Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Рязанской области
от 29 октября 2014 г. N 312
Государственная программа
Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах"
5 марта, 29 апреля, 11 июня, 15 июля, 5, 31 августа, 28 октября, 5 ноября, 23 декабря 2015 г., 17 февраля, 27 апреля, 9 июня, 17 августа, 20 сентября, 10 ноября 2016 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 ноября 2016 г. N 254 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Социальное и экономическое развитие населенных пунктов в 2015 - 2020 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области (далее - Минстрой области) |
Разработчик Программы |
Минстрой области |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Минстрой области; министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Минсельхозпрод области); министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области (далее - Минспорт области); министерство культуры и туризма Рязанской области (далее - Минкультуры области); министерство социальной защиты населения Рязанской области (далее - Минсоцзащиты области); государственное казенное учреждение Рязанской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Минсоцзащиты области; государственные автономные учреждения Рязанской области, функции и полномочия учредителей которых осуществляют Минспорт области, Минкультуры области (далее - ГАУ) |
Цели и задачи |
Цели Программы: - развитие социальной инфраструктуры в регионе; - газификация населенных пунктов и перевод на газовое топливо объектов областной и муниципальной собственности; - стимулирование развития малоэтажного жилищного строительства экономического класса на территории Рязанской области с учетом комплексного развития территорий; - обеспечение доступности ипотечного жилищного кредитования для отдельных категорий граждан; - создание условий для эффективной реализации Программы; - ликвидация аварийного жилищного фонда в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Задачи Программы: - обеспечение населения объектами социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки, иными социальными объектами), иными объектами государственной собственности, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - строительство газораспределительных сетей, котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности; - содействие отдельным категориям граждан в газификации жилых помещений; - создание условий для обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой поселков малоэтажного жилищного строительства экономического класса; - оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан при строительстве малоэтажного жилья экономического класса; - оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья; - обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации Программы; - изъятие у собственников путем выкупа жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации |
Целевые индикаторы |
Количество коек в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; количество фельдшерско-акушерских пунктов, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; количество физкультурно-спортивных комплексов и других объектов спорта, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта; количество спортивных областных центров, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; эффективность использования существующих объектов спорта; количество мест в общеобразовательных организациях, введенных в эксплуатацию в соответствующем году, в том числе в дошкольных образовательных организациях; количество мест в объектах культуры, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; количество объектов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; количество иных объектов государственной собственности, введенных в эксплуатацию в соответствующем году; уровень газификации Рязанской области; количество газифицированных домовладений (квартир) в соответствующем году; количество газифицированных котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности в соответствующем году; строительство газораспределительных сетей; количество граждан, которым предоставлена единовременная денежная выплата на газификацию жилого помещения; ввод в действие малоэтажного жилья экономического класса; количество земельных участков, предоставленных гражданам, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурой; количество семей, получивших социальные выплаты на уплату части первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на строительство индивидуального жилого дома; количество семей, получивших социальные выплаты на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилого дома; количество семей, получивших социальные выплаты на погашение части основной суммы долга по ипотечному кредиту (займу) по окончании пятого года после получения кредита (займа); количество семей работников бюджетной сферы и молодых семей, улучшивших жилищные условия; площадь построенного или приобретенного жилья; объем средств, привлеченных из внебюджетных источников; ежегодный уровень выполнения значений целевых индикаторов; площадь жилых помещений, выкупленных у собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации |
Сроки и этапы реализации |
2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1 "Социальное развитие населенных пунктов" (приложение N 1 к Программе); подпрограмма 2 "Развитие газификации" (приложение N 2 к Программе); подпрограмма 3 "Развитие малоэтажного жилищного строительства" (приложение N 3 к Программе); подпрограмма 4 "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья" (приложение N 4 к Программе); подпрограмма 5 "Обеспечение реализации Программы" (приложение N 5 к Программе); подпрограмма 6 "Создание условий в сфере жилищных отношений, позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан" (приложение N 6 к Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 12 582 122,26343 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 6 916 484,42405 тыс. рублей (в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда Рязанской области (далее - дорожный фонд) - 3600 тыс. рублей), из них: 2015 год - 984 283,847 тыс. рублей; 2016 год - 623 844,49649 тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3600 тыс. рублей; 2017 год - 897 426,50014 тыс. рублей; 2018 год - 1 523 688,46014 тыс. рублей; 2019 год - 1 446 524,66014 тыс. рублей; 2020 год - 1 440 716,46014 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 5 652 060,59 тыс. рублей, из них: 2015 год - 719 689,5 тыс. рублей; 2016 год - 983 950,09 тыс. рублей; 2017 год - 1 298 421 тыс. рублей; 2018 год - 1 620 000 тыс. рублей; 2019 год - 1 020 000 тыс. рублей; 2020 год - 10 000 тыс. рублей. за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) - 13 577,24938 тыс. рублей, из них в 2015 году - 13 577,24938 тыс. рублей. В том числе: по подпрограмме 1 "Социальное развитие населенных пунктов" - 11 029 365,9028 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 5 413 728,06342 тыс. рублей, из них: 2015 год - 911 206,64862 тыс. рублей; 2016 год - 561 009,9748 тыс. рублей; 2017 год - 776 447,84 тыс. рублей; 2018 год - 1 105 594,8 тыс. рублей; 2019 год - 1 009 331 тыс. рублей; 2020 год - 1 050 137,8 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 5 602 060,59 тыс. рублей, из них: 2015 год - 719 689,5 тыс. рублей; 2016 год - 983 950,09 тыс. рублей; 2017 год - 1 298 421 тыс. рублей; 2018 год - 1 600 000 тыс. рублей; 2019 год - 1 000 000 тыс. рублей; за счет средств ПФР - 13 577,24938 тыс. рублей, из них в 2015 году - 13 577,24938 тыс. рублей; по подпрограмме 2 "Развитие газификации" - 966 300,03493 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них: 2015 год - 28 505,03493 тыс. рублей; 2016 год - 20 705 тыс. рублей; 2017 год - 70 705 тыс. рублей; 2018 год - 273 000 тыс. рублей; 2019 год - 287 000 тыс. рублей; 2020 год - 286 385 тыс. рублей; по подпрограмме 3 "Развитие малоэтажного жилищного строительства" - 314 892,01814 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 264 892,01814 тыс. рублей (в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3600 тыс. рублей), из них: 2015 год - 1 750 тыс. рублей; 2016 год - 5 242,01814 тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3 600 тыс. рублей; 2017 год - 3 000 тыс. рублей; 2018 год - 96 900 тыс. рублей; 2019 год - 102 000 тыс. рублей; 2020 год - 56 000 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 50 000 тыс. рублей, из них: 2015 год - 0 рублей; 2016 год - 0 рублей; 2017 год - 0 рублей; 2018 год - 20 000 тыс. рублей; 2019 год - 20 000 тыс. рублей; 2020 год - 10 000 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья" - 35 880 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них: 2015 год - 0 рублей; 2016 год - 0 рублей; 2017 год - 8 280 тыс. рублей; 2018 год - 9 200 тыс. рублей; 2019 год - 9 200 тыс. рублей; 2020 год - 9 200 тыс. рублей; по подпрограмме 5 "Обеспечение реализации Программы" - 229 722,10756 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них: 2015 год - 36 859,96345 тыс. рублей; 2016 год - 36 887,50355 тыс. рублей; 2017 год - 38 993,66014 тыс. рублей; 2018 год - 38 993,66014 тыс. рублей; 2019 год - 38 993,66014 тыс. рублей; 2020 год - 38 993,66014 тыс. рублей; по подпрограмме 6 "Создание условий в сфере жилищных отношений, позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан" - 5 962,2 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них: 2015 год - 5 962,2 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит обеспечить в течение 2015 - 2020 годов достижение следующих результатов: повышение качества и доступности оказания населению Рязанской области медицинской помощи (введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения на 708 коек, фельдшерско-акушерских пунктов - 6 единицы); развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Рязанской области (введение в эксплуатацию объектов для развития массового спорта - 14 единиц; спортивно-тренировочных центров для развития спорта высших достижений - 1 единица); улучшение обеспечения общеобразовательными организациями (введение в эксплуатацию общеобразовательных организаций на 3378 мест, в том числе дошкольных образовательных организаций на 922 места); улучшение обеспечения населения культурно-просветительными учреждениями (введение в эксплуатацию объектов культуры на 1160 мест); введение в эксплуатацию иных объектов государственной собственности - 3 единицы; введение в эксплуатацию объектов социальной поддержки и социального обслуживания граждан - 1 единица; доведение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, до 1614 человек; повышение эффективности использования существующих объектов спорта с 60% в 2015 году до 80% в 2020 году; доведение уровня газификации Рязанской области до 85%; обеспечение строительства газораспределительных сетей различного назначения протяженностью 1014 км; обеспечение строительства 54 котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности; обеспечение природным газом не менее 13000 квартир и домовладений; предоставление единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан (в количестве 4220 человек) на газификацию жилых помещений; обеспечение ввода 34 тыс. кв. метров общей площади малоэтажного жилья экономического класса; обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой 453 земельных участков, предоставленных гражданам; предоставление государственной поддержки для улучшения жилищных условий 50 семей; улучшение жилищных условий 78 семей работников бюджетной сферы и молодых семей; строительство или приобретение 4,21 тыс. кв. метров жилья; привлечение в жилищную сферу средств из внебюджетных источников более 185,3 млн. рублей, в том числе 132,5 млн. рублей кредитных ресурсов; достижение ежегодного выполнения значений целевых индикаторов Программы не менее 99%; ликвидация 213,8 кв. метров аварийного жилищного фонда в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Социально-экономическая эффективность реализации программных мероприятий заключается в: активизации инвестиционно-строительной деятельности в регионе; формировании эффективных механизмов развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры; увеличении частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство; повышении доступности ипотечных жилищных кредитов для населения |
Постановлением Правительства Рязанской области от 20 сентября 2016 г. N 215 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
В последние годы в области проводилась целенаправленная работа по социальному и экономическому развитию населенных пунктов.
Социальное развитие населенных пунктов
Повышение качества жизни населения является одной из основных задач социально-экономического развития региона. Создание благоприятных условий жизнедеятельности требует дальнейшего развития социальной инфраструктуры в населенных пунктах области.
В 2010 - 2014 годах на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы "Социальное развитие населенных пунктов в 2010 - 2014 годах", государственной программы Рязанской области "Социальное развитие населенных пунктов в 2014 - 2016 годах" были выделены средства из областного бюджета в размере 6,9 млрд. рублей.
За эти годы за счет средств областного бюджета с привлечением средств из федерального и местных бюджетов введены в эксплуатацию:
- в сфере здравоохранения - областной перинатальный центр на 130 коек и 100 посещений в смену в г. Рязани, комплекс психбольницы на 400 коек в п. Выша Шацкого района, больничные учреждения (206 коек), родильные дома (60 коек, 150 посещений в смену), поликлиника (250 посещений в смену), фельдшерско-акушерские пункты (4 единицы), другие объекты;
- в сфере физической культуры и спорта - физкультурно-спортивные комплексы и другие объекты спорта (21 единица);
- в сфере образования - общеобразовательные учреждения (5007 мест, в том числе дошкольные учреждения - 2793 места), столовая к школе (200 посадочных мест), другие объекты;
- в сфере культуры - пристройка к областной библиотеке им. Горького (749,7 тыс. ед. хранения), музыкальный театр (244 места), клуб (80 мест), культурно-спортивный центр (130 мест), памятник Герою Советского Союза генералу армии В.Ф. Маргелову, реконструирован мемориальный комплекс "Монумент Победы" в г. Рязани, другие объекты.
Кроме того, завершены строительством и введены в эксплуатацию и другие социально значимые для региона объекты (областная Доска Почета в г. Рязани, пешеходный мост через пруд в музее-усадьбе С.Н. Худекова в Ерлинском парке-дендрарии Кораблинского района, пожарное депо в Рязанском районе и другие).
Концентрация бюджетных средств на объектах с высокой строительной готовностью позволила сократить количество незавершенных строительством объектов.
Вместе с тем, необходимы строительство новых социальных объектов и реконструкция существующих зданий.
Нерешенными остаются проблемы в сфере здравоохранения. Существующее здание больницы скорой медицинской помощи в г. Рязани размещено в приспособленном здании, которое не соответствует современным стандартам. Строительство комплекса зданий городской клинической больницы скорой медицинской помощи на 540 коек в г. Рязани позволит повысить качество и доступность оказания экстренной медицинской помощи населению.
Для повышения качества и доступности оказания населению первичной медицинской помощи необходимо строительство фельдшерско-акушерских пунктов.
Сохраняется потребность в строительстве объектов образования. Более 7% площадей в настоящее время приходятся на здания, построенные до 1917 года, плохо приспособленные для проведения учебно-воспитательного процесса, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и современным требованиям. Ряд зданий общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии. Данные факторы негативно влияют на учебно-воспитательный процесс, качество образования, создают угрозу жизни и здоровью детей и подростков.
Материально-техническая база учреждений культуры также требует поддержки. В некоторых районах Рязанской области под сельские клубы приспособлены здания бывших церквей, магазинов, котельных, которые не отвечают современным нормам. Для нормального функционирования учреждений культуры необходима реконструкция зданий или новое строительство.
В целях привлечения населения области к регулярным занятиям физической культурой и спортом, возможности проведения учебно-тренировочного процесса на высоком профессиональном уровне, а также проведения спортивных мероприятий необходимо расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, площадок по месту жительства, других спортивных сооружений.
Для развития в регионе инфраструктуры физической культуры и спорта необходимо строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения и (или) включенным в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов. Для подготовки спортсменов и спортивных команд к соревнованиям самого высокого уровня необходимо строительство центра единоборств в г. Рязани.
Необходима поддержка в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области. В сложной ситуации находятся структурные подразделения главного управления записи актов гражданского состояния Рязанской области, расположенные в г. Рязани, г. Ряжске, г. Спасск-Рязанский. Здания данных подразделений находятся в аварийном состоянии.
Нерешенными остаются проблемы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан. В связи с этим необходимо строительство бани-прачечной для психоневрологического интерната.
Для решения вышеперечисленных проблем требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Рязанской области, участников строительного процесса, достаточное и стабильное финансирование, что обусловливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода.
Развитие газификации
Газификация Рязанской области проводится в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Рязанской области, разработанной в 2006 году ОАО "Промгаз" в рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией Рязанской области и открытым акционерным обществом "Газпром" от 7 июня 2005 года.
Генеральная схема газоснабжения и газификации Рязанской области выполнена с учетом:
удаленности объектов газоснабжения от источников сетевого газа;
численности населения, проживающего в населенных пунктах;
наличия инфраструктуры, подлежащей газификации.
По состоянию на 01.01.2014 на территории Рязанской области эксплуатируется 15903 км газораспределительных сетей различного значения. По территории Рязанской области проложены 5 магистральных газопроводов федерального значения с газопроводами-отводами общей протяженностью 617 км. В области располагаются 56 автоматических газораспределительных станций (ГРС), 728 газораспределительных пунктов (ГРП) и 7983 шкафных газораспределительных пунктов (ШГРП).
Газификация Рязанской области осуществлялась в рамках региональной программы "Развитие газификации Рязанской области" (1997 - 2001 годы), региональной целевой программы "Развитие газификации Рязанской области в 2002 - 2004 годах", областной целевой программы "Развитие газификации Рязанской области в 2005 - 2008 годах", долгосрочной целевой программы "Развитие газификации Рязанской области в 2009 году", долгосрочной целевой программы "Развитие газификации Рязанской области в 2010 - 2014 годах", государственной программы Рязанской области "Развитие газификации в 2014 - 2020 годах".
Принимаемые в последние годы меры по газификации населенных пунктов за период 1997 - 2014 годов позволили обеспечить строительство 9870 км газораспределительных сетей, перевод на газовое топливо более 1514 централизованных и местных источников теплоснабжения, осуществить газификацию 135,6 тыс. квартир и домовладений, повысить уровень газификации до 81,2%, в том числе в сельской местности до 74,2%.
В соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Рязанской области уровень газификации планируется довести до 85%.
Согласно Генеральной схеме газоснабжения и газификации на 01.01.2014 не газифицировано 438 населенных пунктов, 13000 квартир и домовладений, не переведено на газовое топливо более 54 котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности. Для газификации указанных объектов необходимо строительство 1014 км газораспределительных сетей.
Ввиду недостаточности газификации сельских населенных пунктов и объектов социальной сферы Рязанской области и в связи с социальной необходимостью требуется продолжить газификацию области.
При этом в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, Программой предусмотрено мероприятие по оказанию единовременной денежной выплаты на частичную оплату фактически произведенных расходов по газификации жилых помещений. Это мероприятие способствует решению вопросов адресности оказания помощи жителям Рязанской области и предусматривает координацию действий заинтересованных структур для решения указанных проблем.
Развитие малоэтажного жилищного строительства
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ Президента), государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323.
Приоритеты государственной политики соответствуют следующим направлениям реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России":
стимулирование развития жилищного строительства;
поддержка платежеспособного спроса на жилье молодых семей, молодых ученых и семей, имеющих 3 и более детей, а также ипотечного жилищного кредитования.
В соответствии с Указом Президента к 2018 году планируется снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить жилищные условия.
Особое внимание в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" уделяется увеличению объемов строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного жилищного строительства.
В настоящее время доля ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья в Рязанской области составляет 30 - 43% от общего объема строительства, в 2010 году - 30% (139,9 тыс. кв. м), в 2011 году - 36% (175,024 тыс. кв. м), в 2012 году - 34% (176,7 тыс. кв. м), в 2013 году - 43% (238 тыс. кв. м).
В соответствии с целевыми индикаторами Комплексной программы стимулирования развития жилищного строительства в Рязанской области, утвержденной распоряжением Правительства Рязанской области от 28.12.2010 N 562-р, объем ввода малоэтажного жилья в регионе к 2020 году планируется довести до 50% от общего объема строительства.
При этом большое значение отводится комплексному освоению территорий. В Рязанской области сформировано 123 перспективных земельных участка площадью 4 тыс. га с проектной площадью жилья - 4,6 млн. кв. м, в том числе 104 земельных участка под малоэтажную застройку общей площадью 3,3 тыс. га, с вводом жилья 2,3 млн. кв. м.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья в Указе Президента также поставлены задачи по формированию специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан и комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
По состоянию на 01.01.2014 в Рязанской области насчитывалось 7248 многодетных семей. В рамках реализации Закона Рязанской области от 30.11.2011 N 109-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Рязанской области" более 3965 семей поставлены на учет с целью бесплатного предоставления земельных участков для строительства жилья, 1570 участков уже предоставлено.
Во исполнение Указа Президента распоряжением Правительства Рязанской области от 29.03.2013 N 147-р утвержден план мероприятий ( "дорожная карта") "Инфраструктурное обустройство земельных участков, предоставленных и подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей". Утверждены дорожные карты по инфраструктурному обустройству земельных участков, предоставленных и подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, в 29 муниципальных образованиях Рязанской области.
По данным муниципальных образований в области сформированы 43 площадки для комплексного предоставления земельных участков 3080 многодетным семьям. Проектная документация на строительство инженерных сетей и дорог отсутствует. Ориентировочная стоимость строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры составляет 2,2 млрд. рублей.
Решение жилищной проблемы путем развития малоэтажного строительства на территории Рязанской области при создании специальных условий для отдельных категорий граждан осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства с учетом комплексного развития территорий, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и молодежи в 2012 - 2020 годах", государственной программы Рязанской области "Развитие малоэтажного жилищного строительства на 2014 - 2020 годы".
Вышеуказанными программами предусматривалось предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры для малоэтажных поселков экономкласса. Строительство поселков малоэтажного жилья осуществлялось в "точках роста", где имеются производства, создающие рабочие места, и на земельных участках, предоставленных под комплексную застройку для многодетных семей.
Строительство домов проводилось по технологии "растущего дома", предусматривающей выделение в процессе строительства малоэтажного жилого дома нескольких очередей, предполагающих возможность его эксплуатации уже по завершении строительства первой очереди.
Финансирование строительства малоэтажного жилья осуществлялось с помощью программы "Малоэтажное жилье", реализуемой по стандартам АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", региональным оператором которого является АО "Рязанская ипотечная корпорация", а также с привлечением кредитных ресурсов банков, средств предприятий-работодателей.
По вышеназванным программам предоставлялись социальные выплаты из областного бюджета отдельным категориям граждан на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного кредита, возмещение части затрат на уплату части процентной ставки по кредитам, погашение части основной суммы долга по ипотечному кредиту. Многодетным семьям социальные выплаты предоставлялись в первую очередь.
Реализация программных мероприятий позволила в 2012 - 2013 годах создать инфраструктуру в 7 микрорайонах комплексной застройки в Милославском, Касимовском, Кораблинском, Ряжском, Спасском, Старожиловском, Чучковском районах и предоставить социальные выплаты 37 семьям.
Дальнейшее применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный подход к формированию сегмента строительства малоэтажного жилья экономического класса, решению проблем улучшения жилищных условий определенных категорий граждан, в том числе многодетных семей, а также будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Развитие долгосрочного ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья
Долгосрочное ипотечное кредитование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики.
В соответствии с Указом Президента к 2018 году планируется увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов в Российской Федерации до 815 тысяч в год и создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323, определены основные направления жилищной политики в перспективе до 2020 года. Одними из основных приоритетов государственной политики в жилищной сфере являются:
дальнейшее совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования;
поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
Наиболее эффективной мерой государственной поддержки граждан, желающих получить социальные выплаты для оплаты первоначального взноса при привлечении ипотечного кредита (займа), но не располагающих достаточными доходами, является предоставление социальных выплат на первоначальный взнос и привлечение ипотечных кредитов (займов) в соответствии со Стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), введенными в действие приказом генерального директора АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" от 18.04.2008 N 41-од (далее - ипотечные стандарты).
Привлечение ипотечного кредита (займа) по ипотечным стандартам позволяет обеспечить наилучшие условия кредитования с более низкой процентной ставкой в рамках социально направленных программных продуктов "Материнский капитал", "Военная ипотека", "Малоэтажное жилье" и других.
Тем не менее, использование механизмов ипотечного кредитования остается недоступным для отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы).
Данная проблема решалась в рамках областной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2005 - 2010 годы", долгосрочной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2011 - 2015 годы", государственной программы Рязанской области "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2014 - 2020 годы", которые реализовывались на территории Рязанской области.
В рамках данных программ осуществлялось предоставление социальных выплат из областного бюджета работникам бюджетной сферы и молодым семьям на приобретение жилья на вторичном рынке и участие в долевом строительстве по кредитам (займам), оформленным с участием регионального оператора АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" - АО "Рязанская ипотечная корпорация".
За период действия программ социальные выплаты получили более 787 молодых семей и работников бюджетной сферы на сумму 224 млн. рублей. Однако указанный уровень поддержки не позволил обеспечить потребность данной категории граждан. Ежегодно количество желающих принять участие в программе составляло до 400 семей работников бюджетной сферы и молодых семей, что свидетельствует об актуальности использования предусмотренных мер государственной поддержки. В среднем доля граждан, принявших участие в программах, от общего числа граждан, планирующих принять участие, составила 25%, в 2013 году - 33%.
Решение жилищной проблемы работников бюджетной сферы и молодых семей требует участия и взаимодействия органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления Рязанской области, участников ипотечного рынка, а также других предприятий и организаций, что обуславливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода.
Создание условий в сфере жилищных отношений, позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан
В настоящее время признаны аварийными жилые помещения, входящие в монастырские, храмовые, культурные комплексы региона, которые являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений.
Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для создания условий в сфере жилищных отношений, позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации необходимо применение программно-целевого метода.
Постановлением Правительства Рязанской области от 28 октября 2015 г. N 269 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы:
- развитие социальной инфраструктуры в регионе;
- газификация населенных пунктов и перевод на газовое топливо объектов областной и муниципальной собственности;
- стимулирование развития малоэтажного жилищного строительства экономического класса на территории Рязанской области с учетом комплексного развития территорий;
- обеспечение доступности ипотечного жилищного кредитования для отдельных категорий граждан;
- создание условий для эффективной реализации Программы;
- ликвидация аварийного жилищного фонда в целях обеспечения жизни и здоровья граждан и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Задачи Программы:
- обеспечение населения объектами социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки, иными социальными объектами), иными объектами государственной собственности, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- строительство газораспределительных сетей, котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности;
- содействие отдельным категориям граждан в газификации жилых помещений;
- создание условий для обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой поселков малоэтажного жилищного строительства экономического класса;
- оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан при строительстве малоэтажного жилья экономического класса;
- оказание государственной поддержки при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья.
- обеспечение эффективности исполнения государственных функций в сфере реализации Программы;
- изъятие у собственников путем выкупа жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 ноября 2016 г. N 254 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 12 582 122,26343 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 6 916 484,42405 тыс. рублей (в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3600 тыс. рублей), из них:
2015 год - 984 283,847 тыс. рублей;
2016 год - 623 844,49649, тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3600 тыс. рублей;
2017 год - 897 426,50014 тыс. рублей;
2018 год - 1 523 688,46014 тыс. рублей;
2019 год - 1 446 524,66014 тыс. рублей;
2020 год - 1 440 716,46014 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 5 652 060,59 тыс. рублей, из них:
2015 год - 719 689,5 тыс. рублей;
2016 год - 983 950,09 тыс. рублей;
2017 год - 1 298 421 тыс. рублей;
2018 год - 1 620 000 тыс. рублей;
2019 год - 1 020 000 тыс. рублей;
2020 год - 10 000 тыс. рублей.
за счет средств ПФР - 13 577,24938 тыс. рублей, из них в 2015 году - 13 577,24938 тыс. рублей.
В том числе:
по подпрограмме 1 "Социальное развитие населенных пунктов" - 11 029 365,9028 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 5 413 728,06342 тыс. рублей, из них:
2015 год - 911 206,64862 тыс. рублей;
2016 год - 561 009,9748 тыс. рублей;
2017 год - 776 447,84 тыс. рублей;
2018 год - 1 105 594,8 тыс. рублей;
2019 год - 1 009 331 тыс. рублей;
2020 год - 1 050 137,8 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 5 602 060,59 тыс. рублей, из них:
2015 год - 719 689,5 тыс. рублей;
2016 год - 983 950,09 тыс. рублей;
2017 год - 1 298 421 тыс. рублей;
2018 год - 1 600 000 тыс. рублей;
2019 год - 1 000 000 тыс. рублей;
за счет средств ПФР - 13 577,24938 тыс. рублей, из них в 2015 году - 13 577,24938 тыс. рублей.
по подпрограмме 2 "Развитие газификации" - 966 300,03493 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них:
2015 год - 28 505,03493 тыс. рублей;
2016 год - 20 705 тыс. рублей;
2017 год - 70 705 тыс. рублей;
2018 год - 273 000 тыс. рублей;
2019 год - 287 000 тыс. рублей;
2020 год - 286 385 тыс. рублей;
по подпрограмме 3 "Развитие малоэтажного жилищного строительства" - 314 892,01814 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 264 892,01814 тыс. рублей (в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3600 тыс. рублей), из них:
2015 год - 1 750 тыс. рублей;
2016 год - 5 242,01814 тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования дорожного фонда - 3 600 тыс. рублей;
2017 год - 3 000 тыс. рублей;
2018 год - 96 900 тыс. рублей;
2019 год - 102 000 тыс. рублей;
2020 год - 56 000 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 50 000 тыс. рублей, из них:
2015 год - 0 рублей;
2016 год - 0 рублей;
2017 год - 0 рублей;
2018 год - 20 000 тыс. рублей;
2019 год - 20 000 тыс. рублей;
2020 год - 10 000 тыс. рублей;
по подпрограмме 4 "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья" - 35 880 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них:
2015 год - 0 рублей;
2016 год - 0 рублей;
2017 год - 8 280 тыс. рублей;
2018 год - 9 200 тыс. рублей;
2019 год - 9 200 тыс. рублей;
2020 год - 9 200 тыс. рублей;
по подпрограмме 5 "Обеспечение реализации Программы" - 229 722,10756 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета), из них:
2015 год - 36 859,96345 тыс. рублей;
2016 год - 36 887,50355 тыс. рублей;
2017 год - 38 993,66014 тыс. рублей;
2018 год - 38 993,66014 тыс. рублей;
2019 год - 38 993,66014 тыс. рублей;
2020 год - 38 993,66014 тыс. рублей;
по подпрограмме 6 "Создание условий в сфере жилищных отношений, позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан" - 5 962,2 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета) из них:
2015 год - 5 962,2 тыс. рублей.
Распределение средств областного и федерального бюджетов по главным распорядителям
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы представляют заказчику Программы ежеквартально в срок до 5 апреля, 5 июля, 1 октября, 5 февраля информацию об исполнении Программы за отчетный период по форме согласно приложению к постановлению Правительства Рязанской области от 01.09.2006 N 220 "О предоставлении квартальной и годовой информации об исполнении государственных программ Рязанской области и ведомственных целевых программ".
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об исполнении и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189.
Постановлением Правительства Рязанской области от 20 сентября 2016 г. N 215 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит обеспечить в течение 2015 - 2020 годов достижение следующих результатов:
повышение качества и доступности оказания населению Рязанской области медицинской помощи (введение в эксплуатацию медицинских организаций государственной системы здравоохранения на 708 коек, фельдшерско-акушерских пунктов - 6 единицы);
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Рязанской области (введение в эксплуатацию объектов для развития массового спорта - 14 единиц, спортивно-тренировочных центров для развития спорта высших достижений - 1 единица);
улучшение обеспечения общеобразовательными организациями (введение в эксплуатацию общеобразовательных организаций на 3378 мест, в том числе дошкольных образовательных организаций на 922 места);
улучшение обеспечения населения культурно-просветительными учреждениями (введение в эксплуатацию объектов культуры на 1160 мест);
введение в эксплуатацию иных объектов государственной собственности - 3 единицы;
введение в эксплуатацию объектов социальной поддержки и социального обслуживания граждан - 1 единица;
доведение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, до 1614 человек;
повышение эффективности использования существующих объектов спорта с 60% в 2015 году до 80% в 2020 году;
доведение уровня газификации Рязанской области до 85%;
обеспечение строительства газораспределительных сетей различного назначения протяженностью 1014 км;
обеспечение строительства 54 котельных и автономных источников теплоснабжения объектов областной и муниципальной собственности;
обеспечение природным газом не менее 13000 квартир и домовладений;
предоставление единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан (в количестве 4220 человек) на газификацию жилых помещений;
обеспечение ввода малоэтажного жилья экономического класса 34 тыс. кв. метров общей площади;
обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой 453 земельных участков, предоставленных гражданам;
предоставление государственной поддержки для улучшения жилищных условий 50 семей;
улучшение жилищных условий 78 семей работников бюджетной сферы и молодых семей;
строительство или приобретение 4,21 тыс. кв. метров жилья;
привлечение в жилищную сферу средств из внебюджетных источников более 185,3 млн. рублей, в том числе 132,5 млн. рублей кредитных ресурсов;
достижение ежегодного выполнения значений целевых индикаторов Программы не менее 99%;
ликвидация 213,8 кв. метров аварийного жилищного фонда в целях обеспечения жизни и здоровья граждан и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Социально-экономическая эффективность реализации программных мероприятий заключается в:
активизации инвестиционно-строительной деятельности в регионе;
формировании эффективных механизмов развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
увеличении частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство;
повышении доступности ипотечных жилищных кредитов для населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.