Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методика
формирования бюджетов муниципальных образований автономного округа
по доходам и расходам на 2003 год
(утв. постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 2 августа 2002 г. N 228)
Методика формирования бюджетов муниципальных образований по доходам и расходам на 2003 год разработана в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 23 мая 2002 г. N 142 "О разработке прогноза социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и проекта закона автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2005 года".
Целью методики является создание единой методической базы расчета доходов и расходов бюджетов отдельных муниципальных образований автономного округа и консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в целом.
Методика применяется исполнительными органами местного самоуправления автономного округа при разработке проектов бюджетов на 2003 год.
Проект бюджета, составленный в соответствии с настоящей методикой, в срок до 1 сентября 2002 года высылается в адрес департамента финансов Администрации автономного округа.
При возникновении у муниципальных образований несогласованных вопросов по формированию бюджета, о чем муниципальное образование сообщает отдельно, срок их урегулирования доводится до муниципальных образований письмом с учетом того, что рассмотрение несогласованных вопросов заканчивается до 1 октября 2002 года.
Формирование бюджетов муниципальных образований автономного округа
по доходам
Основные принципы расчета планируемых доходов
Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам налогов, сборов и платежей, а также в разрезе отдельных муниципальных образований являются:
- показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
- ожидаемый объем поступлений налогов и сборов в текущем году;
- ожидаемый объем недоимок налогов и сборов на начало планируемого финансового года;
- индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год, предоставляемые департаментом экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа.
Ожидаемый объем поступлений налогов и сборов в текущем году рассчитывается исходя из фактических сумм поступлений на последнюю отчетную дату с корректировкой на индекс поступлений за соответствующий период 2001 года.
Piож = Piфакт х Ki,
где:
Piож - ожидаемые поступления сумм i-того налога (сбора) за
текущий год, рублей
Piфакт - фактические поступления сумм i-того налога (сбора) на
последнюю отчетную дату текущего года, рублей
Ki - индекс поступлений i-того налога (сбора) за
соответствующий период 2001 года, рассчитывается по
формуле:
Piфакт 2001 г.
Ki = --------------
Piфактn 2001 г.
где:
Piфакт 2001 г. - фактические поступления сумм i-того налога (сбора)
за 2001 год, рублей
Piфактn 2001 г. - фактические поступления сумм i-того налога (сбора)
на соответствующую отчетную дату (n) 2001 года,
рублей
Ожидаемый объем недоимок по налогам и сборам на начало планируемого года рассчитывается, исходя из фактического размера на последнюю отчетную дату текущего года по данным территориальных налоговых органов с корректировкой на индекс снижения недоимки за соответствующий период 2001 года.
Oni = Niфакт х Li,
где:
Oni - ожидаемая сумма недоимки по i-му налогу (сбору),
рублей
Niфакт - фактическая сумма недоимки по i-му налогу (сбору) на
последнюю отчетную дату текущего года, рублей
Li - индекс снижения недоимки за соответствующий период
2001 года, рассчитывается по формуле:
Niфакт 2002 г.
Li = ---------------,
Niфактn 2002 г.
где:
Niфакт 2002 г. - фактическая недоимка по i-му налогу (сбору) на 1
января 2002 года, рублей
Niфактn 2001 г. - фактическая недоимка по i-му налогу (сбору) на
соответствующую отчетную дату (n) 2001 года, рублей
В случае, если размер индекса Li превышает 1, применяется индекс Li=1.
При расчете налогооблагаемой базы для всех муниципальных образований автономного округа применяются единые индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей, предоставляемые департаментом экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа по согласованию с департаментом финансов Администрации автономного округа. Установленные индексы-дефляторы не могут выходить за интервалы величин, рекомендуемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год.
Порядок расчета ожидаемых поступлений налогов и сборов
Расчет консолидированных налоговых доходов, мобилизуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, проводится по каждому виду налога (сбора) в контингенте поступлений. Нормативы распределения регулирующих налогов устанавливаются законами "О федеральном бюджете на 2003 год" и "Об окружном бюджете на 2003 год".
Налог на прибыль предприятий и организаций
Расчет суммы налога на прибыль предприятий и организаций производится по формуле:
Nпр = Ноб х К + On,
где:
Nпр - планируемая сумма налога на прибыль предприятий и
организаций, рублей
Ноб - налогооблагаемая прибыль предприятий, организаций,
рублей;
К - ставка налога на прибыль, установленная
законодательством, %
On - ожидаемая сумма недоимки, рублей
Налог на доходы физических лиц
Расчет суммы поступлений налога на доходы физических лиц на 2003 год осуществляется в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и производится по следующей формуле:
(сумма Д-сумма В)х13+сумма Д1х35+сумма Д2х30+сумма Д3х6
НДФЛ=-------------------------------------------------------
100
где:
НДФЛ - планируемая сумма налога на доходы физических лиц,
рублей
Сумма Д - совокупность доходов, облагаемых в соответствии с
законодательством по ставке 13%, рассчитывается по
формуле:
Сумма Д = d1 + d2 + d3,
где:
d1 - фонд оплаты труда и социальных выплат без учета
компенсационных выплат работникам бюджетной сферы,
установленных в целях социальной защиты
d2 - доходы физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, и других лиц, занимающихся в
установленном действующим законодательством порядке
частной практикой
d3 - отдельные виды доходов, в том числе суммы
вознаграждений, полученные от физических лиц, не
являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных
договоров гражданско-правового характера, включая
доходы по договорам найма или договорам аренды любого
имущества, а также от продажи имущества,
принадлежащего этим лицам на праве собственности,
доходы, при получении которых с физических лиц не был
удержан налог налоговыми агентами, рублей
Сумма Д1 - доходы, облагаемые в соответствии с п.2 ст.224 НК РФ
по ставке 35%
Сумма Д2 - доходы, облагаемые в соответствии с п.3 ст.224 НК РФ
по ставке 30%
Сумма Д3 - доходы, облагаемые в соответствии с п.4 ст.224 НК РФ
по ставке 6%
Сумма В - совокупность налоговых вычетов, рассчитанных в
соответствии со статьями 218-221 НК РФ по формуле:
В = Вст + Всоц + Вим + Впр,
где:
Вст - сумма стандартных налоговых вычетов, рассчитывается
по формуле:
Вст = В1 + В2 + В3 + В4,
где:
В1 - сумма стандартных вычетов, рассчитанная в
соответствии с п.п.1 п.1 ст.218 НК РФ по формуле:
В1 = Ч1 х 3000 х 12,
где:
Ч1 - численность работающих граждан, состоящих на учете в
департаменте по труду и социальной защите населения
Администрации автономного округа (далее -
Департамент) и имеющих право на получение
стандартного ежемесячного налогового вычета в размере
3000 рублей
В2 - сумма стандартных вычетов, рассчитанная в
соответствии с п.п.2 п.1 ст.218 НК РФ по формуле:
В2 = Ч2 х 500 х 12,
где:
Ч2 - численность работающих граждан, состоящих на учете в
Департаменте и имеющих право на получение
стандартного ежемесячного налогового вычета в размере
500 рублей
В3 - сумма стандартных вычетов, рассчитанная в
соответствии с п.п.3 п.1 ст.218 НК РФ по формуле:
В3 = (Ч - Ч1 - Ч2) х К х 400,
где:
Ч - прогноз численности работающих на планируемый год,
включает в себя среднегодовую численность работающих
на предприятиях и организациях, численность
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, и
численность других лиц, занимающихся в установленном
действующим законодательством порядке частной
практикой
К - количество месяцев, в течение которых доход,
исчисленный нарастающим итогом, с начала года не
превысил 20000 рублей. Рассчитывается по формуле:
20000/(d1 + d2)
К = ---------------
Ч
где:
В4 - сумма стандартных вычетов, рассчитанная в
соответствии с п.п.4 п.1 ст.218 НК РФ по формуле:
В4 = Ч3 х 300 х 2 х К,
где:
Ч3 - численность детей до 18 лет, учащихся дневной формы
обучения до 24 лет
Всоц - социальные налоговые вычеты
Вим - имущественные налоговые вычеты
Впр - профессиональные налоговые вычеты
Так как социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются на основании письменных заявлений налогоплательщиков при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода (декларации по доходам за 2002 год будут представлены в налоговые инспекции в апреле 2003 года), суммы данных вычетов можно рассчитать, используя данные налоговой отчетности: "Отчет о базе налогообложения по налогу на доходы с физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами за 2001 год" (ф.5-НБН, раздел 13); "Отчет о декларировании доходов физическими лицами за 2001 год" (ф.1-ДДК, раздел 2).
Акциз
(при реализации алкогольной продукции с акцизных складов)
Расчет суммы поступлений акциза при реализации алкогольной продукции с акцизного склада осуществляется в соответствии с главой 22 НК РФ, исходя из планируемых объемов реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей содержания этилового спирта свыше 9 процентов и установленных налоговых ставок.
Плановый объем поступлений акциза рассчитывается отдельно по каждому виду алкогольной продукции.
Прогнозный объем поступлений акциза при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением натуральных вин, вин шампанских и игристых) рассчитывается по формуле:
A1j = (X1j х Pj х 0,5Rj)N,
где:
A1j - сумма планируемых поступлений акциза по j-му виду
алкогольной продукции, рублей;
X1j - прогнозируемый объем реализации j-го вида алкогольной
продукции, литров;
Pj - объем содержания этилового спирта в j-ом виде
алкогольной продукции, %;
Rj - налоговая ставка на j-ый вид алкогольной продукции,
рублей;
N - норматив распределения акциза в бюджет субъекта РФ по
j-ому виду алкогольной продукции, установленный
законодательством Российской Федерации, %.
Прогнозный объем поступлений акциза при реализации натуральных вин, вин шампанских и игристых рассчитывается по формуле:
A2j = (X2j х 0,5Rj)N,
где:
A2j - сумма планируемых поступлений акциза по j-му виду
алкогольной продукции, рублей;
X2j - прогнозируемый объем реализации j-го вида алкогольной
продукции, литров;
Rj - налоговая ставка на j-ый вид алкогольной продукции,
рублей;
N - норматив распределения акциза в бюджет субъекта РФ по
j-ому виду алкогольной продукции, установленный
законодательством Российской Федерации, %.
Единый налог на вмененный доход
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности рассчитывается на основании данных отчета налоговых органов "О налогооблагаемой базе и поступлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" с учетом корректирующего коэффициента J, утверждаемого законом об окружном бюджете на предстоящий финансовый год, и установленных налоговых ставок.
См. значение корректирующего коэффициента J на 2002 г.
Расчет суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности рассчитывается отдельно для физических и юридических лиц по формуле:
E = Сумма (Wi х Ji х R)N,
где:
E - планируемая сумма единого налога на вмененный доход,
рублей
Wi - сумма вмененного дохода по i-ому виду деятельности по
данным отчета налоговых органов "О налогооблагаемой
базе и поступлении единого налога на вмененный доход
для определенных видов деятельности", рублей
Ji - корректирующий коэффициент по i-ому виду
предпринимательской деятельности
R - ставка налога
N - норматив распределения единого налога на вмененный
доход в бюджет субъекта Российской Федерации,
установленный законодательством Российской Федерации,
%.
Налог на имущество предприятий
Расчет суммы налога на имущество предприятий и организаций производится по формуле:
I = S х С + On,
где:
I - планируемая сумма налога на имущество предприятий,
рублей
S - среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества
предприятий, рублей
C - ставка налога на имущество предприятий, установленная
законодательством, %
On - ожидаемая сумма недоимки, рублей
Налог на добычу полезных ископаемых
(за исключением углеводородного сырья)
Расчет поступлений налога на добычу полезных ископаемых осуществляется в соответствии с главой 26 НК РФ, исходя из планируемых объемов добычи полезных ископаемых на территории автономного округа, прогноза цен реализации добываемых полезных ископаемых и установленных налоговых ставок.
Плановый объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых определяется отдельно по каждому виду сырья (подземная вода, общераспространенные полезные ископаемые и пр.).
Прогнозный объем поступлений налога рассчитывается по формуле:
Т
Дj = Сумма (Vji х Pji х Rj)Nj + On,
i=1
где:
Дj - сумма планируемых поступлений налога на добычу j-го
вида сырья, рублей
1,2... Т - недропользователи, добывающие j-й вид сырья
Vji - прогнозируемый объем добычи j-го вида сырья i-ым
недропользователем, тонн (куб. метров, кг и т.п.);
Pji - плановая цена реализации единицы j-го вида сырья i-ым
недропользователем, рублей за единицу
Rj - ставка налога на добычу j-го вида сырья, %
Nj - норматив распределения налога на добычу в бюджет
субъекта Российской Федерации по j-ому виду сырья,
установленный законодательством Российской Федерации,
%
On - ожидаемая сумма недоимки по налогу на добычу на конец
года n, предшествующего планируемому, рублей
Земельный налог и арендная плата за землю
Расчет суммы поступлений земельного налога и арендной платы за землю производится в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" и Законом автономного округа от 10 февраля 1997 г. N 7 "О ставках, условиях и порядке взимания земельного налога и арендной платы за землю в Ямало-Ненецком автономном округе" (с изменениями и дополнениями), на основании данных, представленных органами, в компетенцию которых переданы вопросы управления и распоряжения землей, с учетом индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю и нормативов централизации, установленных законодательством Российской Федерации по следующим формулам:
Земельный налог
Z = Z гп не мнс + Z гп мнс + Z нсх + Z сх,
где:
Z - планируемая сумма земельного налога, подлежащая
зачислению в бюджет муниципального образования,
рублей
Z гп не мнс - сумма земельного налога за земли городов и поселков,
не отнесенных к местам проживания малочисленных
народов Крайнего Севера, подлежащая уплате в бюджет
муниципального образования, рассчитывается по
формуле:
Z гп не мнс = Z гп не мнс х N 1,
где:
Z гп не мнс - сумма земельного налога за земли городов и поселков,
не отнесенных к местам проживания малочисленных
народов Крайнего Севера всего, рублей
N 1 - норматив распределения в бюджет муниципального
образования земельного налога за земли городов и
поселков, не отнесенных к местам проживания
малочисленных народов Крайнего Севера, установленный
законодательством Российской Федерации, %
Z гп мнс - сумма земельного налога за земли городов и поселков,
отнесенных к местам проживания малочисленных народов
Крайнего Севера всего, рублей
Z нсх - сумма земельного налога за земли
несельскохозяйственного назначения всего, рублей
Z сх - сумма земельного налога за земли
сельскохозяйственного назначения и за земли,
используемые в качестве оленьих пастбищ, подлежащая
уплате в бюджет муниципального образования,
рассчитывается по формуле:
Z сх = Z сх х N 2,
где:
Z сх - сумма земельного налога за земли
сельскохозяйственного назначения и за земли,
используемые в качестве оленьих пастбищ всего, рублей
N 2 - норматив распределения в бюджет муниципального
образования земельного налога за земли
сельскохозяйственного назначения и за земли,
используемые в качестве оленьих пастбищ,
установленный законодательством автономного округа, %
Арендная плата за землю
А = Агп +Апр + Асх
где:
A - сумма арендной платы за землю, подлежащая зачислению
в бюджет муниципального образования всего, рублей
Агп - сумма арендной платы за земли городов и поселков,
остающаяся в бюджете муниципального образования,
рассчитывается по формуле:
Агп = Сумма Агп х N 1,
где:
Сумма Агп - сумма арендной платы за земли городов и поселков
всего, рублей
N 1 - норматив распределения в бюджет муниципального
образования арендной платы за земли городов и
поселков, установленный законодательством Российской
Федерации, %
Апр - сумма арендной платы за земли несельскохозяйственного
назначения всего, рублей
Асх - сумма арендной платы за земли сельскохозяйственного
назначения, подлежащая уплате в бюджет муниципального
образования, рассчитывается по формуле:
Асх = Сумма Асх х N 2,
где:
Сумма Асх - сумма средней платы за земли сельскохозяйственного
назначения всего, рублей
N 2 - норматив распределения в бюджет муниципального
образования платы за земли сельскохозяйственного
назначения, установленный законодательством
автономного округа, %
Формирование бюджетов муниципальных образований автономного округа
по расходам
Местное самоуправление
Методика расчета расходов на функционирование органов местного самоуправления включает в себя основные принципы, применяемые для расчета объемов минимально гарантированных затрат на содержание органов местного самоуправления в 2003 году за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Формирование расходов на содержание органов местного самоуправления должно базироваться на принципах, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2003 год: "аппарат управления должен быть рациональным, эффективным, компактным и работающим".
Годовой фонд оплаты труда муниципальных служащих рассчитывается на основе следующих нормативных документов:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О денежном содержании муниципальных служащих в Ямало-Ненецком автономном округе" от 13 февраля 2001 г. N 12-ЗАО;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О денежном содержании муниципальных служащих в Ямало-Ненецком автономном округе" от 7 марта 2002 г. N 4-ЗАО.
При этом к должностным окладам и надбавкам за квалификационный разряд муниципальных служащих применяется коэффициент индексации 2,0.
Расчет фонда оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" с учетом изменений и дополнений.
Расходы на оплату труда персонала по охране и обслуживанию зданий определяются в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" с изменениями от 6 февраля 2001 года и с учетом, того что с 1 октября 2003 года будет увеличена ставка 1 разряда Единой тарифной сетки с 450 рублей до 600 рублей, что соответствует индексации фонда оплаты труда работников этой категории в 1,33 раза.
При защите минимально гарантированных расходов на содержание органов местного самоуправления представляется проект сводного штатного расписания на 2003 год в разрезе структуры органов местного самоуправления.
Увеличение численности работающих в органах местного самоуправления должно быть обоснованно расчетами и нормативными документами.
В случае увеличения штатной численности работающих без соответствующих обоснований расходы на содержание органов местного самоуправления будут приняты, исходя из фактического среднегодового замещения за 2001 год.
На выплату надбавок и доплат, разрешенных законодательством о труде, но не регламентированных законами автономного округа, представляются отдельные расчеты (секретность, звание и т.п.)
Размер начислений на оплату труда составит 35,8%.
По сметам учреждений предусматриваются средства в соответствии с заключенными соглашениями на реструктуризацию задолженности во внебюджетные фонды на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" и от 21 февраля 2002 г. N 123 "Об изменении срока подачи заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности некоторых юридических лиц".
Кроме общего анализа расходов по разделу 0106, следует представить анализ фактических расходов по прочим экономическим статьям сметы с учетом движения численности работающих в органах местного самоуправления за последние три года, увеличения количества автопарка, пробега автомобилей и т.п.
Нормы возмещения командировочных расходов, установленные постановлением Губернатора автономного округа от 12 июля 2002 г. N 198, закладываются в основу расчета объемов командировочных расходов (суточные, оплата жилья, оплата проезда). При этом учитывается численность муниципальных служащих, а также выполняемые ими функции.
Другие расходы определяются следующим образом:
- на оплату услуг связи, исходя из договоров на оказание услуг связи;
- на оплату коммунальных услуг, исходя из площади, предоставляемой органам местного самоуправления для обеспечения их деятельности, договоров на оплату предоставляемых услуг сторонними организациями и установленными лимитами потребления тепло и энергоснабжения.
Для определения расходов на приобретение оборудования представить анализ за 3 года по форме: имеется в наличии (по укрупненным позициям - автомобили, катера, лодки, оргтехника и т.п.), планировалось приобрести, фактически приобретено на те средства, что предусматривались или были дополнительно выделены из бюджета.
Расходы на капитальный ремонт административных зданий должны быть подтверждены актами обследования, проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта, согласованной в отделе предварительного контроля капитальных расходов управления казначейства департамента финансов Администрации автономного округа.
Правоохранительная деятельность
Методика расчета расходов на содержание органов внутренних дел, государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации Ямало-Ненецкого автономного округа в 2003 году включает в себя основные принципы, применяемые для расчета объемов минимально гарантированных затрат за счет средств местных бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Увеличение сети, штатов и контингентов в системе органов правоохранительной деятельности муниципальные образования согласовывают с департаментом экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа, после чего проект бюджета по расходам на 2003 год на содержание правоохранительных органов рассматривается в департаменте финансов Администрации автономного округа.
Среднегодовая численность лиц рядового состава, сотрудников, имеющих специальные звания, гражданского персонала, учитываемая в расчетах на 2003 год, не может превышать численность, принятую в сметах на 2002 год.
Расходы на оплату труда сотрудников, чьи должностные оклады определяются по Единой тарифной сетке, формируются с учетом увеличения ставки 1 разряда Единой тарифной сетки с 450 руб. до 600 руб. с 1 октября 2003 года, что соответствует индексации в 1,33 раза.
Социальная сфера
Формирование расходов по сметам учреждений социальной сферы на 2003 год осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, утвержденной Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. N 115-ФЗ с последующими изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об установлении системы государственных минимальных стандартов и нормативов финансовых затрат для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований" с изменениями и дополнениями.
При формировании смет доходов и расходов должны быть соблюдены следующие принципы:
- приведение бюджетных расходов в соответствие с бюджетным законодательством и реальными возможностями бюджета автономного округа;
- достижение высокой эффективности государственных расходов;
- прекращение практики софинансирования расходов бюджетных учреждений из бюджетов разных уровней;
- сокращение нерациональных затрат бюджетополучателей;
- упорядочение системы социальных льгот и компенсационных выплат;
- социальные услуги в области образования и здравоохранения должны получить разграничение на платные и бесплатные;
- государственные закупки необходимо осуществлять только на основе конкурсного отбора и анализа конъюнктуры цен на ТМЦ;
- оплата расходов за потребляемые топливно-энергетические ресурсы должна жестко увязываться с тарифной политикой автономного округа в этой сфере;
- усиление контроля за использованием внебюджетных средств бюджетными учреждениями.
За основу формирования смет доходов и расходов берется анализ исполнения за 2001 год, данные расшифровок к годовому отчету, а также сопоставимые плановые и фактические показатели, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Разворот сети на 2003 год будет учитываться только при рассмотрении и согласовании с департаментом экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа с обоснованием необходимости ее открытия.
Также, при формировании смет доходов и расходов рекомендуется использовать следующие материалы, представляемые территориальными органами Госкомстата Российской Федерации:
- форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
- форма N 1-услуги "Объем платных услуг населению";
- форма N 11 "О наличии, вводе и выбытии основных фондов".
При рассмотрении в департаменте финансов Администрации автономного округа проекта бюджета на 2003 год органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо представить в разрезе отраслей (по основным подкодам) заполненные формы, согласно приложениям 1, 2 к настоящей методике.
При изменении сетевых показателей, действующих на 1 января 2002 года, предоставляются подробные расчеты в разрезе отраслей бюджетной сферы.
Доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход
Кроме бюджетных средств, учреждения могут иметь в своем распоряжении средства, полученные из внебюджетных источников. Наряду со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетным учреждениям могут поступать и целевые средства, к которым относятся средства, поступающие от родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за содержание детей в детских музыкальных школах, за питание детей в интернатах при школах. Указанные средства расходуются в соответствии с дополнительной сметой.
Законодательство предусматривает как минимум 3 вида внебюджетных средств для бюджетного учреждения:
- от предпринимательской деятельности;
- целевые средства;
- безвозмездные перечисления.
В результате отсутствия однозначного определения на сегодня органы, исполняющие бюджет, консолидируют в бюджете платные услуги, доходы от предпринимательской деятельности и целевые средства (в том числе родительскую плату за содержание детей в детских учреждениях) и т.д.
Указанные средства отражаются в доходах бюджета по коду 2019000 "Прочие неналоговые доходы" и в расходах - в соответствии с утвержденной сметой по статьям экономической классификации расходов.
Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности являются объектами налогообложения.
Целевые средства не облагаются налогом на прибыль, согласно пункту 16 Инструкции ГНС России от 20 августа 1998 г. N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями" и пункту 14 статьи 251 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При переходе на казначейское исполнение бюджетов все доходы и расходы должны проходить через лицевые счета бюджетополучателей (в том числе и за счет поступлений от родительской платы).
Аналитический учет указанных средств ведется в соответствии с инструкциями, утвержденными Приказами Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15-н и от 30 декабря 1999 г. N 107-н (в редакции от 9 июня 2001 года).
Бюджетное планирование осуществляется по двум направлениям: текущие расходы и расходы капитального характера.
Текущие расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы.
Капитальные расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая капитальный (восстановительный) ремонт, расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования. При защите расходов бюджета на капитальный (восстановительный) и текущие ремонты необходимо пройти согласование параметров и объемов ремонта в отделе предварительного контроля капитальных расходов управления казначейства департамента финансов Администрации автономного округа. В составе расходов капитального характера, при определении финансового норматива не включаются расходы на капитальное строительство, которые рассматриваются департаментом экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа по программе капитальных вложений.
Текущие расходы
1. При расчете фонда оплаты труда принимаются только условия оплаты труда, установленные федеральными нормативными актами и нормативными актами автономного округа. Расходы на оплату труда в 2003 году по учреждениям социальной сферы планируются на основе утвержденных штатных расписаний бюджетных учреждений, сводных тарификационных списков работников учреждений. По учреждениям здравоохранения необходимо представить сведения о выплате заработной платы работникам лечебно-профилактических учреждений за счет средств, полученных за оказанные медицинские услуги по системе обязательного медицинского страхования.
Расходы на оплату труда с 1 октября 2003 года по учреждениям социальной сферы планируются исходя, из ставки первого разряда Единой тарифной сетки, увеличенной с 450 до 600 рублей.
При этом коэффициент индексации заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, составит 1,33.
2. Начисление на фонд оплаты труда по социальной сфере планируется в размере - 35,8% от начисленного фонда оплаты труда и состоит из единого социального налога в размере 35,6% и страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.
3. В связи с ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы при расчете предельных объемов бюджетного финансирования на 2003 год по предметным статьям 110720, 110721, 110723, 110730, 110740 расходы индексируются в 1,3 раза.
4. Другие статьи индексации не подлежат.
5. Всем бюджетополучателям необходимо провести работу по инвентаризации кредиторской задолженности и ее санкционированию. При этом, необходимо учесть условия, изложенные в письме департамента финансов Администрации автономного округа от 3 июля 2001 г. N 2054-АС, при которых кредиторская задолженность может рассматриваться при формировании проекта бюджета, а именно:
- не принимается к рассмотрению задолженность, возникшая в связи с произведенными в предыдущие годы расходами, не нашедшими отражения в годовых отчетах, а также не подтвержденными соответствующими договорами и актами сверки взаимозачетов за поставленную продукцию, оказываемые услуги или выполненные работы;
- не принимается к рассмотрению задолженность, возникшая в результате осуществления несанкционированных соответствующим бюджетом на 2001 год расходов, превысивших уровень законодательно утвержденных плановых назначений;
- не принимается к рассмотрению задолженность по обеспечению перешедших на 2002 год выплат заработной платы, денежного довольствия, компенсационных и иных выплат и пособий, так как эти расходы были обеспечены ассигнованиями в пределах утвержденного бюджета;
- проведение в обязательном порядке полной инвентаризации кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2002 года.
6. Наличие расшифровки объема кредиторской задолженности по формам 1,2, утвержденные распоряжением Администрации автономного округа от 20 июля 2001 г. N 814-р.
7. Совместно с расчетами по формированию бюджета необходимо представить расчеты по формированию доходов от предпринимательской деятельности по отраслям бюджетной сферы в разрезе видов предоставляемых услуг.
8. По учреждениям социальной сферы предоставляются сведения о численности работающих в бюджетном учреждении с распределением их по разрядам ЕТС и структуре фонда оплаты труда, согласно приложению 3 к настоящей методике.
9. В бюджетах предусматриваются средства, в соответствии с заключенными соглашениями, на реструктуризацию задолженности во внебюджетные фонды на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001 года", от 23 августа 2001 г. N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся на 01.01.2001 года" с изменениями от 2 февраля 2002 года.
Социальная политика
Формирование расходов, связанных с реализацией мер, предусмотренных социальной политикой Губернатора автономного округа на 2003 год, осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 115-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 51-ФЗ, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
При формировании бюджета учитываются установленные минимальные социальные стандарты, анализ исполнения за 2001 год, нормативные и законодательные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
При защите объема финансирования компенсационных выплат на 2003 год по учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, необходимо представить штатные расписания.
Кроме того, необходимо представить анализ по всем видам льгот, компенсационных выплат и количеству получателей в разрезе федеральных законов и законов автономного округа и иных нормативно-правовых актов автономного округа за 2001 год и 7 месяцев 2002 года.
Расходы капитального характера
Планирование расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования и на капитальный ремонт осуществляется в ранее действовавшем порядке: по минимальным стандартам и финансовым нормативам (по отраслям, где они разработаны) или в процентном отношении от текущих расходов с учетом действующей сети бюджетных учреждений.
Реализация (исполнение) окружных целевых программ муниципальными образованиями автономного округа, в том числе по финансированию капитальных расходов местных бюджетов, обеспечивается передачей финансовой помощи (субвенции) из окружного бюджета в объемах, определенных в установленном порядке.
Промышленность, энергетика и строительство
Расчет потребности в бюджетных средствах на субсидирование газоснабжающих организаций, реализующих сжиженный газ по регулируемым ценам (тарифам), осуществляется, исходя из действующих (прогнозных) цен на природный газ и расчетных сумм убытков соответствующих организаций.
Расчет потребности в бюджетных средствах на субсидирование производства хлеба и по топливу для населения, реализуемому по фиксированным ценам, по содержанию факторий и по возмещению транспортных затрат с 11 км пути предприятиям потребительской кооперации осуществляется, исходя из освоения бюджетных средств по данным направлениям расходов в 2001 году и за 8 месяцев 2002 года.
Для оценки потребности в бюджетных средствах на финансирование капитального строительства необходимо представить пообъектные сведения об инвентаризации всего незавершенного строительства на территории муниципального образования, финансируемого за счет средств местного бюджета, с обязательным указанием следующих позиций:
- наименование объекта, строительный адрес;
- проектная мощность объекта (кв.м, мест, км и т.д.);
- год начала и год окончания строительства;
- сметная стоимость строительства в базовых ценах 1991 года с выделением стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
- стоимость незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2002 года в базовых ценах 1991 года с выделением стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
- прогноз остатка сметной стоимости на 1 января 2003 года в базовых ценах 1991 года (с учетом ассигнований на 2002 год) с выделением стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
- прогноз потребности в бюджетных средствах на 2003 год в базовых ценах 1991 года с выделением стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
- прогноз потребности в бюджетных средствах на 2003 год в текущих ценах с выделением стоимости строительно-монтажных работ и материалов;
К рассмотрению применяются только объекты, обеспеченные проектно-сметной документацией, включающей в том числе утвержденный сводный сметный расчет стоимости строительства, а также имеющие положительное заключение вневедомственной экспертизы.
Не принимается к рассмотрению кредиторская задолженность, возникшая в результате нарушения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации о принятии бюджетополучателями (заказчиком-застройщиком) денежных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Потребность в бюджетных средствах на финансирование строительства объектов в рамках действующих целевых программ будет определяться исходя из предельных объемов финансирования соответствующих программ на 2003 год, определенных в установленном порядке.
Сельское хозяйство и рыболовство
Расчет потребности в бюджетных средствах на субсидирование содержания социальной сферы села и отраслей сельского хозяйства, охрану оленьих пастбищ, финансирование мероприятий по инвентаризации поголовья оленей, осуществляется, исходя из освоения бюджетных средств по данным направлениям расходов в 2001 году и за 8 месяцев 2002 года.
Транспорт, связь и информатика
Расчет потребности в бюджетных средствах на субсидирование городского пассажирского транспорта осуществляется, исходя из освоения бюджетных средств по данным направлениям расходов в 2001 году и за 8 месяцев 2002 года.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Расчет потребности в бюджетных средствах на покрытие убытков (субсидирование) муниципальных предприятий жилищно-коммунального комплекса от реализации жилищно-коммунальных услуг населению, на капитальный ремонт жилищного фонда, финансирование мероприятий по благоустройству и подготовке к зиме осуществляется, исходя из нормативов, утвержденных правовыми актами автономного округа.
По направлениям расходов, не обеспеченным нормативами, потребность в бюджетных средствах определяется расчетным путем, исходя из освоения бюджетных средств в 2001 году и за 8 месяцев 2002 года.
Раздел 3004 "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам"
В данном разделе могут быть предусмотрены следующие расходы:
- расходы местных бюджетов на поддержку либо содержание территориальных федеральных органов исполнительной власти;
- поддержку либо содержание судов;
- поддержку либо содержание органов прокуратуры;
- поддержку либо содержание правоохранительных органов;
- расходы по содержанию местных статистических органов, произведенные за счет средств местных бюджетов.
Планированию расходов должен предшествовать анализ за предыдущий период с представлением расшифровок мероприятий, расчетов и обоснований нормативными документами.
Приложение 1
к методике
формирования бюджетов
муниципальных образований
по доходам и расходам
на 2003 год
Расчет бюджета муниципального
образования ________________________________________________ на 2003 год
по_______________________________________________________________________
(наименование отрасли) (предоставляется в разрезе каждого раздела)
Наименование статей экономической классификации расходов |
Исполнение бюджета за 2001 год |
План на 2002 год, утвержденный представительным органом муниципального образования |
Уточненный план на 2002 год |
Исполнение бюджета на 1 августа 2002 года |
Ожидаемое исполнение за 2002 год |
Проект бюджета на 2003 год |
Примечание |
Приложение 2
к методике
формирования бюджетов
муниципальных образований
по доходам и расходам
на 2003 год
Расчет проекта бюджета
муниципального образования __________________________________ на 2003 год
по внебюджетным средствам по___________________________________________
(наименование ведомства) (предоставляется по своду в разрезе разделов)
2001 год | 2002 год | Проект бюджета на 2003 год |
|||
план | исполнение | план | ожидание исполнения |
||
Доходы | |||||
Расходы |
Приложение 3
к методике
формирования бюджетов
муниципальных образований
по доходам и расходам
на 2003 год
Сведения
о численности работников бюджетных учреждений с распределением
по разделам Единой тарифной сетки и структуре фонда
оплаты труда
Наименование отрасли |
Количество ставок | Средний разряд |
Фонд оплаты труда | ||||||
начало года |
конец года |
среднегодовое | основной оклад |
районный коэффициент и северная Надбавка |
доплаты и надбавки |
премия | другие выплаты |
||
Образование | |||||||||
Культура | |||||||||
Здравоохранение | |||||||||
СМИ | |||||||||
Социальная политика |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.