Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе" (Красный Север, 1997, март, спецвыпуск; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 1997, январь, N 1) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
"О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе"
Настоящий Закон наряду с федеральным законодательством о недрах регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами, возникающие в процессе геологического изучения, использования и охраны недр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Закон содержит правовые и экономические основы комплексного, рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту прав и интересов населения автономного округа и пользователей недр.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Правовые основы настоящего Закона
Настоящий Закон основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними иных федеральных нормативных правовых актах, а также на Уставе (Основном законе) автономного округа, законах автономного округа.
Органы местного самоуправления осуществляют регулирование отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством Российской Федерации, автономного округа и настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Геологический отвод - участок недр, предоставляемый в соответствии с лицензией для целей геологического изучения, включая поисковые и поисково-оценочные работы, осуществляемые без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок или бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых).
Геологическое изучение недр - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Горное предприятие - комплекс сооружений, предназначенный для добычи полезных ископаемых, осуществляемой юридическими или физическими лицами, в соответствии с лицензией.
Горные выработки - полости в земной коре, образовавшиеся в результате проведения горных работ в толще полезного ископаемого или в пустых полостях. Горные выработки делятся на открытые, проводимые непосредственно на земной поверхности (расчистки, закопушки, канавы, дудки, неглубокие шурфы, карьеры, разрезы), и закрытые, проходимые под поверхностью земли (шурфы, штольни, штреки, гезенки, орты, квершлаги и др.), а также, в зависимости от назначения горные выработки делятся на разведочные и эксплуатационные.
Горный отвод - участок недр, представляющий собой геометризированный блок недр, предоставляемый в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) - межведомственная комиссия, образованная при федеральном органе управления государственным фондом недр для проведения государственной экспертизы геологической информации, полученной при проведении поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ.
Лицензионное соглашение (договор) - документ, являющийся неотъемлемой частью лицензии и содержащий основные условия пользования недрами между пользователем недр и органами, предоставившими лицензию.
Недропользование (использование недр) - вид деятельности юридических или физических лиц, связанный с воздействием на недра в целях, указанных в лицензиях (разрешениях).
Обустройство месторождений - строительство в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождения комплекса зданий, сооружений, технологических, транспортных, энергетических и инженерных систем, объектов соцкультбыта для обеспечения проведения эксплуатационных работ.
Поисково-оценочные работы - стадия геологического изучения недр, проводящаяся на перспективных площадях после завершения поисковых работ с целью выявления месторождений полезных ископаемых и оценки их возможного промышленного значения. В отдельных случаях, при наличии оснований, допускается совмещение поисковой и поисково-оценочной стадий.
Поисковые работы - стадия геологического изучения недр, проводимая на площадях перспективных для обнаружения месторождений полезных ископаемых. Постановка поисковых работ осуществляется по результатам обобщений и выводов предшествующих геологических исследований.
Полезные ископаемые - природные минеральные и органические образования в недрах, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности.
Прекращение права пользования недрами означает, что с момента принятия решения о прекращении права лицензия аннулируется, а недропользователь теряет все права, освобождается от всех обязанностей, которые он имел в соответствии с лицензией.
Приостановление права пользования недрами означает временное прекращение основного вида деятельности, и, как правило, связанных с ней вспомогательных работ за исключением деятельности по поддержанию горных выработок, строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. Лицензия у недропользователя сохраняется.
Ограничение права пользования недрами означает временный или постоянный запрет владельцу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в рамках лицензии. Лицензия у недропользователя сохраняется.
Разведочные работы - комплекс геологических работ, проводимых с целью определения ряда геолого-промышленных параметров, всесторонне характеризующих месторождение и необходимых для его промышленной оценки, проектирования и строительства горнорудного предприятия. Разведочные работы проводятся по лицензиям, выданным на разведку и добычу полезных ископаемых.
Разработка месторождений полезных ископаемых - комплекс работ, включая добычу, обеспечивающий, в соответствии с утвержденным техническим проектом, наиболее полное и рациональное извлечение из недр полезных ископаемых.
Региональные работы - направление работ по геологическому изучению, заключающееся в общих исследованиях геологического строения отдельных крупных участков недр. Основными методами региональных работ являются геологическая съемка, бурение на закрытых или слабообнаженных территориях, изучение глубинного строения путем применения геофизических методов. Проведение региональных работ осуществляется по федеральным и территориальным программам с выдачей разрешений.
Региональное геологическое изучение недр - региональные геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Статья 3. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон, наряду с федеральным законодательством о недрах регулирует:
- отношения собственности на недра;
- отношения недропользования;
- отношения по управлению государственным фондом недр;
- отношения по охране недр;
- отношения по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
2. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Статья 4. Принципы недропользования
Пользование недрами на территории автономного округа должно осуществляться в интересах населения автономного округа с учетом обеспечения экологической безопасности, сохранения окружающей природной среды и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, народов Российской Федерации.
Пользование недрами на территории автономного округа осуществляется на принципах:
- государственной собственности на недра;
- совместного ведения, пользования и распоряжения государственным фондом недр органов государственной власти автономного округа и Российской Федерации в интересах населения, проживающего на территории автономного округа, и всего народа Российской Федерации;
- законности;
- разрешительном характере предоставления прав пользования недрами;
- единства правовых оснований получения права пользования недрами, оснований прекращения таких прав, а также единства системы органов государственной власти и управления, обеспечивающих лицензирование пользования недрами;
- законодательного закрепления перечня существенных (обязательных) условий недропользования в лицензионном соглашении;
- договорном характере закрепления условий пользования недрами (за исключением устанавливаемых государством);
- состязательности при выборе недропользователя и в определении условий недропользования;
- платности;
- рационального и комплексного пользования недрами, вовлечения в разработку месторождений полезных ископаемых;
- сочетания экономических интересов недропользователя, автономного округа и Российской Федерации;
- возвратности участков недр по истечении сроков пользования недрами и при их не освоении в установленные лицензией сроки;
- восстановления экологического равновесия;
- государственного мониторинга геологической среды, экологического мониторинга и контроля за деятельностью недропользователя.
Статья 5. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
- Российская Федерация, автономный округ и муниципальные образования в лице соответствующих своих органов;
- юридические лица и физические лица, осуществляющие пользование недрами.
Статья 6. Регулирование отношений недропользования с инвестором
Отношения с инвесторами в связи с промышленной эксплуатацией недр на территории автономного округа (в том числе на условиях заключаемых от имени Российской Федерации соглашений о разделе продукции) регулируются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и другими нормативными актами автономного округа, принятыми в пределах полномочий органов государственной власти автономного округа.
Раздел II.
Собственность на недра
Статья 7. Собственность на недра
1. Недра в границах территории автономного округа, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории автономного округа находятся в совместном ведении Российской Федерации и автономного округа.
2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться по условиям лицензии и лицензионного соглашения с недропользователем в федеральной государственной собственности, собственности автономного округа, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 8. Государственный фонд недр на территории автономного округа
1. Используемые участки, представляющие собой геометризированные блоки недр, и неиспользуемые участки недр составляют государственный фонд недр на территории автономного округа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр на территории автономного округа осуществляется совместно Российской Федерацией и автономным округом.
2. Участки недр, право пользования которыми предоставлено в порядке, предусмотренном действующим законодательством, образуют распределенный фонд недр на территории автономного округа.
Участки недр на территории автономного округа, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, по которым право пользования недрами не предоставлялось, либо изъятые у недропользователей на законных основаниях, а также участки недр, в границах городов, заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий образуют нераспределенный фонд недр на территории автономного округа.
Статья 9. Участки недр федерального, окружного (регионального) и местного значения
1. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономного округа.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, могут быть включены в федеральный фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими устанавливаются федеральными законами.
2. Выделение участков недр окружного (регионального) значения, местного значения осуществляется федеральными органами государственной власти совместно с органами государственной власти автономного округа.
Раздел III.
Компетенция органов государственной власти автономного округа
и органов местного самоуправления в сфере регулирования
отношений недропользования
Статья 10. Компетенция органов государственной власти автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования
1. Компетенция органов государственной власти автономного округа по вопросам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования определяется Законом Российской Федерации "О недрах" и иными федеральными законами.
2. К компетенции Государственной Думы автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) принятие законов в сфере недропользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) автономного округа, настоящим Законом;
2) законодательное регулирование участия автономного округа в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на территории автономного округа в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
3) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
4) принятие законов о защите прав и интересов населения, проживающего на территории автономного округа, при пользовании недрами на территории автономного округа, а также прав пользователей недр;
5) другие полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации и органа исполнительной власти автономного округа.
3. К компетенции органа исполнительной власти автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) регулирование отношений недропользования на территории автономного округа;
2) распоряжение совместно с Российской Федерацией государственным фондом недр на территории автономного округа и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, окружного (регионального) и местного значения;
3) определение совместно с Российской Федерацией перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
4) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
5) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
6) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, а также участие в установленном порядке в решении вопросов о передаче геологической информации, полученной за счет средств окружного бюджета и соответствующих местных бюджетов;
7) создание и ведение территориального банка данных автономного округа, распоряжение информацией, полученной за счет средств окружного бюджета и соответствующих местных бюджетов;
8) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
9) участие в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и оценки их подготовленности к промышленному освоению;
10) участие в проведении государственной экспертизы геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
11) составление территориального баланса запасов полезных ископаемых, кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
12) участие совместно с органами государственной власти Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на территории автономного округа;
13) заключение договоров с органами исполнительной власти Российской Федерации по распределению между Российской Федерацией и автономным округом государственной доли (или ее стоимостного эквивалента) произведенной продукции в рамках заключенных с инвесторами соглашений о разделе продукции и условиям ее поступления в собственность округа;
14) установление размеров платы за пользование участками недр окружного (регионального) и местного значения в установленных пределах;
15) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр окружного (регионального) и местного значения;
16) защита прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей;
17) защита прав пользователей недр;
18) разрешение споров по вопросам пользования недрами на территории автономного округа;
19) определение условий и порядка пользования месторождений полезных ископаемых;
20) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
21) участие совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о недрах, в проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр;
22) участие совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о недрах, в принятии решений о предоставлении права пользования участками недр;
23) выдача лицензий совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о недрах;
24) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации и Государственной Думы автономного округа.
Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
К компетенции органов местного самоуправления в сфере недропользования относятся:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр и отводе земельных участков в пользование;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О недрах";
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
7) участие в согласовании условий недропользования по вопросам, связанным с соблюдением историко-культурных, экологических интересов населения.
Раздел IV.
Пользование недрами
Статья 12. Виды пользования недрами
Виды пользования недрами определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 13. Объекты права пользования недрами
1. Объектами права пользования недрами являются участки недр в виде горного или геологического отвода.
2. Горный отвод предоставляется пользователю для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, а также образования особо охраняемых природных территорий.
3. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных выработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
4. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
5. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
6. При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
Статья 14. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, определенные Законом Российской Федерации "О недрах" и Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 15. Сроки пользования участками недр
Сроки пользования участками недр, расположенными на территории автономного округа, и порядок их продления определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Участки недр, расположенные на территории автономного округа, могут быть предоставлены в пользование на неограниченный срок в случаях, установленных Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 16. Основания получения права пользования участками недр, расположенными на территории автономного округа
Право пользования участками недр, расположенными на территории автономного округа, предоставляется по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 17. Основные требования к использованию недр на территории автономного округа
Основными требованиями к пользованию недрами на территории автономного округа являются:
- соблюдение установленных федеральным законодательством оснований предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
- обеспечение охраны недр, полноты геологических исследований участков недр и достоверного учета извлекаемых, оставляемых в недрах и погашаемых запасов полезных ископаемых;
- соблюдение утвержденных технологических схем и проектов разработки месторождений полезных ископаемых и производства иных видов работ, связанных с использованием недр;
- обеспечение комплексного пользования недрами в соответствии с нормативными требованиями, условиями лицензии и лицензионного соглашения;
- соблюдение правил безопасного ведения горных работ;
- соблюдение порядка консервации и ликвидации горных выработок, скважин и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их изучением и промышленной разработкой, а также порчи месторождений полезных ископаемых.
Статья 18. Порядок предоставления недр в пользование для захоронения вредных и токсичных веществ и промышленных отходов
Предоставление недр в пользование для целей захоронения вредных и токсичных веществ и промышленных отходов осуществляется при наличии технического проекта, получившего положительное заключение геологической и государственной экологической экспертизы, и наличии достаточных инженерно-геологических и гидрогеологических данных, свидетельствующих об отсутствии опасности распространения продуктов захоронения либо продуктов распада промышленных отходов за пределы участка захоронения.
Статья 19. Порядок предоставления недр в пользование для добычи подземных вод
Порядок предоставления недр в пользование для добычи подземных вод определяется законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Статья 20. Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых
Застройка площадей залегания полезных ископаемых на территории автономного округа производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 21. Право на добычу полезных ископаемых вновь открытых месторождений
Право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых вновь открытых месторождений предоставляется пользователям недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти автономного округа.
Право пользования недрами для добычи полезных ископаемых вновь открытых месторождений в границах ранее предоставленного для добычи полезных ископаемых лицензионного участка принадлежит недропользователю, если иное не предусмотрено лицензионным соглашением.
Статья 22. Порядок недропользования на участке недр, в границах которого осуществляют деятельность разные пользователи недр
1. В случае разработки одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями недр, разработка должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению, оформленному путем заключения соответствующего договора, на одно из предприятий, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.
2. При предоставлении недр в пользование для геологического изучения нескольким пользователям, взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, определяются в лицензиях.
Статья 23. Переход права пользования участками недр
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 24. Основания прекращения права пользования недрами
Право пользования недрами на территории автономного округа прекращается, а также может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 25. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами устанавливается Законом Российской Федерации "О недрах".
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции условия и порядок досрочного прекращения права пользования недрами определяются указанным соглашением.
Раздел V.
Геологическое изучение недр и информация о недрах
Статья 26. Геологическое изучение недр
Задачей геологического изучения недр является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы автономного округа.
Геологическое изучение недр осуществляется при:
- региональных работах, включая геолого-съемочные работы, научно-исследовательские и тематические работы общего характера, оформляемые разрешением;
- поисках и оценке на перспективных участках недр, оформляемых лицензией на геологическое изучение недр;
- разведке и добыче на месторождениях полезных ископаемых, оформляемых лицензией на добычу.
Статья 27. Программы геологического изучения недр
Геологическое изучение недр на территории автономного округа производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке федеральной и окружной территориальной программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Финансирование окружной территориальной программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы осуществляется за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, направляемых в окружной бюджет.
Предложения по объемам отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в окружном бюджете для целевого финансирования работ в соответствии с окружной территориальной программой геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываются органом исполнительной власти автономного округа и направляются им федеральному органу управления государственным фондом недр.
В этих предложениях должны быть указаны отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемые добывающим организациям и предприятиям, имеющим лицензию на пользование недрами и самостоятельно проводящим геологоразведочные работы на участках недр, предоставленных им в установленном порядке. Указанные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и подлежащие выполнению за счет этих средств объемы геологоразведочных работ определяются с учетом предложений соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых).
Контроль за использованием отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, направляемых из окружного бюджета на целевое финансирование работ в соответствии с окружной территориальной программой геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивается органом исполнительной власти автономного округа в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.
Контроль за использованием отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых добывающим организациям, самостоятельно проводящим геологоразведочные работы, осуществляется органом исполнительной власти автономного округа, территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным законодательством.
Статья 28. Информация о недрах и собственность на геологическую информацию
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет средств окружного бюджета и соответствующих местных бюджетов, передается в территориальный банк данных автономного округа. Указанной информацией распоряжается орган исполнительной власти автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Статья 29. Экспертиза запасов полезных ископаемых
Разведанные запасы месторождений полезных ископаемых на основании полученной информации о недрах подлежат государственной экспертизе с целью определения их объема и качества, а также возможности их промышленного освоения.
Предварительное утверждение запасов полезных ископаемых и экспертная оценка их месторождений осуществляются территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых не позднее, чем через 6 месяцев после окончания геологоразведочных работ по изучению конкретного месторождения полезных ископаемых.
Окончательное утверждение запасов полезных ископаемых и постановка на государственный баланс осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок списания балансовых запасов полезных ископаемых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации с обязательным предварительным рассмотрением материалов территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и их месторождений, а также основания утверждения этих запасов и постановки их на государственный учет определяются федеральным законодательством.
Раздел VI.
Промышленная эксплуатация недр
Статья 30. Промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых
Промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых производится горными (добывающими) предприятиями (вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы) при наличии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, утвержденных в установленном порядке технических проектов промышленной эксплуатации недр, разрешений (лицензий) на производство специализированных видов работ, связанных с пользованием недрами на условиях заключенных лицензионных соглашений.
Недропользователь вправе привлечь для выполнения отдельных видов работ либо для ведения всех работ по промышленной разработке месторождения полезных ископаемых и его отдельных залежей специализированные организации (операторов) на условиях договора о совместной деятельности либо иных договоров при сохранении своей ответственности за проведение этих работ в соответствии с условиями утвержденной проектно-технической документации разработки, выданной лицензии и заключенного лицензионного соглашения.
Статья 31. Общие требования к эксплуатации недр
Промышленная разработка месторождений полезных ископаемых производится в соответствии с:
- условиями выданной лицензии и лицензионного соглашения;
- требованиями проектно-технической документации промышленной разработки месторождения полезных ископаемых и его отдельных залежей;
- требованиями органов государственного горного, геологического и экологического контроля к эксплуатации недр в соответствии с видом пользования недрами;
- стандартами и правилами ведения горных и взрывных работ;
- порядком учета балансовых и извлекаемых запасов полезных ископаемых;
- требованиями к составлению геологической и маркшейдерской документации, организации учета и замеров извлекаемых, оставленных в недрах и погашаемых запасов полезных ископаемых;
- требованиями к консервации (ликвидации) горных выработок и скважин.
Статья 32. Неэксплуатируемые залежи месторождений полезных ископаемых
Если пользователь недр в нарушение утвержденных проектных документов, не эксплуатирует отдельные залежи полезных ископаемых в составе предоставленного для промышленной разработки месторождения, тем самым в установленный в лицензии срок не преступив к пользованию недрами в предусмотренных объемах, нарушив условия договора (лицензионного соглашения) и установленные правила пользования недрами, то право пользования недрами может быть приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О недрах".
Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, не устранены, то неэксплуатируемые отдельные залежи полезных ископаемых изымаются у недропользователя, с их последующим выставлением на конкурс или аукцион.
Статья 33. Проектирование промышленной эксплуатации недр
Составление проектов разработки и обустройства месторождений полезных ископаемых осуществляется после завершения их геологического изучения и утверждения разведанных запасов полезных ископаемых на основании проведенной государственной экспертизы.
Требования к содержанию проектно-технологической документации для промышленной эксплуатации недр, а также порядок их согласования и утверждения, устанавливаются федеральными и окружными нормативными правовыми актами.
Проектирование промышленной разработки месторождений полезных ископаемых производится с учетом обеспечения экологической безопасности и вовлечения в добычу запасов всех залежей полезных ископаемых, находящихся на государственном балансе и оговоренных в договоре (лицензионном соглашении), с учетом комплексного промышленного и социального развития региона добычи.
Проектирование промышленной разработки месторождений полезных ископаемых в части освоения его отдельных залежей (объектов разработки) может производится до утверждения запасов полезных ископаемых месторождения при условии разведанности всего месторождения.
Статья 34. Государственная экспертиза технических проектов промышленной эксплуатации недр
Технический проект промышленной эксплуатации недр подлежит обязательной государственной экспертизе и утверждению территориальной или центральной комиссией по разработке месторождений.
В технических проектах и технико-экономических обоснованиях создания горных предприятий должно предусматриваться создание страховых фондов для финансирования консервации проектируемых в целях эксплуатации недр промышленных объектов в размере, обусловленном требованиями проекта промышленного освоения конкретного участка недр.
Порядок осуществления государственной экспертизы и перечень требований к содержанию и порядку согласования технического проекта определяется федеральными нормативными правовыми актами.
Статья 35. Объекты промышленной разработки
Объектом промышленной разработки при добыче полезных ископаемых является залежь или совокупность залежей полезных ископаемых в ее определенных (на основании геологических данных) пространственных границах и количественных параметрах в составе предоставляемого для разработки месторождения полезных ископаемых.
Последовательность разработки залежей в составе месторождения полезного ископаемого и технологические особенности разработки отдельных залежей, а также замеры и учет изъятия и погашения полезных ископаемых по отдельным залежам определяются условиями технического проекта разработки и договора (лицензионного соглашения).
Статья 36. Начало работ по промышленной разработке недр
Начало работ по промышленной разработке месторождений полезных ископаемых и иному промышленному освоению предоставленного участка недр осуществляется недропользователем только после получения лицензии, заключения договора (лицензионного соглашения), получения специальных разрешений на проведение отдельных видов работ, утверждения проектно-технологической документации и оформления горного отвода.
Недропользователи, открывшие новое месторождение полезных ископаемых (их залежи) в границах предоставленного лицензионного участка на право добычи полезных ископаемых, вправе разрабатывать вновь открытое месторождение (залежи) после государственной экспертизы и утверждения их запасов с внесением соответствующих изменений в договор (лицензионное соглашение).
Статья 37. Пробная эксплуатация месторождений полезных ископаемых
На срок до пяти лет может быть разрешена пробная эксплуатация месторождений полезных ископаемых с целью определения добывных возможностей залежей полезных ископаемых и уточнения гидродинамических характеристик пластов при наличии проекта пробной эксплуатации до утверждения их запасов с последующим составлением технического проекта разработки месторождения, уточнением границ горного отвода.
Пробная эксплуатация месторождений полезных ископаемых предусматривает добычу не более 5 процентов от общего объема извлекаемых выявленных, разведанных и поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Пробная эксплуатация может быть разрешена в порядке исключения для энергообеспечения населенных пунктов автономного округа.
Статья 38. Техногенные образования
Техногенные образования минерального сырья, полученные в результате промышленной эксплуатации недр, подлежат паспортизации.
К проектированию, строительству и эксплуатации объектов по переработке техногенных образований в результате добычи полезных ископаемых или иной промышленной эксплуатации недр применяются требования раздела VI настоящего Закона к условиям промышленной эксплуатации недр и порядку утверждения технических проектов.
Статья 39. Предельные объемы добычи полезных ископаемых
С целью рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых пользователю недр, имеющему лицензию на добычу полезных ископаемых, должны определяться в договоре (лицензионном соглашении) в качестве обязательных предельные объемы добычи полезных ископаемых с разбивкой по годам в течение срока действия лицензии, а также предельные и экономически обоснованные коэффициенты извлекаемости полезных ископаемых.
Предельные и экономически обоснованные коэффициенты извлекаемости полезных ископаемых определяются Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых и учитываются при определение условий добычи полезных ископаемых в договоре (лицензионном соглашении).
Статья 40. Потери полезных ископаемых при разработке месторождений полезных ископаемых
Пользователь недр обязан обеспечить полное и комплексное извлечение полезных ископаемых из недр, а также производство горных работ с соблюдением норм проектных и эксплуатационных потерь полезных ископаемых.
Нормативы эксплуатационных потерь полезных ископаемых в связи с горно-геологическими условиями добычи включаются в условия договора (лицензионного соглашения), заключаемого с недропользователем.
Контроль за соблюдением установленных нормативов и учет потерь полезных ископаемых осуществляют органы государственного горного надзора.
Статья 41. Консервация горных выработок и скважин
Мероприятия по полной или частичной консервации горных выработок и скважин включают в себя:
- приведение месторождений, горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений;
- передачу геологической, технологической, маркшейдерской и иной документации на хранение в установленном порядке;
- приведение земельных участков в состояние, обусловленное действующим законодательством и заключенным договором (лицензионным соглашением) и их возврат;
- обеспечение сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин.
Консервация горных выработок и скважин считается завершенной после подписания акта о консервации государственной комиссией.
Статья 42. Возмещение расходов по консервации горных выработок и скважин
Возмещение расходов по консервации горных выработок и скважин осуществляется за счет горного предприятия кроме случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
При консервации (ликвидации) горных выработок и скважин в связи с чрезвычайными ситуациями либо в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью людей (при отсутствии вины пользователя недр) расходы возмещаются в соответствии с действующим законодательством.
Раздел VII.
Лицензирование пользования недрами
Статья 43. Государственная система лицензирования
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачи государственной системы лицензирования определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 44. Участки недр, предоставляемые в пользование
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
Статус горного или геологического отводов определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 45. Лицензионное оформление пользования участками недр
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статья 46. Безлицензионное пользование участками недр
В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, получения лицензии не требуется при предоставлении участков недр в пользовании для регионального геологического изучения недр, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, создание и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Получение лицензии не требуется на пользование недрами собственниками, владельцами земельных участков, осуществляющих без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти автономного округа.
Статья 47. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр
Порядок и условия проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, расположенными на территории автономного округа, а также основные критерии выявления их победителей определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 48. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона
В приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может быть отказано по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 49. Порядок выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование участками недр, расположенными на территории автономного округа
Выдача лицензий на пользование участками недр, расположенными на территории автономного округа, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 50. Лицензия на пользование недрами
Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать соответствующие данные и условия в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия на пользование недрами может дополняться иными условиями, не противоречащими законодательству Российской Федерации о недрах.
В лицензии на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции содержатся соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Статья 51. Переоформление лицензий на пользование участками недр
При переходе права пользования участками недр, а также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 52. Изменение условий лицензии
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Порядок изменений условий лицензионного соглашения определяется в лицензионном соглашении.
Статья 53. Основные права пользователя недр
В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, пользователь недр имеет право:
- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции, не противоречащей действующему законодательству;
- использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа или соглашением о разделе продукции;
- использовать полученные отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено лицензионным соглашением или в соглашении о разделе продукции;
- проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
- привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ;
- пользоваться и распоряжаться геологической, геофизической и иной информацией о недрах в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством о недрах и законодательством автономного округа;
- ходатайствовать о продлении срока действия лицензии и лицензионного соглашения либо о пересмотре их условий при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
- ходатайствовать о получении льгот по платежам за пользование недрами при освоении и эксплуатации месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и сложными горно-геологическими условиями;
- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.
Статья 54. Основные обязанности пользователя недр
В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, пользователь недр обязан:
выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции;
обеспечить рациональное использование предоставленного участка недр, максимальное извлечение полезных ископаемых при их добыче;
производить своевременное и правильное внесение платежей за право на пользование недрами и прочих обязательных платежей;
в установленном порядке представлять геологическую информацию в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также в территориальный банк данных автономного округа;
представлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также в территориальный банк данных автономного округа, в органы государственной статистики;
вести и представлять в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также в территориальный банк данных автономного округа геологическую, маркшейдерскую и иную документации в процессе всех видов пользования недрами;
обеспечивать сохранность геологической или иной документации, получаемой в процессе всех видов пользования недрами;
предоставлять при добыче подземных вод (в том числе дренажных) в систему государственного мониторинга данные мониторинга подземных вод в пределах района действия лицензии;
представлять ежегодные отчеты о своей деятельности, результатах проведенных поисковых и разведочных работ, добытом минеральном сырье и погашенных в недрах запасах полезных ископаемых, а также иных данных, установленных в лицензии;
соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
обеспечивать безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами;
обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
обеспечивать сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и в иных хозяйственных целях и ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Статья 55. Договор (лицензионное соглашение) об условиях пользования участками недр
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор (лицензионное соглашение), устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионного соглашения), который является неотъемлемой составной частью лицензии.
Условия пользования участком недр, предложенные пользователем недр в процессе проведения конкурса или аукциона и послужившие основанием победы на конкурсе или аукционе, подлежат обязательному включению в договор (лицензионное соглашение), если только более выгодные для государства условия не будут определены сторонами при заключении договора (лицензионного соглашения).
Договор (лицензионное соглашение) вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации выданной лицензии.
Статья 56. Основные условия недропользования
В случае заключения договора (лицензионного соглашения) между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр, устанавливающего условия пользования участком недр, договор (лицензионное соглашение) должен содержать следующие основные условия:
- основные условия конкурса (аукциона), на основании которого недропользователь признан победителем;
- форму собственности на добытые полезные ископаемые после их раздела между пользователем недр и государством (при добыче полезных ископаемых);
- формы, сроки и условия платежей за право пользования недрами;
- обязательства по соблюдению условий технического проекта эксплуатации недр;
- последствия за нарушение проектных решений, повлекшие экологическое загрязнение и сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче;
- условия, сроки и объемы представляемой информации о недрах и о выполнении условий лицензии и договора (лицензионного соглашения);
- наличие измерительного (замерного) оборудования, порядка его работы, профилактики и замены;
- условия раздела добытых полезных ископаемых;
- условия распоряжения добытыми полезными ископаемыми;
- условия и место перехода права собственности на добытые полезные ископаемые;
- конкретную программу экологического оздоровления территории лицензионного участка.
Статья 57. Дополнительные условия недропользования
Договор (лицензионное соглашение) может включать в себя:
- объемы и сроки проведения геологоразведочных работ;
- условия распоряжения пользователем недр добытыми полезными ископаемыми (сырьем) в ходе разведки недр;
- сроки начала и конкретные условия производства работ, а также условия консервации горных выработок при прекращении пользования недрами;
- право по распоряжению пользователем недр добытыми полезными ископаемыми до их раздела;
- условия доступа к объектам инфраструктуры и инженерным коммуникациям и их эксплуатации, в том числе форму договорных отношений с собственниками указанных объектов;
- условия использования (утилизации) и захоронения отходов горного производства и сброса сточных вод;
- условия использования либо консервации техногенных образований;
- условия предотвращения загрязнения подземных источников вод;
- условия реализации соглашений по социально-экономическим вопросам, заключаемых с органами местного самоуправления и согласованными с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера;
- иные условия по усмотрению сторон.
Статья 58. Основные условия недропользования при геологическом изучении, поисках и оценке полезных ископаемых
В случае заключения договора (лицензионного соглашения) между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр, устанавливающего условия пользования участком недр при геологическом изучении, поисках и оценке полезных ископаемых, помимо оговоренных в статье 57 настоящего Закона условий, договор (лицензионное соглашение) должен содержать:
- минимальный согласованный объем геологических работ в физическом и денежном выражении;
- условия пересчета платы за пользование недрами;
- условия и сроки постановки на государственный баланс разведанных запасов полезных ископаемых;
- права на геолого-геофизическую информацию и условия ее использования либо сделок с ней;
- объем передаваемой государству геолого-геофизической информации и порядок ее передачи.
Статья 59. Основные условия недропользования при добыче полезных ископаемых
В случае заключения договора (лицензионного соглашения) между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр, устанавливающего условия пользования участком недр при добыче полезных ископаемых, помимо оговоренных в статье 57 настоящего Закона условий, договор (лицензионное соглашение) должен содержать:
- сроки государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;
- сроки и условия разработки технического проекта добычи, его государственной экспертизы;
- согласованные предельные уровни добычи полезных ископаемых;
- коэффициенты извлечения полезных ископаемых и допускаемые нормативы их потерь.
При наличии законодательных ограничений распоряжения недропользователем добытыми полезными ископаемыми (сырьем) применительно к их отдельным видам, в договоре (лицензионном соглашении) должны быть предусмотрены условия этого распоряжения после раздела с государством добытых полезных ископаемых.
Основные условия договора (лицензионного соглашения) при пробной эксплуатации недр определяются с учетом требований настоящей статьи.
Статья 60. Основные условия недропользования при разработке месторождений углеводородов
В случае заключения договора (лицензионного соглашения) между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр, устанавливающего условия пользования участком недр при разработке месторождений углеводородов, помимо условий, предусмотренных статьей 57 настоящего Закона, договор (лицензионное соглашение) должен содержать:
- определение объекта промышленной эксплуатации в форме конкретных залежей и его границ на момент заключения договора (лицензионного соглашения);
- условия пользования лицензионным участком недр иными лицами для поисково-разведочных работ и добычи углеводородов, из горизонтов, залегающих выше и ниже оговоренных в договоре (лицензионном соглашении) границ залежей;
- условия изменения установленных в договоре (лицензионном соглашении) параметров добычи;
- значение минимального и экономически обоснованного коэффициента извлечения углеводородов и предельных уровней добычи;
- процент утилизации попутного газа;
- условия оборудования добывающих скважин замерными устройствами;
- сроки представления запасов углеводородов в территориальную и Центральную комиссии по запасам полезных ископаемых;
- порядок и сроки согласования технических проектов разработки месторождений углеводородов в территориальной или Центральной комиссиях по разработке;
- порядок расчета платежей за недра (роялти) по каждому виду добываемых полезных ископаемых при выплате в стоимостном либо натуральном выражениях;
- сроки оценки существующего на момент выдачи лицензии уровня загрязнения окружающей среды.
Статья 61. Основные условия недропользования в особых случаях, либо участками недр со специальным режимом
В случае заключения договора (лицензионного соглашения) между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр, устанавливающего условия пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения промышленных отходов и сбросов сточных вод помимо условий, предусмотренных статьей 57 настоящего Закона, договор (лицензионное соглашение) должен содержать:
- требования к техническому проекту строительства подземных сооружений и сроки его государственной экспертизы;
- сроки строительства подземных сооружений и ввода их в эксплуатацию;
- характер и назначение использования подземных сооружений;
- условия организации зон санитарной охраны водозаборов;
- условия мониторинга подземных вод в пределах горного отвода;
- регламент и объем сброса сточных вод и захоронения промышленных отходов, концентрации радиоактивных, вредных и токсичных веществ.
Статья 62. Особенности содержания соглашений о разделе продукции в части условий недропользования
Содержание соглашений о разделе продукции в части условий недропользования, определяется в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и Законом автономного округа "Об участии Ямало-Ненецкого автономного округа в соглашениях о разделе продукции".
Статья 63. Особенности недропользования в районах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера
При предоставлении недропользователю земельных участков в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей представительный орган местного самоуправления решает вопрос о проведении референдума о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанных народов. По итогам референдума представительный орган местного самоуправления принимает соответствующее решение с учетом мнения общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей.
Не могут быть изъяты для целей недропользования земельные участки, занятые под национальными святилищами и захоронениями коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Изъятие земельных участков для целей недропользования допускается в исключительных случаях, при отсутствии других вариантов размещения соответствующих объектов при соблюдении следующих условий:
а) наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
б) наличие свободного и сознательного согласия коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, выявляемого органами местного самоуправления с учетом мнения общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей;
в) сохранение права коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей на возвращение на свои традиционные земли по прекращении действия оснований, вызвавших переселение;
г) предоставление других земель, не уступающих по своему качеству ранее занимаемым землям, а также полное возмещение понесенных ими убытков в связи с переселением, включая упущенную выгоду;
д) иные условия, предусмотренные земельным законодательством.
Раздел VIII.
Платежи при пользовании недрами
Статья 64. Система платежей при пользовании недрами
Система платежей при пользовании недрами устанавливается в соответствии с федеральными законами.
Размеры и распределение платежей за право пользования недрами и иных платежей в связи с недропользованием между федеральным бюджетом, окружным бюджетом и местными бюджетами устанавливаются специальными законодательными актами Российской Федерации и автономного округа.
При пользовании недрами на территориях проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей часть платежей, поступающих в окружной бюджет, используется для социально-экономического развития этих народов.
Доля отчислений на социально экономическое развитие малочисленных народов Севера, этнических общностей определяется ежегодно законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 65. Платежи за пользование недрами
С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.
Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяются федеральным законодательством.
Статья 66. Формы внесения платы за пользование недрами
Формы внесения платы за пользование недрами определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 67. Особенности платежей за пользование недрами при поиске полезных ископаемых
Размер платежей при проведении геологических и поисковых работ определяется органами, выдающими лицензию, в зависимости от удельных годовых платежей за квадратный километр площади или объема фактически выполненных работ.
Платежи уплачиваются регулярно в течение всего срока производства геологических и поисковых работ и включаются в издержки пользователя недр.
При возврате части площадей (полученных для геологического изучения недр и поиска полезных ископаемых), пользователь освобождается от дальнейшей платы за возвращенный участок.
Статья 68. Особенности платежей за пользование недрами при разведке полезных ископаемых
Размер платежей определяется органами, выдавшими лицензию, с учетом вида полезного ископаемого, подлежащего разведке.
Платежи за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного для добычи этих ископаемых, не взимаются с начала промышленной эксплуатации месторождения.
Платежи увеличиваются при продлении срока пользования недрами для завершения разведочных работ, корректируются с учетом фактической стоимости работ и включаются в издержки пользователя недр.
Статья 69. Частичное или полное освобождение от платежей
Основания для полного или частичного освобождения отдельных категорий пользователей недр на территории автономного округа от платежей при пользовании недрами устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Помимо оснований, установленных законодательством Российской Федерации, на территории автономного округа полному или частичному освобождению от платежей при пользовании недрами, поступающих в окружной бюджет, подлежат пользователи недр, осуществляющие:
- добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
- добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения;
- опытно-промышленные работы по отработке технологий увеличения извлекаемости запасов.
Частичное или полное освобождение от платежей устанавливается на определенный период или на весь срок разработки месторождений.
Порядок полного или частичного освобождения от платежей при пользовании недрами, поступающих в окружной бюджет, устанавливается законами автономного округа.
Решение о полном или частичном освобождении от платежей при пользовании недрами по каждому объекту лицензирования принимают органы, выдавшие лицензию.
Пользователю недр, получившему лицензию на добычу полезного ископаемого может устанавливаться минимальная ставка платежей за пользование недрами на начальной стадии освоения месторождения в течение трех лет при условии соблюдения темпов ввода месторождения, установленных техническим проектом.
Статья 70. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти автономного направляется в окружной бюджет для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальной программой геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.
Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в окружной бюджет, регламентируется законом автономного округа.
Пользователи недр, осуществляющие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
Статья 71. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами.
Статья 72. Плата за геологическую информацию о недрах
Размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную за счет средств окружного бюджета и соответствующих местных бюджетов, а также порядок ее взимания устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Раздел IX.
Государственный контроль за геологическим изучением, охраной
и рациональным использованием недр
Статья 73. Задачи государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр
Задачи государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья 74. Основные требования в области охраны недр и их рационального использования
Основными требованиями в области охраны и рационального использования недр являются:
- соблюдение законодательства об охране недр, рациональном использовании недр, условий лицензии и договора (лицензионного соглашения) на пользование недрами;
- использование безотходных и малоотходных технологий добычи и первичной переработки минерального сырья;
- достоверный учет извлекаемых запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, продуктов переработки минерального сырья, отходов производства и потерь полезных ископаемых при добыче;
- предотвращение вредного влияния работ, связанных с недропользованием на состояние окружающей природной среды, сохранность эксплуатируемых и находящихся в консервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений;
- охрана месторождений полезных ископаемых от истощения, загрязнения, затопления, обводнения и других вредных факторов, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых или осложняющих их разработку;
- предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа, захоронении радиоактивных отходов и иных вредных веществ, сбросе сточных вод.
Государственный контроль за рациональным недропользованием и охраной недр осуществляется при всех видах недропользования и на всех стадиях производственного цикла недропользования: геологического изучения, добычи, первичной переработки, хранения добытого сырья, утилизации отходов.
Статья 75. Органы управления специальной компетенции, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр
Государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, в пределах предоставленной им компетенции, осуществляют органы государственного геологического контроля.
Статья 76. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками либо памятниками природы.
Всякая деятельность, нарушающая сохранность геологических заповедников и памятников природы, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны принять для их сохранения меры, предусмотренные действующими нормативными актами.
Раздел X.
Ответственность за нарушение законодательства о недрах
и недропользовании
Статья 77. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение норм настоящего Закона может наступать ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 78. Возмещение причиненного вреда
Возмещение причиненного вреда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Раздел XI.
Разрешение споров в области недропользования и управления недрами
Статья 79. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пользования недрами, являющимися предметом регулирования настоящего Закона, разрешаются органами государственной власти в соответствии с их полномочиями, или в судебном порядке.
Статья 80. Разрешение споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа
Споры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Российской Федерации по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением недрами, разрешаются в соответствии с требованиями статьи 125 Конституции Российской Федерации.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2001 г. N 24-ЗАО "О внесении изменений и дополнений в Закон Ямало-Ненецкого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.