Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к государственной программе
Рязанской области
"Развитие образования на 2014 - 2025 годы"
Подпрограмма 13
"Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы"
28 декабря 2016 г.
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Подпрограмма направлена на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы и разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
В 2015/16 учебном году в Рязанской области работает 301 общеобразовательная организация с общим количеством обучающихся - 100 239 человек.
По состоянию на 01.09.2015 в две смены обучались 4 359 человек (4,3%) в 27 школах (9%) 8 муниципальных образований. На начальном уровне обучения - 2631 человек (60%), на основном уровне - 1759 человек (40%). Большая часть таких школ расположена в г. Рязани (16 школ, 3 466 обучающихся), также в г. Скопине (103 человека), г. Касимове (416 человек), г. Сасово (125 человек). В сельской местности 31 человек обучался во вторую смену (Шацкий район).
С учетом демографического прогноза до 2020 года общее увеличение количества обучающихся в школах региона составит около 8000 человек, а до 2025 года - в среднем около 14 000 человек. При существующей инфраструктуре это приведет к увеличению количества обучающихся во вторую смену. Несмотря на то, что общее количество мест в общеобразовательных организациях Рязанской области (144 310 мест) превышает прогнозное количество обучающихся до 2025 года (113 000 человек), проблема нехватки новых мест будет актуальной в школах, расположенных в городской местности.
Основная доля увеличения количества обучающихся придется на школы г. Рязани (к 2020 году - 7234 человека, к 2025 году - 13 000 человек). Нормативная наполняемость всех школ г. Рязани составляет 41344 человека (рассчитано в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 при наполняемости класса 25 человек). Количество учащихся в 2015/16 учебном году - 46680 человек, что на 5 336 учащихся превышает количество мест в школах города. В связи с этим существует потребность в строительстве 7 новых школ в г. Рязани на 7500 мест.
Аналогичную проблему в других муниципальных образованиях - городских округах (г. Сасово, г. Касимов, г. Скопин) возможно решить за счет реализации мероприятия подпрограммы, предусматривающего реконструкцию школьных зданий с пристроем, и реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальное развитие населенных пунктов" государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 312.
В Рязанской области в течение 2012 - 2015 годов велась комплексная целенаправленная работа по сокращению доли школ, работающих в две смены, за счет оптимизации школьного расписания, внутренней оптимизации классных помещений, сокращения набора детей с незакрепленной территории и объединения общеобразовательных организаций с целью эффективного использования освобождающихся помещений. Так, с 2013 года количество школ, работающих в две смены, сократилось с 52 школ (17,7%) до 27 (9%) (количество обучающихся с 6 928 человек (7,3%) до 4 359 человек (4,3%).
Необходимо отметить, что на 01.01.2016 11,3% школьных зданий в Рязанской области имеют срок эксплуатации свыше 100 лет, 17,1% - свыше 50 лет, 42,9% - свыше 30 лет и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам.
На начало 2016 года общее количество зданий с уровнем износа свыше 50% составляет 198, из них 192 здания с уровнем износа 50-70%, 6 - с износом выше 70% находятся в аварийном состоянии. Необходим вывод зданий школ, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания. Эта потребность диктуется требованиями СанПиН, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
С этой целью в Рязанской области за последние четыре года построено и реконструировано 4 школы на 2110 мест.
С целью ликвидации двухсменного режима работы школ и сокращения доли зданий с уровнем износа выше 50% требуется строительство 18 новых зданий (в том числе для перевода 5 аварийных) школ, из которых 7 - в г. Рязани, реконструкция с пристройками - 40 зданий (в том числе для перевода 1 аварийного), из которых 2 - в г. Рязани и капитальный ремонт - 147 объектов.
Общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет 21 265 мест, в том числе 7 500 мест (7 школ г. Рязани) в микрорайонах интенсивной застройки. На эти цели необходимо около 17,7 млрд. рублей.
Кроме того, имеется потребность в проведении капитального ремонта 147 школьных зданий, имеющих степень износа свыше 50%. На эти цели необходимо более 3,2 млрд. рублей. Это позволит создать 39 298 новых мест за счет капитального ремонта зданий школ с износом свыше 50%.
Планируемое количество новых мест в общеобразовательных организациях Рязанской области по годам в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения - 62 698 (приложение N 1 к подпрограмме).
Для решения вышеперечисленных проблем требуется участие и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, достаточное и стабильное финансирование за счет всех источников, в том числе внебюджетных, что обусловливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода.
Организация образовательного процесса в одну смену позволит существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
- обеспечить обучающихся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы;
- создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов различных организаций в рамках межведомственного взаимодействия (учреждений дополнительного образования детей, учреждений среднего и высшего профессионального образования);
- организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- расширить возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом и спортом.
Постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2016 г. N 319 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы реализации, а также целевые показатели (индикаторы) реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является создание в Рязанской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиям к условиям обучения.
В ходе реализации подпрограммы будет решена задача по обеспечению односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций и переводу обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы приведены в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
Подпрограмма реализуется в два этапа:
I этап - 2016 - 2018 годы;
II этап - 2019 - 2025 годы.
На I этапе предполагается обеспечить 97,7% обучающимся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций обучение в одну смену.
На II этапе предполагается обеспечить всем обучающимся общеобразовательных организациях обучение в одну смену и перевод из зданий общеобразовательных организаций с износом 50% и выше в новые общеобразовательные организации.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности:
- к 2020 году обучающиеся 1 - 4 классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену;
- к 2025 году:
100% обучающихся 5 - 9 классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену;
100% обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций с износом 50% и выше в новые общеобразовательные организации (что обеспечит снижение показателей числа аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта), будет удержан существующий односменный режим обучения.
В ходе реализации подпрограммы планируется создать 63334 новых мест, в том числе:
10 876 мест для обучения детей в одну смену;
52458 места для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.
3. Мероприятия подпрограммы
В целях реализации основной задачи подпрограммы в 2016 - 2025 годах предусматриваются следующие мероприятия:
- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство зданий общеобразовательных организаций, в том числе с использованием типовых проектов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- модернизация существующей инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкция, строительство зданий, в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2016 г. N 319 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Финансовое обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы предусматривается за счет средств областного бюджета и привлечения внебюджетных источников.
Финансовое обеспечение подпрограммы за счет областного бюджета осуществляется путем выделения средств:
- заказчику Программы на реализацию мероприятия, указанного в подпункте 2.3 раздела "Система программных мероприятий" (приложение N 3 к настоящей подпрограмме);
- Минстрою Рязанской области на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1, подпунктах 2.1, 2.2 раздела "Система программных мероприятий":
в 2016 году в рамках реализации мероприятия, указанного в пункте 3 раздела 5 "Система программных мероприятий" подпрограммы 1 "Социальное развитие населенных пунктов" государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 312;
с 2017 года в рамках реализации настоящей подпрограммы.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2016 - 2025 годах составляет 19 857 900 тыс. рублей, в том числе:
2016 - 2018 годы - 3 543 600 тыс. рублей;
2019 - 2025 годы - 16 314 300 тыс. рублей.
В ходе реализации подпрограммы планируется привлечение внебюджетных источников финансирования в общем объеме 1 200 тыс. рублей, в том числе:
2016 - 2018 годы - 200 тыс. рублей;
2019 - 2025 годы - 1 000 тыс. рублей.
Средства внебюджетных источников финансирования носят прогнозный характер и не учтены в общем объеме финансирования подпрограммы.
Распределение средств областного и федерального бюджетов, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы, в разбивке по главным распорядителям подпрограммы
N |
Главные распорядители |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Минобразование Рязанской области |
областной бюджет |
3133800 |
6000 |
77400 |
19400 |
109800 |
113900 |
245400 |
424200 |
490100 |
780800 |
866800 |
2. |
Минстрой Рязанской области |
областной бюджет |
16940248 |
216148 |
1331700 |
2109100 |
1485300 |
2014600 |
2032700 |
2559000 |
1729800 |
2252000 |
1209900 |
|
|
в том числе областной бюджет в рамках подпрограммы "Социальное развитие населенных пунктов" государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах" |
216148 |
216148 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет, |
509449,7 |
509449,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе федеральный бюджет в рамках подпрограммы "Социальное развитие населенных пунктов" государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах" |
509449,7 |
509449,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Механизм реализации подпрограммы
Главные распорядители бюджетных средств, указанные в разделе 4 "Финансовое обеспечение подпрограммы", осуществляют следующие функции при реализации подпрограммы:
- обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
- обеспечивают соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Исполнители подпрограммы осуществляют следующие функции при реализации подпрограммы:
- заключают государственные контракты в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- заключают соглашения с муниципальными образованиями Рязанской области о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы;
- иные функции по реализации подпрограммы в пределах своих полномочий в течение всего срока подготовки и проведения мероприятий.
Мероприятие, предусмотренное подпунктом 2.3 пункта 2 раздела "Система программных мероприятий" настоящей подпрограммы, осуществляется в том числе:
- в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 07.03.2012 N 38 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям Рязанской области и государственным автономным учреждениям Рязанской области субсидий на иные цели" в части исполнения мероприятия ГБУ РО;
- в виде предоставления субсидий муниципальным образованиям в части исполнения мероприятия Минобразованием Рязанской области.
Реализация мероприятия подпункта 2.3 пункта 2 раздела "Система программных мероприятий" настоящей подпрограммы предусматривает участие органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
Субсидии муниципальным образованиям из областного бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
- наличие аналогичных мероприятий в муниципальных программах;
- объем софинансирования за счет средств муниципальных бюджетов должен составлять не менее 3% от общей суммы расходов согласно смете по каждой муниципальной образовательной организации.
Критериями отбора муниципальных образований являются:
- наличие потребности муниципального образования в обеспечении местами обучающихся в общеобразовательных организациях в одну смену и (или) наличие зданий с высоким уровнем износа (50% и более), в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и (или) отсутствие санитарно-гигиенических помещений в указанных зданиях, требующих перевода обучающихся на новые места с современными условиями обучения;
- наличие проектно-сметной документации соответствующих мероприятий, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Проведение отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на проведение капитального ремонта зданий, в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется в порядке, установленном Минобразованием Рязанской области.
Применяется следующая методика расчета указанных субсидий:
- общий объем субсидий равен сумме субсидий местных бюджетов отдельных муниципальных образований Рязанской области;
- общий объем субсидии бюджету отдельного муниципального образования Рязанской области равен сумме выделенных бюджетных ассигнований на каждую общеобразовательную организацию.
Сумма выделенных бюджетных ассигнований на каждую общеобразовательную организацию рассчитывается по формуле:
,
где:
- средства областного бюджета;
- общая суммы расходов;
- средства бюджета муниципального образования Рязанской области.
Условием расходования субсидии является модернизация существующей школьной инфраструктуры (проведение капитального ремонта зданий, в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования), с целью обеспечения местами обучающихся в общеобразовательных организациях в одну смену и перевода обучающихся на новые места с современными условиями обучения.
Распределение субсидий на проведение капитального ремонта зданий, в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, бюджетам муниципальных образований Рязанской области утверждается постановлением Правительства Рязанской области по результатам отбора, проведенного Минобразованием Рязанской области.
Реализация в 2016 году мероприятий, указанных в пункте 1, подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 раздела "Система программных мероприятий" настоящей подпрограммы, осуществляется Минстроем Рязанской области в рамках мероприятия, указанного в пункте 3 раздела 5 "Система программных мероприятий" подпрограммы 1 "Социальное развитие населенных пунктов" государственной программы Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 312.
Реализация с 2017 года мероприятий, указанных в пункте 1, подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 раздела "Система программных мероприятий" настоящей подпрограммы, осуществляется путем предоставления субсидий муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий:
- наличие в муниципальных программах мероприятий, в рамках которых осуществляется:
строительство зданий общеобразовательных организаций, в том числе с использованием типовых проектов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
реконструкция зданий, в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- наличие расчета общей суммы расходов в текущем финансовом году на строительство (завершение строительства) и (или) реконструкцию зданий, в котором реализуются (будут реализовываться) основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - объект капитального строительства, расчет общей суммы расходов);
- объем софинансирования за счет средств муниципальных бюджетов должен составлять не менее 1% от расчета общей суммы расходов на каждый объект капитального строительства при стоимости объекта до 350 000 тыс. рублей; не менее 0,1% от расчета общей суммы расходов на каждый объект капитального строительства при стоимости объекта более 350 000 тыс. рублей.
Критериями отбора муниципальных образований являются:
- наличие потребности муниципального образования в обеспечении местами обучающихся в общеобразовательных организациях в одну смену и (или) наличие зданий с высоким уровнем износа (50% и более), в которых реализуются основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и (или) отсутствие санитарно-гигиенических помещений в указанных зданиях, требующих перевода обучающихся на новые места с современными условиями обучения;
- наличие проектно-сметной документации соответствующих мероприятий, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Проведение отбора муниципальных образований для предоставления субсидий в целях реализации мероприятий, указанных в пункте 1, подпунктах 2.1, 2.2 раздела "Система программных мероприятий" настоящей подпрограммы, осуществляется в порядке, установленном Минстроем Рязанской области.
Применяется следующая методика расчета указанных субсидий:
- общий объем субсидий равен сумме субсидий, предоставляемых бюджетам отдельных муниципальных образований;
- общий объем субсидии бюджету отдельного муниципального образования равен сумме выделенных бюджетных ассигнований на строительство (завершение строительства) и (или) реконструкцию (пристрой) зданий конкретного объекта капитального строительства.
Сумма выделенных бюджетных ассигнований на каждый объект капитального строительства рассчитывается по формуле:
,
где:
- средства областного бюджета;
- общая суммы расходов в текущем финансовом году на строительство (завершение строительства) и (или) реконструкцию объекта капитального строительства;
- средства бюджетов муниципальных образований в текущем финансовом году на строительство (завершение строительства) и (или) реконструкцию объекта капитального строительства;
- средства из внебюджетных источников в текущем финансовом году на строительство (завершение строительства) и (или) реконструкцию объекта капитального строительства.
Субсидии расходуются муниципальными образованиями в соответствии с целью их предоставления.
Распределение субсидий на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства бюджетам муниципальных образований Рязанской области в разрезе муниципальных образований, объектов и объемов финансирования утверждается постановлением Правительства Рязанской области по результатам отбора, проведенного Минстроем Рязанской области.
Субсидии бюджетам муниципальных образований Рязанской области предоставляются на основании соглашения, заключенного главным распорядителем бюджетных средств с получателем субсидии в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Рязанской области о распределении субсидии бюджетам муниципальных образований.
Минстрой Рязанской области в рамках своих полномочий:
осуществляет планирование, организацию и контроль реализации подпрограммы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения подпрограммы;
организует экспертные проверки хода реализации подпрограммы;
представляет в Минобразование Рязанской области информационный материал для формирования отчетности по реализации подпрограммы в соответствии с разделом 5 "Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы" настоящей Программы.
Субсидии местным бюджетам предоставляются в пределах доведенных до главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
С целью своевременной координации действий исполнителей подпрограммы и обеспечения реализации подпрограммы заказчиком Программы министерство экономического развития и торговли Рязанской области осуществляет контроль за исполнением подпрограммы.
Внутренний финансовый контроль и государственный финансовый контроль осуществляются в соответствии с положениями бюджетного законодательства.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограмм.
6. Оценка эффективности подпрограммы
Эффективность подпрограммы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их планируемыми значениями, приведенными в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области":
- в соответствии с пунктом 5.3 Положения о государственных программах Рязанской области министерство экономического развития и торговли Рязанской области ежегодно проводит оценку эффективности реализации государственных программ Рязанской области в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации настоящей подпрограммы, размещает результаты оценки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет в министерство финансов Рязанской области;
- заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об итогах и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.