Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 27 февраля 2003 г. N 908
Отзыв
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа на проект
федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
27 февраля 2003 года п. Тазовский
Рассмотрев проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа считает, что некоторые его положения не соответствуют Конституции Российской Федерации и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 года N 12-П в части равноправного конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Положения данного законопроекта предусматривают исключение подпунктов "б" и "л" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", что по существу означает исключение из ведения субъектов Российской Федерации полномочий по установлению основ организации и деятельности своих законодательных (представительных) органов государственной власти и своего административно-территориального устройства. В то время как в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76, частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется путем издания федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.6 законопроекта устанавливает, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленные в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 данного законопроекта, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территории автономных округов, если иное не установлено федеральным законом. При этом возможность распределения указанных полномочий на основании договора между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа не предусматривается.
Пункт 3 статьи 26.6 законопроекта устанавливает, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территории автономных округов, если иное не установлено договором между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа.
Указанные положения законопроекта входят в противоречие со статьей 5, частью 2 статьи 11, частью 4 статьи 66, частью 4 статьи 76, частью 2 статьи 76, частью 1 статьи 77, статьей 78 Конституции Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 года N 12-П, согласно которым вхождение автономного округа в состав области не умаляет конституционно-правового статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации со своей системой государственных органов, территорией, законодательством. Край, область, автономный округ как конституционно самостоятельные и равноправные субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, а в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на основании части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в равной степени краями, областями, автономными округами и иными субъектами Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 3 законопроекта значительно сужает компетенцию и полномочия субъектов Российской Федерации, предусматривая, что принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих нормативному правовому акту федерального органа государственной власти (подзаконному акту), не допускается. При этом не учитывается предмет ведения, по которому принят акт субъекта Российской Федерации. Вместе с этим, согласно частям 4 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации и тем более не нормативный правовой акт федерального органа государственной власти.
Статья 26.4 законопроекта устанавливает порядок участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассмотрении проектов федеральных законов, не имеющий конституционного обоснования.
На основании изложенного Государственная Дума автономного округа предлагает внести в проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изменения согласно замечаниям и предложениям (прилагается), изложив статью 26.6 проекта федерального закона в следующей редакции:
"Статья 26.6. Разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа (автономных округов)
Полномочия, указанные в статьях 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края, области, самостоятельно, если иное не установлено договором между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа (автономных округов).".
Необходимо отметить и то, что нормами законопроекта юридически некорректно регулируются вопросы гражданско-правового характера. Так, некоторые положения статей 26.12 и 26.15 законопроекта не согласуются с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.