Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 октября 1997 г. N 259
"Об уточнении позиции Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа в отношении Устава Тюменской области"
Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 февраля 1998 г. N 338 настоящее постановление снято с контроля
Учитывая требования постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 12-П по делу "О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" о необходимости установления соответствия уставов области и автономного округа Конституции Российской Федерации, а также установленной им обязанности сторон принять все необходимые меры для достижения согласия, в целях обеспечения конституционного порядка, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановила:
1. Уточнить свою позицию в отношении положений Устава Тюменской области, а именно:
Положения части 3 статьи 1 и части 4 статьи 6 Устава Тюменской области, устанавливающие разграничение предметов ведения и полномочий органов, а также перечень вопросов, находящихся в совместном ведении области и автономного округа, не соответствуют постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку автономный округ входит в состав области, но при этом остается равноправным субъектом Российской Федерации.
Разграничение же предметов ведения между равноправными субъектами Российской Федерации и установление вопросов совместного ведения области и автономного округа Конституцией Российской Федерации не предусмотрено. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации устанавливает лишь возможность существования "общих интересов" области и автономного округа, а не разграничение предметов ведения, либо установления совместного ведения области и автономного округа.
Пункт "б" части 1 статьи 5 Устава области устанавливает исключительное ведение области на изменение статуса и территории области.
Однако, изменение статуса области может повлечь изменение статуса автономного округа. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации вопросы изменения статуса автономного округа относятся к ведению автономного округа и не требуют предварительного согласия или разрешения области.
Часть 3 статьи 7 и часть 2 статьи 14, устанавливающие осуществление органами государственной власти области на территории автономных округов полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области по согласованию с автономным округом, противоречат части 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации. Не соответствует это и положениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливающим осуществление органами государственной власти области на территории автономных округов совместных полномочий области и автономного округа.
Нормы частей 2 и 3 статьи 18, предусматривающие одобрение (ратификацию) соответствующими органами государственной власти автономных округов правовых актов, принятых органами государственной власти области и принятие совместных правовых актов органами государственной власти области и автономного округа, распространяющих свое действие на всю территорию области, противоречат Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что субъекты Российской Федерации по вопросам исключительным ведения осуществляют собственное правовое регулирование (часть 4 ст.76).
Статья 19, устанавливающая порядок проведения областного референдума, ущемляет полномочия автономного округа, так как референдум области может проводиться с участием населения автономного округа только по вопросам, относящимся к общим интересам населения области и автономного округа. При этом гражданам, проживающим на территории автономного округа, должно быть гарантировано свободное и полноценное участие на всех этапах референдума области. При этом органы государственной власти автономного округа вправе регулировать порядок участия населения автономного округа в референдуме области собственными нормативными правовыми актами.
Статью 20 Устава области необходимо привести в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, положения которого предусматривают, что автономный округ, как равноправный субъект Российской Федерации, вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации. Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии с частью 5 статьи 55 Конституции Российской Федерации не требует согласия или предварительного разрешения области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Ссылку на статью Конституции следует читать "в соответствии с частью 5 статьи 66"
Норма части 2 статьи 22 Устава области противоречат пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой правовое регулирование вопросов недропользования находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а не области и автономного округа (категория совместного ведения двух и более субъектов вообще не конституционна). Субъекты Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации в своих отношениях с Российской Федерацией равноправны,поэтому регулирование вопросов природопользования в отношении природных ресурсов, находящихся на территории автономного округа, осуществляется только законодательством Российской Федерации и автономного округа.
В части 3 статьи 22 вопрос о совместном использовании месторождений полезных ископаемых решен в одностороннем порядке. Данное положение противоречит части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой земля и природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Кроме того, Закон Российской Федерации "О недрах" является в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации нормативным правовым актом, которому не могут противоречить нормативные акты субъектов по вопросам недропользования, так как он установил государственную форму собственности на недра и определил, что полномочия по владению, пользованию и распоряжению недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Учитывая, что субъекты Российской Федерации в своих отношениях с Российской Федерацией равноправны, то нельзя считать и норму части 3 статьи 22 Устава Тюменской области правомерной.
Статью 27 Устава области необходимо дополнить положением, закрепляющим право органов государственной власти автономного округа осуществлять правовое регулирование по вопросам, устанавливающим порядок избрания депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области на территории автономного округа.
Пункт "е" статьи 38 Устава области закрепляет право законодательной инициативы Губернатора Тюменской области в законодательном (представительном) органе автономного округа. Однако данное положение противоречит части 2 статьи 11, в соответствии с которой государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. Факт вхождения автономного округа территориально и населением в состав Тюменской области, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, не умаляет полномочий автономного округа по принятию им самостоятельных нормативных правовых актов его органами государственной власти.
В статье 41 Устава области следует отдельно определить, что областная администрация не вправе вмешиваться в государственные полномочия автономного округа, так как постановлением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что автономный округ сохраняет все атрибуты равноправного субъекта Российской Федерации, формирует самостоятельно органы государственной власти, в том числе и исполнительные.
Это закреплено и в части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации.
Из статьи 45 Устава Тюменской области следует исключить право Судебной палаты рассматривать вопросы соответствия Уставу области законов и нормативных правовых актов автономного округа. Во-первых, автономный округ как равноправный субъект Российской Федерации имеет свою систему законодательства (часть 2 статьи 5 Конституции РФ), а во-вторых, несоответствие нормативных актов автономного округа нормативным актам области по вопросам "общих интересов" является вопросом соотнесения компетенции областных и окружных органов государственной власти, что в соответствии со статьей 125 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит разрешению Конституционным Судом Российской Федерации.
Абзац 6 части 1 статьи 50 Устава области не соответствует Конституции Российской Федерации и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации область является государственно-территориальным образованием, включающим наряду с административно-территориальными единицами и другое государственно-территориальное образование - автономный округ. Кроме того, административно-территориальное устройство является в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации исключительным предметом ведения субъекта Российской Федерации, по которому автономный округ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.
Из статьи 55 Устава области необходимо исключить норму регулирующую отношения автономного округа с муниципальными образованиями на его территории. Поскольку гарантии невмешательства органов государственной власти в полномочия по решению вопросов местного значения регулируются отдельной главой Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления". Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и автономного округа и могут быть переданы области лишь на основании договора, либо федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать "Об общих принципах организации местного самоуправления"
Статью 57 Устава области следует исключить в связи с прямым противоречием части 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, установившей в пункте "в" соответствующие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
Часть 1 статьи 58 необходимо привести в соответствие с частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации, которая установила право осуществления государственной власти на территории субъектов образуемыми ими органами государственной власти.
Статья 60 Устава области противоречит части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой полномочия прокуратуры в Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким образом, Устав области перераспределяет исключительные полномочия Российской Федерации.
Статья 63 Устава области противоречит принципу равноправия и самостоятельности субъектов Российской Федерации.
2. Предложения, изложенные в пункте 1 настоящего постановления о приведении части 3 статьи 1, статьи 2,3,5, части 4 статьи 6, части 3 статьи 7, Главы 2 (статьи 12-20), части 3 статьи 22, части 2 статьи 27, статьи 28, части 2 статьи 30, части 3 статьи 37, пункта "е" части 1 статьи 38, части 2 статьи 41, статьи 45, статьи 50, частей 1,2,3 статьи 55, статьи 57, статьи 58, статьи 60, статьи 63 Устава Тюменской области в соответствие с Конституцией Российской Федерации и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, направить в Тюменскую областную Думу для рассмотрения.
3. Направить данное постановление в Конституционный Суд Российской Федерации и в Думу Ханты-Мансийского автономного округа для сведения.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Керпельмана Е.Л.
Зам.председателя Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа |
Е.Л.Керпельман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 1997 г. N 259 "Об уточнении позиции Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении Устава Тюменской области"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", октябрь 1997 г., N 8
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 июля 2020 г. N 2340 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля