Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 февраля 2003 г. N 909
Отзыв
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа на проект
федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"
27 февраля 2003 года п.Тазовский
Рассмотрев проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа считает, что законопроект статьями 5 и 6 значительно сужает полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления, в то время как согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления путем отнесения рамочного регулирования на федеральный уровень и концентрации большей части регулятивных полномочий на региональном уровне, а исполнительских - на местном уровне, обеспечит полноценное регулирование вопросов местного самоуправления и решение вопросов местного значения.
Положения статьи 11 законопроекта не позволяют субъектам Российской Федерации регулировать формирование муниципальных образований на уровне сельских поселений исходя из имеющихся исторических и иных местных традиций, сохраняя при этом существующую "одноуровневую" территориальную организацию местного самоуправления, и не предусматривают реальный правовой механизм изменения уровня организации местного самоуправления при изменении социально-экономической ситуации в регионе. Полагаем, что определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, может быть различным, и оно должно зависеть от особенностей субъектов Российской Федерации, их исторических традиций, так как они неоднородны по своим географическим, природно-климатическим, хозяйственным, национальным и иным параметрам.
Для определения оптимального уровня территории местного самоуправления полномочия по определению численности населения, экономических, коммунально-бытовых, инженерных и транспортных параметров образования муниципалитетов, муниципальных районов и городских округов необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации исходя из федеральных стандартов. Необходимо также учитывать и то, что применение положений подпункта 10 пункта 1 статьи 11 в субъектах Российской Федерации, для которых характерны сложные природно-климатические условия, значительная удаленность поселений друг от друга, сложная транспортная схема, незначительная протяженность дорог с твердым покрытием, наличие представителей кочующего аборигенного населения, а также исторически сложившееся административное деление на города и районы, с учетом которого осуществляется местное самоуправление, также имеет свои специфические особенности.
Необходимым условием самостоятельности местного самоуправления является финансовая самостоятельность, которая должна получить надлежащее правовое обеспечение в данном проекте федерального закона. В главу 8 законопроекта следует внести ряд дополнений исходя из системного характера бюджетной сферы. При этом разграничить расходные полномочия в соответствии с установленными на федеральном уровне расходными обязательствами. Разграничить налоговые полномочия и доходные источники, что предполагает исключение практики расщепления федеральных налогов на территории. Ввести расширенный перечень региональных и местных налогов, исключив регулирующие доходные источники или закрепив их на долгосрочной основе. Кроме того, следует определить собственные доходы местных бюджетов в качестве основного ресурса для эффективной реализации закрепленных за органами местного самоуправления расходных полномочий. При этом гарантировать каждому муниципальному образованию минимальный норматив, в зависимости от типа муниципального образования, отчислений от налогов, поступления от которых подлежат разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня. Исходя из вышеизложенного считаем, что чрезмерная централизация доходов в федеральном бюджете, недостаточная обеспеченность муниципального образования по расходным статьям приведет к потере роли местного самоуправления и его конституционной самостоятельности.
На этом основании Государственная Дума автономного округа предлагает внести в проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения согласно изложенным замечаниям и предложениям (прилагается).
Депутаты Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.