Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
министерства образования
Рязанской области
от 13 апреля 2015 г. N 11
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
I. Общие положения
1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623.
2. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в иные установленные семейным законодательством Российской Федерации формы (далее - кандидаты в приемные родители) предполагает разные способы проведения занятий (очно, очно-заочно, в том числе с использованием дистанционных методов обучения) и разные формы обучения (лекции, практикумы, тренинги, круглые столы, консультации, индивидуальные и групповые занятия).
3. Курс подготовки кандидатов в приемные родители ориентирован на 72 академических часа: из них 30% - теоретические занятия, 70% - практические занятия, включая итоговую аттестацию (собеседование).
4. Учебно-тематический план Программы:
N |
Темы разделов |
Количество часов |
||
всего |
в том числе |
|||
теоретические занятия |
практические занятия |
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
4 |
2 |
2 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
8 |
1 |
7 |
3 |
Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
6 |
1 |
5 |
5 |
Последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрыва с кровной семьей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
6 |
1 |
5 |
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6 |
0 |
6 |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
8 |
1 |
7 |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
3 |
1 |
2 |
9 |
Особенности полового воспитания ребенка |
3 |
2 |
1 |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
12 |
2 |
10 |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, о мерах государственной помощи и поддержки приемных семей |
8 |
8 |
0 |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
1,5 |
0,5 |
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (собеседование) |
2 |
0 |
2 |
14 |
Всего |
72 |
21,5 |
50,5 |
III. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу
В процессе подготовки кандидатов в приемные родители к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сформировать систему знаний и умений по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью.
3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, о мерах социальной поддержке и финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как дома, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны знать:
- права и обязанности приемных родителей;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
- основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
- порядок взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, пережившему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- понимать разницу в проявлениях детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать разницу между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.
<< Назад |
>> II. Перечень разделов Программы |
|
Содержание Постановление Министерства образования Рязанской области от 13 апреля 2015 г. N 11 "Об утверждении Программы подготовки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.