Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации муниципального образования -
городской округ город Скопин
Рязанской области
от 16 марта 2015 г. N 187
Положение
об организации специальных (школьных) перевозок учащихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "Об организации специальных (школьных) перевозок учащихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области" (далее - Положение) определяет основные требования к организации школьных перевозок, использованию школьных автобусов, повышению безопасности дорожного движения, по обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении школьных перевозок в муниципальных образовательных учреждениях на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, а также обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку учащихся автобусами.
В Положении используются следующие основные понятия:
школьные перевозки - организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные учреждения, развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
школьные автобусы - автобусы, предназначенные для осуществления школьных перевозок.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1177, Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденными 21.09.2006 Роспотребнадзором, МВД Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
2. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок детей на школьных маршрутах
2.1. Регулярные "Школьные маршруты" открываются распоряжениями главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
2.2. Образовательные учреждения, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, заключают договоры на техническое обслуживание и ремонт автобусов со специализированными организациями, имеющими соответствующий сертификат, а на медицинское обеспечение с организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Образовательные учреждения, обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, организуют школьные перевозки самостоятельно.
2.3. Основанием для заключения договора с учреждениями на организацию специальных школьных маршрутов является решение Управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, принимаемое на основании рекомендации комиссии, согласно пункту 2.6 настоящего Положения.
2.4. В договоре на организацию школьных маршрутов должны предусматриваться:
- путь следования автобусов, их количество, начальные, конечные и промежуточные пункты маршрута, места посадки и высадки детей;
- количество перевозимых детей, их возраст;
- периодичность и расписание движения автобусов;
- фамилия, имя, отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей и сопровождающих по каждому автобусу;
- обязательства, подлежащие выполнению каждой договаривающейся стороной, с указанием порядка возмещения расходов, продления, изменения и расторжения договора.
2.5. Договоры на осуществление перевозок детей на школьных маршрутах заключаются не позднее, чем за 30 суток до начала перевозок, подписываются руководителями организаций - заказчика и перевозчика.
2.6. В целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения уполномоченными органами местного самоуправления, по территории которых проходят школьные автобусные маршруты, могут быть созданы комиссии, которые производят их обследование перед открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение о возможности эксплуатации действующих и открытии новых школьных автобусных маршрутов.
2.7. Результаты обследования оформляются актом.
В случае несоответствия действующих школьных автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения руководителями уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований на основании соответствующего заключения по обследованию данных маршрутов в трехдневный срок принимаются решения о временном прекращении автобусного движения на этих школьных маршрутах или закрытии школьного маршрута, о чем немедленно информируются руководители учреждений, осуществляющих школьные перевозки.
При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте и дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.
2.8. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
2.9. При подготовке к осуществлению регулярных школьных перевозок определяются рациональные места сбора, посадки и высадки учащихся.
2.10. Решение об открытии регулярного "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений.
2.11. Запрещается открытие школьных маршрутов, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы.
3. Обязанности руководителя учреждения, осуществляющего школьные перевозки
Руководитель образовательного учреждения (организации) при организации школьных перевозок автобусами, в ведении которого они находятся, обязан:
3.1. Произвести выбор трассы маршрута, используя только дороги с твердым покрытием, замер протяженности маршрута и расстояний между остановочными пунктами, нормирование скоростей движения, определить места остановок для посадки и высадки детей.
3.2. Выбрать тип и марку автобусов в зависимости от дорожных условий без нарушения норм вместимости. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных мест для сидения.
3.3. Составить и утвердить на каждый автобусный маршрут регулярных школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и остановочных пунктов для посадки и высадки детей. Паспорт и схема маршрута должны быть согласованы с органами ГИБДД, с администрацией города.
3.4. Разработать и утвердить график (расписание) движения автобуса на маршруте на основе определения нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом обеспечения безопасности перевозок и соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентирующих действующими нормативными документами.
Графики движения автобусов должны утверждаться руководителем учреждения, осуществляющего школьные перевозки, и вывешиваться в образовательных учреждениях, в которые доставляются обучающиеся.
Графики движения автобусов на каждый маршрут составляются после установления маршрутов, количества рейсов, марок автобусов, скоростей движения по участкам маршрутов.
3.5. Допускать к школьным перевозкам водителя школьного автобуса и закреплять транспортное средство за ним соответствующим приказом.
3.6. Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
3.7. Участвовать в комиссионных обследованиях состояния автомобильных дорог, мест посадки и высадки детей на маршруте в соответствии с пунктами 2.7 - 2.11 настоящего Положения.
3.8. Назначить приказом ответственного за организацию перевозок и сопровождающих из числа работников образовательного учреждения, организовать их своевременный инструктаж и обучение.
3.9. Утвердить приказом списки перевозимых обучающихся с указанием пунктов посадки и высадки в соответствии с паспортом маршрута.
3.10. Издать приказы об утверждении инструкций по организации безопасной перевозки обучающихся, особенностях работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, об оказании первой медицинской помощи пострадавшим, действиям в случае дорожно-транспортного происшествия, угрозы совершения террористического акта и др.
3.11. Обеспечить наличие плана работы учреждения по обеспечению безопасных перевозок обучающихся, паспорта маршрута школьного автобуса, графика движения школьного автобуса.
3.12. Обеспечить ведение журналов: предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, учета инструктажей для водителя и сопровождающих лиц, для обучающихся и воспитанников, учета нарушений водителем правил дорожного движения и участия в дорожно-транспортных происшествиях, учета технического состояния школьного автобуса при выпуске на линию и возвращении.
3.13. Разрабатывать и утверждать для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществлять контроль за их исполнением.
3.14. Определить место хранения (стоянки) автобуса с необходимыми условиями для подготовки к рейсам, обеспечив обязательный медицинский осмотр водителей и технический осмотр автобуса перед выездом на линию и по возвращении.
3.15. Не допускать использование школьных автобусов не по назначению (перевозки для хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой обучающихся и т.п.).
3.16. Обеспечить:
- каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, схемой маршрута с указанием опасных участков;
- проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- проведение занятий или инструктажей по требованиям безопасности и правилам поведения обучающихся при осуществлении школьных перевозок;
- проведение ежедневного предрейсового инструктажа водителя автобуса по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности;
- проведение ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
- ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств, о технической исправности автобусов;
- стоянку школьных автобусов в местах, исключающих возможность бесконтрольного доступа к ним посторонних лиц (гаражи, охраняемые территории и др.), в условиях, обеспечивающих их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе террористического характера, а также возможность проведения технического обслуживания автобусов и подготовку их к рейсу. Обеспечить охрану автобусов в местах стоянки при проведении экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
- соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.
4. Основные требования обеспечения безопасности при организации школьных перевозок
4.1. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями ГИБДД - старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в весенний, осенне-зимний периоды, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону снижения скорости (увеличения времени движения).
4.2. Об организации школьных перевозок, массовых перевозок к месту отдыха (лагерь и т.д.) уведомляются органы ГИБДД для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
При перевозке групп обучающихся организованными транспортными колоннами в составе трех и более автобусов обеспечивается выполнение требований к организации их сопровождения патрульными автомобилями ГИБДД.
4.3. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, по которым проходят школьные автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
Движение школьных автобусов осуществляется на дорогах I - IV категории.
Дорожные, коммунальные, другие организации при введении временных ограничений или прекращении движения на участках дорог и улиц, по которым проходят школьные автобусные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно (при плановых мероприятиях не позднее чем за 10 дней; при внеплановых - немедленно, после принятия уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления города решения о введении временных ограничений или закрытии движения) информировать об этом руководителей учреждений, осуществляющих школьные перевозки на соответствующих школьных автобусных маршрутах, согласовать с органами ГИБДД варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
4.4. Руководители учреждений, осуществляющих школьные перевозки, должны немедленно сообщать в органы местного самоуправления, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации школьных маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, угрожающих безопасности дорожного движения; принимать необходимые предупредительные меры в соответствии с действующими нормативными документами.
4.5. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки детей, руководители учреждений, осуществляющие школьные перевозки, дорожные, коммунальные организации, органы ГИБДД обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить движение школьных автобусов. Временное прекращение или ограничение движения школьных автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметры дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на школьном маршруте, меры по обеспечению дальнейшего следования учащихся и ответственность должностных лиц за принятые решения.
4.6. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения их преподавателями и (или) специально назначенными взрослыми.
Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
- обеспечить посадку в школьный автобус включенных в список учащихся, подлежащих перевозке;
- производить учет учащихся при посадке и высадке из автобуса;
- следить за тем, чтобы во время движения автобуса учащиеся не вставали со своих мест, не ходили по салону, не пытались самостоятельно достать с полок вещи, не трогали никаких устройств в салоне автобуса, не открывали окна без разрешения, не отвлекали водителя, были пристегнуты ремнями безопасности; не допускать нахождения в салоне автобуса посторонних лиц;
- обеспечивать порядок в салоне автобуса и соблюдение правил поведения при осуществлении школьных перевозок;
- в процессе осуществления школьных перевозок находиться у двери автобуса.
По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их родителям (законным представителям) либо при наличии заявления родителей (законных представителей) разрешает обучающимся самостоятельно следовать от остановки школьного автобуса до места жительства.
Количество сопровождающих должно быть не менее количества дверей в автобусе.
Для сопровождения учащихся, перевозимых колонной автобусов, учреждениями здравоохранения выделяются медицинские работники на договорной основе.
4.7. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
4.8. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку детей только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
4.9. Один раз в четверть сопровождающие проходят периодические инструктажи по организации безопасной перевозки детей под руководством руководителя учреждения, с росписью в соответствующем журнале регистрации инструктажей.
Инструктаж должен содержать порядок:
- подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
- взаимодействия сопровождающего и водителя;
- поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
- пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
- контроля над детьми при движении и остановках автобуса. При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в т.ч.:
- порядок эвакуации пассажиров;
- порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие;
- правила пользования огнетушителями, способы оказания первой помощи пострадавшим.
4.10. Руководители учреждений обязаны организовать проведение инструктажа обучающихся:
- о правилах безопасного поведения в местах сбора во время ожидания автобуса, о порядке посадки и высадки из автобуса;
- о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
- о поведении при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
- о способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в четверть.
При проведения инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.
5. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов
5.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей, могут быть допущены водители соответствующей квалификации и имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
5.2. Для перевозки детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, не допустившие в течение календарного года грубые нарушения Правил дорожного движения и трудовой дисциплины, а также не имевшие случаев отстранения от управления автотранспортным средством по причине нетрезвого состояния.
5.3. Для обеспечения профессиональной надежности водителей автобусов руководители учреждений (организации) обязан выполнять следующие требования:
5.3.1. При назначении водителей впервые для работы на регулярных школьных перевозках организовать проведение предварительной стажировки. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении перевозок детей только на тех типах автобусов и на тех маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут работать самостоятельно.
Для непрерывного обеспечения школьных перевозок обучающихся, на случай временного отсутствия водителя либо поломки школьного автобуса, заранее проводится стажировка водителей и на других типах автобусов (в течение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.