Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Рязанской области
от 29 октября 2014 г. N 314
Государственная программа
Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015 - 2020 годы"
18 марта, 23 апреля, 15 июля, 16 декабря 2015 г., 17 февраля, 3 августа 2016 г., 18 января, 15 марта, 19 июля, 31 октября, 26 декабря 2017 г., 17 апреля 2018 г.
Паспорт изменен с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области) |
Разработчик Программы |
Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 N 101 "О предоставлении и распределении в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков)"; постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды"; Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2012 N 2227-р; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются: повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; реализация государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Рязанской области, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий; создание условий для эффективной реализации Программы; повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Рязанской области и обустройство мест массового отдыха населения (городских парков). Задачами Программы являются: модернизация систем водоснабжения Рязанской области; модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод Рязанской области; модернизация систем теплоснабжения Рязанской области; модернизация систем электроснабжения и наружного освещения Рязанской области; создание условий для предотвращения и оперативного устранения аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области; проведение организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; абзацы 13 - 14 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; абзац утратил силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 Информация об изменениях:обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации Программы; повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Рязанской области; повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования; поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков); развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение благоустроенности муниципальных образований Рязанской области |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами Программы являются: - удельный вес сетей водоснабжения, требующих замены; - удельный вес сетей водоотведения, требующих замены; - удельный вес источников децентрализованного водоснабжения, требующих строительства (реконструкции), в общем количестве таких источников; - удельный вес очистных сооружений, требующих реконструкции; - число аварий в системах водоснабжения в год; - число аварий в системах водоотведения в год; - подготовка проектной документации на строительство и реконструкцию, в том числе: - объектов водоснабжения; - объектов водоотведения; - объектов электросетевого хозяйства; - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям; - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; - удельный вес сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; - удельный вес сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; - удельный вес сетей теплоснабжения, требующих замены; - удельный вес котельных, требующих реконструкции или закрытия; - удельный вес сетей электроснабжения, требующих замены; - обеспечение укомплектованности обязательного резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - аварийный резерв) в соответствии с утвержденной номенклатурой; - удельный вес муниципального имущества в сфере водоснабжения, требующего государственной регистрации права собственности; - удельный вес муниципального имущества в сфере водоотведения, требующего государственной регистрации права собственности; - энергоемкость валового регионального продукта Рязанской области для фактических условий и для сопоставимых условий; - отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта Рязанской области; - доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Рязанской области; - доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Рязанской области; - доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Рязанской области; - доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Рязанской области;* - доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Рязанской области; - доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Рязанской области;* - доля объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии на территории Рязанской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт);* - ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Рязанской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт);* - удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области (в расчете на 1 человека); - удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области (в расчете на 1 человека);* - удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области (в расчете на 1 человека);* - отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Рязанской области и государственными учреждениями Рязанской области, к общему объему Программы;* - количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Рязанской области и государственными учреждениями Рязанской области; - удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя); - удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя);* - удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения (в расчете на 1 жителя);* - удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах;* - энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории Рязанской области в сфере промышленного производства;* - удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями; - удельный расход топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями; - доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии; - удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения;* - доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии; - доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды;* - удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения (на 1 куб. метр);* - удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения (на 1 куб. метр);* - удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам);* - количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Рязанской областью;* - количество транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Рязанской областью, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, и электрической энергией;* - количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется Рязанской областью;* - количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных на территории Рязанской области; - количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Рязанской областью;* - количество транспортных средств, используемых органами государственной власти Рязанской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Рязанской области, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами, в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями и сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива;* - количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, используемых органами государственной власти Рязанской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Рязанской области;* - количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных на территории Рязанской области;* Абзацы 66 - 76 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 Информация об изменениях:- доля муниципальных образований Рязанской области, являющихся согласно административному делению районными центрами Рязанской области, для которых разработаны схемы теплоснабжения, в общем количестве муниципальных образований Рязанской области, являющихся согласно административному делению районными центрами Рязанской области; абзац утратил силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 Информация об изменениях:- количество реконструируемых/построенных тепловых сетей (участков); - доля транспорта дорожно-коммунальных служб, использующего в качестве моторного топлива природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ, от общего количества транспорта дорожно-коммунальных служб;* - уровень ежегодного выполнения значений целевых индикаторов Программы; - количество и площадь благоустроенных дворовых территорий; - доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий; - количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования; - доля площади благоустроенных муниципальных территорий общего пользования; - число муниципальных образований Рязанской области, принимающих участие в конкурсе на звание "Самый благоустроенный городской округ, городское (сельское) поселение Рязанской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма "Модернизация коммунального комплекса на 2015 - 2020 годы" (приложение N 1 к Программе); подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015 - 2020 годы" (приложение N 2 к Программе); подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Рязанской области" (приложение N 3 к Программе); подпрограмма "Формирование современной городской среды" (приложение N 4 к Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем средств, необходимых для реализации всего комплекса мероприятий Программы, составляет 1027463,8184 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 99715,4 тыс. руб.; 2016 год - 101568,9 тыс. руб.; 2017 год - 331641,25844 тыс. руб.; 2018 год - 354241,46259 тыс. руб.; 2019 год - 69079,43541 тыс. руб.; 2020 год - 71217,36196 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета** составляет 203928,831 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год - 203928,831 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 794664,93675 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 99715,4 тыс. руб.; 2016 год - 101568,9 тыс. руб.; 2017 год - 127712,42744 тыс. руб.; 2018 год - 325371,41194 тыс. руб.; 2019 год - 69079,43541 тыс. руб.; 2020 год - 71217,36196 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств областного бюджета, поступивших от некоммерческой организации "Фонд развития моногородов", составляет 28870,05065 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 год - 28870,05065 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Конечными результатами реализации Программы являются: - строительство и реконструкция 115,0 км сетей водоснабжения, 40 водозаборных узлов, 29 единиц оборудования водоочистки и 150 шахтных колодцев; - государственная регистрация права собственности 375 объектов водоснабжения; - строительство и реконструкция 9,0 км канализационных сетей и 3 очистных сооружений; - строительство, реконструкция и техническое перевооружение 15 котельных; - капитальный ремонт 5,3 км тепловых сетей; - строительство и реконструкция 13,5 км сетей электроснабжения и наружного освещения, включая распределительные и трансформаторные подстанции; - обеспечение укомплектованности аварийного резерва в соответствии с утвержденной номенклатурой ежегодно на уровне не менее 95%; - составленный топливно-энергетический баланс; абзацы 9 - 14 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 Информация об изменениях: |
- разработка 1 схемы теплоснабжения муниципальных образований Рязанской области; - реконструкция/строительство 1 тепловой сети (участка); абзацы 16 - 19 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98 Информация об изменениях:- достижение не менее 99% запланированных значений целевых индикаторов Программы; - обеспечение благоустройства не менее 200 дворовых территорий; - обеспечение благоустройства не менее 13 муниципальных территорий общего пользования; - обеспечение благоустройства не менее 1 городского парка; - увеличение доли муниципальных образований Рязанской области, в которых улучшилась работа по развитию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству населенных пунктов, до 15%. Прогнозируемые конечные результаты реализации Программы предусматривают повышение качества предоставления коммунальных услуг, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, улучшение экологической ситуации на территории Рязанской области. Реализация Программы позволит уменьшить затраты на производство услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, снизить потери энергоресурсов (холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии) при их производстве и транспортировке, уменьшить износ основных фондов. Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в экономном расходовании топливно-энергетических ресурсов в коммунальной сфере и жилищном секторе. Реализация мероприятий Программы позволит сократить затраты населения на оплату коммунальных ресурсов, упорядочить расчеты с энергоснабжающими организациями, повысить качество предоставляемых услуг. Реализация мероприятий Программы, направленных на внедрение и модернизацию объектов придомовой и общегородской инфраструктур, создаст условия для системного повышения качества и комфорта городской среды на территории Рязанской области, повысит уровень благоустройства территорий муниципальных образований Рязанской области, в том числе общественные и дворовые территории, а также создаст более комфортные условия для жизнедеятельности граждан |
______________________________
* Значения целевых показателей (индикаторов) и их единицы измерения будут указаны после утверждения уполномоченными федеральными органами государственной власти соответствующих методических рекомендаций.
** Реализация мероприятий за счет средств федерального бюджета осуществляется при определении в составе расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период данных средств.
Раздел 1 изменен с 31 октября 2017 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 31 октября 2017 г. N 272
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из основных социально-экономических отраслей Рязанской области. Расходы на ее развитие и содержание составляют от 5 до 10% консолидированного бюджета Рязанской области.
Жилищно-коммунальное хозяйство относится к приоритетным отраслям экономики Рязанской области.
На долю жилищно-коммунального комплекса приходится 22% основных фондов Рязанской области - жилищный фонд, инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, гостиничное хозяйство, дороги и тротуары, объекты благоустройства и ритуального обслуживания.
Балансовая стоимость основных фондов составляет более 80 млрд. рублей.
В Рязанской области имеется более 250 тыс. жилых зданий общей площадью 30,2 млн. кв. метров. Тепло- и энергоснабжение населения и социально-бытовой сферы обеспечивают две ТЭЦ, более 1000 котельных и автономных теплогенераторных пунктов суммарной мощностью 5700 Гкал/час. Централизованным водоснабжением обеспечены все города и рабочие поселки, а также 36% сельских населенных пунктов, действуют 203 общегородских и ведомственных очистных сооружений.
В настоящее время в ЖКХ Рязанской области имеется ряд серьезных технико-экономических проблем, без решения которых невозможно его эффективное функционирование, гарантированное обеспечение потребителей всеми видами жилищно-коммунальных услуг.
Основными из них являются:
- высокий износ объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов Рязанской области;
- недостаточный для привлечения инвестиций уровень экономической эффективности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Средний износ объектов инженерной инфраструктуры вырос за последние 10 лет с 47,7% до 67,7%. Износ оборудования котельных в настоящее время составляет около 45%, тепловых сетей - 58%, электрических сетей - 65%, сетей водоснабжения - 65%.
Безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения. Обеспечение населения Рязанской области чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов социальной политики Правительства Рязанской области.
Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в отдельных районах Рязанской области порождают большое количество жалоб и не только ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, но и приводят к возникновению риска инфекционных заболеваний.
Серьезные проблемы имеются в вопросах водоотведения и очистки сточных вод.
Системы канализации имеются только в 77% поселков городского типа и 4% сельских населенных пунктов.
До сих пор нет систем канализации в р.п. Милославское, р.п. Чучково, р.п. Сараи, р.п. Пителино, р.п. Кадом, р.п. Гусь-Железный, с. Захарово.
Из-за отсутствия своевременного ремонта техническое состояние тепловых сетей с каждым годом ухудшается. Так средний физический износ тепловых сетей в период с 2005 по 2013 годы вырос с 48% до 58%.
По состоянию на начало 2014 года в срочной замене нуждается около 240 км теплотрасс. Многие котельные и центральные тепловые пункты имеют низкоэффективное тепломеханическое оборудование, что в совокупности с высоким физическим износом тепловых сетей приводит к существенным финансовым потерям обслуживающих их организаций и является следствием высоких тарифов на теплоснабжение для населения и объектов социальной сферы.
В настоящее время из-за закрытия предприятий, уменьшения количества абонентов, подсоединенных к системам центрального теплоснабжения, в Рязанской области имеется около 20 нерентабельных котельных, убытки от эксплуатации которых только за один отопительный сезон достигают 25 - 35 млн. рублей.
Все это накладывает дополнительную нагрузку на местные бюджеты для погашения убытков и вызывает необходимость повышения тарифов для населения на оплату теплоносителя.
Правительством Рязанской области уделяется большое внимание вопросам развития инженерной инфраструктуры, в том числе коммунальной энергетики.
С 2003 года в Рязанской области действовала областная целевая программа "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области на 2003 - 2010 годы", а с 2004 года - областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004 - 2010 годы". Программами предусматривалось в период до 2010 года построить 610 км тепловых сетей, модернизировать оборудование 180 котельных, построить более 500 тепловых пунктов, 530 км водопроводных сетей, пробурить 78 артезианских скважин, построить 160 км канализационных сетей и очистные сооружения мощностью 350 тыс. куб. м/сутки. Большой раздел касался вопросов реформирования отрасли.
Однако с учетом вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, началом реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и входящих в него подпрограмм, федеральных законов "О концессионных соглашениях" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" возникла необходимость коренной переработки ранее действовавших программ.
Законом Рязанской области от 15 декабря 2006 года N 165-ОЗ была утверждена областная целевая программа "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2007 - 2015 годы", состоящая из 7 подпрограмм.
За период с 2008 по 2013 годы на развитие систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения было направлено 2140,6 млн. руб., в том числе 2013,9 млн. руб. областного бюджета. За счет этих средств было построено 359,3 км сетей водоснабжения, 39,54 км канализационных сетей, 91 водозаборный узел, 2 станции обезжелезивания и 7 очистных сооружений сточных вод, 30 котельных, 6,8 км тепловых сетей и около 40 км сетей электроснабжения и наружного освещения.
Несмотря на реализацию соответствующих целевых программ, средний физический износ объектов коммунальной инфраструктуры за сопоставимый период увеличился в среднем на 3 - 6%.
Вопросы строительства новых котельных и модернизации действующих остаются актуальными.
С целью предотвращения и оперативного устранения аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области создан обязательный резерв материально-технических ресурсов (далее - МТР), который включает передвижные источники электро- и теплоснабжения, котлы, гидродинамическое оборудование для промывки трубопроводов, насосы разных модификаций и электродвигатели к ним, водоразборные колонки, трубы разных диаметров, запорную арматуру, кровельные материалы, кабель, радиаторы отопления, другие материалы и оборудование, предназначенные для предупреждения и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций. Выделение МТР из аварийного резерва позволяет значительно сократить время ликвидации возникающих аварийных ситуаций. Резерв МТР ежегодно обновляется и пополняется.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" после 01.01.2015 передача прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, должна осуществляться исключительно по концессионным соглашениям.
В настоящее время из 10052 объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Рязанской области, зарегистрировано 5704 объекта, что составляет 56,74% от общего количества.
Электроснабжение потребителей электроэнергии осуществляется по электрическим сетям 220 - 110 кВ и через питающие центры-подстанции 220/110/35/10 кВ по распределительным сетям 10 - 0,4 кВ доводится до потребителей.
Наиболее слабым звеном в энергосистеме являются распределительные сети 10 - 0,4 кВ, обеспечивающие население и сельскохозяйственных потребителей.
Учитывая низкую инвестиционную привлекательность отрасли, а также в связи с высокой затратностью мероприятий, связанных с модернизацией объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и наружного освещения, решение задач, связанных с ликвидацией сверхнормативного износа основных фондов, обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода.
Сложившаяся проблема высокого удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) прежде всего, в жилищном фонде, в промышленности, транспорте, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры Рязанской области достаточно острая как и в целом по стране, и требует кардинального решения.
На высокую энергоемкость экономики Рязанской области как и в России в целом влияют:
- высокая доля ветхого, устаревшего и изношенного жилищного фонда, расходы тепла на отопление которого существенно высоки;
- отсталые технологии и устаревшее оборудование в промышленности, на транспорте и жилищно-коммунальном комплексе;
- слабая работа средств массовой информации по формированию энергосберегающего образа жизни.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена обязанность органов местного самоуправления поселений и городских округов разработать и утвердить схемы теплоснабжения соответствующих муниципальных образований, установлены требования по обеспечению учета используемых энергоресурсов.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях Рязанской области схемы теплоснабжения отсутствуют.
По предварительной оценке ориентировочная стоимость работ по разработке схемы теплоснабжения только одного муниципального образования с численностью населения до 40 тыс. человек может составить более одного миллиона рублей, без привлечения дополнительных финансовых средств муниципальные образования Рязанской области не в состоянии самостоятельно разработать схемы теплоснабжения.
Разработка схем теплоснабжения, соответствующих всем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "Об утверждении требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", позволит принять необходимые управленческие решения по снижению потерь, определить потребителей тепловой энергии муниципальных образований, решить вопросы по распределению тепловой энергии.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены требования по обеспечению учета используемых энергоресурсов. Решение этой проблемы позволит обеспечить анализ количества потребляемого населением коммунального ресурса, упорядочить расчеты с энергоснабжающими организациями.
Одна из важнейших проблем, которую необходимо решать в направлении энергосбережения, - это закрытие убыточных котельных и перевод на поквартирное теплоснабжение многоквартирных домов населенных пунктов, расположенных на территории Рязанской области.
На 2015 - 2020 годы Программой запланировано перевести на поквартирное теплоснабжение 744 многоквартирных дома (9590 квартир).
Решение этой проблемы позволит повысить качество поставляемых услуг, снизить затраты населения на оплату коммунальных услуг.
Население будет пользоваться услугами теплоснабжения круглогодично по мере необходимости.
С целью исполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" необходимо ежегодное составление топливно-энергетического баланса Рязанской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в срок до 01.01.2014 разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах Российской Федерации уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 17,0% от общего количества единиц техники.
Использование природного газа в качестве моторного топлива является чрезвычайно актуальным для автотранспорта Рязанской области. На сегодняшний день в регионе на компримированном природном газе эксплуатируется свыше 1 тысячи автомобилей.
Перевод автотранспорта, сельскохозяйственной, строительной, дорожной и другой техники на компримированный природный газ позитивно повлияет на экономику Рязанской области, позволит уменьшить транспортные затраты и улучшит экологическую обстановку в регионе. Отказ от использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию коммунальной инфраструктуры будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня безопасности сооружений, увеличением количества и частоты возникновения локальных дефицитов, сохранением высокого уровня потерь воды и энергоресурсов при транспортировке, увеличением негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и ухудшением ее экологического состояния.
По состоянию на 01.01.2017 в муниципальных образованиях Рязанской области существует проблема благоустроенности дворовых и общественных территорий муниципальных образований Рязанской области (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, парков, скверов, иных территорий) (далее - общественные территории).
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Количество благоустроенных дворовых территорий городских округов и городских поселений Рязанской области составляет 2077 ед., общая площадь которых равна 4269,88 тыс. кв. м. Доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов составляет 43,88%.
На территории городских округов и городских поселений Рязанской области имеются 188 общественных территорий с общей площадью 4994,93 тыс. кв. м, из них 19,83% - благоустроенные общественные территории общего пользования, 80,17% муниципальных территорий общего пользования нуждаются в благоустройстве.
Ежегодно в Рязанской области проводятся весенний и осенний месячники, общеобластной субботник по санитарной очистке и благоустройству территорий населенных пунктов, в которых принимают участие жители всех городских округов, городских и сельских поселений Рязанской области.
В г. Рязани, г. Сасово, р.п. Шилово и других населенных пунктах имеется опыт финансового и трудового участия граждан в благоустройстве дворовых территорий.
Полноценное выполнение вышеуказанных мер в сфере благоустройства дворовых и общественных территорий будет возможным в рамках реализации настоящей Программы.
Степень охвата приоритетных направлений развития благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Рязанской области программными методами - 5%.
Степень охвата приоритетных направлений развития благоустройства общественных территорий муниципальных образований Рязанской области программными методами - 7%.
Среди социально значимых задач, имеющих самое непосредственное отношение к условиям проживания населения, благоустройство населенных пунктов и жилищно-коммунальное обслуживание населения занимают одно из важнейших мест.
Начиная с 1998 года в Рязанской области проводятся конкурсы по благоустройству. До 2010 года это были конкурсы на звание "Самый благоустроенный населенный пункт", а начиная с 2011 года - областной конкурс на звание "Самый благоустроенный городской округ, городское (сельское) поселение Рязанской области". При подведении итогов конкурса оценивается не только работа органов местного самоуправления по благоустройству, но и по развитию жилищно-коммунального хозяйства, его реформированию, энергосбережению. Ежегодно в конкурсе принимают участие до 45 муниципальных образований Рязанской области. В 5 категориях призовые места занимают 15 муниципальных образований Рязанской области и до 7 муниципальных образований Рязанской области получают премии за высокие достижения по отдельным показателям.
Анализ результатов всех проведенных конкурсов показывает, что наиболее значительны достижения и очевидна динамика показателей по благоустройству и развитию жилищно-коммунального хозяйства в тех муниципальных образованиях Рязанской области, которые принимают участие в конкурсах.
Нарастание масштаба проблем в коммунальном комплексе Рязанской области может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации экономики Рязанской области и значительного повышения ее энергоэффективности.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
- реализация государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Рязанской области, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
- создание условий для эффективной реализации Программы;
- повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Рязанской области и обустройство мест массового отдыха населения (городских парков).
Задачами Программы являются:
- модернизация систем водоснабжения Рязанской области;
- модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод Рязанской области;
- модернизация систем теплоснабжения Рязанской области;
- модернизация систем электроснабжения и наружного освещения Рязанской области;
- создание условий для предотвращения и оперативного устранения аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области;
- проведение организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
абзацы 13 - 14 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
абзац утратил силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
- обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации Программы;
- повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Рязанской области;
- повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования;
- поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков);
- развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение благоустроенности муниципальных образований Рязанской области.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап.
Раздел 4 изменен с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств, необходимых для реализации всего комплекса мероприятий Программы, составляет 1027463,8184 тыс. руб., в том числе: 203928,831 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 794664,93675 тыс. руб. - средства областного бюджета, 28870,05065 тыс. руб. - средства областного бюджета, поступившие от некоммерческой организации "Фонд развития моногородов".
Распределение средств областного, федерального бюджетов и средств некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" по источникам финансирования
Источники финансирования мероприятий Программы |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого |
1027463,8184 |
99715,4 |
101568,9 |
331641,25844 |
354241,46259 |
69079,43541 |
71217,36196 |
Федеральный бюджет, в том числе по подпрограммам*: |
203928,831 |
0,0 |
0,0 |
203928,831 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Формирование современной городской среды |
203928,831 |
0,0 |
0,0 |
203928,831 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Областной бюджет, в том числе по подпрограммам: |
794664,93675 |
99715,4 |
101568,9 |
127712,42744 |
325371,41194 |
69079,43541 |
71217,36196 |
514086,89704 |
63734,8 |
69836,8 |
33309,98104 |
276736,22 |
35234,548 |
35234,548 |
|
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015 - 2020 годы |
18092,0 |
3092,0 |
0,0 |
0,0 |
15000,0 |
0,0 |
0,0 |
Обеспечение реализации государственной программы Рязанской области |
199968,03971 |
32888,6 |
31732,1 |
31884,44640 |
33635,19194 |
33844,88741 |
35982,81396 |
62518,0 |
- |
- |
62518,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Средства областного бюджета, поступившие от некоммерческой организации "Фонд развития моногородов", в том числе по подпрограммам: |
28870,05065 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
28870,05065 |
0,0 |
0,0 |
28870,05065 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
28870,05065 |
0,0 |
0,0 |
______________________________
* Реализация мероприятия за счет средств федерального бюджета осуществляется при определении в составе расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период данных средств.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при утверждении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий финансовый год и плановый период.
Раздел 5 изменен с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы представляют заказчику Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 5 февраля года, следующего за отчетным, информацию об общем объеме полученных средств и фактически произведенных расходах, в том числе в разрезе программных мероприятий.
Заказчик Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10 июля 2013 г. N 189, направляет в министерство промышленности и экономического развития Рязанской области информацию об исполнении и эффективности реализации Программы за отчетный период.
Раздел 6 изменен с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Конечными результатами реализации Программы являются:
- строительство и реконструкция 115,0 км сетей водоснабжения, 40 водозаборных узлов, 29 единиц оборудования водоочистки и 150 шахтных колодцев;
- государственная регистрация права собственности 375 объектов водоснабжения;
- строительство и реконструкция 9,0 км канализационных сетей и 3 очистных сооружений;
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение 15 котельных;
- капитальный ремонт 5,3 км тепловых сетей
- строительство и реконструкция 13,5 км сетей электроснабжения и наружного освещения, включая распределительные и трансформаторные подстанции;
- обеспечение укомплектованности аварийного резерва в соответствии с утвержденной номенклатурой ежегодно на уровне не менее 95%;
- составленный топливно-энергетический баланс;
абзацы 9 - 14 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
- реконструкция/строительство 1 тепловой сети (участка);
- абзацы 16 - 19 утратили силу с 17 апреля 2018 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 17 апреля 2018 г. N 98
- достижение не менее 99% запланированных значений целевых индикаторов Программы;
- обеспечение благоустройства не менее 200 дворовых территорий;
- обеспечение благоустройства не менее 13 муниципальных территорий общего пользования;
- обеспечение благоустройства не менее 1 городского парка;
- увеличение доли муниципальных образований Рязанской области, в которых улучшилась работа по развитию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству населенных пунктов, до 15%.
Прогнозируемые конечные результаты реализации Программы предусматривают повышение качества предоставления коммунальных услуг, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, улучшение экологической ситуации на территории Рязанской области.
Реализация Программы позволит уменьшить затраты на производство услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, снизить потери энергоресурсов (холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии) при их производстве и транспортировке, уменьшить износ основных фондов.
Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в экономном расходовании топливно-энергетических ресурсов в коммунальной сфере и жилищном секторе. Реализация мероприятий Программы позволит сократить затраты населения на оплату коммунальных ресурсов, упорядочить расчеты с энергоснабжающими организациями, повысить качество предоставляемых услуг.
Реализация мероприятий Программы, направленных на внедрение и модернизацию объектов придомовой и общегородской инфраструктур, создаст условия для системного повышения качества и комфорта городской среды на территории Рязанской области, повысит уровень благоустройства территорий муниципальных образований Рязанской области, в том числе общественные и дворовые территории, а также создаст более комфортные условия для жизнедеятельности граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.