Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
по проведению государственного контроля за обеспечением прав и законных
интересов граждан и государства, при предоставлении населению жилищных
и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных
стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда,
независимо от его принадлежности на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 сентября 2002 г. N 277)
11 августа 2003 г.
1. Положение по проведению государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства, при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение) определяет цели, порядок проведения и оформления контрольных мероприятий по осуществлению государственного контроля в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 с изменениями и дополнениями "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
2. Государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства, при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации и государственной жилищной инспекцией Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Жилищная инспекция) в соответствии с нормативными правовыми актами, закрепляющими их правовой статус.
Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц Жилищной инспекции, связанных с проведением проверки выполнения физическим лицом, должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований к качеству предоставления населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использования и сохранности жилищного фонда, независимо от его принадлежности, установленных нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования), осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформления результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятий по контролю.
3. Мероприятия по контролю проводятся на основании приказа начальника Жилищной инспекции в соответствии с планом мероприятий по контролю, утвержденным руководителем Жилищной инспекции и настоящим Положением.
4. Мероприятия по контролю включают в себя проверку соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов по:
- надлежащему использованию жилищного фонда и придомовых территорий;
- надлежащему техническому содержанию жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременному выполнению работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
- соответствию устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг нормативно-техническим и нормативно-правовым документам;
- надлежащему санитарному содержанию помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
- надлежащему осуществлению мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- рациональному использованию в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
- соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
- соблюдению правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- соблюдению порядка отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- наличию и соблюдению условий договоров между собственниками государственных, муниципальных и иных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
- проведению конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- выполнению жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения в соответствии с действующими нормативно-техническими документами;
- наличию в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
5. Мероприятия по контролю могут быть плановые и внеплановые.
Плановое мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц Жилищной инспекции, связанных с проведением плановой проверки на основании плана-графика, утвержденного руководителем Жилищной инспекции, с осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Плановая проверка - проверка технического состояния жилого здания или жилого помещения с учетом изменений, происходящих во времени, с целью выявления дефектов и повреждений элементов, конструкций, инженерного оборудования отделки и внешнего благоустройства, а также эффективности их технической эксплуатации.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя Жилищной инспекцией плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
6. Должностные лица Жилищной инспекции в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждений, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, а также меры по привлечению физических лиц, должностных лиц, юридических лиц, допустивших нарушения к административной ответственности, при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений физическим лицом, должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
7. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя подлежит дальнейшей внеплановой проверке, предметом которой является контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, при обнаружении в ходе планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
8. Внеплановые мероприятия по контролю проводят также в случаях:
- получения информации от физических, должностных, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной и муниципальной власти Ямало-Ненецкого автономного округа о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- подготовки жилищно-коммунального комплекса к сезонной эксплуатации;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных физических, должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Жилищную инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
9. Плановые и внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании приказа руководителя Жилищной инспекции или его заместителя (приложение 2).
Лица, участвующие в мероприятии по контролю извещаются уведомлениями о времени, месте проведения мероприятия по контролю, предоставлении необходимых материалов и других требований, необходимых для проведения мероприятия по контролю (приложение 3).
Лицам, участвующим в мероприятии по контролю уведомление должно быть вручено с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для своевременной явки на мероприятие по контролю и подготовки к нему.
В необходимых случаях лица, участвующие в мероприятии по контролю могут быть извещены телефонограммой или телеграммой.
10. По результатам плановых или внеплановых мероприятий по контролю оформляется акт (приложение 4). Количество экземпляров должно быть не менее двух.
К акту проведения мероприятий по контролю прилагаются акты обследований подконтрольного объекта, проведенных ранее: протоколы проведенных исследований, заключения специализированных организаций; объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, заключения, предписания и другие документы или их копии, связанные с результатами проведения мероприятия по контролю.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2003 г. N 318 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
11. При выявлении в ходе выполнения мероприятий по контролю административных правонарушений должностные лица Жилищной инспекции составляют протокол (приложение 5) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При выявлении в ходе выполнения мероприятий по контролю иных обязательных требований должностные лица Жилищной инспекции выдают предписание (приложение 6), в котором указываются установленные нарушения, мероприятия (работы) по их устранению и сроки их устранения.
Предписание обязательно для исполнения. Информация о завершении предусмотренных в предписании мероприятий (работ) предоставляется в Жилищную инспекцию. Не предоставление указанной информации, в установленный срок рассматривается как невыполнение предписания.
Сроки исполнения выявленных нарушений, указанных в предписании, оформляются актом проверки исполнения предписания (приложение 7).
12. Один экземпляр акта с копиями приложений, предписание, акт проверки исполнения предписания вручается физическому лицу, должностному лицу, руководителю юридического лица или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, находящегося в деле Жилищной инспекции.
Физическому лицу, должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
13. Должностные лица Жилищной инспекции, составившие протокол, направляют его на рассмотрение органам или должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
14. Органы или должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносят постановление (приложение 8). В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении не позволяет вынести решение, которое не разрешает дело по существу, выносится определение (приложение 9). Зачисление средств полученных от штрафов производится в соответствии с действующим законодательством.
15. Органы или должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, и направлять представления в соответствующие организации и должностным лицам (приложение 10). Суждения об установленных причинах и условиях, способствовавших совершению правонарушения, должны быть основаны на материалах дела.
16. Должностные лица Жилищной инспекции при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Жилищной инспекции;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, работников проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать предоставление документов, информации, образцов (проб), если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
17. Жилищная инспекция ведет учет мероприятий по контролю в журнале (приложение 11).
18. Не допускается взимать плату с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов государственной жилищной инспекции на осуществление исследований и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
19. Должностные лица Жилищной инспекции при проведении мероприятий по контролю, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить физическому лицу, должностному лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю:
- предоставление информации об основаниях проведения проверок, о полномочиях лиц, которым поручено проведение проверок, о предмете контрольных проверок;
- возможность присутствовать при проведении мероприятий по контролю;
- возможность участвовать в отборе проб;
- возможность давать объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе проведения мероприятий по контролю;
- возможность обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, проводящих мероприятия по контролю;
- возможность знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Жилищной инспекции.
20. Жилищная инспекция может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
21. Законные требования должностных лиц Жилищной инспекции обязательны для выполнения физическими лицами, должностными лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими использование, управление, эксплуатацию и техническое обслуживание жилых домов и жилых помещений и предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.
В журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя, должностным лицом Жилищной инспекции производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании Жилищной инспекции, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись (п.5 ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ) (приложение 11).
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись (п.5 ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ).
22. Обжалование действий должностных лиц Жилищной инспекции по применению мер административного взыскания и иных мер воздействия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению должностными лицами Жилищной инспекции своих служебных обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.