Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 марта 2004 г. N 1223
"О законодательной инициативе Государственной Думы Ямало-Ненецкого
автономного округа по внесению в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на основании частей 1 и 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта 21 статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2. Назначить официальным представителем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа С.Н.Харючи.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Предложить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В.Комаровой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Б.Спицнаделю, Е.Л.Керпельману оказать содействие в рассмотрении и принятии проекта федерального закона.
5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Харючи С.Н..
Председатель Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.Н.Харючи |
Вносится Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
Проект Федерального Закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принят Государственной Думой ________________________
Одобрен Советом Федерации ___________________________
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Российская газета, N 131, 08.07.2003, Российская газета, N 140, 15.07.2003 (уточнение), Парламентская газета, N 123, 08.07.2003, Собрание законодательства Российской Федерации, N 27 (ч.II), 07.07.2003, Приложение к "Российской газете", N 28, 2003 год) следующие изменения и дополнения:
1. Абзацы 82 и 83 пункта 17 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"2. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 7 статьи 26.3 и статьи 25.5 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, в соответствии с договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "пункте 7 статьи 26.3 и статьи 26.5 настоящего Федерального закона"
3. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации из числа полномочий, указанных в подпунктах 3, 5, 7-14, 21-25, 27-31, 34, 37, 40, 41 пункта 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, в соответствии с договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.".
2. Абзац 201 пункта 17 статьи 1 изложить в следующей редакции:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "Абзац 2 пункта 1 статьи 26.17"
"Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются: в бюджет края, области, в состав которого (которой) входит автономный округ, по нормативам, установленным договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.".
Статья 2. Пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"Пункт 17 статьи 1 настоящего Федерального закона в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьями 26-3, 26-5, 26-6 и главой IV-2 вступает в силу с 1 января 2006 года при условии вступления в силу не позднее 1 января 2006 года федеральных законов о внесении вытекающих из требований настоящего Федерального закона изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Москва, Кремль
"____" _________ 200_год
N _____-ФЗ
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации"
Посредством настоящего проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях синхронизации вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается увеличить переходный период в части вступления в силу пункта 17 статьи 1 до 1 января 2006 года.
Учитывая положения части 4 статьи 66 Конституции, можно говорить о субъектах РФ, отношения которых могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Таким образом, во взаимоотношениях "сложносоставных" субъектов РФ Конституция РФ устанавливает обязательное существование наряду с федеральным законом и соответствующего договора.
Федеральным законом, регулирующим взаимоотношения между областями (краями) с входящими в их состав автономными округами, является Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Некоторые его положения нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, это относится к статьям 26-6, 26-17 названного Федерального закона.
Так, пункт 2 статьи 26-6 Федерального закона устанавливает, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 7 статьи 26-3 и статье 26-5 Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территории автономных округов, если иное не установлено федеральным законом. При этом возможность распределения указанных полномочий на основании договора между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа не предусматривается.
Пункт 3 статьи 26-6 Федерального закона устанавливает, что ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов осуществляется органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территории автономных округов, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области и договором между органами государственной власти соответствующих края, области и автономного округа.
Кроме того, на основании данного Федерального закона (абзац 2 пункта 1 статьи 26-17) установлено, что доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет края, области, в состав которого (которой) входит автономный округ, по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Таким образом, автономные округа теряют денежные средства, обеспечивающие надлежащее исполнение оставшихся в сфере правового регулирования органов государственной власти округов полномочий, что может негативно отразиться на интересах населения. Следует отметить, что речь идет о жизненно важных полномочиях в сфере образования, здравоохранения, социальной и бюджетной сферах.
Подобное положение дел также может негативно отразиться на консолидированном бюджете области, учитывая значительные потери доходной части, вызванные изменениями в налоговом законодательстве.
Кроме того, законодательный пробел, в принципе, затруднит применение в этой части Федерального закона на практике, поскольку возникает несколько вариантов взаимоотношений: бюджет области - бюджет муниципального образования автономного округа, минуя бюджет автономного округа, либо бюджет области - бюджет автономного округа - бюджет муниципального образования.
Представляется, что решить данную проблему можно лишь посредством заключения соответствующего договора, для чего в Федеральном законе следует закрепить соответствующие нормы.
Статья 2 Федерального закона предусматривает в императивном порядке безвозмездную передачу имущества из федеральной собственности или муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо безвозмездную передачу имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность.
При этом законом не устанавливается необходимость передачи имущества из собственности автономного округа в собственность области.
В этой связи возникает ситуация, когда органы государственной власти области, получая дополнительные государственные полномочия, в целях их надлежащей реализации будут вынуждены либо приобретать (создавать) необходимое имущество, либо арендовать его, что предполагает большие финансовые затраты.
Таким образом, органы государственной власти области вместе с дополнительными полномочиями получат расходы, значительно превосходящие финансовые возможности бюджета. При этом нельзя забывать и об ответственности перед населением автономных округов за надлежащее исполнение государственных полномочий. Ведь социальные стандарты и гарантии, существующие в настоящее время на территории некоторых автономных округов, несколько выше существующих в области.
На основании изложенного представляется, что Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в отношении "сложносоставных" субъектов должен устанавливать лишь базовые положения таких отношений, отдавая детализацию последних на откуп соответствующих договоров.
При этом, учитывая особую масштабность и значимость проводимой административной реформы, призванной разграничить полномочия между всеми уровнями публичной власти, представляется необходимым увеличить переходный период для вступления в силу пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьями 26-3, 26-5, 26-6 и главой IV-2, по аналогии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на 1 год - до 1 января 2006 года. Продление переходного периода позволит всесторонне, качественно и своевременно реализовать нормы Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, прежде всего, на федеральном уровне.
Кроме того, в данном случае субъекты Российской Федерации получат дополнительное время, в том числе для осуществления юридических процедур, связанных с сокращением избыточных региональных управленческих структур, региональных государственных служащих, подготовки дополнительных рабочих мест для высвободившихся специалистов, а также проведения других мероприятий, необходимых для минимизации возможных негативных последствий для населения, что позволит плавно осуществить разграничение полномочий между органами государственной власти автономного округа и области (края).
В этой связи предлагаемые изменения и дополнения в Федеральный закон позволят устранить имеющиеся пробелы.
Проект федерального закона не приведет к дополнительным затратам из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению, дополнению
или принятию с принятием Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2004 г. N 1223 "О законодательной инициативе Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", март 2004 г., N 3/1
Постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2022 г. N 1205 настоящий документ признан утратившим силу с 5 декабря 2022 г.