Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
министерства
труда и занятости населения
Рязанской области
от 30 июня 2015 г. N 5
Методика
оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Рязанской области
19 января 2018 г.
1. Настоящая Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Рязанской области (далее - Методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предназначена для проведения на территории Рязанской области оценки эффективности использования иностранной рабочей силы и вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Рязанской области (далее - оценка эффективности использования ИРС) в отчетном году в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС в регионе.
Пункт 2 изменен с 24 января 2018 г. - Постановление Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 19 января 2018 г. N 5
2. Оценка эффективности использования ИРС проводится министерством труда и социальной защиты населения Рязанской области ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, на основе анализа показателей, представленных в данной Методике, и отражающих как ситуацию в регионе в отчетном году, так и тенденции ее изменения в динамике за последние четыре года.
3. Результаты оценки эффективности использования ИРС применяются при:
принятии решений в области политики привлечения и использования ИРС;
определении потребности Рязанской области в привлечении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, на текущий и предстоящий год;
подготовке предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Рязанской области;
установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Рязанской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности;
подготовке предложений по установлению для Рязанской области квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.
Пункт 4 изменен с 24 января 2018 г. - Постановление Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 19 января 2018 г. N 5
4. Информационной базой для проведения оценки эффективности использования ИРС являются данные:
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области о численности населения, экономически активного населения, занятых в экономике, безработных; об уровне общей безработицы; валовом региональном продукте; обороте организаций, отгрузке товаров собственного производства, выполненных работах и услугах собственными силами; среднемесячной номинальной начисленной заработной плате; среднем уровне производственного травматизма со смертельным исходом; уровне производственного травматизма со смертельным исходом среди ИРС; обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, дошкольными образовательными организациями; численности детей, обучающихся в дошкольных образовательных организациях; сменности работы общеобразовательных организаций;
Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области о количестве выданных иностранным гражданам разрешений на работу, патентов для осуществления на территории Рязанской области трудовой деятельности; полученных от работодателей или заказчиков работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином; численности иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Рязанской области; численности иностранных граждан, прибывших в Рязанскую область, целью визита которых в Российскую Федерацию в миграционной карте указана работа;
Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области о суммах налога на доходы физических лиц с иностранных граждан, удерживаемого налоговыми агентами, а также налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента;
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области о числе преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, их доле в общей численности соответствующих преступлений и правонарушений;
министерства промышленности и экономического развития Рязанской области о реализуемых на территории Рязанской области инвестиционных проектах;
министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области о численности зарегистрированных безработных и заявленных в органы службы занятости населения Рязанской области вакансиях; уровне регистрируемой безработицы; напряженности рынка труда; уровне заработной платы ИРС, указанном в заявках работодателей о потребности в привлечении иностранных работников; уровне заработной платы ИРС, полученном по результатам опроса работодателей, привлекающих иностранных работников в отчетном периоде;
министерства здравоохранения Рязанской области о расходах областного бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам;
министерства образования и молодежной политики Рязанской области о расходах областного бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Перечень базовых показателей для осуществления оценки эффективности использования ИРС на территории Рязанской области приведен в Приложении N 1 к настоящей Методике.
5. Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Рязанской области;
оценка влияния ИРС на рынок труда Рязанской области;
оценка иных показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории Рязанской области.
6. Оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Рязанской области включает:
6.1. Оценку вклада ИРС в социально-экономическое развитие Рязанской области, которая рассчитывается как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности.
Вклад ИРС в производство товаров и услуг по отдельному виду экономической деятельности определяется как сумма оборота организаций и отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в текущих ценах, по виду экономической деятельности, умноженная на долю ИРС, в численности занятых по соответствующему виду экономической деятельности.
6.2. Оценку вклада в социально-экономическое развитие Рязанской области иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, которая рассчитывается, как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности.
Вклад иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в производство товаров и услуг по отдельному виду экономической деятельности определяется как сумма оборота организаций и отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в текущих ценах, по виду экономической деятельности, умноженная на долю иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы, в численности занятых по соответствующему виду экономической деятельности.
Показатели для проведения оценки вклада ИРС в социально-экономическое развитие Рязанской области приведены в Приложении N 2 к настоящей Методике.
Целевым показателем является темп роста по отношению к предыдущему году: значение не менее 100 процентов свидетельствует об эффективности привлечения ИРС в производство товаров и услуг на территории Рязанской области.
6.3. Оценку доли инвестиционных проектов, реализуемых на территории Рязанской области с привлечением ИРС.
Оценка доли инвестиционных проектов, реализуемых на территории Рязанской области с привлечением ИРС, рассчитывается как отношение количества инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением ИРС, к общему количеству инвестиционных проектов, реализуемых на территории Рязанской области в отчетном периоде, умноженное на 100, в процентах.
Также проводится анализ удельного веса численности ИРС, привлекаемой для реализации инвестиционных проектов, в общей численности ИРС, привлекаемой в отчетном периоде в Рязанской области.
Показатели для проведения оценки доли инвестиционных проектов, реализуемых на территории Рязанской области с привлечением ИРС, приведены в Приложении N 3 к настоящей Методике.
6.4. Оценку влияния ИРС на доходную и расходную части областного бюджета.
Оценка влияния ИРС на доходную и расходную части областного бюджета определяется как:
6.4.1. Сумма налога на доходы физических лиц с иностранных граждан, удерживаемого налоговыми агентами, а также налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента.
6.4.2. Сумма расходов областного бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и на содержание детей иностранных граждан в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Показатели для проведения оценки влияния ИРС на доходную и расходную части областного бюджета приведены в Приложении N 4 к настоящей Методике.
Целевым показателем является отношение вклада ИРС в доходную часть областного бюджета к объему расходов областного бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и на содержание детей иностранных граждан в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях: значение не менее 1 свидетельствует об экономической обоснованности привлечения ИРС.
7. Оценка влияния ИРС на рынок труда Рязанской области включает:
7.1. Оценку масштабов привлечения ИРС на территории Рязанской области, которая определяется по доле ИРС в численности занятых в экономике: отношение численности ИРС к численности занятых в экономике, умноженное на 100, в процентах.
Совокупная (средняя) доля ИРС в численности занятых в экономике сопоставляется с долей ИРС в численности занятых в экономике по видам экономической деятельности. Выявляются отрасли с относительно высокой (выше средней) и относительно низкой (ниже средней) долей ИРС в численности занятых в экономике.
Показатели для проведения оценки масштабов привлечения ИРС на территории Рязанской области приведены в Приложении N 5 к настоящей Методике.
Целевым показателем является изменение доли ИРС в численности занятых в экономике в отчетном году по сравнению с предыдущим годом: уменьшение значения показателя или рост не более чем на 2 процентных пункта свидетельствует о низкой степени зависимости экономики области от притока иностранных работников.
7.2. Оценку напряженности рынка труда Рязанской области в связи с привлечением ИРС, которая определяется как соотношение численности безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) и количества вакансий, заявленных работодателями в государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области (далее - ГКУ РО) в течение отчетного периода, рассчитанных на одного иностранного работника:
7.2.1. Отношение среднегодовой численности безработных по методологии МОТ к численности ИРС, привлекаемой в отчетном году: показатель вычисляется по видам экономической деятельности. Виды деятельности, в которых заняты иностранные работники, сопоставляются с совокупным (средним) показателем по Рязанской области.
7.2.2. Отношение количества вакансий, заявленных работодателями в ГКУ РО в течение отчетного периода, к численности ИРС, привлекаемой в отчетном году. Показатель также рассчитывается по видам экономической деятельности и ранжируется в сравнении с совокупным (средним) показателем.
Показатели для проведения оценки напряженности рынка труда в связи с привлечением ИРС приведены в Приложении N 6 к настоящей Методике.
Целевым показателем является разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по Рязанской области: значение показателя более нуля свидетельствует о низкой степени давления ИРС на региональный рынок труда.
7.3. Оценку отраслевой структуры привлекаемой ИРС в сопоставлении с отраслевой структурой безработных в Рязанской области.
Определяется в результате сравнения структуры безработных по методологии МОТ со структурой ИРС по видам экономической деятельности, ранжированных в порядке убывания.
Показатель отражает степень давления мигрантов на рынок труда. Совпадение отраслевой структуры безработных и ИРС может быть основанием для уменьшения масштабов привлечения ИРС в данных сферах экономики. Наоборот, несовпадение отраслевой структуры безработных со структурой привлекаемой ИРС говорит о том, что ИРС не оказывает существенного влияния на напряженность рынка труда и не занимает места, на которые претендуют безработные из числа российских граждан.
8. Оценка иных показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории Рязанской области, включает:
8.1. Оценку влияния ИРС на уровень оплаты труда, которая определяется соотношением заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой в среднем по Рязанской области.
Показатель рассчитывается как отношение средней заработной платы ИРС, рассчитанной на основании сведений, указанных работодателями в заявках о потребности в привлечении иностранных работников, а также сведений, полученных в результате опроса работодателей, привлекающих иностранных работников в отчетном периоде, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по Рязанской области, умноженное на 100, в процентах. Расчет осуществляется также по видам экономической деятельности.
Показатели для проведения оценки влияния ИРС на уровень оплаты труда приведены в Приложении N 7 к настоящей Методике.
Целевым показателем является процентное соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Рязанской области: отклонение от 100 процентов не более чем на 30 процентных пунктов свидетельствует о низкой степени влияния привлечения ИРС на уровень оплаты труда в основных сферах их занятости.
8.2. Оценку уровня безопасности условий труда ИРС.
Показатели численности иностранных работников, пострадавших при несчастных случаях на производстве, сравниваются с соответствующими средними показателями по Рязанской области.
Показатели для проведения оценки уровня безопасности условий труда ИРС приведены в Приложении N 8 к настоящей Методике.
Привлечение ИРС по данным показателям оценивается, как эффективное, в случае если отсутствует негативная динамика данных показателей по отношению к предыдущему периоду (отсутствует рост производственного травматизма со смертельным исходом среди иностранных работников).
8.3. Оценку степени влияния ИРС на социальную инфраструктуру Рязанской области.
Динамика численности привлекаемой ИРС сопоставляется с динамикой изменения уровня обеспеченности Рязанской области объектами социальной инфраструктуры.
Показатели для проведения оценки влияния ИРС на социальную инфраструктуру Рязанской области приведены в Приложении N 9 к настоящей Методике.
Привлечение ИРС по данным показателям отражает степень их влияния на социальную инфраструктуру Рязанской области и оценивается, как эффективное, в случае если отсутствует негативная динамика данных показателей по отношению к предыдущему периоду (наблюдается низкая степень влияния).
8.4. Оценку численности выданных иностранным гражданам разрешений на работу или патентов с численностью зарегистрированных по месту пребывания в Рязанской области и числом полученных от работодателей уведомлений о заключении с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), которая определяется как:
- соотношение числа иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Рязанской области, и числа разрешений на работу или патентов, выданных иностранным гражданам, в абсолютном и процентном выражении (вычисляется как разница между числом иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, и числом разрешений на работу или патентов, выданных иностранным гражданам за отчетный период (в абсолютном выражении), и как отношение числа выданных разрешений на работу и патентов к числу иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, умноженное на 100% - в процентном отношении);
- соотношение числа выданных иностранным работникам разрешений на работу и патентов и числа уведомлений, полученных от работодателей в абсолютном и процентном выражении (вычисляется как разница между числом выданных разрешений на работу и патентов и числом полученных уведомлений от работодателя в отчетном периоде (в абсолютном выражении) и как отношение числа полученных уведомлений от работодателя к числу выданных разрешений на работу и патентов, умноженное на 100% - в процентном отношении).
Показатели для проведения оценки численности выданных иностранным гражданам разрешений на работу или патентов с численностью зарегистрированных по месту пребывания в Рязанской области и числом полученных от работодателей уведомлений о заключении с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) приведены в Приложении N 10 к настоящей Методике.
Показатель соотношения числа иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Рязанской области, и числа разрешений на работу или патентов, выданных иностранным гражданам за отчетный период, косвенно показывает величину и уровень незаконной (без разрешения на работу, патента) и теневой (без заключения договора) занятости иностранных граждан в Рязанской области. Значения показателя анализируются в динамике по годам в сравнении с предыдущим периодом.
Показатель соотношения числа выданных иностранным работникам разрешений на работу и патентов и числа уведомлений, полученных от работодателей, может косвенно свидетельствовать о величине и уровне теневой (без договора) занятости иностранных работников. Значения показателя анализируются в динамике по годам в сравнении с предыдущим периодом.
Привлечение ИРС по данным показателям оценивается как эффективное в случае, если отсутствует негативная динамика данных показателей по отношению к предыдущему периоду (отсутствует рост незаконной или теневой занятости иностранных граждан).
8.5. Оценку влияния ИРС на криминогенную обстановку в Рязанской области, которая осуществляется на основе анализа данных:
о доле преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами в регионе в общем количестве совершенных на территории региона преступлений и правонарушений;
о соотношении числа иностранных граждан, прибывших в Рязанскую область, целью визита которых в Российскую Федерацию в миграционной карте указана работа, и выданных иностранным гражданам разрешений на работу и патентов.
Показатели для проведения оценки влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку в Рязанской области приведены в Приложении N 11 к настоящей Методике.
Целевым показателем является доля преступлений, совершенных иностранными гражданами в общем количестве совершенных преступлений на территории Рязанской области: значение менее 5 процентов свидетельствует о незначительном влиянии иностранных граждан на криминогенную обстановку в Рязанской области.
9. Обязательным условием проведения оценки эффективности использования ИРС на территории Рязанской области является анализ достижения целевых показателей, перечень и контрольные значения которых приведены в приложении N 12 к настоящей Методике.
Степень достижения каждого целевого показателя определяется путем сопоставления фактической величины с контрольным значением.
10. Эффективность использования ИРС на территории Рязанской области определяется по доле целевых показателей, по которым достигнуты установленные контрольные значения, в общем количестве целевых показателей эффективности использования иностранных работников.
Использование ИРС на территории Рязанской области считается неэффективным, если указанная доля составляет менее 50 процентов.
Использование ИРС на территории Рязанской области считается эффективным, если указанная доля составляет более 50 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.