Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение 2
к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 27 февраля 2003 г. N 908
Замечания и предложения
к проекту федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
N | Текст законопроекта | Текст поправки | Обоснование поправки | Текст законопроекта с учетом поправки |
1. | Пункт 1 статьи 1: "1. Абзац второй преамбулы изложить в следующей редакции: "Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с органами государственной власти Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". |
Слова "федеральными конституционными законами" исключить |
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Согласно иным нормам (часть 5 статьи 66, часть 1 статьи 137) принятие федеральных конституционных законов возможно в отношении субъектов Российской Федерации как государственно-публи- чных образований, но не в отношении их органов государственной власти. В связи с тем, что представленный проект закона и Федеральный закон, в который предполагается внести следующие изменения, имеют предметом регулирования общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанная сфера отношений не может регулироваться федеральными конституционными законами. |
Пункт 1 статьи 1 изложить в следующей редакции: "1. Абзац второй преамбулы изложить в следующей редакции: "Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с органами государственной власти Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". |
2. | Абзац второй пункта 6 статьи 1: "в пункте 6 слова "законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно" заменить словами "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации". |
Исключить | Считаем избрание формы осуществления депутатских обязанностей на постоянной либо непостоянной основе правом депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, которое может быть им реализовано в течение всего срока полномочий, тогда как предлагаемая редакция оставляет выбор: либо осуществление деятельности на постоянной основе только указанного в конституции (уставе) числа депутатов, либо в каждом отдельном случае внесение соответствующих изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, - что считаем нецелесообразным. |
|
3. | Абзац третий пункта 6 статьи 1: "пункт 9 изложить в следующей редакции: "9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются обособленно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами бюджета субъекта Российской Федерации в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускается, исключение составляют средства, предусмотренные на обеспечение деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и депутатов". |
После слов "Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации" добавить слова "утверждаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации". |
Предложенная редакция нарушает конституционный принцип разделения властей. |
Абзац третий пункта 6 статьи 1 изложить в следующей редакции: "пункт 9 изложить в следующей редакции: "9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматриваются обособленно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами бюджета субъекта Российской Федерации в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускается, исключение составляют средства, предусмотренные на обеспечение деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и депутатов". |
4. | Абзац шестой пункта 6 статьи 1: "в пункте 11 слова "его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности" заменить словами "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации".". |
После слов "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации" добавить слова "соответствующим законом субъекта Российской Федерации и регламентом, принятым данным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности". |
Регламент - это документ, определяющий деятельность законодательного (представительного) органа. Кроме того, конституция (устав) является по сути основным законом субъекта Российской Федерации и устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации его основной конституционно-право- вой статус, следовательно, Регламент не должен содержать конкретизирующих норм процессуального характера в отношении органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с их большим объемом, так как детальный порядок деятельности указанных органов может быть урегулирован законами и подзаконными актами субъекта Российской Федерации. |
Абзац шестой пункта 6 статьи 1 изложить в следующей редакции: "в пункте 11 слова "его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности" заменить словами "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, соответствующим законом субъекта Российской Федерации и регламентом, принятым данным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности". |
5. | В пункте 7 статьи 1: "В статье 5 в пункте 2 подпункт "б" исключить; подпункт "в" считать подпунктом "б" и изложить его в следующей редакции: "б) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации"; подпункты "г"-"к" считать соответственно подпунктами "в"-"и"; подпункт "л" исключить; подпункты "м" и "н" считать соответственно подпунктами "к" и "л". |
Исключить слова "в пункте 2 подпункт "б" исключить; подпункт "в" считать подпунктом "б" и изложить его в следующей редакции: "б) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации"; подпункты "г"-"к" считать соответственно подпунктами "в"-"и"; подпункт "л" исключить; подпункты "м" и "н" считать соответственно подпунктами "к" и "л", сохранив редакцию пункта 2 статьи 5 действующего Федерального закона. |
Внесение указанных поправок считаем нарушением конституционного принципа разделения властей: согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, исходя из чего последние вправе законодательно регулировать указанные вопросы. Положения существующей редакции подпункта "л" действуют в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации. Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопросы установления административно- территориального устройства субъектов Российской Федерации ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из статьи 73 Конституции Российской Федерации указанные вопросы относятся к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. |
Пункт 2 статьи 5 оставить в редакции действующего Федерального закона. |
6. | Абзац двенадцатый пункта 7 статьи 1: "абзац шестой считать подпунктом "д" и изложить его в следующей редакции: "д) оформляется решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)". |
Слова "и изложить его в следующей редакции: "д) оформляется решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" исключить. |
Считаем действующую редакцию реализацией конституционного принципа разделения властей и одним из механизмов системы сдержек и противовесов. |
Абзац двенадцатый пункта 7 статьи 1 изложить в следующей редакции: "абзац шестой считать подпунктом "д". |
7. | Последнее предложение абзаца пятого пункта 17 статьи 1: "8. ...Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в субъекте Российской Федерации избирателей". |
Слова "не менее половины всех зарегистрированных в субъекте Российской Федерации избирателей" заменить словами "не меньше избирателей, чем за его избрание". |
В соответствии с редакцией, принятой в первом чтении, ограничиваются права избирателей на отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. |
Последнее предложение абзаца пятого пункта 17 статьи 1 изложить в следующей редакции: "8. ...Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не меньше избирателей, чем за его избрание". |
8. | Пункт 19 статьи 1: "19. В статье 24: пункт 1 исключить; в пункте 2 слова "2. Законодательный (представительный) орган" заменить словами "Законодательный (представительный) орган". |
Исключить. | Исключение полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию участия в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждению или согласованию назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также по согласованию назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти приведет к деформации конституционного принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов на региональном уровне |
|
9. |
Пункт 20 статьи 1 (пункты 2,3 статьи 26.1 предлагаемой редакции): "2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами и принятыми на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. 3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями." |
Привести в соответствие с нормами Конституции РФ. |
На основании статей 11 и 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (часть 1), а по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 6 декабря 2001 г. N 250-О "По запросу Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11,71,72,73,76,77 и 78 Конституции РФ", приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъекта Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Таким образом, представляется, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ должны быть непосредственно установлены в соответствующих федеральных законах, а не в подзаконных актах. |
Пункты 2,3 статьи 26.1 изложить в следующей редакции: "2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. 3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, а также соглашениями". |
10. |
Пункт 20 статьи 1 (пункт 6 статьи 26.3 предлагаемой редакции): "Законами субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по вопросам, предусмотренным подпунктами 3,4,6,8-12,15-22,25,26,28-33 и 39 (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) пункта 2 настоящей статьи, с передачей необходимых материальных и финансовых средств." |
Дополнить данный пункт положением о том, что при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов РФ, делегированных им законами субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для исполнения акты и осуществлять контроль за их исполнением. |
Данное дополнение представляется необходимым в целях соблюдения норм Бюджетного кодекса РФ (статьи 139,140) об осуществлении контроля за целевым использованием передаваемых финансовых средств. |
Пункт 6 статьи 26.3 изложить в редакции: "Законами субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по вопросам, предусмотренным подпунктами 3,4,6,8-12, 15-22,25,26,28-33 и 39 (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) пункта 2 настоящей статьи, с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для исполнения органов местного самоуправления правовые акты и осуществлять контроль за исполнением переданных отдельных государственных полномочий субъектов РФ". |
11. |
Пункт 20 статьи 1 (Статья 26.3 предлагаемой редакции): "Принципы финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения 1. Полномочия:"далее по тексту |
1. Внести изменения в статью, установив в пункте 2 открытый перечень полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ: "42) другие полномочия в соответствии с федеральными законами". 2. Пункт 4 изложить в следующей редакции: "По вопросам, названным в пункте 2 настоящей статьи, принимаются федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования по указанным вопросам, и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Не допускается включение в вышеуказанные федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий". |
В соответствии с концепцией законопроекта все иные полномочия в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ принадлежат РФ. Это означает, что область совместного ведения, закрепленная статьей 72 Конституции РФ, переходит в исключительное ведение РФ, остальные полномочия лишь делегируются субъектам РФ, что не согласуется с Конституцией РФ. Статья закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Данный перечень нельзя назвать системным. Перечисленные полномочия затрагивают различные сферы правоотношений и не имеют единого основания для классификации. Полномочия касаются как общих вопросов организации органов государственной власти, так и тех вопросов, которые должны регулироваться отраслевым законодательством. Кроме того, попытка создать исчерпывающий перечень таких полномочий является нереальной, поскольку не может охватить всех сфер, которые подлежат правовому регулированию. Вместе с тем следует отметить, что в представленной редакции пункта 4 статьи 26.3 в нарушение статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, предлагается ограничить принцип самостоятельности бюджетов. |
1. Дополнить пункт 2 статьи 26.3 подпунктом "42" в редакции: "42) другие полномочия в соответствии с федеральными законами". 2. пункт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.