Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 сентября 1998 г. N 465
"О запросе в Конституционный Суд РФ "О проверке соответствия Конституции
РФ пунктов "о" и "п" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат
по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли", утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992 года N 552"
По-видимому, по тексту настоящего постановления допущены опечатки. Следует читать: "пунктов "о" и "п" статьи 2 и статьи 7 Положения"
На основании пункта "а" части 2 статьи 125 Конституции РФ, подпункта "а" пункта 1 статьи 3 и статьи 84 Федерального Конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ", в соответствии с постановлением Государственной Думы автономного округа от 23 сентября 1998 года N 464 "Об Обращении участников учредительной конференции Союза предпринимателей Ямало-Ненецкого автономного округа к депутатам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 1998 года", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановила:
1. Направить в Конституционный Суд РФ запрос "О проверке соответствия Конституции РФ пунктов "о" и "п" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 (прилагается).
2. Поручить представлять интересы Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в Конституционном Суде РФ председателю Государственной Думы Артюхову Андрею Викторовичу.
Председатель Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа |
А.В.Артюхов |
103132 г.Москва,
ул.Ильинка, 21
Конституционный Суд РФ
Запрос
"О проверке соответствия Конституции РФ пунктов "О" и "П" статьи 1 и
статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552"
23 сентября 1998 г. г.Салехард
Заявитель: Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа, 626608, г.Салехард, ул.Республики,72, на основании постановления Государственной Думы автономного округа от 23 сентября 1998 г N 465 и в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции РФ, подпунктом "а" части 1 статьи 3 и статьи 84 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности отдельных правовых норм, а именно пунктов "О" и "П" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552.
Позиция заявителя и ее правовое обоснование.
Возможность обращения о проверке конституционности названных правовых норм с точки зрения разделения государственной власти на законодательную и исполнительную, а также с точки зрения разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти обусловлено тем, что они действуют в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1211, то есть приняты после вступления в силу Конституции Российской Федерации.
Указанным Положением п."о" статьи 2 в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отнесены "выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде за непроработанное на производстве (явочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата проезда к месту отдыха и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях...".
Кроме того, в соответствии с пунктом "п" данной статьи, в себестоимость продукции (работ, услуг) включены "отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд и Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации".
Далее, в этом же Положении в состав затрат на оплату труда включаются "надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями".
Все указанные выплаты для цели налогообложения включаются в себестоимость продукции ( работ, услуг) только предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Отнесение указанных выплат при реализации государственных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на хозяйствующие субъекты, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, значительно повышает себестоимость выпускаемой ими продукции, цену реализации товаров и услуг.
Это затрудняет предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера, возможность конкурировать с продукцией предприятий, расположенных в иных районах Российской Федерации.
Указанные выше правовые нормы положения в части отнесения указанных затрат на хозяйствующие субъекты, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречат Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (от 19 февраля 1993 года N 4521-1 с изменениями).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер федерального Закона следует читать: "N 4520-1"
В статье 4 Закона установлено, что "источник финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, является республиканский бюджет Российской Федерации", а для отдельных лиц, также пенсионный фонд Российской Федерации, и некоторые другие фонды.
Законом (статьи 7, 10, 14, 22, 33) к государственным гарантиям и компенсациям отнесены выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенная (для женщин) рабочая неделя, оплачиваемый за счет предприятий проезд и некоторые другие льготы.
В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (от 19 февраля 1993 года N 4521-1) Правительству Российской Федерации до 1 сентября 1993 года было предписано "привести решение Правительства Российской Федерации в соответствие с указанным Законом; разработать и принять нормативные акты, вытекающие из указанного Закона". Однако Правительство этого не сделало и не привело Положение в соответствие с Законом.
В настоящее время выплата затрат на государственные гарантии и компенсации осуществляется предприятиями и организациями из их средств и включается в себестоимость продукции согласно инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37, зарегистрированной в Минюсте РФ 25 августа 1995 г. N 938.
Приведенное выше доказывает, что Правительство Российской Федерации нарушает установленное в статье 10 Конституции Российской Федерации разделение государственной власти на законодательную и исполнительную, а также статью 115 Конституции, обязывающую Правительство Российской Федерации обеспечивать исполнение федеральных законов.
Оставляя до сих пор в силе оспариваемые заявителем нормы Положения, Правительство Российской Федерации не учитывает действия Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ).
В статьях 2-4 данного Федерального конституционного закона указано, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Оно руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами разделения власти и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с данным конституционным законом Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за исполнением, в частности, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Оспариваемые статьи "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции..." противоречат также ряду федеральных законов, в частности, Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (22 марта 1991 г. N 948-1 с изменениями, включая Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ). В соответствии с законом "Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан".
Сохранение действия оспариваемых положений указанного Постановления Правительства, возлагающего на хозяйствующие субъекты, находящиеся на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, затраты на гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в этих районах, дискриминирует производящие выплаты хозяйствующих субъектов и нарушает тем самым Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", препятствуя их эффектному функционированию, поскольку, таким образом, искусственно повышается себестоимость производимой ими продукции и увеличивается их налогообразующая база.
В результате нарушаются принципы, установленные в статье 8 главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации, в которой гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Возложение расходов, связанных с компенсациями и гарантиями жителей, проживающих в районах Крайнего Севера, только на хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории их проживания, ограничивает свободу экономической деятельности этих предприятий и делает их продукцию не конкурентноспособной.
Общеизвестно, что отдаленность районов Крайнего Севера от большинства хозяйствующих субъектов, расположенных на территориях с более благоприятными климатическими условиями при отсутствии правильно организованного северного завоза приводит к значительному повышению цен на товары массового спроса в районнах Крайнего Севера, что не восполняется существующими в ряде случаев только формально гарантиями и компенсациями для жителей Крайнего Севера. В этих условиях для жителей северных регионов особое значение приобретает то обстоятельство, что производители товаров на Крайнем Севере имеют лишь ограниченную возможность конкуренции с завозимыми товарами.
В итоге жители Севера не имеют возможности реализовать установленное статьей 19 Конституции равенство прав и свобод человека и гражданина. Их местожительство - Крайний Север - ограничивает их возможности осуществлять, например, право свободно передвигаться и выбирать местожительство, свободно использовать свои способности и имущество, на охрану здоровья и медицинскую помощь и многие другие. Таким образом в отношении жителей Крайнего Севера нарушаются принципы, установленные в статье 6, части 2, Конституции Российской Федерации, а также в статье 7, части 2, Конституции Российской Федерации.
Утвержденное 5 августа 1992 г. Постановлением Правительства РФ "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции", возложившее на предприятия обязанность выплат и затрат, связанных с гарантиями для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, на предприятия, находящихся в этих районах, во время его принятия, по существу, означало лишь определение плательщика из доходов единой общенародной государственной собственности.
В настоящее время возложение выплат, связанных с затратами на государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, на предприятия, в том числе и на предприятия, находящиеся в частной собственности, является фактически принудительным отчуждением их имущества, что в соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации допустимо лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.
Включение в себестоимость продукции находящихся в частной собственности предприятий выплат и компенсаций работников в районах Крайнего Севера означает, что предприятия, находящиеся в этих районах, принуждаются платить налоги, установленные не законом, подзаконным актом. Такая обязанность вытекает из статьи 57 Конституции Российской Федерации и противоречит норме, установленной федеральным законом от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", норме, установившей, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом. Неправомерность возложения указанных выплат на предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера, известна финансовым органам давно.
Это косвенно подтверждается ответом Министерства финансов РФ на обращение Межрегиональной ассоциации северных производителей пива по вопросу налогообложения предприятий в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Первый заместитель министра финансов РФ (25 декабря 1997 г. за N 09-04-01/02) сообщил, что предложение об исключении сумм районных коэффициентов и северных надбавок из налогооблагаемой базы, при исчислении налога на добавленную стоимость, предприятиями, расположенными в вышеуказанных районах, не поддерживается, "поскольку принятые положительные решения по данному предложению создадут прецедент для постановки аналогичных вопросов другими предприятиями, получающими надбавку за работу в особых условиях".
Таким образом Министерство финансов не стало оспаривать противозаконность включения суммы районных коэффициентов и северных надбавок в налогооблагаемую базу при исчислении налога на добавленную стоимость, а просто отказалось поддерживать предложение об исключении указанных сумм из налогооблагаемой базы, сохранив тем самым действие Положения, несмотря на его противоречие закону.
Заявитель просит Конституционный Суд РФ признать несоответствующими Конституции РФ пункты "о" и "п" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финанасовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, исходя из содержания норм с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную и исполнительную и с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.
Представитель заявителя Артюхов Андрей Викторович - председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Список других представителей заявителя согласно части 3 статьи 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также свидетелей, экспертов согласно части 4 статьи 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" будет направлен в Конституционный Суд РФ позже.
Приложение:
1. Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 г. N 552 "О утверждении положения о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
2. Положение "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. N 552.
3. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
4. Закон Российской Федерации от 2203.1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (N 948-1).
5. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 10.08.1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", зарегистрировано Министерством юстиции РФ от 25 августа 1995 г. N 938.
6. Федеральный Закон от 31.12.1995 г. N 227-ФЗ о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
7. Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания платы".
8. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
9. Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный закон "О Правительстве РФ".
10. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 1998 года N 465 "О запросе в Конституционный Суд РФ "О проверке соответствия Конституции РФ пунктов "О" и "П" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552.
11. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября N 464 "Об обращении участников учредительной конференции Союза предпринимателей Ямало-Ненецкого автономного округа к депутатам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 1998 года".
12. Платежное поручение об оплате государственной пошлины от 7 октября 1998 г. N 61.
Председатель Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа |
А.В. Артюхов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 1998 г. N 465 "О запросе в Конституционный Суд РФ "О проверке соответствия Конституции РФ пунктов "о" и "п" статьи 1 и статьи 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", сентябрь 1998 г., N 7/2
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого АО от 22 декабря 2020 г. N 242 настоящий документ признан утратившим силу с 22 декабря 2020 г.