Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Рязанской области от 14 декабря 2016 г. N 290 (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28 декабря 2016 г. N 323) настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Приложение
к постановлению
Правительства
Рязанской области
от 29 октября 2014 г. N 309
Государственная программа
Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2025 годы"
23 апреля, 24 июня, 21 октября, 29 декабря 2015 г., 11 апреля, 10 августа, 13, 14, 28 декабря 2016 г.
Паспорт
государственной программы
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2025 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство труда и занятости населения Рязанской области (далее - МТЗН РО) |
Разработчик Программы |
МТЗН РО |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части создания условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2012 N 2570-р |
Исполнители Программы |
МТЗН РО; государственное казенное учреждение - Центр занятости населения Рязанской области (далее - ГКУ ЦЗН РО); государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр службы занятости Рязанской области" (далее - ГАУ ДПО "Учебный центр") |
Цели и задачи |
Цели Программы: обеспечение эффективной занятости населения региона; создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона; создание условий, обеспечивающих деятельность МТЗН РО по реализации задач и полномочий в области содействия занятости населения; принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждение роста безработицы в Рязанской области. Задачи Программы: повышение конкурентоспособности граждан, создание условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Рязанской области, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на свободный выбор занятости; развитие системы временной занятости населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная поддержка безработных граждан; повышение уровня информированности населения и работодателей по вопросам в сфере занятости населения; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства по созданию рабочих мест; создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями путем создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов; улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обеспечение компактного переселения соотечественников; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в организациях среднего и высшего профессионального образования, а также числа высококвалифицированных специалистов; закрепление переселившихся участников Программы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество; обеспечение деятельности органов службы занятости; создание и сохранение рабочих мест для работников организаций, находящихся под риском увольнения, в монопрофильных муниципальных образованиях |
Целевые индикаторы |
количество безработных граждан, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности; количество женщин, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; количество незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования; количество переселившихся и переехавших граждан по направлению органов службы занятости; количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; количество граждан, получивших государственную услугу по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; количество граждан, получивших государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда; количество граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах; количество безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроенных на временные рабочие места; количество несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временные рабочие места в свободное от учебы время; количество граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, трудоустроенных на временные рабочие места; среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, стипендию в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также материальную помощь; среднемесячная численность граждан, получающих пенсию, назначенную безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости; количество граждан, получивших государственную услугу по информированию о положении на рынке труда в Рязанской области; количество граждан, которым оказано содействие в самозанятости и получивших финансовую помощь; количество созданных субъектами малого и среднего предпринимательства дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу; количество незанятых инвалидов, которым оказано содействие в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих; численность лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием; удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда; доля участников подпрограммы 2**(1), получивших единовременную финансовую поддержку на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения (от общего количества участников подпрограммы 2; доля участников подпрограммы 2, относящихся к категории занятые, от общего количества участников подпрограммы 2; доля участников подпрограммы 2 и членов их семей, получающих профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации (сроком обучения не более 6 месяцев) в образовательных организациях Рязанской области (от общего количества участников подпрограммы 2); доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы 2, связанных с предоставлением мер поддержки участникам подпрограммы 2, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию подпрограммы 2, предусмотренных на соответствующий финансовый год; доля участников подпрограммы 2 и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации (от общего количества участников подпрограммы 2); уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм 1*, 2; уровень освоения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы 3*; доля государственных гражданских служащих Рязанской области, повысивших квалификацию, в общей численности государственных гражданских служащих Рязанской области; численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, трудоустроенных на временную работу; численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, прошедших опережающее профессиональное обучение; численность инвалидов, для которых была создана инфраструктура, обеспечивающая доступность рабочего места; цифровые значения показателей (по годам) представлены в подпрограммах |
Сроки и этапы реализации |
2015 - 2025 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2025 годы" (приложение N 1 к Программе); подпрограмма 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2025 годы" (приложение N 2 к Программе); подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области" (приложение N 3 к Программе); подпрограмма 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году" (приложение N 4 к Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Программа финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов. Общий объем финансирования реализации Программы составляет 4192056,63985 тыс. рублей, из них: 2015 год - 388686,75942 тыс. рублей; 2016 год - 406659,78612 тыс. рублей; 2017 год - 373310,21981 тыс. рублей; 2018 год - 370530,21002 тыс. рублей; 2019 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2020 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2021 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2022 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2023 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2024 год - 378981,38064 тыс. рублей; 2025 год - 378981,38064 тыс. рублей; в том числе: объем средств федерального бюджета - 2457961,2 тыс. рублей, из них: 2015 год - 234569,8 тыс. рублей; 2016 год - 253559,1 тыс. рублей; 2017 год - 217026,2 тыс. рублей; 2018 год - 218105,8 тыс. рублей; 2019 год - 219242,9 тыс. рублей; 2020 год - 219242,9 тыс. рублей; 2021 год - 219242,9 тыс. рублей; 2022 год - 219242,9 тыс. рублей; 2023 год - 219242,9 тыс. рублей; 2024 год - 219242,9 тыс. рублей; 2025 год - 219242,9 тыс. рублей; объем средств областного бюджета - 1734095,43985 тыс. рублей, из них: 2015 год - 154116,95942 тыс. рублей; 2016 год - 153100,68612 тыс. рублей; 2017 год - 156284,01981 тыс. рублей; 2018 год - 152424,41002 тыс. рублей; 2019 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2020 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2021 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2022 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2023 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2024 год - 159738,48064 тыс. рублей; 2025 год - 159738,48064 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограмм: по подпрограмме 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2025 годы" составляет 2773201,06987 тыс. рублей, из них: 2015 год - 264444,43936 тыс. рублей; 2016 год - 262030,75779 тыс. рублей; 2017 год - 248197,24653 тыс. рублей; 2018 год - 245283,16509 тыс. рублей; 2019 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2020 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2021 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2022 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2023 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2024 год - 250463,63730 тыс. рублей; 2025 год - 250463,63730 тыс. рублей; в том числе: объем средств федерального бюджета - 2443426,2 тыс. рублей, из них: 2015 год - 234569,8 тыс. рублей; 2016 год - 239024,1 тыс. рублей; 2017 год - 217026,2 тыс. рублей; 2018 год - 218105,8 тыс. рублей; 2019 год - 219242,9 тыс. рублей; 2020 год - 219242,9 тыс. рублей; 2021 год - 219242,9 тыс. рублей; 2022 год - 219242,9 тыс. рублей; 2023 год - 219242,9 тыс. рублей; 2024 год - 219242,9 тыс. рублей; 2025 год - 219242,9 тыс. рублей; объем средств областного бюджета - 329774,86987 тыс. рублей, из них: 2015 год - 29874,63936 тыс. рублей; 2016 год - 23006,65779 тыс. рублей; 2017 год - 31171,04653 тыс. рублей; 2018 год - 27177,36509 тыс. рублей; 2019 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2020 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2021 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2022 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2023 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2024 год - 31220,73730 тыс. рублей; 2025 год - 31220,73730 тыс. рублей; по подпрограмме 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2025 годы" составляет 32233,05844 тыс. рублей, из них: 2015 год - 1944,19494 тыс. рублей; 2016 год - 6893,78650 тыс. рублей; 2017 год - 2599,453 тыс. рублей; 2018 год - 2599,453 тыс. рублей; 2019 год - 2599,453 тыс. рублей; 2020 год - 2599,453 тыс. рублей; 2021 год - 2599,453 тыс. рублей; 2022 год - 2599,453 тыс. рублей; 2023 год - 2599,453 тыс. рублей; 2024 год - 2599,453 тыс. рублей; 2025 год - 2599,453 тыс. рублей; в том числе: объем средств федерального бюджета - 3307,1 тыс. рублей, из них: 2016 год - 3307,1 тыс. рублей; объем средств областного бюджета - 28925,95844 тыс. рублей, из них: 2015 год - 1944,19494 тыс. рублей; 2016 год - 3586,68650 тыс. рублей; 2017 год - 2599,453 тыс. рублей; 2018 год - 2599,453 тыс. рублей; 2019 год - 2599,453 тыс. рублей; 2020 год - 2599,453 тыс. рублей; 2021 год - 2599,453 тыс. рублей; 2022 год - 2599,453 тыс. рублей; 2023 год - 2599,453 тыс. рублей; 2024 год - 2599,453 тыс. рублей; 2025 год - 2599,453 тыс. рублей; по подпрограмме 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области" из средств областного бюджета составляет 1370582,70354 тыс. рублей, из них: 2015 год - 122298,12512 тыс. рублей; 2016 год - 121695,43383 тыс. рублей; 2017 год - 122513,52028 тыс. рублей; 2018 год - 122647,59193 тыс. рублей; 2019 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2020 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2021 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2022 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2023 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2024 год - 125918,29034 тыс. рублей; 2025 год - 125918,29034 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году" составляет 16039,808 тыс. рублей, в том числе: объем средств федерального бюджета - 11227,9 тыс. рублей; объем средств областного бюджета - 4811,908 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит: к концу 2016 года: создать субъектами малого и среднего предпринимательства 109 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу; не превысить численность работников, находящихся под риском увольнения, более 6,3 тыс. человек; обеспечить уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 1,0%; обеспечить значение коэффициента напряженности на рынке труда не выше 0,9 единицы; к концу 2017 года: оказать содействие в трудоустройстве 204 незанятым инвалидам на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; к концу 2025 года: не допустить увеличения удельного веса граждан, признанных безработными, в общей численности безработных граждан, закончивших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, выше 3,5%; увеличить удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, от общей численности данной категории граждан до 72%; обеспечить уровень удельного веса безработных граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, не ниже 0,65%; обеспечить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении не выше 4,9 тыс. человек; обеспечить уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 0,7%; обеспечить значения коэффициента напряженности на рынке труда на конец отчетного года не выше 0,6 единицы; увеличить отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных граждан (по методологии Международной организации труда) до 30%; снизить удельный вес безработных граждан, ищущих работу двенадцать и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, до 6%; обеспечить сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих до 0,052 человека; обеспечить сокращение численности лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием до 10 человек; обеспечить снижение удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 14,5%; обеспечить увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, до 29000 единиц; улучшить демографическую ситуацию в регионе за счет переселившихся соотечественников в трудоспособном возрасте на постоянное место жительства на территорию Рязанской области и вселить в регион 2259 соотечественников, из них 753 - участники подпрограммы 2, 1506 - члены семей участников подпрограммы 2; обеспечить уровень выполнения мероприятий и целевых индикаторов Программы 100% ежегодно. Социально-экономический эффект программных мероприятий будет заключаться в обеспечении прав граждан на труд, защиту от безработицы, создании в Рязанской области условий, способствующих росту занятости населения, снижению уровня безработицы, улучшению условий и охраны труда, привлечению соотечественников в регион, повышению уровня доходов населения |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Начиная с 2012 года реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в новых условиях, что позволяет самостоятельно определять политику действий на рынке труда, направленных на координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, удовлетворения потребности экономики региона в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, а также на совершенствование деятельности органов службы занятости.
В то же время к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения существуют единые общие требования:
обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения государственных услуг и государственных функций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости);
недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, сложившихся по состоянию на 31 декабря 2011 года.
Кроме того, в соответствии с Законом о занятости субъектам Российской Федерации передано для осуществления полномочие Российской Федерации по предоставлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовое обеспечение этого полномочия осуществляется за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
В 2013 году ситуация на региональном рынке труда была стабильная с тенденцией к улучшению:
- численность граждан, изъявивших желание трудоустроиться при посредничестве органов службы занятости, составила 23,8 тыс. человек, что на 5,9% меньше аналогичного показателя в 2012 году;
- статус безработного в течение отчетного года был присвоен 10,5 тыс. человек, что на 8,7% меньше аналогичного показателя в 2012 году.
В результате реализуемых мероприятий в сфере занятости в течение 2014 года рынок труда оставался стабильным. Кризисных явлений, которые могли бы привести к ухудшению ситуации, не наблюдалось.
В среднем, ежемесячно, за отчетный период статус безработного присваивался 810 гражданам, что на 7,4% меньше аналогичного периода (далее - АП) в 2013 году.
За 2014 год:
- уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению (далее - ЭАН) был стабилен и составлял в среднем 0,9%, что соответствовало АП 2013 года;
- коэффициент напряженности также был стабилен и составлял в среднем 0,5 единицы, что соответствовало АП 2013 года;
- работодателями было заявлено 45,7 тыс. вакансий, что на 0,2% больше, чем в 2013 году.
Стабильной ситуации на региональном рынке труда в последние годы удалось достичь благодаря реализации в 2012 - 2014 годах ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы", мероприятия которой прежде всего были направлены на обеспечение эффективной занятости населения и предотвращение роста напряженности на рынке труда Рязанской области. Участниками мероприятий указанной программы с 2012 по 2014 год стали более 160 тыс. человек.
Предпринятые меры позволили Рязанской области с середины 2012 года не только быть в числе субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям со стабильной ситуацией на региональном рынке труда (в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. N 875), но и вывести региональный рынок труда с 2013 года на уровень докризисного периода.
Учитывая эффективность воздействия мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы" на состояние рынка труда Рязанской области, необходимо обеспечить продолжение их реализации в 2015 - 2025 годах.
В 2015 году в Рязанской области ситуация на рынке труда была стабильной, что проявлялось в низком уровне регистрируемой безработицы и достаточном количестве вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения. Численность безработных граждан в среднем ежемесячно составляла 4,9 тыс. человек. Данный показатель являлся одним из самых низких за весь период наблюдения с 1999 года. Уровень регистрируемой безработицы - 0,9%. На одного гражданина, ищущего работу, приходилось 1,5 вакансии. По степени стабильности ситуации на региональном рынке труда в 2015 году Рязанская область находилась на 5 - 7 месте по Центральному федеральному округу и 20 месте по Российской Федерации.
Ситуация в сфере занятости в 2015 году также была стабильной. В течение 2015 года получили уведомление о возможном высвобождении 5,9 тыс. работников. При этом из общей численности работников, предполагаемых к увольнению, реально была уволена только одна треть из них, что указывает прежде всего на перестраховку со стороны работодателей, а не на реальную кризисную ситуацию в экономике.
За 9 месяцев 2016 года:
- уровень регистрируемой безработицы (по отношению к ЭАН) был стабилен и составлял в среднем 0,9%, что соответствует значению АП 2015 года;
- коэффициент напряженности был стабилен и составлял в среднем 0,7 ед., что соответствует значению АП 2015 года;
- работодателями было заявлено 8,0 тыс. вакансий, что на 5,1% меньше, чем АП 2015 года.
Ситуация в сфере занятости за 9 месяцев 2016 года также была стабильной. В отчетном периоде получили уведомление о возможном высвобождении 5,4 тыс. работников. При этом в отношении 22,2% работников (1,2 тыс. человек) были отозваны решения о возможном увольнении и они продолжают работать, реально были уволены около 44,4% работников (2,4 тыс. человек). Продолжают находиться под угрозой высвобождения на 01.10.2016 около трети работников, или 1,8 тыс. человек.
Основная масса работников, подпадающих под высвобождение в течение 2016 года, придется на сферы: финансовая деятельность, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности.
Прогнозируется, что к концу 2025 года численность безработных в среднегодовом исчислении не превысит 4,9 тыс. человек. В сфере занятости ожидается уменьшение численности работников, находящихся под угрозой высвобождения, до 5,0 тыс. человек.
И все же есть ряд значимых для Рязанской области предприятий, которые в 2016 году нуждались во временной финансовой поддержке. Эти предприятия имеют программы импортозамещения, развития персонала, поэтому столкнулись с временными трудностями, связанными с недостатком объемов заказов. Как следствие, отдельные работники были введены в режимы неполной занятости. К данным предприятиям относятся АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект".
Эти предприятия являются крупнейшими российскими производителями автокомпонентов. Отдельно следует отметить, что данные предприятия расположены в монопрофильном муниципальном образовании Рязанской области и являются градообразующими.
Из чуть менее 2,8 тыс. жителей монопрофильного муниципального образования Рязанской области, находящихся в трудоспособном возрасте, более 1,8 тыс. человек заняты именно на предприятиях АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект".
Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 (далее - дополнительные мероприятия в сфере занятости населения), в 2016 году позволила сохранить занятость работников данных предприятий.
Учитывая, что наиболее уязвимыми категориями работников являются родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, имеющие инвалидность, и молодые специалисты, именно для данных категорий граждан в приоритетном порядке организовывались временные работы, профессиональное обучение, в случае если по основному месту работы для них был введен режим неполной занятости или выдано уведомление о возможном увольнении. Для граждан с инвалидностью создавались дополнительные условия по созданию для них инфраструктуры для трудоустройства, обеспечивающей доступность рабочего места.
По-прежнему в Рязанской области фиксируется и ряд других проблем в сфере занятости и труда.
Ежегодно в органы службы занятости обращаются около 2 тыс. граждан с инвалидностью, которые изъявляют желание получить различные услуги в области содействия занятости, в том числе содействие в трудоустройстве. Несмотря на улучшение ситуации по организации занятости граждан с ограниченными возможностями (за период с 2010 года по 1 января 2016 года было создано более 1,2 тыс. рабочих мест для граждан с инвалидностью), окончательно вопрос по обеспечению инклюзивного рынка труда для данной категории граждан в Рязанской области все же не решен.
В период с 2013 года по январь 2016 года доля граждан с инвалидностью, нашедших доходное занятие или трудоустроенных на постоянной основе, составляла в среднем менее 35% в год.
Не менее актуальной проблемой для Рязанской области является содействие гражданам пенсионного возраста и молодежи в трудоустройстве.
За период с января 2015 года по 1 марта 2016 года в органы службы занятости обратилось более 20 тыс. человек в целях поиска подходящей работы, в том числе около 1,3 тыс. человек - лица предпенсионного возраста и более 5,8 тыс. человек - молодежь.
Из более чем 20 тыс. граждан, обратившихся в органы службы занятости, для поиска работы, 60% (более 12 тыс. человек) был присвоен статус безработного. Из общего количества безработных (12 тыс. человек) доля молодежи составила 21,6% (2,6 тыс. человек), доля граждан предпенсионного возраста - 9,3% (1,1 тыс. человек). Таким образом, хотя в Рязанской области в последние годы и не фиксируется явная проблема с безработицей среди молодежи или людей предпенсионного возраста, но организация их занятости происходит в особом порядке. В подавляющем большинстве случаев эффективное трудоустройство возможно только при индивидуальном подходе к организации занятости данных категорий граждан.
Вопрос создания условий для совмещения женщинами материнства с профессиональной деятельностью на сегодняшний день также является одним из наиболее актуальных.
В 2015 году в Рязанской области численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, увеличилась к уровню 2014 года на 2,3% и составляла 15255 человек.
В целях поиска подходящей работы в 2015 году в органы службы занятости обратились более 9 тыс. женщин, из них безработными были признаны чуть более 5 тыс. человек, что практически соответствует АП 2014 года. Одновременно в 2015 году отмечалось незначительное снижение доли женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и признанных безработными, и небольшое увеличение в целом доли женщин в возрасте 25 - 44 лет, занятых в экономике Рязанской области.
Этому способствовали не только наличие вакансий с гибкими формами занятости, но и прежде всего оказание в приоритетном порядке содействия при организации собственного дела, возможность прохождения бесплатного профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям), в том числе во время отпуска по уходу за ребенком до трех лет, повышение доступности дошкольных учреждений и другие меры, реализуемые в Рязанской области.
Одним из направлений государственной политики развития рынка труда является повышение качества рабочих мест путем снижения уровня занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда.
По данным Рязаньстата, в Рязанской области уровень занятости работников в неблагоприятных условиях труда значительно ниже, чем по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации в целом, однако находится еще на недостаточно высоком уровне. Поэтому необходимо планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения Рязанской области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.
В целях сглаживания дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в Рязанской области, который все еще проявляется, необходимо ежегодно осуществлять качественную профориентационную работу среди населения в целом, и прежде всего среди молодого поколения. Это позволит удовлетворить потребность работодателей в профессиональных кадрах. Данное мероприятие будет иметь свою актуальность на протяжении всего срока действия Программы.
В демографическом развитии Рязанской области сохраняется процесс депопуляции населения.
В последние годы в Рязанской области наблюдается ряд негативных факторов: низкая рождаемость, естественная убыль и старение населения, следствием чего является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить приток в Рязанскую область населения в трудоспособном возрасте. Частично эти проблемы решаются за счет привлечения иностранной рабочей силы, но привлечение и использование иностранных работников имеет и ряд негативных последствий. В связи с этим одним из наиболее рациональных способов решения существующих проблем является добровольное переселения в Рязанскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, а также снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда Рязанской области. Продление Программы до 2025 года позволит обеспечивать регион населением в трудоспособном возрасте.
Кроме общих мероприятий, направленных на организацию занятости населения в Рязанской области, таких, как профессиональное обучение безработных граждан, организация оплачиваемых общественных и временных работ для граждан, профессиональная ориентация, психологическая поддержка безработных граждан, в Программе особое внимание уделяется специальным мероприятиям - трудоустройство на временные рабочие места в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, систематическое проведение ярмарок вакансий, в том числе с использованием системы SKYPE (дистанционное собеседование), организация региональных этапов всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности", "Лучший по профессии" и др. Реализация данных мероприятий до конца 2025 года позволит обеспечить эффективную занятость населения региона, повысить конкурентоспособность граждан, развить систему временной занятости населения Рязанской области.
Решение всех вышеперечисленных проблемных вопросов в Рязанской области возможно осуществить только за счет использования программно-целевого метода, отраженного в следующих подпрограммах:
- подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2025 годы";
- подпрограмма 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2025 годы";
- подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области";
- подпрограмма 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году".
Программные мероприятия на период 2015 - 2025 годов были определены в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, закрепленными в Законе о занятости, а также указами Президента Российской Федерации:
- от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - в части создания условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
- от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" - в части принятия мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В целом реализация программных мероприятий в 2015 - 2025 годах будет основана на условиях обеспечения равной доступности всех государственных услуг для всех жителей Рязанской области, нуждающихся в услугах в области содействия занятости, направлена на организацию эффективной занятости населения в регионе, а также на предотвращение ухудшения ситуации на рынке труда Рязанской области на период до 2025 года.
Кроме того, реализация программных мероприятий позволит в значительной степени стабилизировать ситуацию на рынке труда в регионе. В дальнейшем использование программно-целевого метода сделает региональный рынок труда более гибким и адаптивным к изменениям экономики Рязанской области в целом. Также продление реализации программных мероприятий до конца 2025 года даст возможность продолжить решать наиболее актуальные и проблемные вопросы, имеющие место на рынке труда Рязанской области.
2. Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы:
обеспечение эффективной занятости населения региона;
создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона;
создание условий, обеспечивающих деятельность МТЗН РО по реализации задач и полномочий в области содействия занятости населения;
принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждение роста безработицы в Рязанской области.
Задачи Программы:
повышение конкурентоспособности граждан, создание условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Рязанской области, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на свободный выбор занятости;
развитие системы временной занятости населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
социальная поддержка безработных граждан;
повышение уровня информированности населения и работодателей по вопросам в сфере занятости населения;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства по созданию рабочих мест;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями путем создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов;
улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обеспечение компактного переселения соотечественников;
увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в организациях среднего и высшего профессионального образования, а также числа высококвалифицированных специалистов;
закрепление переселившихся участников Программы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;
обеспечение деятельности органов службы занятости;
создание и сохранение рабочих мест для работников организаций, находящихся под риском увольнения, в монопрофильных муниципальных образованиях.
3. Сроки и этапы реализации
Срок реализации Программы - 2015 - 2025 годы. Программа реализуется в один этап.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы, осуществляемое за счет средств областного бюджета и средств субвенции и субсидии из федерального бюджета, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансирования Программы составляет 4192056,63985 тыс. рублей, из них 1734095,43985 тыс. рублей - средства областного бюджета, 2457961,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета.
Ресурсное обеспечение реализации Программы приведено в таблице.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Наименование |
Источник финансирования |
Ресурсное обеспечение, тыс. рублей |
|||||||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Итого |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Государственная программа Рязанской области "О развитии сферы занятости в Рязанской области на 2015 - 2025 годы" |
всего, в том числе: |
388 686,75942 |
406659,78612 |
373 310,21981 |
370 530,21002 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
378 981,38064 |
4192056,63985 |
областной бюджет |
154 116,95942 |
153100,68612 |
156 284,01981 |
152 424,41002 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
159 738,48064 |
1734095,43985 |
|
федеральный бюджет |
234 569,80 |
253559,1 |
217 026,20 |
218 105,80 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
2457961,2 |
|
Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2025 годы" |
всего, в том числе: |
264 444,43936 |
262030,75779 |
248 197,24653 |
245 283,16509 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
250 463,63730 |
2773201,06987 |
областной бюджет |
29 874,63936 |
23006,65779 |
31 171,04653 |
27 177,36509 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
31 220,73730 |
329774,86987 |
|
федеральный бюджет |
234 569,80 |
239024,1 |
217 026,20 |
218 105,80 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
219 242,90 |
2443426,2 |
|
Подпрограмма 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2025 годы" |
всего, в том числе: |
1 944,19494 |
6893,78650 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
32233,05844 |
областной бюджет |
1 944,19494 |
3586,68650 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
2 599,453 |
28925,95844 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
3 307,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3 307,10 |
|
Подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области" |
всего, в том числе: |
122 298,12512 |
121695,43383 |
122 513,52028 |
122 647,59193 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
1370582,70354 |
областной бюджет |
122 298,12512 |
121695,43383 |
122 513,52028 |
122 647,59193 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
125 918,29034 |
1370582,70354 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Подпрограмма 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году" |
всего, в том числе: |
0,00 |
16 039,808 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
16 039,808 |
областной бюджет |
0,00 |
4 811,908 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4 811,908 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
11 227,90 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
11 227,90 |
5. Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы представляют заказчику Программы ежеквартально в срок до 5 апреля, 5 июля, 1 октября, 5 февраля информацию об исполнении Программы за отчетный период по форме согласно приложению к постановлению Правительства Рязанской области от 01.09.2006 N 220 "О предоставлении квартальной и годовой информации об исполнении государственных программ Рязанской области и ведомственных целевых программ".
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об итогах и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189.
6. Ожидаемый конечный результат реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит:
к концу 2016 года:
создать субъектами малого и среднего предпринимательства 109 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу;
не превысить численность работников, находящихся под риском увольнения, более 6,3 тыс. человек;
обеспечить уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 1,0%;
обеспечить значение коэффициента напряженности на рынке труда не выше 0,9 единицы.
к концу 2017 года:
оказать содействие в трудоустройстве 204 незанятым инвалидам на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
к концу 2025 года:
не допустить увеличения удельного веса граждан, признанных безработными, в общей численности безработных граждан, закончивших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, выше 3,5%;
увеличить удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости, от общей численности данной категории граждан до 72%;
обеспечить уровень удельного веса безработных граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии службы занятости, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, не ниже 0,65%;
обеспечить численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в среднегодовом исчислении не выше 4,9 тыс. человек;
обеспечить уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 0,7%;
обеспечить значения коэффициента напряженности на рынке труда на конец отчетного года не выше 0,6 единицы.
увеличить отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, к общей численности безработных граждан (по методологии Международной организации труда) до 30%;
снизить удельный вес безработных граждан, ищущих работу двенадцать и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, до 6%;
обеспечить сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих до 0,052 человека;
обеспечить сокращение численности лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием до 10 человек;
обеспечить снижение удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 14,5%;
обеспечить увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, до 29000 единиц;
улучшить демографическую ситуацию в регионе за счет переселившихся соотечественников в трудоспособном возрасте на постоянное место жительства на территорию Рязанской области и вселить в регион 2259 соотечественников, из них 753 - участники подпрограммы 2, 1506 - члены семей участников подпрограммы 2;
обеспечить уровень выполнения мероприятий и целевых индикаторов Программы 100% ежегодно.
Социально-экономический эффект программных мероприятий будет заключаться в обеспечении прав граждан на труд, защиту от безработицы, создание в Рязанской области условий, способствующих росту занятости населения, снижению уровня безработицы, улучшению условий и охраны труда, привлечению соотечественников в регион, повышению уровня доходов населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.