, 2008 г. - 57334), из них по месту пребывания - 70172 человека (2012 г. - 68630, 2011 г. - 61816, 2010 г. - 56104, 2009 г. - 54778,2008 г. - 54967).
Большая часть - это граждане стран ближнего зарубежья с безвизовым порядком въезда - Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, а также некоторых стран дальнего зарубежья - Вьетнама и Китая.
В основном иностранные граждане и лица без гражданства прибывают на территорию Рязанской области с целью осуществления трудовой деятельности.
За 12 месяцев 2013 года оформлено 10422 разрешения на работу на иностранных граждан (за аналогичный период 2012 г. - 11568,2011 г. - 11453, 2010 г. - 12449, 2009 г. - 15361, 2008 г. - 17968).
По состоянию на 31 декабря 2013 года квота на выдачу разрешений на работу в Рязанской области была исчерпана на 76,7%.
В 2013 году оформлено 98 разрешений на работу иностранным гражданам - квалифицированным специалистам, выдано 75, из них прибывших в визовом порядке - 61, в безвизовом порядке - 14.
Наиболее востребованным для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации является патент на право осуществления трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц.
За 12 месяцев 2013 года иностранным граждан было оформлено 19914 (2012 г. - 15597, 2011 г. - 11085, 2010 г. - 2060) патентов на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц, что почти в 2 раза больше оформленных разрешений на работу для граждан, прибывших в безвизовом порядке (9696).
Иностранная рабочая сила составляет 2,0% от численности занятого в экономике Рязанской области населения, что не создает напряженности на рынке труда. В ближайшие годы ее доля будет увеличиваться. По прогнозу Росстата к началу 2025 года численность трудоспособного населения Рязанской области сократится более чем на 20%. При условии, если производительность труда останется на прежнем уровне, основным способом уменьшения прогнозируемого дефицита трудовых ресурсов останется привлечение иностранной рабочей силы.
Контроль за соблюдением режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации остается одним из приоритетных направлений работы УФМС.
В 2013 году сотрудниками УФМС на нарушителей миграционного законодательства составлено 7 328 протоколов об административных правонарушениях (2012 г. - 6 711, 2011 г. - 6 243, 2010 г. - 7 519, 2009 г. - 6 372, 2008 г. - 7 075). Должностными лицами рассмотрено 8 885 материалов (в том числе составленных сотрудниками полиции) об административных правонарушениях (2012 г. - 7 799, 2011 г. - 7 266, 2010 г. - 9 153, 2009 г. - 8 444, 2008 г. - 10 212).
По итогам проводимых проверочных мероприятий выявлено 3 031 человек - иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации (2012 г. - 3 458, 2011 г. - 3 184, 2010 г. - 5 084, 2009 г. - 4 274, 2008 г. - 5 675). Снижение показателя связано с тем, что в 2011 году законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации возложена на принимающую сторону.
В соответствии с проводимой УФМС работой в Рязанской области не было допущено осложнения миграционной ситуации.
3. Цели, принципы, задачи и приоритетные направления миграционной политики Рязанской области
Целями миграционной политики являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, стабилизация демографической ситуации и содействие сбалансированному развитию рынка труда.
Миграционная политика Рязанской области основывается на следующих принципах:
соблюдение основных прав и свобод человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, другими нормативными актами, международными договорами;
недопущение дискриминации по признаку расы, языка, религии, пола, этническому и социальному происхождению, взглядам, политической принадлежности, имущественному положению или по любой другой причине;
соблюдение мигрантами законодательства Российской Федерации и Рязанской области;
сочетание интересов личности и государства, объединение усилий всех ветвей власти, общественных объединений и организаций;
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
защита регионального рынка труда;
дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
учет особенностей регионального развития;
открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики Рязанской области;
научная обоснованность принимаемых решений.
В рамках достижения целей миграционной политики предполагается решение ряда задач, в том числе:
оптимизация внутрирегиональных миграционных потоков;
создание административных и нормативных правовых условий для обеспечения межрегиональной мобильности рабочей силы и привлечения ее из других субъектов Российской Федерации;
привлечение высококвалифицированных специалистов;
гармонизации структуры миграционных потоков с потребностями устойчивого социально-экономического развития Рязанской области, укрепление толерантности, согласия, а также общественно-политической стабильности в регионе;
разработка и реализация социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Рязанской области для высококвалифицированных специалистов.
Приоритетными направлениями миграционной политики Рязанской области являются:
а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Рязанскую область на постоянное место жительства:
- реализация на территории Рязанской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на рынке труда;
- стимулирование миграции в Рязанскую область молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности;
б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования востребованной иностранной рабочей силы:
- создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики Рязанской области;
- разработка и создание программ привлечения в Рязанскую область высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на рынке труда;
- развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций региона;
- создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
- создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
в) в области содействия развития миграции внутри Рязанской области:
- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
- развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
- поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
- развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
- развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации, проживающих в Рязанской области, вне места их постоянного проживания;
г) в области содействия образовательной (учебной) миграции:
- создание условий для иностранных граждан для получения образования, в том числе профессионального;
- увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
- совершенствование условий пребывания в Рязанской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
- содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;
- предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
- содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования в Рязанской области;
д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:
- создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
- предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
- поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;
- создание региональной и межрегиональной системы обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;
е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры;
- обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
- содействие распространению русского языка, региональной культурной политики в среде мигрантов;
- противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
- разработка, внедрение и реализация мер адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Рязанскую область на основе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
- создание условий для деятельности диаспор и национальных групп в области культурного взаимодействия;
- создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
ж) в области противодействия незаконной миграции:
- определение стратегических ориентиров желательного для Рязанской области развития миграционных процессов;
- противодействие организации каналов незаконной миграции;
- повышение эффективности иммиграционного контроля;
- разработка четких миграционных каналов, направлений и дифференцированный подход к разным категориям мигрантов;
- совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
- усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Реализация данных направлений политики приведет к повышению миграционной привлекательности Рязанской области, усилению легального миграционного притока, ускорению модернизации экономики области за счет обеспечения притока инвесторов и предпринимателей, а также привлечения высококвалифицированных кадров.
4. Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции
Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции предусматривает:
а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
б) в рамках межрегионального обмена информацией совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах на основе опыта соседних регионов с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;
в) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики Рязанской области, в том числе совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции.
5. Механизм реализации Концепции
Эффективное регулирование миграционных процессов будет осуществляться посредством:
разработки комплекса мер, направленных на повышение миграционной привлекательности Рязанской области для привлечения квалифицированных специалистов, а также соотечественников, проживающих за рубежом;
содействия трудовой мобильности населения;
развития и совершенствования механизмов межрегионального взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам переселения и трудоустройства граждан из трудоизбыточных субъектов Российской Федерации;
проведения работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда;
создания инфраструктур, стимулирующих приток внутренних и внешних мигрантов;
содействия интеграции мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, с культурной, социально-экономической и демографической средой Рязанской области на основе координации действий органов государственной власти, общественных организаций и иных объединений.
Реализация Концепции предполагает:
- объединение действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций, направленных на выработку единых подходов к регулированию миграционных процессов в Рязанской области;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
- разработку и реализацию подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы" к государственной программе Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы".
6. Этапы реализации Концепции
а) первый этап (2014 - 2016 годы):
- разработка мероприятий, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений миграционной политики Рязанской области;
- утверждение подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы" к государственной программе Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы";
- создание инфраструктуры поддержки мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
- создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
- определение потребности в привлечении иностранной рабочей силы с условием максимального обеспечения рабочими местами российских граждан;
- привлечение к проведению мероприятий, направленных на противодействие нелегальной миграции, представителей национальных диаспор, общественных и религиозных объединений Рязанской области;
- информирование граждан об изменениях норм законодательства Российской Федерации и результатах проведения мероприятий по пресечению нелегальной миграции с использованием официальных сайтов правоохранительных органов и средств массовой информации;
- создание эффективной системы межведомственного информационного взаимодействия для осуществления контроля законности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Рязанской области.
По итогам реализации первого этапа предполагается к 2016 году стабилизировать численность постоянно проживающего населения, преодолеть негативные последствия нелегальной миграции, создать условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов;
б) второй этап (2017 - 2020 годы):
- реализация и мониторинг мероприятий в рамках основных направлений миграционной политики Рязанской области;
- обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации и подготовка предложений по их совершенствованию;
- оптимизация объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;
- повышение трудовой мобильности российских граждан путем реализации мероприятий по привлечению для работы в Рязанской области российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации;
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2020 году увеличить миграционный приток населения в Рязанскую область, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
в) третий этап (2021 - 2025 годы):
- оценка эффективности реализации мероприятий в рамках основных направлений миграционной политики Рязанской области;
- уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации миграционной политики Рязанской области и корректировка действующих программ.
По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2025 году улучшить миграционную привлекательность Рязанской области, увеличить долю жителей Рязанской области, позитивно относящихся к мигрантам, стабилизировать демографическую ситуацию и обеспечить сбалансированное развитие рынка труда Рязанской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Рязанской области от 13 ноября 2014 г. N 537-р Об утверждении Концепции миграционной политики Рязанской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.