Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 26 сентября 2003 г. N 1075
Отзыв
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа на проект
федерального закона N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования
межбюджетных отношений"
Рассмотрев проект федерального закона N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа считает, что некоторые его положения не соответствуют Конституции Российской Федерации и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 12-П в части равноправия конституционно-правового статуса всех субъектов Российской Федерации, в том числе и основам конституционного строя, а также Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 5 и части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации автономные округа наряду с иными субъектами Российской Федерации являются равноправными субъектами Российской Федерации, и положения, закрепленные в 72-й статье Конституции Российской Федерации, в равной мере распространяются и на автономные округа.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации "федеральный закон должен гарантировать права и интересы как Российской Федерации, так и ее субъектов, в том числе автономного округа и края (области), в состав которого он входит".
Принцип равноправия бюджетов субъектов Российской Федерации является доминирующим в статусе субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 5, часть 2 статьи 76 и часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации), таким образом, федеральный закон может урегулировать отношения между краем (областью) и автономным округом, входящим в состав края (области), основываясь на принципе равноправия субъектов Российской Федерации, - при равноправном участии и автономного округа и края (области), в состав которого он входит.
Вместе с тем проект федерального закона посягает на конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации и вытекающие из него принципы бюджетной системы Российской Федерации - самостоятельность бюджетов и равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации - и никаким образом не гарантирует права и интересы таких субъектов Российской Федерации, как автономные округа, входящие в состав края (области). Проект предлагает законодательно установить зависимость органов государственной власти автономных округов от органов государственной власти края (области) на получение налоговых доходов в процессе формирования доходной части бюджетов автономных округов. В результате закрепляется неравноправное участие субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе Российской Федерации.
Согласно данному проекту бюджеты автономных округов исключаются из состава бюджетной системы Российской Федерации.
Это подтверждает и положение проекта о том, что дотации из Федерального фонда финансовой поддержки для краев (областей), в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края (области), включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджеты краев (областей). Это положение говорит о том, что фактические потребности бюджетов автономных округов не будут учитываться. Хотя Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 4 июля 2003 года (статья 26-18) не предусматривает каких-либо ограничений при распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации в зависимости от того, автономный это округ или край (область), в состав которого он входит.
Согласно статье 2 Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ статья 26-18 вступает в силу с 1 января 2005 г. при условии вступления в силу не позднее 1 января 2005 г. федеральных законов о внесении вытекающих из требований вышеуказанного федерального закона изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации
Проект закона (предлагаемая редакция статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации), провозглашая принцип самостоятельности бюджетов, устанавливает "право и обязанность законодательных (представительных) и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс", но одновременно (новая редакция части 11 статьи 7) относит "определение порядка установления нормативов отчислений от региональных и местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти, то есть имеет место внутреннее противоречие закладываемых в нем норм.
Кроме того, проект закона предлагает установить чрезмерную централизацию доходов в федеральном бюджете, что является беспрецедентным в мировой практике случаем изъятия доходов у ресурсодобывающих регионов. Это, в частности, касается Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, обеспечивающих большую часть общего объема первичных энергетических ресурсов Российской Федерации. Все это может привести к несбалансированности бюджетных систем Ямало-Ненецкого автономного округа и аналогичных ему автономных образований, свертыванию финансирования долгосрочных программ, невыполнению ранее принятых бюджетных обязательств, сокращению расходов социального характера, установленных законами автономных округов на основании действующих норм федерального законодательства.
Исходя из вышеизложенного считаем, что в случае принятия настоящего федерального закона автономные округа практически потеряют свою самостоятельность, установленную Конституцией Российской Федерации, и их роль как равноправных субъектов Российской Федерации утратится. И в первую очередь изменения отрицательно скажутся на гражданах, проживающих на их территориях.
На этом основании Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа не поддерживает проект федерального закона N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" в представленной редакции.
Депутаты Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2003 г. N 1075 "Об отзыве Государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.